На какой срок дают международные права
Перейти к содержимому

На какой срок дают международные права

  • автор:

Конвенции и соглашения

Международный пакт о гражданских и политических правах

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

Участвующие в настоящем Пакте государства,

принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира,

признавая, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства,

признавая, что, согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами,

принимая во внимание, что по Уставу Организации Объединенных Наций государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека,

принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в настоящем Пактe,

соглашаются о нижеследующих статьях:

Часть I

Статья 1

1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

3. Все участвующие в настоящем Пакте Государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

Часть II

Статья 2

1. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

2. Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.

3. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется:

a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

Статья 3

Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Статья 4

1. Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте Государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.

2. Это положение не может служить основанием для каких-либо отступлений от статей 6, 7, 8 (пункты 1 и 2), 11, 15, 16 и 18.

3. Любое участвующее в настоящем Пакте Государство, использующее право отступления, должно немедленно информировать другие Государства, участвующие в настоящем Пакте, через посредство Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению. Также должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда оно прекращает такое отступление.

Статья 5

1. Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте.

2. Никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме.

Часть III

Статья 6

1. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

2. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.

3. Когда лишение жизни составляет преступление геноцида, следует иметь в виду, что ничто в настоящей статье не дает участвующим в настоящем Пакте государствам права каким бы то ни было путем отступать от любых обязательств, принятых согласно постановлениям Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

4. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

5. Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

6. Ничто в настоящей статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством.

Статья 7

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.

Статья 8

1. Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду;

b) в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3 а не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание;

c) термином «принудительный или обязательный труд» в настоящем пункте не охватываются:

i) какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте b работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;

ii) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этническим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;

iii) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

iv) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.

Статья 9

1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.

2. Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение.

3. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

4. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

5. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

Статья 10

1. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

a) Обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц.

b) обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения.

3. Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу.

Статья 11

Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.

Статья 12

1. Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.

3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.

4. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.

Статья 13

Иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами.

Статья 14

1. Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.

2. Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону.

3. Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства:

a) быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему уголовного обвинения;

b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;

c) быть судимым без неоправданной задержки;

d) быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом таком случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника;

e) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;

f) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке;

g) не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.

4. В отношении несовершеннолетних процесс должен быть таков, чтобы учитывались их возраст и желательность содействия их перевоспитанию.

5. Каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.

6. Если какое-либо лицо окончательным решением было осуждено за уголовное преступление и если вынесенный ему приговор был впоследствии отменен или ему было даровано помилование на том основании, что какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, то это лицо, понесшее наказание в результате такого осуждения, получает компенсацию согласно закону, если не будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было в свое время обнаружено исключительно или отчасти по его вине.

7. Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

Статья 15

1. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением. Равным образом, не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника.

2. Ничто в настоящей статье не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом.

Статья 16

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 17

1. Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.

2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 18

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

4. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Статья 19

1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

a) для уважения прав и репутации других лиц;

b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Статья 20

1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.

2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом.

Статья 21

Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 22

1. Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

3. Ничто в настоящей статье не дает право Государствам, участвующим в Конвенции Международной организации труда 1948 года относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию, принимать законодательные акты в ущерб гарантиям, предусматриваемым в указанной Конвенции, или применять закон таким образом, чтобы наносился ущерб этим гарантиям.

Статья 23

1. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

2. За мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью.

3. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.

4. Участвующие в настоящем Пакте Государства должны принять надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей.

Статья 24

1. Каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

2. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя.

3. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства.

Статья 25

Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Статья 26

Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Статья 27

В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Часть IV

Статья 28

1. Образуется Комитет по правам человека (именуемый ниже в настоящем Пакте Комитет). Он состоит из восемнадцати членов и выполняет функции, предусматриваемые ниже.

2. В состав Комитета входят лица, являющиеся гражданами участвующих в настоящем Пакте государств и обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека, причем принимается во внимание полезность участия нескольких лиц, обладающих юридическим опытом.

3. Члены Комитета избираются и работают в личном качестве.

Статья 29

1. Члены Комитета избираются тайным голосованием из списка лиц, удовлетворяющих требованиям, предусматриваемым в статье 28, и выдвинутых для этой цели участвующими в настоящем Пакте государствами.

2. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство может выдвинуть не более двух лиц. Эти лица должны быть гражданами выдвигающего их государства.

3. Любое лицо имеет право на повторное выдвижение.

Статья 30

1. Первоначальные выборы проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Пакта.

2. По крайней мере за четыре месяца до дня каждых выборов в Комитет, кроме выборов для заполнения вакансий, объявляемых открывшимися в соответствии со статьей 34, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обращается с письменным приглашением к участвующим в настоящем Пакте государствам представить в течение трех месяцев кандидатуры в члены Комитета.

3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций составляет в алфавитном порядке список всех выдвинутых таким образом лиц с указанием участвующих в настоящем Пакте государств, которые выдвинули этих лиц, и представляет этот список участвующим в настоящем Пакте государствам не позднее, чем за один месяц до даты проведения каждых выборов.

4. Избрание членов Комитета проводится на заседании участвующих в настоящем Пакте государств, созываемом Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этом заседании, для которого кворумом является присутствие двух третей участвующих в настоящем Пакте государств, избранными в Комитет являются те лица, кандидатуры которых получают наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и голосующих представителей государств-участников.

Статья 31

1. В Комитет не может входить более чем по одному гражданину одного и того же государства.

2. При выборах в Комитет принимается во внимание справедливое географическое распределение членов и представительство различных форм цивилизации и основных юридических систем.

Статья 32

1. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными при повторном выдвижении их кандидатур. Однако срок полномочий девяти из тех членов, которые избраны на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих девяти членов определяются по жребию председателем заседания, о котором упоминается в пункте 4 статьи 30.

2. По истечении полномочий выборы производятся в соответствии с предшествующими статьями данной части настоящего Пакта.

Статья 33

1. Если по единогласному мнению других членов какой-либо член Комитета прекратил исполнение своих функций по какой-либо причине, кроме временного отсутствия, Председатель Комитета уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который объявляет затем место этого члена вакантным.

2. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета Председатель немедленно уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который объявляет это место вакантным со дня смерти или с того дня, когда выход в отставку становится действительным.

Статья 34

1. Когда объявляется открывшейся вакансия в соответствии со статьей 33 и если срок полномочий члена, который должен быть заменен, не истекает в течение шести месяцев после объявления этой вакансии, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет каждое участвующее в настоящем Пакте государство, которое может в течение двух месяцев представить в соответствии со статьей 29 кандидатуру для заполнения этой вакансии.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций составляет в алфавитном порядке список выдвинутых таким образом лиц и представляет этот список участвующим в настоящем Пакте государствам. Выборы для заполнения вакансии проводятся затем согласно соответствующим положениям данной части настоящего Пакта.

3. Член Комитета, избранный для занятия вакансии, объявленной в соответствии со статьей 33, занимает должность в течение остающейся части срока полномочий члена, который освободил место в Комитете, согласно положениям указанной статьи.

Статья 35

Члены Комитета получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей с учетом важности обязанностей Комитета.

Статья 36

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет необходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления функций Комитета в соответствии с настоящим Пактом.

Статья 37

1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций созывает первое заседание Комитета в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций.

2. После своего первого заседания Комитет собирается в такое время, которое предусмотрено в его правилах процедуры.

3. Комитет обычно собирается в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве.

Статья 38

Каждый член Комитета до вступления в исполнение своих обязанностей делает торжественное заявление на открытом заседании Комитета о том, что будет осуществлять свои функции беспристрастно и добросовестно.

Статья 39

1. Комитет избирает своих должностных лиц на двухгодичный срок. Они могут быть переизбраны.

2. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры, но эти правила должны, в частности, предусматривать, что

a) двенадцать членов Комитета образуют кворум;

b) постановления Комитета принимаются большинством голосов присутствующих членов.

Статья 40

1. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются представлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав:

a) В течение одного года после вступления в силу настоящего Пакта в отношении соответствующих Государств-участников;

b) После этого во всех случаях, когда того потребует Комитет.

2. Все доклады представляются Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который направляет их в Комитет для рассмотрения. В докладах указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на проведение в жизнь настоящего Пакта.

3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций после консультаций с Комитетом может направить заинтересованным специализированным учреждениям экземпляры тех частей докладов, которые могут относиться к сфере их компетенции.

4. Комитет изучает доклады, представляемые участвующими в настоящем Пакте Государствами. Он препровождает Государствам-участникам свои доклады и такие замечания общего порядка, которые он сочтет целесообразными. Комитет может также препроводить Экономическому и Социальному Совету эти замечания вместе с экземплярами докладов, полученных им от участвующих в настоящем Пакте Государств.

5. Участвующие в настоящем Пакте Государства могут представлять Комитету свои соображения по любым замечаниям, которые могут быть сделаны в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Статья 41

1. В соответствии с настоящей статьей участвующее в настоящем Пакте Государство может в любое время заявить, что оно признает компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо Государство-участник утверждает, что другое Государство-участник не выполняет своих обязательств по настоящему Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьей, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены Государством-участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются Государства-участника, не сделавшего такого заявления. Сообщения, полученные согласно настоящей статье, рассматриваются в соответствии со следующей процедурой:

a) Если какое-либо участвующее в настоящем Пакте Государство находит, что другое Государство-участник не проводит в жизнь постановлений настоящего Пакта, то оно может письменным сообщением довести этот вопрос до сведения указанного государства-участника. В течение трех месяцев после получения этого сообщения получившее его Государство представляет в письменной форме пославшему такое сообщение Государству объяснение или любое другое заявление с разъяснением по этому вопросу, где должно содержаться, насколько это возможно и целесообразно, указание на внутренние процедуры и меры, которые были приняты, будут приняты или могут быть приняты по данному вопросу.

b) Если вопрос не решен к удовлетворению обоих заинтересованных Государств-участников в течение шести месяцев после получения получающим Государством первоначального сообщения, любое из этих Государств имеет право передать этот вопрос в Комитет, уведомив об этом Комитет и другое Государство.

c) Комитет рассматривает переданный ему вопрос только после того, как он удостоверится, что в соответствии с общепризнанными принципами международного права все доступные внутренние средства были испробованы и исчерпаны в данном случае. Это правило не действует в тех случаях, когда применение этих средств неоправданно затягивается.

d) При рассмотрении сообщений, предусматриваемых настоящей статьей, Комитет проводит закрытые заседания.

e) С соблюдением постановлений подпункта c Комитет оказывает свои добрые услуги заинтересованным Государствам-участникам в целях дружественного разрешения вопроса на основе уважения прав человека и основных свобод, признаваемых в настоящем Пакте.

f) По любому переданному на его рассмотрение вопросу Комитет может обратиться к заинтересованным Государствам-участникам, упомянутым в подпункте b, c просьбой представить любую относящуюся к делу информацию.

g) Заинтересованные Государства-участники, упомянутые в подпункте b, имеют право быть представленными при рассмотрении в Комитете вопроса и делать представления устно и/или письменно.

h) Комитет представляет в течение двенадцати месяцев со дня уведомления в соответствии с подпунктом b доклад:

i) Если достигается решение в рамках постановления подпункта e, то Комитет ограничивается в своем докладе кратким изложением фактов и достигнутого решения;

ii) Если решение в рамках постановлений подпункта e не достигнуто, то Комитет ограничивается в своем докладе кратким изложением фактов; письменные представления и запись устных представлений, данных заинтересованными Государствами-участниками, прилагаются к докладу.

По каждому вопросу доклад препровождается заинтересованным Государствам-участникам.

2. Постановления настоящей статьи вступают в силу, когда десять участвующих в настоящем Пакте Государств сделают заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Такие заявления депонируются Государствами-участниками у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который препровождает их копии остальным Государствам-участникам. Заявление может быть в любое время взято обратно уведомлением Генерального секретаря. Такое действие не препятствует рассмотрению любого вопроса, являющегося предметом сообщения, уже переданного в соответствии с настоящей статьей; никакие последующие сообщения любого Государства-участника не принимаются после получения Генеральным секретарем уведомления о взятии заявления обратно, если заинтересованное Государство-участник не сделало нового заявления.

Статья 42

a) Если какой-либо вопрос, переданный Комитету в соответствии со статей 41, не разрешен к удовлетворению заинтересованных Государств-участников, Комитет может с предварительного согласия заинтересованных Государств-участников назначить специальную Согласительную комиссию (в дальнейшем именуемую «Комиссия»). Добрые услуги Комиссии предоставляются заинтересованным Государствам-участникам в целях полюбовного разрешения данного вопроса на основе соблюдений положений настоящего Пакта.

b) Комиссия состоит из пяти лиц, приемлемых для заинтересованных Государств-участников. Если заинтересованные Государства-участники не достигнут в течение трех месяцев согласия относительно всего состава или части состава Комиссии, то те члены Комиссии, о назначении которых не было достигнуто согласия, избираются путем тайного голосования большинством в две трети голосов Комитета из состава его членов.

2. Члены Комиссии выполняют обязанности в своем личном качестве. Они не должны быть гражданами заинтересованных Государств- участников или Государства, не участвующего в настоящем Пакте, или Государства-участника, которое не сделало заявления в соответствии со статей 41.

3. Комиссия избирает своего Председателя и устанавливает свои собственные правила процедуры.

4. Заседания Комиссии обычно проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве. Однако они могут проводится в таких других удобных местах, которые могут быть определены Комиссией в консультации с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и соответствующими Государствами-участниками.

5. Секретариат, предоставляемый в соответствии со статьей 36, также обслуживает комиссии, назначаемые на основании настоящей статьи.

6. Полученная и изученная Комитетом информация предоставляется в распоряжение Комиссии, и Комиссия может обратиться к заинтересованным Государствам-участникам с просьбой представить любую относящуюся к делу информацию.

7. Когда Комиссия полностью рассмотрит вопрос, но во всяком случае не позднее чем через 12 месяцев после того, как ей был передан данный вопрос, она представляет Председателю Комитета доклад для направления его заинтересованным Государствам-участникам:

a) Если Комиссия не может завершить рассмотрения данного вопроса в пределах двенадцати месяцев, она ограничивает свой доклад кратким изложением состояния рассмотрения ею данного вопроса.

b) Если достигается полюбовное разрешение данного вопроса на основе соблюдения прав человека, признаваемых в настоящем Пакте, Комиссия ограничивает свой доклад кратким изложением фактов и достигнутого решения.

c) Если решение, указанное в подпункте b, не достигается, доклад Комиссии содержит ее заключения по всем вопросам фактического характера, относящимся к спору между заинтересованными Государствами-участниками, и ее соображения о возможностях полюбовного урегулирования этого вопроса. Этот доклад также содержит письменные представления и запись устных представлений, сделанных заинтересованными Государствами-участниками.

d) если доклад Комиссии представляется согласно подпункту c, заинтересованные Государства-участники в течение трех месяцев после получения этого доклада уведомляют Председателя Комитета о том, согласны ли они с содержанием доклада Комиссии.

8. Постановления настоящей статьи не умаляют обязанностей Комитета, предусмотренных в статьей 41.

9. Заинтересованные Государства-участники в равной мере несут все расходы членов Комиссии в соответствии со сметой, представляемой Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.

10. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций имеет право оплачивать расходы членов Комиссии, если необходимо, до их возмещения заинтересованными Государствами-участниками в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи.

Статья 43

Члены Комитета и специальных согласительных комиссий, которые могут быть назначены согласно статье 42, имеют право на льготы, привилегии и иммунитеты экспертов, направляемых Организацией Объединенных Наций в командировки, как это предусмотрено в соответствующих разделах Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций.

Статья 44

Положения об осуществлении настоящего Пакта применяются без ущерба для процедур в области прав человека, предписываемых учредительными актами и конвенциями Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений или в соответствии с ними, и не препятствуют участвующим в настоящем Пакте Государствам прибегать к другим процедурам разрешения спора на основании действующих между ними общих и специальных международных соглашений.

Статья 45

Комитет представляет Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций через Экономический и Социальный Совет ежегодный доклад о своей работе.

Часть V

Статья 46

Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как умаление значения постановлений Устава Организации Объединенных Наций и уставов специализированных учреждений, которые определяют соответствующие обязанности различных органов Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений по тем предметам, к которым относится настоящий Пакт.

Статья 47

Ничто в настоящем Пакте не должно толковаться как ущемление неотъемлемого права всех народов обладать и пользоваться в полной мере и свободно своими естественными богатствами и ресурсами.

Часть VI

Статья 48

1. Настоящий Пакт открыт для подписания любым государством-членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений, любым государством-участником Статута Международного Суда и любым государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций к участию в настоящем Пакте.

2. Настоящий Пакт подлежит ратификации. Ратификационные грамоты депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

3. Настоящий Пакт открыт для присоединения любого государства, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

4. Присоединение совершается депонированием документа о присоединении у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

5. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все подписавшие настоящий Пакт или присоединившиеся к нему государства о депонировании каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 49

1. Настоящий Пакт вступает в силу спустя три месяца со дня депонирования у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящий Пакт или присоединится к нему после депонирования тридцать пятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящий Пакт вступает в силу спустя три месяца со дня депонирования его собственной ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 50

Постановления настоящего Пакта распространяются на все части федеративных Государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий.

Статья 51

1. Любое участвующее в настоящем Пакте государство может предлагать поправки и представлять их Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает затем любые предложенные поправки участвующим в настоящем Пакте государствам с просьбой сообщить ему, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.

2. Поправки вступают в силу по утверждении их Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и принятии их большинством в две трети участвующих в настоящем Пакте государств в соответствии с их конституционными процедурами.

3. Когда поправки вступают в силу, они становятся обязательными для тех государств-участников, которые их приняли, а для других государств-участников остаются обязательными постановления настоящего Пакта и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.

Статья 52

Независимо от уведомлений, делаемых согласно пункту 5 статьи 48, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства, о которых идет речь в пункте 1 той же статьи, о нижеследующем:

a) подписаниях, ратификациях и присоединениях согласно статье 48;

b) дате вступления в силу настоящего Пакта согласно статье 49 и дате вступления в силу любых поправок согласно статье 51.

Статья 53

1. Настоящий Пакт, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которого равно аутентичны, подлежит сдаче на хранение в архив Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает заверенные копии настоящего Пакта всем государствам, указанным в статье 48.

Источник: United Nations Treaty Series, vol. 999, p. 225–240.

  • © ООН |
  • Условия пользования сайтом |
  • Конфиденциальность |
  • Указатель |
  • Остерегайтесь мошенничества |
  • Наш адрес

Правосудие и международное право

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является разработка свода норм международного права — конвенций, договоров, стандартов, — необходимых для поощрения экономического и социального развития, а также для укрепления международного мира и безопасности. Многие договоры, инициатором составления которых была Организация, составляют основу законодательства, определяющего отношения между странами. Хотя деятельность Организации в этой области не всегда находится в центре общественного внимания, она влияет на каждодневную жизнь людей во всем мире.

Устав ООН призывает Организацию содействовать урегулированию международных споров мирными средствами, включая арбитраж и судебное разбирательство (статья 33), а также поощрять прогрессивное развитие международного права и его кодификации (статья 13).

На хранении у Генерального секретаря ООН находится более 560 многосторонних договоров, многие другие договоры находятся на хранении у государств-членов или других сторон. Эти инструменты охватывают широкий спектр вопросов, таких как права человека, разоружение и защита окружающей среды.

Генеральная Ассамблея как форум для принятия многосторонних договоров

Генеральная Ассамблея состоит из представителей всех государств — членов ООН и является главным совещательным органом по вопросам международного права. Действительно, часто многосторонние договоры принимаются Генеральной Ассамблеей, а затем их открывают для подписания и ратификации. Шестой комитет Генеральной Ассамблеи (Комитет по правовым вопросам) оказывает содействие в работе Генеральной Ассамблеи и выносит рекомендации по существенным правовым вопросам. Этот Комитет также состоит из представителей всех государств-членов.

За время своего существования Генеральная Ассамблея приняла ряд многосторонних договоров, включая следующие:

  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год)
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год)
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год)
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 год)
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год)
  • Конвенция по морскому праву (1982 год)
  • Конвенция о правах ребенка (1989 год)
  • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год)
  • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 год)
  • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005 год)
  • Конвенция о правах инвалидов (2006 год)
  • Конвенция о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (2008 год)
  • Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (2008 год)

Во многих областях правовой деятельности Организация Объединенных Наций выступает в качестве первопроходца, решая вопросы международного масштаба. Организация является инициатором усилий по разработке правовой базы в таких областях, как защита окружающей среды, регулирование трудоустройства мигрантов, контроль за оборотом наркотиков и борьба с терроризмом. Организация продолжает эту работу, по мере того как международное право приобретает все более важную роль во все более широком спектре вопросов, включая международные нормы в области прав человека и международное гуманитарное право.

Чтобы побудить государства-члены подписать конвенции или сдать на хранение обязательные документы по этим договорам, Организация Объединенных Наций проводит ежегодные, а также специальные договорные мероприятия. Договорное мероприятие 2023 года было посвящено поощрению всеобщего участия в многосторонних экологических соглашениях в интересах более здоровой планеты.

Развитие международного права и его кодификация

Комиссия международного права

Комиссия международного права, учрежденная Генеральной Ассамблеей в 1947 году, содействует прогрессивному развитию и кодификации норм международного права. Комиссия состоит из 34 членов, которые вместе представляют основные правовые системы мира и выступают как эксперты в своем личном качестве, а не как представители своих стран. Они занимаются рассмотрением широкого круга вопросов, касающихся регулирования отношений между государствами, в консультации, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса, с Международным комитетом Красного Креста, Международным Судом и специализированными учреждениями ООН. Основная часть работы Комиссии касается подготовки проектов документов по различным аспектам международного права.

В некоторых случаях Комиссия сама выбирает тему, над которой она работает, в других случаях тему для рассмотрения передает ей Генеральная Ассамблея. После того как Комиссия завершила работу над темой, Генеральная Ассамблея время от времени созывает международную конференцию полномочных представителей, чтобы включить проект документа в ту или иную конвенцию. После этого соответствующая конвенция открыта для подписания государствами, которые тем самым становятся ее участниками и официально соглашаются соблюдать ее положения. Некоторые конвенции составляют основу законодательства, регулирующего отношения между государствами. К их числу относятся:

  • Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997 год)
  • Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 год)
  • Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 год)
  • Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 год)

Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны, а также гуманитарной защиты гражданского населения, больных и раненых военнослужащих, а также военнопленных. Основными его документами являются Женевские конвенции по защите жертв войны 1949 года и два дополнительных протокола, заключенных в 1977 году под эгидой Международного комитета Красного Креста.

Организация Объединенных Наций взяла на себя ведущую роль в усилиях по развитию международного гуманитарного права. Совет Безопасности все активнее участвует в защите гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов, содействуя соблюдению прав человека и защите детей в ходе военных действий.

Судебное урегулирование споров

Международный Суд

Exterior of International Court of Justice in the Hague

Международный Суд, штаб-квартира которого находится в Гааге, является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Фото ООН / ICJ / Capital Photos / Джеральд ван Даален

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. С момента своего основания в 1946 году Суд рассмотрел более 190 дел, а также вынес многочисленные постановления по спорам, переданным ему на рассмотрение государствами, и консультативные заключения по юридическим вопросам, направленным учреждениями системы ООН. Большинство дел было рассмотрено Судом в полном составе, однако несколько дел по просьбе сторон было передано на рассмотрение специальным палатам.

Суд выносит решения по международным спорам, касающимся, среди прочего, экономических прав, прав прохода, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государств, дипломатических отношений, захвата заложников, права на убежище и права на гражданство. Государства передают свои споры в Суд для беспристрастного правового урегулирования своих разногласий. Обеспечивая мирное урегулирование таких вопросов, как границы на суше и море и территориальный суверенитет, Суд во многих случаях способствовал предотвращению эскалации конфликтов.

Международное уголовное правосудие

Международное сообщество давно стремилось создать постоянный международный суд для расследования наиболее серьезных международных преступлений, и в XX веке удалось достичь консенсуса в определениях геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений.

Трибуналы

После Второй мировой войны на Нюрнбергском и Токийском процессах расследовались военные преступления, преступления против мира и преступления против человечности, совершенные в ходе Второй мировой войны.

Временные и специальные трибуналы, работавшие при содействии ООН, внесли вклад в борьбу с безнаказанностью, а также привлечению к ответственности лиц, виновных в наиболее серьезных преступлениях. В 1990-х годах после окончания Холодной войны были учреждены Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) (1993-2017 гг.) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) (1994-2015 гг.) для расследования преступлений, совершенных в конкретный период времени в условиях конкретного конфликта. То же относится и к трем другим трибуналам, которые были учреждены самими заинтересованными государствами, но при значительной поддержке ООН: Специальному суду по Сьерра-Леоне (2002-2013 гг.), Чрезвычайным палатам в судах Камбоджи (2006-2022 гг.) и Специальному трибуналу по Ливану (2007-2023 гг.). Данные механизмы являются временными и должны быть распущены после того, как все их дела рассмотрены. Большинство из них сейчас работают в остаточном режиме, выполняя основные функции после завершения своих мандатов. Остаточные функции МТБЮ и МУТР выполняются Механизмом для международных уголовных трибуналов.

Международный уголовный суд

Идея создания постоянного международного суда для расследования преступлений против человечности была впервые рассмотрена Организацией в контексте принятия Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год). В течение долгого времени прогрессу в этой области препятствовали разногласия по этому вопросу . В 1992 году Генеральная Ассамблея поручила Комиссии международного права подготовить проект устава такого суда. Его создание ускорили трагические события, происходившие в то время в Камбодже, бывшей Югославии и Руанде.

Международный уголовный суд (МУС) обладает юрисдикцией для судебного преследования лиц, обвиняемых в совершении геноцида, военных преступлений или преступлений против человечности. Также Суд будет обладать юрисдикцией в отношении преступлений агрессии, после того как будет достигнуто соглашение об определении этого вида преступления. В функциональном и юридическом отношении МУС является независимым от ООН органом и не входит в систему ООН.

Отношения между ООН и Судом регулируются Соглашением о взаимоотношениях между Международным уголовным судом и Организацией Объединенных Наций. Совет Безопасности может возбудить дело для рассмотрения в Суде или передать в Суд ту или иную ситуацию, не подпадающую в противном случае под его юрисдикцию.

В состав Суда входят 18 судей, избираемых государствами-участниками на срок, не превышающий 9 лет, с тем условием, что судья должен продолжать выполнение своих обязанностей до завершения всех ведущихся судебных или апелляционных разбирательств с его участием. В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Дополнительные ресурсы

  • Сборник договоров
  • Международный Суд
  • Международный уголовный суд
  • Мировой океан и морское право

На какой срок дают международные права

The simultaneous stay of visitors in the hotel lobby not more than one person per 10 square meters of serviceable area is allowed.

Persons can visit hotels and stay there (outside hotel room) only if they wear respirator or face mask (including homemade mask), so that the nose and mouth are covered.

Hotel guests are obliged to keep the 1.5 meters distance.

Online check-in making in advance is recommended to avoid queues at check-in to hotel.

Meals in hotels are provided through meals delivery service to rooms upon prior order or at hotel restaurants situated inside or in open areas, provided the distance of at least 1.5 meters between seats at adjacent tables.

Not more than 4 clients are allowed to stay at the table (excluding children under 14 years old). Unless these tables are separated by a special partition;

Self-serve is not allowed.

Политика возврата
Публичная оферта

VisitUkraine.Today — это сервисный портал для туристов, путешествующих по Украине, и украинцев, планирующих путешествие за границу.

  • На портале вы можете заказать такие продукты/услуги:
  • медицинское страхованиедля въезда в Украину с покрытием военных рисков;
  • туристическое, медицинское страхование для выезда из страны;
  • юридические консультации (профессиональная поддержка по визовым и миграционным вопросам);
  • зеленую карту — обязательное автострахование для выезда за границу

Для оформления заказа необходимо заполнить электронную форму и внести оплату, после чего готовый страховой документ в течение 30 минут поступит на указанную электронную почту.

  • На сайте есть также необходимая и наиболее актуальная информация о:
  • • правилах пересечения украинской границы иностранными гражданами;
  • • правила въезда украинцев в 200 стран мира с целью туризма, работы (бизнеса), обучения или иммиграции;
  • • визовая информация.

Вся информация на ресурсе обновляется ежедневно и излагается на трех языках — украинском, английском и русском.

Работает клиентская поддержка (English speaking) — онлайн чаты (круглосуточно) и call центр (09:00-21:00 киевское время) — если вам нужны разъяснения по указанной информации или оперативная помощь в решении проблем и недоразумений, связанных с оформлением заказа.

  • Портал разработан всеукраинской организацией Visit Ukraine.
  • VisitUkraine – общественное объединение, с 2018 года занимающееся продвижением и популяризацией украинского туризма на внутреннем и внешнем рынках, но война внесла свои коррективы. Теперь мы работаем на информационном фронте.
  • Кроме портала помощи, мы создали еще несколько проектов:
  • Visit Ukraine Tours – это самая большая онлайн-база из туров по Украине на любой вкус.
  • Visit Ukraine Merch – патриотическая одежда и аксессуары с доставкой по всему миру.
  • Cooperation – сотрудничество и рекламная интеграция с проектами Visit Ukraine и Visit World.
  • Visit Ukraine Tickets— приобретение билетов на несколько видов транспорта — автобусы, поезда (по Украине и Европе) и авиарейсы (по Европе)
  • Visit Ukraine Hotel — поисковая система, где можно легко и доступно забронировать отель в ряде городов Украины.
  • Visit Ukraine Donate — это благотворительный проект, где устраиваются сборы для поддержки украинцев и потребности военных. Каждый желающий может задонатить любую сумму удобным способом из любого уголка мира. Приближаем победу вместе!

25% вырученных средств от продаж мы передаем на ВСУ и помощь украинским беженцам.

  1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ВИЗИТ ЮКРЕЙН»
  1. 01012, г. Киев, ул. Майдан Незалежности, дом 2, офис 814-А
  2. 01001, г. Киев, Крестовый переулок, 8/9
  3. Код ЕГРПОУ 41805188
  4. Тел: +380939724145
  5. [email protected]

Сотрудничество с гидами и туроператорами

Visit Ukraine – сервисный портал, где каждый пользователь может получить актуальную информацию о въезде в Украину для граждан 200+ стран мира, а также приобрести расширенное страхование военных рисков, билеты на поезд/автобус/самолет, фирменный мерч и заказать безопасный тур по Украине.

Сейчас у нас самый большой банк туров по Украине и мы планируем его расширять!

Мы предлагаем сотрудничество гидам и туристическим операторам, которые проводят туры по Украине.
А именно — бесплатное размещение Ваших туров на нашем сайте.

Для получения дополнительной информации о сотрудничестве — просьба заполнить форму и наш менеджер с Вами свяжется!

Какие COVID-документы нужно иметь сейчас с собой при въезде в Украину?

С 1-го июля 2023 года власти Украины отменили карантин и остальные ограничения, введенные из-за пандемии COVID-19. Отныне для въезда в Украину Вам не нужно предоставлять доказательства вакцинации, отрицательный результат ПЦР-теста или носить защитную маску.

Безопасно ли посещать Украину в условиях войны?

В последнее время, в Украине увеличилось количество иностранных путешественников. Они посещают государство с различными целями: волонтерская деятельность, участие в гуманитарных программах, съемки репортажей или документальных фильмов, создание бизнеса и тому подобное. Стопроцентно безопасных городов в Украине пока не существует. И хотя основные боевые действия сосредоточены в восточной и южной части Украины, территория всей страны попадает под регулярные ракетные обстрелы.

Какие есть рекомендации для безопасности перед поездкой в Украину?
Вот несколько важных советов:

• Сделайте электронные копии всех документов, сохраните их на своем электронном устройстве, чтобы всегда иметь доступ к ним.

• Заранее узнайте время комендантского часа в регионе, куда вы собираетесь.

• Установите приложение на смартфон «Воздушная тревога» и при получении сигнала — сразу пройдите к ближайшему укрытию. Так же необходимо действовать если Вы услышали соответствующий сигнал на улице.

• При выборе отеля учитывайте наличие бомбоубежищ.
• Проинформируйте родных и друзей о своем маршруте и поддерживайте с ними связь.
• Оформите медицинское страхование с расширенным покрытием.
Нужно ли зарегистрировать свое пребывание в Украине иностранцам?

Нет, если срок пребывания в стране составляет не более 90 дней. Если же иностранец приехал на срок больше, чем 90 суток, в таком случае ему нужен временный или постоянный вид на жительство, а также регистрация по месту жительства.

Могу ли я въехать в Украину с просроченным видом на жительство?

Да. Иностранцы (кроме граждан Российской Федерации) и лица без гражданства имеют право въезда и законного пребывания в Украине, если имеют вид на временное или постоянное проживание, срок действия которого истек или которые подлежат обмену после 24 февраля 2022 года.

Как въехать в Украину с домашними животными?

Сейчас въезд в Украину с домашними животными происходит по упрощенной процедуре. Владельцы животных должны предоставить на таможне следующие документы:

• ветеринарный паспорт европейского образца или сертификат о состоянии здоровья животного;
• подтверждение действующей вакцинации от бешенства;
• документ о чипировании животного.
Как въехать в Украину на собственном авто с иностранной регистрацией?

Иностранные граждане могут ввозить на территорию Украины авто с иностранными номерами исключительно для собственного пользования. Для того, чтобы пересечь границу на машине с иностранной регистрацией нужны следующие документы:

• заграничный паспорт;
• водительское удостоверение;
• свидетельство регистрации на автомобиль с действительным страхованием;
• международная карта автомобильного страхования «Зеленая карта».

Важно: иностранные граждане, имеющие вид на жительство в Украине, могут ввозить автомобиль на иностранных номерах для собственного пользования после письменного декларирования и уплаты таможенных платежей.

Что происходит с иностранцами и лицами без гражданства, которым не разрешен въезд в Украину?

Иностранцы и лица без гражданства, которым не разрешается въезд в Украину, при попытке въезда в Украину в пункте пропуска через государственную границу Украины не пересекают государственную границу Украины и в кратчайший срок возвращаются в государство, из которого они прибыли, или в государство, выдавшее паспортный документ. В случае невозможности немедленного возвращения иностранца или лица без гражданства они находятся в пункте пропуска через государственную границу Украины до их возвращения.

Что делать, если вынесли решение о запрете на въезд в Украину?

Если стало известно о запрете въезда в Украину при попытке пройти паспортный контроль на границе Украины, следует вежливо попросить, чтобы выдали на руки решение об отказе в пересечении границы с указанием конкретной причины запрета на въезд. Решение о запрете на въезд можно обжаловать в течение 30 дней со дня ознакомления с ним. Спорить с пограничниками, нарушать правила пребывания в пункте пропуска категорически запрещено, иначе могут привлечь к административной ответственности. Следует помнить о правилах пребывания в пункте пропуска.

Как получить международные водительские права?

Если вы часто путешествуете за рубежом и вынуждены пользоваться автомобилем, вам потребуется удостоверение международного образца.

Автор статьи: Максим Иванов Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Если вы часто путешествуете за рубежом и вынуждены пользоваться автомобилем, вам потребуется удостоверение международного образца.

Получить международное водительское удостоверение (далее — МВУ) можно тремя способами:

  • лично подать документы в подразделение ГИБДД по месту жительства;
  • подать бумаги через МФЦ;
  • направить заявку через портал госуслуг.

Процедура получения МВУ в целом несложная, но имеет ряд особенностей, о которых мы расскажем в данной статье.

Когда понадобятся международные водительские права?

Если гражданин выезжает в другую страну, он должен знать нюансы использования прав за рубежом. Россиянин может столкнуться с одной из следующих ситуаций:

  • удостоверение, выданное на территории РФ, дает гражданину право управлять транспортными средствами на территории иностранного государства. В таком случае необходимости в получении документа международного образца нет;
  • российские права не дают возможности управлять автомобилем на территории чужой страны. В таком случае гражданину необходимо получить МВУ для того, чтобы законно управлять автомобилем.

Если законодательство страны пребывания не позволяет вам управлять автомобилем, имея российские права, получать международные все-таки придется

Основными документами, которые регулируют процедуру выдачи МВУ, являются:

  • Венская конвенция о дорожном движении от 08.11.1968 г. (далее — Конвенция);
  • Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 г №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее — Постановление №1097).

Как выглядят новые международные права?

Внешний вид МВУ регламентирован Конвенцией. Выглядит оно как обычная картонная книжка. От документа, выданного на территории РФ, по своей сути МВУ отличается только внешним видом и наличием надписей на иностранном языке.

Водительское удостоверение

Процедура получения МВУ

Она достаточно проста. Необходимо собрать пакет документов, уплатить государственную пошлину и направить бумаги в подразделение ГИБДД по месту жительства.

Читайте также

В этот же день сотрудники выдадут вам удостоверение.

Официальный срок оказания услуги — 1 час.

Заявку также можно направить через портал госуслуг или подать документы в МФЦ.

Необходимые документы

В соответствии с п. 18 Постановления № 1097 для получения МВУ гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление. Его необходимо заполнить собственноручно на бланке установленного образца. Сам бланк можно либо взять в ГИБДД или скачать в сети интернет;
  • паспорт гражданина РФ;
  • водительское удостоверение, выданное в РФ;
  • одна черно-белая или цветная фотография размером 35 х 45 мм;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Если вы подаете заявку на водительские права через портал госуслуг, процедура будет следующая. Для начала необходимо зайти на сайт и последовательно перейти по ссылкам: «Каталог услуг»«Транспорт и вождение»«Водительское удостоверение»«Получение международного водительского удостоверения».

Обратите внимание!

На открывшейся странице нужно заполнить электронную форму. В ней необходимо указать данные российского водительского удостоверения, а также паспорта гражданина РФ.

Данные, которые указываются в заявлении, вам предложат заполнить в ГИБДД при личном обращении. Затем необходимо уплатить госпошлину:

Читайте также

  • 2000 руб. за документ, изготовленный из пластика;
  • 500 руб. за удостоверение, изготовленное из бумаги.
  • 2000 руб. за документ, изготовленный из пластика;
  • 500 руб. за удостоверение, изготовленное из бумаги.

Оплата осуществляется в любом банке. Явиться можно лично либо внести деньги через терминал или интернет. Никакие другие платежи за получение обновленных прав не предусмотрены.

В назначенное время следует прийти в ГИБДД предъявить оригиналы документов и получить уже готовые международные права. Вы можете заранее выбрать подходящее подразделение, дату и время его посещения.

Как получить водительское удостоверение международного образца?

Где можно получить права?

Права можно получить в подразделении ГИБДД по месту регистрации. Однако нередки ситуации, когда бланков МВУ в инспекции нет. Тогда документ можно получить в любом другом подразделении инспекции.

Нужно ли сдавать экзамен?

Сдача экзаменов при получении международных прав не предусмотрена (п. 33 Постановления № 1097).

Стоимость получения МВУ

Размер государственной пошлины при получении МВУ прямо зависит от способа их выдачи. Если вы обратились в ГИБДД, она будет составлять 1600 руб.

При оформлении документа через портал госуслуг стоимость пошлины будет составлять 1120 руб., то есть на треть меньше, чем при личном их получении

Срок действия международных прав

По общему правилу, международные права действуют три года. Однако существует одна тонкость. Срок их действия не может превышать период действия прав, которые выданы в РФ.

Период действия российских прав составляет 10 лет. Если вы обнаружили, что он подходит к концу, обратитесь в ГИБДД.

Поменять права также нужно, если документ испорчен, и информация на нем не читается, а также когда вы поменяли фамилию или вернули свою прежнюю после развода.

Необходимо явиться в территориальное управление ГИБДД и написать заявление. В нем нужно указать реквизиты заявителя и адресата, просьбу заменить права, причину обращения (в связи с повреждением или окончанием срока), а также дать перечень прилагаемых документов.

Где действительны международные права?

Если у водителя есть международное водительское удостоверение, выданное после 1 марта 2011 года, он имеет право управлять автомобилем в странах, подписавших Женевскую и Венскую конвенции (1948 и 1968 годов соответственно). Таких государств сейчас порядка 50.

Обратите внимание!

В странах, подписавших Венскую конвенцию, граждане РФ могут управлять автомобилем по российским или международным правам (это Австрия, Армения, Беларусь, ОАЭ, Финляндия, Филиппины, Хорватия, Чехия), а в странах, подписавших Женевскую конвенцию, наличие международных прав обязательно (Япония, США, Индия, Аргентина).

Замена МВУ

Процедура замены МВУ аналогична процессу их получения. Гражданин одним из вышеописанных способов обращается в ГИБДД с пакетом документов.

В течение 30 рабочих дней ему выдадут водительское удостоверение.

Особенности международных водительских прав

На территории РФ управлять автомобилем или иным транспортным средством, имея на руках лишь одно международное удостоверение, нельзя.

Если вас задержат сотрудники ГИБДД, то привлекут к ответственности в виде штрафа в 500 руб. и дальнейшего запрета на управление автомобилем

Кроме того, в ряде случаев международное водительское удостоверение может быть признано недействительным:

  • истек срок его действия;
  • изменились персональные данные водителя;
  • удостоверение повреждено, и невозможно прочесть текст, который в нем содержится;
  • водитель предоставил подложные документы для получения прав;
  • удостоверение было утрачено или похищено;
  • у водителя выявлены медицинские противопоказания для управления транспортным средством.

Обратите внимание!

Если по этим причинам российское водительское удостоверение признано недействительным, то МВУ признается недействительным автоматически.

Резюме

В ряде случаев получение международных водительских прав может быть сопряжено с рядом сложностей. Так, работники ГИБДД могут без видимых на то оснований отказать в их выдаче или превысить срок рассмотрения документов.

Мы рекомендуем обратиться к нашим юристам, которые знают все тонкости получения прав и обладают обширной практикой по защите прав водителей.

Собираясь за границу, обязательно ознакомьтесь с ПДД той страны, где будете отдыхать. Это поможет избежать в будущем штрафов.

Редактор: Людмила Разумова Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Рассказать друзьям

Комментарии

клиент, г. Москва

Здравствуйте! У меня международные водительские права, выданные в Казахстане в 2007 году. В 2017 году истекает срок. В данный момент я являюсь гражданкой России. Какие правила замены таких прав на международные права в России? Что мне необходимо сделать, чтобы заменить их?

22 Июля 2016, 12:36

Я гражданин Росси, долгое время проживал в Казахстане по виду на жительству, получил водительское удостоверение в Казахстане. Сейчас собираюсь выехать на пмж в Россию, можно ли мне там будет пользоваться международными водительскими правами, выданными в Казахстане.

11 Февраля 2016, 09:22
Юрист по гражданскому праву

Можно ли пользоваться межденародными водительскими правами полученными в РК на териитории России
Оксана

Да, безусловно, вы имеете право пользоваться такими правами на территории РФ.

Существующая Венская конвенция о дорожном движении (08.11.1968 года (г.Вена)) гласит следующее:

Глава IV. Водители автомобилейСтатья 41. Действительность водительских удостоверений
1. Договаривающиеся стороны будут признавать:
а) любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языках, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом;
b) любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции, и
с) любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции,
действительными на своей территории для управления автомобилем, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что указанное удостоверение является действительным и что оно выдано другой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений, либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений. Положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению ученика — водителя.

Россия и Казахстан подписали эту Конвенцию

14 Февраля 2016, 09:20
клиент, г. Казань

Жил в квартире, где прописан с братом, который после смерти родителей стал ответственным квартиросъемщиком. Договаривались, что квартира будет поровну, а он еще сына прописал. Квартира не приватизирована. Сейчас, на протяжении нескольких лет, всячески затягивает с ней. Каждый раз, то продлили, то документы не верно подали — лет 5 уже тянется. На словах обговорить стоить моей доли и выкупить ее у меня естественно тоже не хочет. После смерти родителей, какое то время оплачивал свою часть ЖКХ, но потом перестал, потому как видно, что это можно делать бесконечно. Сейчас боюсь, что раз не оплачиваю и не живу, то может мне просто выписать и тогда вообще без всего останусь. Как быть? Как получить документы на право собственности хоть на третью часть?

09 Февраля 2016, 11:00
Юрист по недвижимости , г. Москва

Выписать Вас он не сможет. Из муниципального жилья это сделать практически невозможно. Приватизировать без Вас тоже вариантов нет, ровно как и Вы без него. К сожалению, обязать его участвовать в приватизации законом не предусмотрено.

09 Февраля 2016, 11:12
клиент, г. Казань

Ольга, добрый день. Спасибо за ответ.

09 Февраля 2016, 11:15

Вам может быть интересно

Основным документом на автомобиль является ПТС. В нем указан полный перечень всех технических характеристик транспортного средства. Он подтверждает право гражданина использовать авто в личных целях. Любое ТС имеет паспорт. Порядок выдачи зависит от обстоятельств: Утеря этого документа приводит к множеству проблем — владелец транспорта не сможет его: Именно по этой причине важно знать, как восстановить.

Пройти техосмотр нужно всем водителям, чтобы купить полис ОСАГО. Это проверочная процедура, которая показывает техническое состояние транспортного средства. Она является обязательной для всех типов автомобилей. Без нее вам попросту не продадут страховку. Сотрудники ГИБДД до недавнего времени могли требовать талон техобслуживания с водительским удостоверением на проверку, а водители рисковали получить.

Многие водители до сих пор не ознакомились с изменениями законодательства, которые произошли в апреле 2011 года. В них речь идет о том, для чего вообще могут пригодиться транзитные номера, и в каком случае может налагаться штраф. Рассмотрим эти вопросы в нашей статье. Если вы купили машину, вы вправе получить временные номера. Но их необходимо обменять в установленные сроки на государственные регистрационные.

Чтобы получить обязательную автостраховку ОСАГО, необходимо иметь на руках диагностическую карту. Этот документ можно получить после обследования автомашины, проверки работоспособности всех основных узлов и агрегатов. Обойтись без диагностической карты для оформления полиса ОСАГО можно только в случаях, прямо указанных в законе. По своему целевому назначению, диагностическая карта заменила технический.

Действующим законом предусмотрено, что водительские права необходимо менять раз в десять лет. Данная норма актуальна для каждого водителя, поэтому рано или поздно вам придется посетить территориальное управление ГИБДД с этой целью. Больше всего вопросов вызывает процедура обновления документа: какие бумаги и справки понадобятся, к кому обращаться, как долго ждать? Истечение срока действия удостоверения.

Автомобили, как и любая техника, старятся, со временем теряя свои потребительские качества, и даже выходят из моды. Если у владельца нет желания ждать, пока машина приобретет статус раритета и, возможно, станет дорого стоить, авто можно сдать в утиль. Что это за процедура, насколько она необходима, как с минимальными затратами провести утилизацию и по каким программам? Обо всем этом в статье нашего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *