Может ли инспектор гибдд составить протокол без водителя
Перейти к содержимому

Может ли инспектор гибдд составить протокол без водителя

  • автор:

Правила оформления протокола инспектором ГИБДД

Правила оформления протокола инспектором ГИБДД

Комментарии: 1 22.11.2019 Согласно действующему законодательству, привлечение человека к административной ответственности становится возможным только после того, как его вина признается полностью доказанной. Основанием для такого утверждения служит часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ, в которой указывается, что гражданин не обязан приводить доказательства собственной невиновности в совершении противоправных действий. Тем не менее, это приходится практически постоянно делать тем водителям, в отношении которых были составлены протоколы об административном правонарушении.

Правила оформления протокола инспектором ГИБДД 3

В случае, если водитель уверен, что инспектор ГИБДД не прав, ему стоит защищать собственные права. Сделать это можно еще на стадии составления протокола.

Правила оформления протокола инспектором ГИБДД 4

Цель проставления подписей в протоколе. Просто так ставить свою подпись нельзя ни в одном документе. Водитель вправе потребовать от сотрудника ГИБДД, чтобы он пояснил ему, для чего предназначена та или иная графа протокола. Тем не менее, согласно действующему законодательству, он обязан это сделать и без специальной просьбы со стороны водителя. В том случае, если работник ГИБДД требует немедленного проставления подписи на бланке, не давая никаких пояснений, то наиболее оптимальным вариантом будет включение видеокамеры. Обычно после этого процесс оформления начинает идти в рамках установленных законодательством норм. Подпись №1. Первую подпись в протоколе водитель должен проставить, как подтверждение того, что инспектор сообщил ему требования статьи 51 Конституции России, а также положения, изложенные в статье 25.1 КоАП. Перед осуществлением передачи водителю ручки и бланка, сотрудник ДПС должен полностью рассказать водителю его предусмотренные законом права, в соответствии с этими нормами. Первая из них предусматривает возможность не давать показания против самого себя. Во второй сообщается, что владелец автомобиля вправе знакомиться со всеми имеющимися в деле материалами, заявлять любые ходатайства и давать объяснения. После того, как эти нормы были озвучены, можно смело ставить подпись в первой графе протокола. Подпись №2. После того, как инспектор ГАИ сообщил водителю о том, что он имеет право выразить собственное мнение и письменное изложение мыслей, по поводу произошедшего. Для этой цели в протоколе имеется особая графа, в которую поместится 6-7 предложений. Начать стоит с выражения протеста, например «с протоколом не согласен» или «Никакого нарушения не совершал». По окончанию изложения, которое должно сводиться к невиновности водителя, ставится вторая подпись. Если места для подробного изложения ситуации недостаточно, водитель может попросить дополнительный лист бумаги. Подпись №3. После этого инспектор обязательно должен сообщить автомобилисту о том, в какое время и где будет вынесено постановление по данному случаю. Эта информация должна быть доведена до водителя даже в том случае, если постановление будет вынесено немедленно. После чего проставляется третья подпись. Подпись №4. Проставить ее необходимо только после того, как водителю будет вручена копия постановления об административном правонарушении. Она подтверждает то, что водитель такую бумагу получил. Итог. Подписи водителя в протоколе должны стоять обязательно. Это поможет, при необходимости, обжаловать его в судебном порядке. Если же отказаться от проставления подписи, инспектор может найти двух понятых, и расписываться будут уже они. Правда в этом случае, сотрудник ГИБДД получает находящихся на его стороне двух свидетелей того, что он все оформил правильно. Поэтому посторонних к оформлению протокола лучше не допускать.

Что будет, если отказаться предъявлять инспектору ГИБДД права

Спор с инспектором ГИБДД может вылиться в неприятности для автовладельца, даже если он считает, что страж порядка поступает неправильно. Что будет, если водитель откажется предъявлять права и выходить из машины? Об этом рассказала член ассоциации юристов России (АЮР) Асия Мухамедшина.

Как уточняет aif.ru со ссылкой на эксперта, водитель обязан выполнить распоряжение инспектора. Даже если полагает, что останавливать автомобиль причины не было, либо если патрульный не назвал своё имя, должность и причину досмотра.

Право водителя — спросить у инспектора, по какой причине ведется досмотр, попросить его представиться. Если наряд ГИБДД находится при исполнении служебных обязанностей, автолюбитель должен предоставить права и документы на автомобиль, причем, без удерживающих устройств и мешающих их прочтению обложек.

Эту обязанность предусматривает пункт 2.1.1 Правил дорожного движения. В нем указано, что водитель должен «иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, регистрационные документы на транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп».

Также инспекторам нужно предоставить полис обязательного страхования гражданской ответственности, в который вписан водитель транспортного средства.

Что будет, если водитель откажется предъявлять документы и выходить из автомобиля по просьбе инспектора? Эти действия могут быть квалифицированы как «неповиновение законному требованию сотрудника полиции». Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает за это административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Если водитель не исполняет требования сотрудника ДПС, к нему могут быть применены меры физического воздействия. Инспектор, в том числе, может извлечь его из автомобиля и составить протокол о совершении правонарушения. После задержания водителя дело будет передано в суд.

А вот если сотрудник ГИБДД не составит протокол, его действия будут квалифицироваться как незаконные. Доказать обратное инспектору будет крайне сложно.

Ранее стало известно, что новый КоАП введёт скидку в 50% на большинство штрафов. А попавшихся инспекторам нетрезвых водителей ограничат в правах до суда.

Что делать, если не согласен с протоколом сотрудника ДПС?

Протокол – документ, составляемый инспектором ГИБДД. По сравнению с постановлением о нарушении, не является окончательным решением после произошедшего и не указывает на вину водителя. Играет роль формального документа, в котором зафиксировано определённое событие.

На основе требований ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе должны содержаться следующие данные:

  • описание случившегося на дороге;
  • место и время правонарушения.

Кто составляет протокол об административном нарушении?

Ранее инспектор всегда занимался составлением протокола после выявления нарушения. Сейчас сотрудник ГИБДД имеет право сразу вынести постановление о правонарушении за исключением дел, которые связаны с лишением водительского удостоверения (ВУ) либо административным арестом.

С 2014 года протокол составляется только в том случае, если водитель не согласен с трактовкой произошедшего на дороге и решением инспектора.

По закону сотрудник ГИБДД может оформить документ позже. В ч.2 ст.28.5 КоАП РФ сказано, что для совершения этой процедуры отводится 2 дня. Например, для опроса свидетелей и выяснения дополнительных обстоятельств дела.

Стоит ли подписывать протокол, если не согласен с инспектором?

Разрешено не подписывать протокол. Инспектор не имеет право принудить водителя к оставлению подписи. Шофёр самостоятельно решает, подписывать или нет, признать вину или не согласиться с протоколом.

Как правильно оформить несогласие с протоколом на месте происшествия?

Отказываться от подписи не имеет особого смысла. Сотрудник ГИБДД просто сделает соответствующую пометку и документ всё равно будет признан действительным.

Тогда как правильно выразить несогласие с протоколом об административном правонарушении?

Логичнее оставить подпись и написать так: «Не согласен с вменяемым правонарушением. Требуется помощь защитника». Это предложение следует написать в поле, предназначенном для объяснений и замечаний.

Наличие подобного комментария не сыграет определяющей роли в вынесении решения об административном правонарушении. Для подтверждения невиновности необходимы доказательства. Однако его оставление станет логичным и последовательным шагом и покажет, что водитель намерен отстоять свою позицию.

Основания для признания протокола недействительным

протокол гибдд

Протокол считается недействительным в тех случаях, когда составлен с серьёзными нарушениями. В частности, речь идёт о важных фактах, касающихся произошедшего события.

Например, инспектор неверно указал дату и место аварии, допустил ошибку в данных свидетелей или лица, нарушившего ПДД.

Рассмотрим 1 случай из практики. До Верховного суда РФ дошёл один из жителей Москвы. В ходе рассмотрения его дела были обнаружены недочёты при составлении протокола. В частности, в документе содержались разные данные о времени совершения нарушения, отсутствовала подпись о разъяснении автовладельцу его прав.

В результате ВС РФ решил отменить протокол и постановление, содержащее решение о лишении ВУ. Также было установлено, что необходимо прекратить административное преследование человека в связи с отсутствием доказательств, на основании которых могли быть назначены предыдущие наказания.

Что необходимо обжаловать?

Протокол не обжалуется, так как является формальным документом, в котором шофёр не признаётся виновным. Постановление играет роль окончательного решения. Именно этот документ и нужно обжаловать.

Водителю выдаётся постановление лично в руки или отправляется заказным письмом. Второй способ доставки документа используется только в случаях фиксации нарушения ПДД при помощи дорожных камер.

О порядке обжалования

  1. Если останавливает инспектор и сообщает о нарушении правил дорожного движения, с чем человек не согласен.
  2. До оформления постановления (сначала составляется данный документ) необходимо сообщить инспектору о своём несогласии.
  3. Далее нужно дождаться, пока сотрудник ГИБДД заполнит бланк постановления и отдаст шофёру на ознакомление и подпись. В этом документе следует расписаться.
  4. Затем инспектор обязан составить протокол. Документ необходимо внимательно изучить. Если Вы не согласны с протоколом ГИБДД, следует оставить соответствующую отметку в поле «Объяснения и замечания» и расписаться.
  5. Копия постановления остаётся у водителя.
  6. На обжалование решения отводится 10-дневный срок. Водитель может обратиться в подразделение ГИБДД или судебную инстанцию.

Необходимо подготовить доказательную базу, чтобы отстоять свою точку зрения и отменить наказание. Это могут быть показания свидетелей, указания на процессуальные нарушения со стороны автоинспектора.

Для удобства в постановлении о правонарушении всегда представлена памятка с инструкцией, содержащей информацию о порядке обжалования и координаты подразделения ГИБДД.

Основные требования при составлении жалобы

В тексте жалобы необходимо указать следующую информацию:

  • название суда;
  • данные о заявителе;
  • сведения об участниках дела;
  • данные вступившего в силу постановления;
  • причины для отмены постановления.

К жалобе также необходимо приложить копию постановления.

Причины для обжалования постановления

В соответствии с главой 30 КоАП РФ основными причинами для обжалования постановления являются:

  1. Ошибка камеры видеофиксации из-за технической неполадки.
  2. Во время правонарушения за рулём авто находилось иное лицо.
  3. Нарушение ПДД не доказано.
  4. Штраф пришёл предыдущему собственнику, который продал автотранспортное средство.
  5. Постановление составлено с нарушениями.
  6. Действия шофёра были неправильно классифицированы.
  7. Нарушены права водителя, которого привлекают к ответственности.
  8. Водитель не согласен с позицией инспектора и желает оспорить решение.

Краткие итоги

  1. Обжалуется постановление, а не протокол.
  2. Водитель имеет право не расписываться в протоколе, однако это не сделает его недействительным.
  3. Для назначения шофёру наказания одного протокола недостаточно. Инспектор ГИБДД должен представить другие доказательства, включая видеоматериал, показания свидетелей и т.д.

Что будет, если не подписать протокол ГИБДД. Юристы все объяснили

В споре с инспекторами ГИБДД о том, было ли нарушение ПДД и кто прав в неоднозначной ситуации, автомобилисты нередко отказываются подписывать составленные материалы. Есть ли в этом смысл, объяснили Верховный суд и юристы

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Несогласные с предъявленными обвинениями со стороны инспекторов ГИБДД водители нередко наотрез отказываются подписывать составленные на них материалы — от протоколов до копий медосвидетельствования. Многие водители уверены — поставив подпись в протоколе и получив копии составленных документов, они автоматически признают свою вину, а вот если документы не подписать — есть шанс вовсе уйти от любой ответственности.

Свежее решение по этому поводу принял Верховный суд: юристы разобрали его по просьбе Autonews.ru и объяснили, чем грозят водителю неподписанные протоколы и постановления, которые оформляют инспекторы ГИБДД.

Не подписал протокол ГИБДД: что это значит

Поводом для нового ответа со стороны Верховного суда стала жалоба автомобилиста из Санкт-Петербурга. В 2021 году его за рулем Nissan Qashqai остановили инспекторы ГИБДД — от водителя пахло алкоголем и его отстранили от управления машиной и отправили на медосвидетествование. Приехав к медикам, водитель проходить тестирование отказался. Вместе с этим он не стал подписывать протокол отстранения от управления, а также направление на медосвидетельствования и все сопутствующие акты. На этом основании водитель начал судебные тяжбы, которые растянулись более чем на два года: автомобилист потребовал снять с него обвинение по ч.1 ст.12.26 КоАП «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». За это грозит штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок до двух лет. Однако Верховный суд оставил решения нижестоящих инстанций в силе. Согласно позиции ВС, водитель сам отказался от подписи в указанных документах — например, не стал расписываться в графе, подтверждающей получение копий материалов. В итоге все их просто оставили в материалах дела.

Фото: Shutterstock

Фото: Autonews.ru

«То обстоятельство, что водителю не были вручены копии процессуальных документов, составленных в отношении него сотрудником ГИБДД, не влечет отмену судебных актов, поскольку от подписи в соответствующих графах протокола об отстранении от упраления, акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения о получении копий данных материалов он отказался», — говорится в решении ВС.

Почему протоколы ГИБДД надо подписывать

Многие водители ошибочно полагают, что, не подписывая протокол, они выражают свое несогласие с нарушением. Об этом в беседе с Autonews.ru заявил юрист Арег Оганесян.

«Более того, кто-то и вовсе думает, что без их подписи протокол будет признан недействительным. Однако, отказываясь от подписи, водитель вредит только самому себе», — предупредил юрист.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Он объяснил, что протокол будет действителен и без подписи автомобилиста. Для этого достаточно наличие подписи инспектора и указания на то, что водитель отказался подписывать протокол. Во-вторых, подпись протокола не означает согласие с нарушением: водитель по-прежнему будет иметь право на обжалование. А вот отказ от подписи протокола, наоборот, лишает автомобилиста права выразить замечания к нему и аргументировать несогласие.

В свою очередь адвокат Сергей Радько отказ от подписывания протокола назвал «самым глупым действием, которое водитель может совершить против себя». Он объяснил: если водитель протокол не подписал, ничего не помешает инспектору составить при желании на такого водителя еще с десяток дополнительных протоколов, которые он точно также мог не подписать.

«Отказ от подписи просто фиксируется соответствующей записью в документах и это ни на что не влияет. Протокол нужно подписывать, а вот в графе «Возражения» указывать, с чем автомобилисты не согласны. Здесь расписывать много не надо, просто кратко перечислить пункты. Например, время нарушения, места, вид нарушения. К примеру, можно написать, что нарушения не допускал, с протоколом не согласен, объяснения прикладываю в отдельном документе на двух листах. И там уже все подробно описать», — посоветовал Радько.

Основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД. Напомнил, что инспектор ГИБДД, в зависимости от его звания, имеет право составить на автомобилиста два документа — протокол о нарушении или сразу оформить постановление. В зависимости от документа, согласие или отказ автомобилиста их подписать, действительно может повлиять на ход дела.

«У нас есть два документа. Протокол и постановление о нарушении. Если инспектор уполномочен рассматривать административные дела, он на месте может выписать постановление о нарушении ПДД. Например, если у водителя нет страховки или был непристегнут ремень безопасности. Оформляя документ, инспектор должен спросить водителя, согласен он с тем, что нарушил и что сейчас ему выпишут постановление, или нет. Если водитель согласен, выносится постановление и протокол уже полицейский не составляет. У водителя есть также 10 дней на то, чтобы оспорить штраф. Но при этом в постановлении водитель ставит подпись в графе, что с нарушением он согласен», — объяснил Ильинов.

Эксперт уточнил: если водитель не согласен с вменяемым ему нарушением и не подписывает документ, то инспектор к постановлению еще и приобщает протокол о нарушении. В этом протоколе водитель может написать свое объяснение, с чем он не согласен. Но даже если постановление он не подписал, оно все равно уже вынесено и водителю придется идти его обжаловать. В этом случае протокол составляется именно как документ, где водитель может выразить свое несогласие.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

«Если же инспектор ГИБДД просто составляет протокол на месте, то неподписание этих документов водителю вообще ничего не дает. Ведь в протоколе нет графы о том, что человек согласен с нарушением. Там есть подпись за разъяснение прав и обязанностей, за то, что в его отношении возбуждено дело, а также за получение копии протокола. Если водитель не подпишет документ, инспектор просто зафиксирует это в протоколе. Не нужны будут даже понятые: достаточно снять все на видео. Обычно я так и советую делать инспекторам: предлагаем подписать, водитель не хочет, включаем видео, предлагаем еще раз, и записываем», — описал Ильинов тонкости оформления протоколов.

В дельнейшем копию неподписанного протокола водителю либо вручают лично, либо направляют по почте.

«С протоколам ситуации бывают разные. Некоторые водители могут написать объяснение и подписать, некоторые частично подписывают. При этом если водитель не согласен с протоколом и его не подписал, он, выходит, наоборот, свою позицию никак не выразил. Но принципиально отказ от подписи ничего не дает — судья в любом случае будет изучать все собранные документы и материалы. Дальше все будет зависеть от доказательной базы, которую собрал инспектор — если ее достаточно, дело рассмотрят, если нет — его прекратят», — объяснил Ильинов.

Как правильно написать в протоколе, что не согласен

Прежде, чем подписывать протокол, необходимо тщательно его изучить, убедиться в достоверности информации, а также в отсутствии пустых граф. Как посоветовал юрист Огонесян если водитель не согласен с протоколом, то в разделе «объяснения и замечания по содержанию протокола» необходимо указать несогласие с нарушением, а также отметить ошибки, допущенные в протоколе.

Также несогласие с нарушением необходимо выразить в графе для объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

«Там следует написать: «С нарушением не согласен. Нуждаюсь в помощи защитника.». Данная просьба является одновременно и ходатайством, а значит инспектор должен его рассмотреть. На практике 99% инспекторов игнорируют ходатайство и тем самым нарушают право автомобилиста на защиту, что впоследствии помогает водителю успешно обжаловать нарушение», — дал совет юрист.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Если замечаний слишком много, то можете оформить это отдельным документом. Но в таком случае важно, чтобы этот документ был зафиксирован в протоколе, как приложение. Для этого в графе «к протоколу прилагается» следует указать вышеназванный документ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *