К какой категории относится водитель автомобиля
Перейти к содержимому

К какой категории относится водитель автомобиля

  • автор:

Категории водительских прав в России в 2024 году

Водительские права удостоверение

К этой группе относятся мотоциклы, включая модели с коляской и объемом двигателя более 125 «кубиков» и мощностью свыше 15 л.с. Для получения прав категории А нужно пройти обучение в мотошколе, а также сдать теорию и практику на экзамене.

Подкатегория «А1»

Вместе с категорией А автоматически открывается и подкатегория А1 для мотоциклов и квадрициклов с двигателем объемом до 125 куб. см и мощностью менее 15 л.с. Впрочем, права с этой подкатегорией можно получить и отдельно, пройдя соответствующее обучение. Сдавать экзамены на эту категорию можно с 18 лет.

Права категории В

Самое распространенное водительское удостоверение категории B позволяет управлять легковыми автомобилями, в том числе пикапами и SUV, а также микроавтобусами числом пассажирских мест до восьми и фургонами полной массой до 3,5 т. Прицеп, если он легче 750 кг, не переводит машину в другую категорию, если общая масса прицепа и ТС без нагрузки не превышает 3,5 т. Также при получении прав категории В автоматически открываются категории М (мопеды, легкие квадрициклы) и В1 (трициклы и квадрициклы, то есть мототранспорт с тремя и четырьмя колесами, допущенный на дороги общего пользования и имеющий мотор объемом более 50 куб. см и развивающий больше 50 км/ч.

Подкатегория B1

Подкатегория B1 открывается автоматически при получении прав категорий А и В. Однако в первом случае разрешено водить ТС с мотоциклетной посадкой и мотоциклетным рулем (отметка MS), а во втором — допускается управление квадрицклами с рулевым колесом и органами управления, как у автомобиля (отметка AS). Сдавать экзамен на эту категорию можно с 16 лет, но управлять автомобилем — только с 18 лет.

Права категории М

К начальной категории М отнесены мопеды, скутеры и легкие квадрициклы с объемом двигателя не более 50 куб. см, способные ездить со скоростью не более 50 км/ч. Для управления такими ТС подойдут водительские права с любой открытой «старшей» категорией.

Например, при получении прав категории В водителю автоматически открываются категории М и В1. Как вариант, можно выбрать отдельное обучение на категорию «М» в автошколе и, соответственно, заплатить за курсы, пройти медицинскую комиссию и сдать экзамены. При этом возраст обучаемого должен быть не менее 14 лет, а получить права категории М он сможет не раньше, чем ему исполнится 16 лет. Поэтому целесообразнее обучаться управлению легковым автомобилем или легким мотоциклами (категория А1) и получить права сразу с несколькими категориями.

Права категории ВЕ

Категория ВЕ разрешает управление легковым автомобилем (В) с тяжелым прицепом (более 750 кг) при соблюдении двух условий — если суммарный вес состава не превышает 3500 кг, и если максимальная масса состава не превышает массу «тягача» без нагрузки. На обучение по категории «ВЕ» принимаются люди, не моложе 19 лет, имеющие водительское удостоверение с открытой категорией «В» и стаж управления ТС с соответствующей категорий не менее 12 месяцев.

Права категории С

В эту группу входят средние грузовики разрешенной массой от 3,5 до 7,5 т и тяжелые грузовики массой свыше 7,5 т. Водительские права этой категории также разрешают езду на грузовике с прицепом максимальной разрешенной массой до 750 кг.

Подкатегория С1

При получении документа с категорией С автоматически открывается подкатегория С1. С ней можно управлять только грузовиками разрешенной массой от 3,5 до 7,5 т (за исключением автомобилей категории D).

Права категории СЕ

С водительским удостоверением категории СЕ можно садиться за руль грузовиков с прицепами и полуприцепами максимально разрешенной массой более 750 кг. Для получения такого ВУ необходим стаж управления ТС категории С сроком не менее 12 месяцев.

Подкатегория C1E

Подкатегория С1Е дает право на управление грузовыми автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми прицепами массой более 750 кг. При этом максимальная масса состава не должна превышать 12 т. К экзаменам на получение прав подкатегории С1E допускаются лица, достигшие 19 лет, имеющие право управления транспортными средствами категории C или подкатегории C1 не менее 12 месяцев.

Категория D

Права категории D дают возможность управлять автомобилем, предназначенным для перевозки пассажиров (проще говоря, малым автобусом) и оснащенным восемью или более сидячими местами. Этот же документ позволяет цеплять к такому транспортному средству прицеп массой до 750 кг. К экзаменам на получение прав категории D допускаются лица, достигшие 21 года (либо 19 лет — в отношении лиц, проходящих военную службу, после соответствующего профессионального обучения).

Подкатегория D1

Получение прав категории D автоматически открывает подкатегорию D1. К ней относятся небольшие автобусы с количеством сидячих мест от 8 до 16. Такое транспортное средство может везти за собой прицеп массой не более 750 кг, не предназначенный для перевозки пассажиров. Общая масса состава не должна превышать 12 т.

Категория DE

К категории DE относятся длинные сочлененные автобусы (с так называемой «гармошкой») и обычные автобусы с прицепом разрешенной массой более 750 кг. Для открытия категории DE нужно иметь стаж вождения автобуса не менее 1 года.

Подкатегория D1E

В категорию DE включена подкатегория D1E, предоставляющая право управления компактными автобусами, где предусмотрено более восьми, но не более 16 сидячих мест, и имеется прицеп с разрешенной массой 750 кг, не предназначенный для перевозки пассажиров. Общая масса состава не должна при этом превышать 12 т. Для открытия прав категории DE и подкатегории D1E требуется стаж вождения транспортных средств класса D от одного года и более. Таким образом, получить такие права смогут только водители старше 22 лет.

Специализированные категории водительских прав (Tm, Tb)

Трамвай

Существуют также две категории для водителей-профессионалов. Для вождения трамвая необходимо получить отметку в категории Tm, а для троллейбуса — Tb. Права с открытой категорией Tm дают право на управление трамвайными системами на городских маршрутах по наземной железной дороге. Речь идет о транспорте массой 15−20 т на электрической тяге с вместимостью салона до 140 человек. Допуск к вождению лиц моложе 21 года запрещен.

К троллейбусной категории Tb относятся безрельсовые транспортные средства на электрическом приводе, получающие энергию от внешнего источника питания через контактную сеть при помощи штангового токоприемника. Как и в случае с трамваем, получить право на управление троллейбусом можно только с 21 года. Автобусы с электрическим двигателем (электробусы) при этом классифицируются как транспортные средства категории D с автоматической трансмиссией.

Как понять, к какой категории отнести транспортное средство

Категорию транспортного средства можно найти в свидетельстве о регистрации (СТС) или в ПТС (электронном или бумажном).

Штрафы за управление транспортом без соответствующей категории

Управление транспортным средством без соответствующей категории прав трактуется законом как езда без водительского удостоверения. Согласно части 1 статьи 12.7 Кодекса РФ об административных нарушениях «За управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления или не имеющим соответствующий категории» предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей, а также задержание транспортного средства и помещением его на специализированную стоянку.

Мотошкола

Как получить новую категорию прав

Открытие новой категории в действующих правах позволяет водителю законно управлять новыми видами транспорта. Для получения такой категории необходимо пройти обучение в автошколе и сдать экзамены в ГИБДД. Важно отметить, что состав самого экзамена может отличаться в зависимости от того, какая категория уже имеется в удостоверении водителя и какая категория (подкатегория) открывается.

Какие категории прав подходят для вождения ТС других типов

Новая категория водительских прав чаще всего открывается после полного курса обучения теории и практике, а также сдачи экзаменов. Но есть несколько исключений.

  • ВУ категории A автоматически дает право на управление ТС типа M, A1 и B1.
  • ВУ категории B позволяет водить ТС подкатегорий M и B1.
  • ВУ категории C позволяет водить транспорт типа M и C1.
  • ВУ категории D позволяют управлять также ТС типа M и D1.

История водительских прав в России и мире

Первым в мире водительским удостоверением стала справка о способности управлять ТС с мотором, выданная 14 августа 1893 года французскому автомобилисту. Первый же российский водитель получил ВУ в 1900 году. Дореволюционные российские ВУ содержали сведения о владельце и его фото. Для их получения нужно было сдать экзамены на умение управлять автомобилем и знание городской географии.

В 1909 году Российская империя присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей», и в стране была введена принятая за рубежом форма ВУ. В 1923 году Совнарком утвердил новое «Свидетельство на право управления экипажем», имевшее три категории. А в 1936 году выдавать права стали органы внутренних дел. ВУ приобрело тогда единую форму и новое название — «удостоверение шофера». В 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции об автомобильном движении, и в стране появилось международное ВУ.

С 1970-х годов было введено пять категорий водительских прав, дающих право на управление определенными ТС. В 2011 году перечень таких категорий был расширен с пяти до девяти. А в 2014 года после внесения изменений в закон «О безопасности дорожного движения», появилась сетка, состоящая уже из 16 пунктов. Всего на данный момент существует 10 главных категорий водительских прав, дополненных шестью подкатегориями.

Профстандарт водителя автомобиля в 2024 году

Собрали всю полезную информацию о профстандартах для водителей автомобилей в одну статью. Читайте о структуре и ключевых моментах документа и о том, как его правильно внедрять. Скачайте профессиональные стандарты для разных транспортных средств.

  • в каких случаях применяется профстандарт водителя автомобиля;
  • скачать профстандарт;
  • структура и ключевые моменты;
  • как правильно внедрять профстандарты.

В каких случаях применяется профессиональный стандарт водителя автомобиля

Профстандарты водителя всё еще находятся в стадии разработки. Планируется, что они распространятся на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», «Водитель автомобиля, занятый в технологическом процессе добычи и обогащения полезных ископаемых» и др.

Скачайте документы:

Существующие проекты профстандартов охватывают категории от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.

С 1 сентября поменяли правила заполнения путевых листов, способы медосмотра водителей и ограничили рабочее время водителей легковых автомобилей. В статье от Справочника кадровика подробно описано, как правильно организовать работу водителей и не получать штрафы, а также дан образец заполнения путевого листа по новым правилам.

Стандарт содержит требования:

  1. Общего характера.
  2. К квалификации.
  3. К квалификационному экзамену
  4. К экзаменатору.

Обратите внимание: закон не требует от водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.

Что делать с водителем, у которого отобрали права

Погрузчик

Требования к водителям погрузчиков установлены в профстандарте «Логист автомобилестроения», утвержденном приказом Минтруда от 14.10.2014 № 721н. Перечислим главные функции этой специальности:

  • Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
  • Контроль за сохранностью груза.
  • Составление отчетности о маршруте.
  • Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
  • Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).

Сотруднику выдали служебный автомобиль. Как доказать, что он не водитель

Профстандарт водителя автомобиля в 2021 году

Образцы главных кадровых документов в 2023

Скачайте бесплатно и используйте в работе

  • Трудовой договор с работником
  • Приказ о приеме на работу
  • Приказ об увольнении по собственному желанию
  • Правила внутреннего трудового распорядка 2023
  • Образец заполнения нового отчета ЕФС-1

Грузовой и легковой автомобили

Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза. Это означает, что он:

  • Должен разбираться в принципах устройства машины и прицепа, иметь права соответствующей категории.
  • Правильно проходит регулярный техосмотр.
  • Следит за соблюдением техники безопасности при погрузке-разгрузке.
  • Поддерживает свой уровень квалификации, в том числе режимом труда-отдыха, корректным поведением за рулем и т.д.

Профстандарт водителя автомобиля в 2021 году

Водитель «легковушки» должен знать:

  • ПДД и правила страхования автомобиля.
  • Предупрежден об ответственности за нарушения
  • Умеет опознавать моменты поломок и делать мелкий ремонт и т.д.

Профстандарт водителя автомобиля в 2021 году

Автобус

Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автобуса». Специфика требований связана с характером деятельности. Они перевозят большое количество людей, то есть отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.

Гость, на 3 дня Вам открыт доступ к готовым образцам и бланкам документов по актуальным кадровым вопросам:

Итак, водитель :

  • Знает технические характеристики своего ТС.
  • Умеет управлять им и ликвидировать мелкие поломки.
  • Умеет заправлять и обслуживать автобус.
  • Компетентен в правилах перевозки пассажиров, их посадке и высадке.
  • Соблюдает все необходимые меры безопасности.
  • Следует строго по запланированному маршруту.
  • Составляет отчет о маршруте, сдает автобус на АТС.

Профстандарт водителя автомобиля в 2021 году

Структура и ключевые моменты

Профстандарты – это система требований к работникам конкретных профессий. Каждый стандарт содержит общие требования и ранжирование по уровню квалификации. Транспортное средство по определению относится к источникам повышенной опасности. Следовательно, профстандарты водительских профессий в первую очередь призваны повысить безопасность на дорогах путем предъявления высоких требований к квалификации работников.

Структура профстандартов единообразна. Он включает:

  • общие требования;
  • специальные требования;
  • дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
  • требования по прохождению экзамена.
Новые требования к кадровикам и новые обязанности

В программе собрали все изменения в работе специалистов за 2023-2024 год: по отчетности, проведению медосмотров, воинскому учету, оформлению льгот для сотрудников с детьми-инвалидами.

Возьмите демо-доступ и попробуйте учиться три дня бесплатно.

Перечислим требования, объединяющие все «водительские» стандарты и их проекты:

  • Достижение совершеннолетия. Наличие действующих прав (категория зависит от типа транспортного средства). Знание характеристик автомобиля.
  • Уверенное владение транспортным средством, навыки вождения в любую погоду, на разных типах дорожных покрытий.
  • Водитель должен уметь быстро оценивать риски дорожных ситуаций, принимать решения. Уметь оказывать первую помощь, знать алгоритмы своих действий при аварии или поломке.
  • Обязательны умение управлять автомобилем в любое время и погоду, контролировать ежедневно состояние ТС, заниматься мелким ремонтом, заправкой.
  • Водитель должен соблюдать режим труда и отдыха. Необходимо хорошо читать карты, планировать маршрут, уметь пользоваться навигатором и средствами электронного мониторинга состояния ТС. Важно, чтобы водитель владел навыками оказания первой помощи.

Что делать, если вы слишком поздно получили документы от работников или госорганов

Дополнительные требования в проекте профстандарта разделены на две группы – для перевозок людей и грузов. В обоих случаях к обязанностям водителя будет относиться составление необходимой документации, безопасная загрузка-выгрузка, перевозка и сдача отчетности.

Экзамен будет выглядеть как аналогичный экзамен на права в ГИБДД – поездка по маршруту в допустимом скоростном режиме, с учетом расхода топлива). Испытание займет минимум час (полтора часа для водителей категорий «С» и «Д»). Проверять водителей имеет право только специалист соответствующей квалификации, со стажем работы не менее 5 лет.

Новые правила освидетельствования на состояние опьянения. Что учесть кадровикам, если в компании работают водители

Как правильно внедрять

Пошаговое внедрение профстандарта в организации выглядит так:

Анализ существующей документации на предприятии — штатного расписания, должностных инструкций и т.д.

Внесение корректирующих поправок в локальные нормативные акты и утверждение их.

Проверка квалификации персонала. В зависимости от результатов работодатель может оставить сотрудника на прежней должности, предложить повысить квалификацию либо расторгнуть трудовой договор.

Можно ли обойтись без стандарта

Процесс внедрения профстандартов был начат еще в 2013 году. С 2016 года они стали обязательными к использованию, если такое требование к профессии зафиксировано в Трудовом кодексе, федеральном законодательстве и прочих подзаконных актах. В частности, если деятельность работника предусматривает наличие ограничений либо льгот.

Целесообразно брать стандарты за основу требований к навыкам и компетенциям персонала даже в тех случаях, когда закон не требует обязательного их применения.

Предприятие, на котором не соблюдается требования обязательных стандартов, будет оштрафовано как минимум на 50 000 р, причем использовать их придется в любом случае.

  • Как ввести в компании суммированный учет рабочего времени и не оказаться в суде
  • Как организовать работу в режиме гибкого рабочего времени, чтобы сотрудники не возмущались

Должностная инструкция водителя

Для водителя, как и для любого другого сотрудника предприятия, предусмотрена должностная инструкция. Этот документ регламентирует перечень обязанностей, прав и ответственность водителей. И хотя он не относится к обязательным нормативным актам предприятия, юристы рекомендуют как можно точнее и тщательнее прописывать положения и пункты в данном документе, чтобы в дальнейшем не возникало возможности их двойного толкования.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции водителя

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.

Должностная инструкция водителя автомобиля

І. Общие положения

1.1. Данный документ регулирует перечень должностных функций, задач, обязанностей, которые должен выполнять водитель организации, а также его права, ответственность, условия работы и прочие параметры.

1.2. Водитель организации должен иметь образование не ниже среднего, стаж вождения автомобилем не менее трех лет, а также права категорий «В».

1.3. Прием на работу и увольнение происходит в порядке, прописанном внутренними правилами организации и при обязательном наличии соотвествующего приказа со стороны руководства.

1.4. Непосредственный руководитель водителя – директор предприятия.

1.5. В случае отсутствия водителя на рабочем месте его обязанности переходят лицу, назначенному отдельным распоряжением руководителя компании и обладающему требуемым уровнем образования и опытом работы.

1.6. Водитель должен быть знаком с :

  • законами РФ в области гражданского и трудового права;
  • правилами внутреннего распорядка оргаизации, нормами по охране труда, обеспечению пожарной безопасности и т.д.
  • Уставом организации;
  • приказами и распоряжениями руководства, нормативными актами компании;
  • правилами дорожного движения, штрафными санкциями за те или иные нарушения ПДД;
  • дорожными картами региона.

1.7. Водитель обязан владеть:

  • полными сведениями о внутреннем устройстве автомобиля, принципах его работы;
  • информацией об оснащенности автомобиля, его технических характеристиках, приборах, механизмах и агрегатах, а также о их назначении и обслуживании;
  • способами и методами выявления неисправностей, а также их устранения подручными средствами;
  • знаниями о последствиях тех или иных поломок и неисправностей в работе двигателя и прочих системах автомобиля;
  • нормами по обслуживанию автотранспортных средств, в том числе мойке, чистке кузова и салона, содержанию в гараже и т.п.

ІІ. Должностные обязанности водителя автомобиля

2.1. В перечень рабочих функций водителя входит выполнение следующих задач:

  • управление автомобилем,
  • своевременное прибытие на рабочее место и подача автомобиля к подъезду организации, а также постановка автомобиля в гараж после рабочей смены;
  • своевременная заправка топливом, доливка масла, и добавление прочих жидкостей, нужных для работы автомобиля;
  • следование правилам дорожного движения, соблюдение всех дорожных знаков, своевременное ознакомление со всеми изменениями, законодательно вносимыми в ПДД;
  • обеспечение безопасности пассажиров во время нахождения за рулем и движения автомобиля;
  • обеспечение сохранности имущества, находящегося в багажнике автомобиля;
  • контроль за сохранностью и целостностью самого автомобиля, в том числе оставление его на парковках и стоянках только с включенной сигнализацией, блокировка всех дверей и окон как во время движения, так и во время остановок;
  • ежедневный осмотр технического состояния автомобиля, своевременное устранение выявленных неисправностей собственными силами или при помощи специализированных автосервисов;
  • содержание автомобиля в чистоте и порядке, в том числе ежедневное утреннее мытье автомобиля на автомойке и еженедельная химчистка салона;
  • заблаговременная подготовка к дальним поездкам, ознакомление с картой местности и дорожными картами, выбор наиболее коротких маршрутов;
  • исключение употребления любых лекарств, препаратов, продуктов и жидкостей, способных повлиять на работоспособность водителя, концентрацию внимания, координацию движений и реакцию;
  • работа с маршрутными и путевыми листами, в том числе внесение сведений в документы по километражу, расходованию бензина и масла, пунктах назначения поездок и т.д., своевременное предоставление документации для отчетности;
  • выполнение распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
  • бережное отношение к вверенному автомобилю.

ІІІ. Права

3.1. Водитель обладает следующими полномочиями и правами:

  • делать руководству аргументированные и обоснованные предложения по улучшению и оптимизации работы как себя лично, так и организации в целом;
  • самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности как себя лично, так и пассажиров при движении автомобиля;
  • требовать от руководства обеспечения безопасности труда;
  • получать всю необходимую информацию от работников автосервисных предприятий о ремонте автомобиля;
  • вносить предложения по оптимизации маршрутного движения, в т.ч. для сокращения финансовых затрат на поездки;
  • участвовать в любых корпоративных мероприятиях (совещаниях, обсуждениях, собраниях), непосредственно касающихся его деятельности;
  • вносить конструктивные предложения для устранения выявленных в процессе работы нарушений, ошибок, недочетов;
  • вступать в коммуникации с представителями любых структурных подразделений компании для решения вопросов, входящих в его компетенцию;
  • отказаться от выполнения рабочих функций при наступлении угрозы жизни или здоровью.

ІV. Ответственность

Ответственность водителя наступает в случае следующих нарушений:

4.1. Причинение, умышленное или неумышленное, повреждений вверенному ему автотранспорту (двигателю, системам и агрегатам, механизмам и узлам, салону и кузову), а также несвоевременное сервисное и техническое обслуживание,

4.2. Причинение ущерба здоровью пассажиров и других участников дорожного движения;.

4.3. Употребление любых запрещенных и разрешенных веществ, негативно влияющих на координацию, мышление, реакцию и т.д.

4.4..Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.

4.5. Регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности.

4.6. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.

4.7. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.

4.8. Предоставление начальству недостоверных сведений в отчетных документах;.

4.9. Данные пункты должностной инструкции строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.

СОГЛАСОВАНО
Руководитель транспортного отдела
ООО «Поставки оптом»
Мышкин /Мышкин Т.В./
«12» августа 2014 г.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН
Иванов Р.С.
Водитель ООО «Поставки оптом»
Паспорт 8735 № 253664
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Иванов
«17» августа 2014 г.

Для чего нужна должностная инструкция водителя

Должностная инструкция важна не только для рядовых сотрудников предприятия, но и для руководства. Она дает возможность координировать взаимоотношения между работодателем и подчиненными, четко определяя рабочий функционал и ответственность водителей. При конфликтных ситуациях, когда для разрешения спора требуется вмешательство судебной инстанции, должностная инструкция служит доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя.

Основные правила составления должностной инструкции водителя

Стандартной, принятой для всех формы должностной инструкции водителя не существует, так что компании могут разрабатывать и утверждать ее самостоятельно. Поскольку единого образца нет, в разных организациях сотрудники, находящиеся на одной и той же должности, могут исполнять разный функционал, но при этом основные обязанности у них должны быть схожи. Должностная инструкция водителя обычно включает в себя следующие части:

  • «Общие положения»,
  • «Должностные обязанности»,
  • «Права»,
  • «Ответственность».

При необходимости или по волеизъявлению руководства в нее могут быть добавлены и другие пункты.

Составлением должностной инструкции занимается обычно юрист предприятия или же специалист кадрового отдела. Оформляется она в одном экземпляре, но если водителей на предприятии несколько, то затем распечатываются ее копии в необходимом количестве.

Каждый водитель должен быть ознакомлен с документом, также он обязан поставить под ним свою подпись, которая будут свидетельствовать о том, что работник согласен с его содержанием.

Должностную инструкцию должен заверить и непосредственный руководитель водителя или лицо, несущее ответственность за исполнением прописанных в ней норм и правил. Руководитель предприятия также должен подписать документ.

Составление должностной инструкции водителя

В самом верху должностной инструкции, справа, следует оставить место для резолюции руководителя организации. Форма для нее стандартна: здесь необходимо вписать его должность (генеральный директор, директор), наименование предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой и поставить дату утверждения. Затем посередине строки нужно написать название документа.

Основные разделы

В первом разделе под названием «Общие положения» для начала следует отметить, к какой категории работников относится водитель (рабочий, технический персонал, специалист и т.д.), затем указывается, кому он подчиняется и кто его замещает в случае такой надобности (здесь достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников, без фамилий). Далее в документ вносятся квалификационные требования к водителю (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также требуемый опыт работы и стаж. Тут же стоит указать, на основании каких документов происходит назначение водителя и снятие его с должности.

Затем в этом же разделе ниже необходимо перечислить все правила, законы, распоряжения, нормативные акты, с которыми водитель обязан быть знаком, а также требования к знанию автомобиля.

Вторая часть «Должностные обязанности водителя» касается непосредственно инструкций, которые на него возлагаются. Прописывать их нужно максимально подробно и четко, учитывая особенности предприятия, на котором трудится водитель.

Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.

В разделе «Ответственность» четко устанавливаются нарушения, за которые работодатель вправе привлечь водителя к взысканию. Тут необходимо отметить, что водитель несет персональную ответственность за сохранность автомобиля и его частей, а также соблюдение правил трудового распорядка и норм безопасности.

После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.

Ниже необходимо указать данные о водителе: его фамилию, имя, отчество (полностью), снова название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом. Печатью заверять должностную инструкцию не надо, поскольку она относится к внутренним документам предприятия.

Присваиваем разряды водителям

Как показала практика применения, после внесения изменения в выпуск 52 ЕТКС у работников кадровых служб появились следующие вопросы: нужно ли при приеме на работу проводить тарификацию водителя, которому ранее не присваивался разряд по данной профессии, либо принять его на работу водителем автобуса 6-го разряда 2-го класса без проведения тарификации?

Согласно изменениям и дополнениями, внесенным в выпуск 52 ЕТКС, введены разряды для профессии «водитель автомобиля» в зависимости от того, к какой категории («В», «BE», «С», «СЕ», «D», «DE») относится транспортное средство.

Разряд присваивает комиссия

При приеме на работу работника после 1 января 2015 г. по профессии «водитель автомобиля», которому ранее не был присвоен разряд, следует иметь в виду, что при присвоении разрядов нанимателю необходимо соблюдать нормы, установленные Общими положениями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения № 34).

Вопрос о присвоении квалификационного разряда водителю автомобиля должен быть рассмотрен на заседании квалификационной комиссии организации (производственного структурного подразделения). Квалификационная комиссия может быть как постоянно действующей, так и временной, созданной непосредственно для присвоения квалификационного разряда работнику.

На основании заключения квалификационной комиссии приказом нанимателя работнику присваивается квалификационный разряд и производится в установленном порядке соответствующая запись в трудовой книжке: «Присвоен 6-й разряд по профессии «водитель автомобиля».

Таким образом, следует понимать, что если работник принят на работу для управления транспортным средством категории «D», решением квалификационной комиссии ему сразу будет присвоен 6-й разряд.

Стажировка водителя

Если в течение определенного периода по тем или иным причинам работник не работал водителем автомобиля, при возникновении вопросов по установлению профессиональной пригодности водителя автомобиля наниматель организовывает его стажировку в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения стажировки водителей механических транспортных средств, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 23.10.2012 № 46.

Наименование профессии

Наименование профессии в штатном расписании, запись в трудовой книжке и приказ о приеме на работу должны соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (ст. 19 ТК). В выпуске 52 ЕТКС содержится наименование профессии «водитель автомобиля».

Таким образом, в приказе о приеме на работу, а также в трудовой книжке необходимо произвести запись: «Принят на работу водителем автомобиля».

Так, после 1 января 2015 г. тарифно-квалификационной характеристикой профессии «Водитель автомобиля» предусмотрены требования для присвоения (повышения или снижения) только 2-го и 1-го классов (3-й класс с 1 января 2015 г. исключен).

Присвоение классов водителям

Присвоение классов (повышение или снижение) наниматель производит в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением, в соответствии с законодательством и на основании заключения квалификационной комиссии с учетом требований Общих положений № 34.

Одними из обязательных условий присвоения классов являются соблюдение требований к стажу работы в качестве водителя автомобиля и отсутствие дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени. Дополнительные требования по присвоению классов наниматель определяет самостоятельно (например, в Положении о присвоении классов).

В силу специфики работы организации в Положении о присвоении водителям автомобилей классов помимо обязательных условий следует предусматривать дополнительные требования:

1) «для присвоения 1-го класса водителю автомобиля необходимо наличие всех открытых категорий автомобилей»;

2) «для присвоения 2-го класса водителю автомобиля необходимо сочетание категорий «В» и «D» либо «С» и «СЕ», и т.д.

Запись о присвоении класса должна быть внесена в трудовую книжку, например: «Присвоен 2-й класс по профессии «водитель автомобиля».

При переводе водителя автомобиля для работы на транспортное средство другой категории установленные классы, полученные во время работы в качестве водителя автомобиля другой категории, сохраняются.

Сведения о совершенных водителем дорожно-транспортных происшествиях можно получить в органах ГАИ (учитываются все дорожнотранспортные происшествия).

Аналогичный порядок распространяется и на водителей трамваев, троллейбусов и другие профессии, указанные в постановлении № 94.

Документ:

Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий» (далее – постановление № 94; ЕТКС).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *