Что считается опасной ездой
Перейти к содержимому

Что считается опасной ездой

  • автор:

Штраф за опасную езду

Опасная езда — новое понятие для России, в отечественных Правилах дорожного движения (ПДД) оно возникло относительно недавно, в редакции, которая вступила в действие в 2016 году.

Суть нарушения

Обратите внимание!Введенный в ПДД термин предполагает собой, что водитель транспортного средства неоднократно совершал действия, представлявшие опасность, и их результатом могло стать нанесение вреда здоровью человека либо его смерть, либо же причинение ущерба материального характера, который могло понести как государство, так и частное лицо (лица).

В настоящее время определен ряд основных опасных действий в поездке, которые могут квалифицироваться как опасная езда, и тем самым повлечь за собой соответствующие штрафные санкции:

  • Осуществление перестроения, если в это время на определенном участке дорожного покрытия наблюдалось интенсивное движение.
  • Неисполнение автолюбителем правила предоставления проезда другому автотранспорту, у которого при перестроении имеется преимущество.
  • Намеренная помеха для обгона.
  • Неисполнение нормы, относящейся к дистанции с автомобилем, двигающимся впереди, а также нормы по интервалу с участником движения, идущим параллельно (слева или справа).
  • Резкое торможение (оно может не считаться опасной ездой, если водитель таким образом стремился предотвратить ДТП).

Другие виды нарушений

Существует целый ряд иных нарушений, которые дают основание говорить об агрессивной манере вождения лицом, находившимся за рулем. В частности, предусмотрен штраф за «шашки» на дороге, то есть чрезмерно частое перестроение из ряда в ряд, когда трафик достаточно плотный, а также за движение по тротуару.

Важно! Стоит помнить, что при таком составе нарушения, как опасное вождение (ПДД), штраф следует в случае, если существенные последствия не наступили. Если же ущерб был нанесен, то наказание ужесточается вплоть до уголовной ответственности.

Размер наказания в виде штрафа, который взимается за опасное вождение, установлен в КОАП. Суммы периодически индексируются. В частности, за агрессивное вождение штраф в 2018 году за отказ уступить дорогу другому транспортному средству составляет ни много ни мало 500 рублей. В результате целого ряда других провинностей, включая слишком резкое торможение, подрезание и некорректное перестроение автолюбителя могут оштрафовать уже на 5000 рублей*. Водительские права в данном случае не изымаются.

Штраф за опасную езду

Способы штрафования

Решение о штрафе, который в любом случае будет взыскан за агрессивную езду, может быть вынесено инспектором ГИБДД, остановившим водителя и зафиксировавшим нарушение. В случае же, когда нарушение было зафиксировано камерой, квитанция, сообщающая о том, что на владельца транспортного средства налагается денежный начет в определенном размере, может прийти на почту либо на e-mail автовладельца.

Как заявить о нарушении: пошаговая инструкция

  1. Если водитель полагает, что другой участник движения заслужил штраф за агрессивное вождение, то ему требуется зафиксировать факт нарушения, желательно посредством видеосъемки.
  2. Далее ему требуется обратиться в ГИБДД, Выполнить это действие он может лично, обратившись в учреждение данной компании.
  3. Также он может оформить подобное обращение в виде заказного письма с описью вложения и сообщением о доставке. Наконец, третий вариант — направление аналогичного обращения в ГИБДД через интернет с оцифрованными доказательствами обвинения.

В первых двух случаях заявление, сообщающее о нарушении, составляется в соответствии в определенной форме. Если же обращение поступает через Сеть, то требуется заполнить поля в соответствующей форме на сайте данной организации.

Обратите внимание! В дальнейшем эта структура может пригласить заявителя для дачи свидетельских показаний.

Таким образом, штраф за агрессивную езду — это наказание, которое предусмотрено для тех случаев, когда аварии не случилось, однако автолюбитель несколько раз действовал таким образом, что создавалась угроза иным участникам дорожного движения. В любом случае рекомендуется управлять автомобилем спокойно и аккуратно, агрессивность и сила тут ни к чему, за это могут штрафовать.

*Суммы штрафов актуальны на 2018 год.

В России появится штраф за опасное вождение

Фото: pixabay.com

По новому Кодексу об административных правонарушениях за опасное вождение будут штрафовать на три тыс. рублей. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на первого зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ирину Рукавишникову.

«Хамское поведение на дорогах или опасная езда может получить не только правовое определение, которое существует с 2016 года, но и конкретные меры пресечения. Речь идет, к примеру, о резких перестроениях сразу через две полосы движения, о несоблюдении дистанции, о скоростных обгонах и так далее, когда это носит не разовый, а системный характер, составляет именно стиль управления автомобилем», — пояснила сенатор.

По ее словам, такой агрессивной стиль езды довольно распространен, особенно в крупных городах. Но лихач может остаться безнаказанным — например, если он спровоцировал ДТП, но не стал его участником.

Рукавишникова отметила, что само по себе определение опасной езды давалось еще в постановлении правительства в 2016 году, но наказания за нее в административном законодательстве не было.

С принятием нового КоАП, подчеркнула она, лихачей будут штрафовать и за каждое отдельное нарушение, и за опасную езду как за хамское отношение к другим участникам дорожного движения.

Как следует из постановления правительства, опасной ездой считается, в частности, резкое перестроение сразу через две полосы; несоблюдение дистанции; отказ уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимуществом; препятствование обгону; нарушение скоростного режима.

Ответственность и штраф за опасное вождение

Не все понимают, что стоит понимать под опасным вождением. И поэтому при наказании не могут понять, что они сделали не так. Долгое время такой категории вообще не было в ПДД. И только три года назад в терминологию на законных основаниях ввелось такое понятие как «опасное вождение». Но даже после этого не было прописано, сколько заплатит нарушитель.

И далее о том, что следует понимать под указанной категорией и какие штрафы предусмотрены Законом.

Виды взыскания за опасную езду на дорогах

Есть множество действий, совокупность которых создает опасную езду. Правда есть и множество спорных моментов, о которых будет сказано далее. Относительно ответственности, то:

  • на 01.01.2023 законодательством не предусмотрен штраф за опасное вождение;
  • законопроект об утверждении взыскания уже на рассмотрение, прошел первое чтение. Если его примут, то наказание составит 5000 рублей.

Опасно вождение – это что?

Важно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Если хочется прочитать множество неясной информации, то можно воспользоваться п. 2.7 ПДД. Там очень подробно описано, что это и в каких ситуациях возникает. Вопрос в другом: наличие данного пункта не свидетельствует о четкости категории. Многие водители и далее не могут понять, что является опасной или безопасной ездой. Давайте разбираться.

Под опасной ездой следует понимать многократные маневры водителя, которые он осуществлял в процессе езды на автомобиле.

К таким действиям относятся:

  1. резкое торможение, осуществленное не во избежание аварийной ситуации;
  2. несоблюдение дистанции между ТС, в том числе несоблюдение бокового расстояния между объектами;
  3. необдуманное или неоправданное перестроение из ряда в ряд при активном движении на трассе. Интересно то, что даже при отсутствии помехи со стороны нарушителя, деяние будет расценено как правонарушение;
  4. перестроение из ряда в ряд с созданием помехи другим участникам движения;
  5. создание препятствия для обгона.

Важно понимать: само по себе осуществление указанного действия еще не приравнивается к опасной езде.
Важно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Необходимо соблюдение ряда условий:

  • все указанные маневры должны быть осуществлены минимум 2 раза. При этом многократным считается даже разный за характером поступок. Например, 1 раз резко не соблюли боковую дистанцию и один раз резко перестроились при активном движении.
  • осуществленные действия повлекли за собой аварийную ситуацию или несли в себе высокие риски ДТП.

Что не считается?

Но не все действия водителя, которые на первый взгляд кажутся опасными, могут быть приравнены к опасной езде.

В каких случаях езда не будет приравнена к таковой:

  • несоблюдение дистанции с впереди стоящим транспортным средством. Пример – машины стоят близко друг к другу в пробке;
  • дрифтинг;
  • перестроение из ряда в ряд, осуществленное без включения поворота;
  • поворот из второго ряда.

Другими словами, если действие не указано в пунктах опасной езды, то оно и не может быть к ней приравнено. Работает правило: что не запрещено, то разрешено.

Накажут ли за опасную езду, зафиксированную на камеру?

Здесь есть несколько моментов. Начнем с первого. Камера не всегда может практически даже зафиксировать опасное управление. Ведь нужно неоднократное повторение маневра в течение короткого промежутка времени, а также сама ситуация должна быть рискованной и создавать риски для участников движения.

Другой момент. Множество маневров, указанных в перечне опасной езды, должны сопровождаться изменением скорости или вектора движения. В ином случае трудно доказать резкое торможение и т.д. Но не все камеры могут это сделать.

Третий момент. Действие водителя должно создать аварийную обстановку. Камера не обладает таким интеллектом, чтобы оценить ситуацию на месте.

Вот и получается, что при опасном управлении невозможно получить штраф на основании камеры.

Есть ли способ, который позволяет получить взыскание?

И да, и нет. Все относительно. Выписать денежное взыскание на месте ни один инспектор не может (именно за опасное вождение). Он может только остановить нарушителя и составить протокол. И далее ситуация должна рассматриваться более детально. Изучает дело не инспектор, а начальник инспекции. Он и принимает решение о вынесении постановления.

Алгоритм получения постановления о нарушение выглядит следующим образом:

  • субъект осуществляет агрессивную езду на дороге, неоднократно нарушая правила;
  • инспектор фиксирует ситуацию на месте и останавливает водителя, составляя на месте протокол;
  • протокол направляется на рассмотрение начальнику инспекции. Тот может принимать решение как при присутствии субъекта, так и без его присутствия;
  • если решение принято не в пользу водителя, то ему направляется по почте постановление.

По каким критериям необходимо оценивать опасную езду?

Относительно опасной езды до сих остается множество неточностей и спорных моментов.

И вот несколько неразрешенных вопросов:

  • опасная езда считается таковой, которая повлекла за собой несколько маневров в течение короткого времени. Какой же промежуток времени считается коротким? Это может быть минута, час, неделя и т.д. Ни один нормативный документ не дает ответа на этот вопрос.
  • что принято считать интенсивным движением на трассе. Это сколько машин на дороге? Вопрос открытый. До сих пор нет ответа на него. Не стоит и забывать о том, что перестраивание из ряда в ряд можно объяснить и необходимостью осуществить поворот. Это вообще уже не нарушение.
  • все слышали о безопасной дистанции, но никто не знает, а сколько это в сантиметрах, метрах. Как водитель должен понять, а с какой дистанцией он должен ехать от впереди движущегося ТС.

Но самым спорным вопросом остается вопрос о рисках. Что считать угрозой для аварии, а что не считать таковой? Вопрос также не решен. Все остается на усмотрение инспектора. С камерой вообще все понятно.

Недостаток данной сферы в том, что в каждом индивидуальном случае решение принимает инспектор, составляющий протокол, и начальник, рассматривающий дело. Вот и все. Такие нормы утверждены в КоАП. А то, что может быть сугубо субъективный человечески фактор, никого не волнует.

Какой штраф?

Главная новость – на текущую дату, февраль 2023 года, нет ни единого документа, который утверждал бы размер взыскания за опасную езду. Поэтому на текущий момент ни один инспектор не может выписать штраф за такие деяния.

Но не стоит радоваться тем, кто любит нарушать. Сейчас есть разработанный законопроект, в котором предусмотрена норма за опасную езду. Согласно законопроекта в действующий КоАП внесут правки. Эти корректировки внедрят в практику новый вид штрафа – за опасное вождение на дорогах. За это предусмотрено денежное взыскание в размере 5000 рублей.

Получается, что ответственность за такие деяния находится только в плоскости материальной составляющей. За правонарушение водитель не будет лишен прав.

Вероятность принятия данного законопроекта огромна, поскольку он уже принят в первом чтении. Нужно пройти еще несколько чтений и водителей начнут штрафовать.

Инспектор обязан доказать опасное вождение?

Важно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Если отойти от плоскости опасного вождения, а рассмотреть судебную практику, то получается следующее: инспектор не должен доказывать, что водитель осуществлял правонарушение. В судах почти всегда доверяют инспекторам, которые же работают на благо общества. Людей лишают водительских прав или выписывают постановления на взыскания лишь на основании слов инспектора. Доказательной базы никто не просит.

С другой стороны, не так давно Верховный Суд опроверг такую безапелляционную правоту ГИБДД. Он постановил, что нельзя привлекать к ответственности водителя только на основании протокола. Обязательно должна быть доказательная база.

Работает ли решение Верховного Суда? Не совсем. Суды и далее выносят постановления на основании взаимодействия с ГИБДД. Пока прецедентов доверия к водителям мало.

Ситуация с опасным вождением будет примерно такой же. Есть множество спорных вопросов, есть критерии, которые невозможно оценить и соизмерить. Следовательно, нет доказательств, которые реально будут работать на благо граждан.

Конечно, должна быть ответственность за опасные маневры, нарушения и т.д., но должна быть и система оценок, на основании которых можно реально оценить ситуации. Но может со временем эти критерии оценки доработают.

Что такое опасное вождение и можно ли получить за него штраф?

Буквально пару недель назад мы разбирались в том, что ПДД ограничивают перестроения не только при опасном вождении. Сегодня же поговорим непосредственно о самом опасном вождении. Какие маневры на дороге могут считаться опасными? И главное, можно ли получить за опасное вождение штраф, ведь его все никак не утвердят и не введут в КоАП?

Что такое опасное вождение и можно ли получить за него штраф?

Сначала разберемся с тем, что такое опасное вождение. В ПДД содержится подробная и вполне четкая, но очень длинная формулировка, которую мы для удобства разобьем на конкретные пункты. Итак, согласно пункту 2.7 ПДД, водителю запрещается опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий:

невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;несоблюдение бокового интервала;резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;препятствование обгону.

Однако пункт 2.7 дальше уточняет, что совершение всех перечисленных выше действий является опасным вождением, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Оговорка в пункте 2.7 объясняется просто: все перечисленные в нем действия и без того запрещены Правилами: водитель не должен подрезать, резко беспричинно тормозить, препятствовать обгону, перестраиваться при интенсивном движении и так далее. И за некоторые из этих нарушений, совершенных однократно, предусмотрено наказание. А вот неоднократное совершение этих действий, создающее угрозу для других, уже трактуется как опасное вождение.

Ответ на вопрос о штрафе прямо проистекает из предыдущего абзаца. Непосредственно за опасное вождение штраф по состоянию на конец 2022 года получить нельзя: он просто не установлен законом и не введен в КоАП. Но это не значит, что за опасную езду вообще нельзя получить штраф: пока нет штрафа за опасное вождение, к водителям будут применяться штрафы за отдельные конкретные нарушения согласно КоАП. Давайте уточним их по списку выше.

Невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения: согласно части 3 статьи 12.14 влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия: наказание не установлено.

Несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства: согласно части 1 статьи 12.15 влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей, но на практике накладывается такой штраф только в случае ДТП из-за несоблюдения дистанции. В движущемся потоке контроль соблюдения дистанции никто не осуществляет.

Несоблюдение бокового интервала: согласно той же части 1 статьи 12.15 влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей, но и здесь наказание можно получить только в случае ДТП.

Резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия: наказание не установлено.

Препятствование обгону: наказание не установлено.

Как можно видеть, многие из нарушений, включая даже такое серьезное, как препятствование обгону, до сих пор не предусматривают наказания. Так что пока штраф за опасное вождение не введен, стоит помнить об этом на дороге, соблюдая безопасную дистанцию и следя за происходящим вокруг. К сожалению, вопрос безопасности не нарушающих – пока во многом дело самих не нарушающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *