15 суток за тонировку
Перейти к содержимому

15 суток за тонировку

  • автор:

«Арест до 15 суток». ГИБДД предупредила о суровом наказании за тонировку

Фото: сочи.23.мвд.рф

Госавтоинспекция напомнила водителям о серьезных санкциях за нарушение правил тонировки. Дело в том, что за подобный тюнинг автомобилистам грозит ответственность, предусмотренная ч. 3.1 ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Управление транспортным средством, на котором установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». Как напомнили в ГИБДД по Красноярскому краю, штраф за это нарушение составялет 500 рублей. «Инспектор выдает требование о прекращении противоправных действий, в случае повторного нарушения водителю грозит штраф в размере от 2000 до 4000 рублей или административный арест до 15 суток», — объяснили в ведомстве.

Сегодня тонировка автомобильных стекол регулируется по ГОСТ 33997-2016. В соответствии с Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» светопропускание ветрового и передних боковых стекол должно быть не менее 70%. В противном случае такой тюнинг может привести к серьезному ДТП.

Фото: Autonews.ru

Фото: РБК

  • «Суд во всем разберется». Как спорят с ГИБДД из-за тонировки и шторок
  • На тон темнее. Водителей массово останавливают за тонировку и штрафуют

Что делать, если выписали требование за тонировку? Как обойти предписание?

Вопрос с тонировкой стекол автомобиля всегда являлся одним из самых непростых. Это связано и с распространенностью правонарушений данного типа, и с часто меняющимися правилами, в том числе нормам ГОСТов.

Часто, выявив нарушение, сотрудник ГИБДД вместе со штрафом выписывает т.н. требование за тонировку. О том, что это такое, как на него реагировать и что будет, если не выполнить предписания, читайте в данном материале.

Что это такое и когда выписывают?

Нередко вполне юридический вопрос лежит одновременно и в других плоскостях, например, лингвистической. Так вышло и в данном случае.

Требование об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения (Требование о прекращении административного правонарушения) – это воплощенное право (а при определенных обстоятельствах и обязанность) сотрудника правоохранительных органов, на основании п.1, ч.1, ст.13 Закона о полиции, требовать от граждан прекращения противоправных действий.

Уже из формулировки видно, что данный документ и вызываемые им последствия относятся к любому правонарушению (в данном контексте – административному), в т.ч. и к нарушению ПДД и других профильных НПА. Часто документ называют Предписанием на устранение нарушения (с установленными сроками), но в случае чрезмерного затемнения стекол машины в разговорной речи закрепился другой термин – требование за тонировку.

Несмотря на то, что словосочетание составлено, скажет так, с некоторой южнорусской языковой спецификой, распространение данное название получило на всей территории России.

При каких условиях может быть выписано требование за тонировку?

Очевидно, что появиться предписание может после фиксации факта правонарушения. В рассматриваемой ситуации – сотрудником ГИБДД. Наиболее часто выставление требования за тонировку происходит непосредственно при проверках на дороге.

Типичная ситуация выглядит так: сотрудник ГАИ останавливает автомобиль, осуществляет проверку допустимости светопроницаемости стекол (тонировки) и выписывает штраф.

Одновременно сотрудник ГИБДД вправе выставить то самое требование за тонировку, т.е. составить предписание, в котором указан тип нарушения и требование его устранить в указанные сроки (в большинстве случаев, речь идет о 10 днях).

Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»

Кратко напомним, что первый штраф за нарушение правил тонировки составляет всего 500 рублей – подробнее о штрафах в данном материале.

Как выглядит требование?

В зависимости от региона, встречаются требования несколько отличающиеся по внешнему виду, в том числе и по названию. Непосредственно «требование за тонировку» конечно не указывают, но бывает и «Постановление о прекращении административного правонарушения» и требования различных форматов.

Вместе с тем в документе обязательно должна присутствовать следующая информация:

  • Ф. И. О., номер и серия водительского удостоверения нарушителя.
  • Данные инспектора, составляющего требование.
  • Суть нарушения, номер протокола / постановления, составленного в этой связи, нарушенные НПА.
  • Основания для требования (п.1, ч.1, ст.13 Закона о полиции).
  • Суть требования (устранить в течение N срока).
  • Предупреждение о последствиях несвоевременного выполнения требования.
  • Дата и подписи сторон.

Примерный внешний вид требования:

новое требование за тонировку

Законно ли требование за тонировку?

В интернете можно встретить информацию о незаконности составления требования за тонировку. Приводятся некоторые аргументы, среди которых якобы отсутствие нормативной базы, отдельных инструкций и т.п. Все это не соответствует действительности. П.1, ч.1, ст.13 Закона о полиции вполне достаточно для законности выставления требования, однако некоторая неурегулированность процедуры все же присутствует (о том, как оспорить постановление подробно поговорим далее).

Многие читатели интересуются и другим аспектом, а именно законностью одновременного выставления требования и выписывания штрафа – не является ли это двумя наказаниями за одно правонарушение? К сожалению, никаких нарушений здесь нет: требование за тонировку не является наказанием, а значит может быть применено вместе со штрафом.

Что будет, если не выполнить требование ГИБДД?

Неисполнение в указанный срок требования является «неповиновением законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», т.е. подпадает под действие ч.1, ст.19.3 КоАП Российской Федерации.

По нормам данной статьи, нарушитель должен будет заплатить штраф в размере от 2000 до 4000 рублей, или может быть применен административный арест до 15 суток, или обязательные работы на период от 40 до 120 часов.

Наказание за повторное нарушение

Избыточная тонировка подпадает под ч.3.1, ст. 12.5 КоАП РФ (штраф 500 рублей). Отдельного наказания за повторное нарушение в статье не указано, как не указано и на сроки, в течение которых за то же нарушение штрафовать нельзя (как это, к примеру, сделано по некоторым другим частям данной статьи, освобожденным от административной ответственности за второе и последующие нарушения в течение 24 часов).

Это значит, что величина штрафа не возрастает, но при каждой фиксации нарушения возможен новый штраф. Теоретически, водителя могут останавливать через каждый метр и штрафовать на 500 рублей, пока он не демонтирует чрезмерную тонировку.

Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»

Обратите внимание, что и повторный штраф, и отсутствие отдельных положений за повторное нарушение никак не отменяют вышеуказанных санкций за невыполнение требования за тонировку. То есть при сохранении нарушения через срок, указанный в предписании, водителя могут оштрафовать и на 500 рублей (ч.3.1, ст.12.5 КоАП РФ), и на 2000 – 4000 рублей (или арест / обязательные работы) по ч.1, ст.19.3 КоАП.

Кроме прочего, это дает возможность многим источникам утверждать, что за повторное нарушение, связанное с тонировкой, штраф составляет указанные 2000-4000 рублей (арест / работы).

Что делать, если выписали требование за тонировку?

Здесь все достаточно предсказуемо. Законных варианта два: либо выполнить своевременно требование, либо оспорить его.

В идеале лучше не нарушать, но если правонарушение зафиксировано, лучше исполнить требование. Невыполнение, как уже отмечалось, может привести к крупному штрафу или аресту, при этом от обязанности исполнить требуемое виновный не освобождается.

Срок действия

С одной стороны, сколько действует требование (срок исполнения) прямо указано в самом документе (напомним, в большинстве случаев это 10 дней). Однако никто не будет специально проверять исполнено ли требование – при следующей проверке будет выяснено:

а) есть ли нарушение в данный момент;

б) было ли ранее выставлено требование.

При наличии обоих пунктов будет зафиксировано как новое правонарушение, так и неисполнение требований ранее оформленного постановления. Это важно и для случаев, когда человек требование исполнил, а позже снова затонировал автомобиль не по правилам – доказать, что предписание исполнялось крайне трудно, в большинстве случаев будет зафиксировано неисполнение.

Однако это не означает, что один раз получив требование за тонировку, всю оставшуюся жизнь подобное нарушение будет считаться неисполнением. Требование выписывается на основании протокола об административном правонарушении, а сведения о таких нарушениях хранятся 1 год.

Соответственно, неважно насколько выписывается требование, в большинстве случаев оно будет считаться неисполненным при повторной фиксации нарушения, связанного с тонировкой, в течение года.

Как обойти требование за тонировку?

При законной фиксации правонарушения, избежать наказания шансов немного. Однако принципиальное значение имеет слово «законной». Нередко сотрудники ГИБДД нарушают правила проверки уровня затемнения стекол (подробнее о правилах здесь), что дает возможность оспорить штраф, а значит и аннулировать выставленное на его основе требование за тонировку.

Отменить штраф / требование можно в вышестоящей инстанции (Главное управление ГИБДД по конкретной местности) либо в суде. Чтобы оспорить / убрать из базы требование, его необходимо либо не подписывать, либо указать на документе факт своего несогласия.

Подать на обжалование необходимо в течение 10 дней, а срок ответа по закону – 30 дней.

Оспорить в суде и снять предписание

Если решить вопрос через Главное управление ГИБДД не удалось, остается жалоба в прокуратуру или судебное разбирательство.

Заявление в суд подается по обычной процедуре, а решение в большинстве случаев выносится в течение 2х месяцев.

Конечно, можно пробовать участвовать в судебном процессе самостоятельно, однако значительно больше шансов на успех будет, если привлечь к процессу профессионального адвоката.

В заключении материала еще несколько расхожих вопросов и ответов на них по данной теме.

Часто задаваемые вопросы

Вносится ли в базу предписание за тонировку?

Да, такая база существует и ее данные могут быть доступны в любой точке Российской Федерации. Это не означает, что инспектор в каждом случае будет обращаться к БД для проверки. Но технически такая возможность у него есть.

Можно ли убрать требование за тонировку из базы?

Можно, но только если будет законно оспорен факт нарушения. В случае, если стороны признают нарушение, требование за тонировку является законным.

Требование за тонировку выписывается на машину или человека?

Требование выписывается человеку, но его объектом является автомобиль. Только при одновременном наличии обоих факторов (человек и машина) спустя установленный для исправления срок, требование будет считаться неисполненным.

Из этого вытекает и следующее: чтобы выполнить требование можно не только привести затемнение стекол в норму, но, например, и перестать эксплуатировать машину, или продать ее другому владельцу.

Как проверить предписание за тонировку?

Проверить можно наличие неоплаченного штрафа за тонировку. Теоретически, при его наличии оформляется и требование, однако не в 100% случаев. Доступа к базе ГИБДД по требованиям в настоящее время у обычных водителей отсутствует. Есть только понимание, что через год оно должно быть исключено из базы.

Что делать, если требование за тонировку не выдали на руки?

Можно обратиться в ГИБДД и попросить свой экземпляр. Но вероятно более эффективно будет оспорить выставление требования, т.к. непредставление документа является нарушением.

Что будет, если снять тонировку, а потом заново приклеить?

Если с момента выставления требования о тонировке прошло менее года (то есть требование до сих пор находится в базе ГИБДД), то велик шанс, что повторная регистрация нарушения будет интерпретирована как невыполнение требований полицейского, что приведет к штрафу в 2000 – 4000 рублей или аресту на 15 суток.

Заключение

Требование по тонировке – не самое простое явление в российском юридическом поле. Некоторые оспаривают законность самого его существования, другие, наоборот, считают документом-основанием для дальнейших санкций к нарушителю.

В любом случае, если нарушение признается и речь идет о первой его фиксации, лучше выполнить требование. В случае незаконности составления – нужно оспаривать и здесь хорошей идеей будет привлечение к процессу адвоката. Проконсультироваться с юристом можно по одному из телефонов, указанных на сайте.

Правила тонировки авто — 2024: что можно делать, а что нельзя

Если пленка не соответствует ГОСТу, то рано или поздно ее придется снять.

Правила тонировки автомобильных стекол регулируются «Основными положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации». В документе есть приложение с пунктом 7.3, оно и включает весь перечень неисправностей и условий, при которых запрещается использование автомобиля. Например, эксплуатировать транспортное средство нельзя, если в машине установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. В 2020 году Министерство транспорта слегка откорректировало эти положения, подведя стандарты тонировки под более современный ГОСТ от 2016 года.

Какой должна быть тонировка

Согласно ГОСТу 33997-2016, светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол должна составлять не менее 70% (согласно предыдущему ГОСТУ светопропускаемость лобового стекла должна быть не менее 75%, а передних боковых — 70%).

Светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол должна составлять не менее 70%

Светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол должна составлять не менее 70% (Фото: сочи.23.мвд.рф )

А вот ограничений по тонировке задних стекол (в том числе и боковых) нет. Их можно тонировать без ограничений.

Кто и как замеряет тонировку

Контроль светопропускаемости стекол осуществляют сотрудники ГИБДД. Делают они это специальными приборами. Перед замером водитель имеет право осмотреть все датчики, которые крепятся к стеклу его машины на предмет отсутствия загрязнения и внешних пленок. Если водитель не согласен с первичными показаниями прибора, то он вправе потребовать повторный замер и присутствие двух понятых. При замере светопропускаемости стекла водитель также может потребовать у сотрудника ГИБДД действующий сертификат на прибор и посмотреть, опечатан ли сам прибор.

Проверку тонировки осуществляют сотрудники ГИБДД

Проверку тонировки осуществляют сотрудники ГИБДД (Фото: сочи.23.мвд.рф )

Важно помнить, что измерять тонировку инспекторы ГИБДД могут только при определенном освещении, температуре, давлении и влажности. Согласно официальным документам, давление, например, должно быть от 86 до 106 кПа, а относительная влажность воздуха должна быть от 40 до 80%. Если какие-либо из показателей во время измерения уровня тонировки не соответствуют нормам, штраф можно обжаловать.

Штраф за тонировку в 2024 году

Штраф за тонировку не по ГОСТу сегодня составляет 500 рублей, согласно ст. 12.5. КоАП. Первые 20 дней его можно оплатить со скидкой в 50%. Если водитель дает согласие устранить нарушение на месте, то он может получить и вовсе только предупреждение. Решение принимает сотрудник полиции. Если снять пленку на месте не получается, то инспектор выписывает штраф и выдает предписание на устранение нарушения с установленными сроками — как правило, это 10 дней. Если в указанный срок тонировка не снимается, то при повторной проверке водителя ожидает штраф уже в размере 2-4 тыс. руб. либо арест до 15 суток за невыполнение законного требования сотрудника полиции. При этом важно понимать, что назначать арест или повторный штраф может только суд. Как отмечают юристы, если нарушитель тонировки попадает в суд впервые, его чаще всего штрафуют. Но если водителю регулярно предъявляют такие обвинения или у него есть другие штрафы, то шансы попасть под арест резко возрастают.

ГИБДД активизируют рейды по отлову нарушителей правил тонировки весной и летом

ГИБДД активизируют рейды по отлову нарушителей правил тонировки весной и летом (Фото: РБК)

Обычно инспекторы ГИБДД активизируют рейды по отлову нарушителей правил тонировки весной и летом. Именно в эти месяцы желающих оклеить машину темной пленкой становится больше. По словам сотрудников ГИБДД, «многие водители игнорируют требования технического регламента и управляют автомобилями с сильно затонированными стеклами, что, в свою очередь, существенно сказывается на безопасности дорожного движения и подвергает угрозе жизнь и здоровье граждан».

Законная тонировка

Затонировать автомобиль по нормам ГОСТа в России сложно. Потому что даже стекла совершенно нового автомобиля пропускают свет не на 100%. А если автомобилю несколько лет, то через лобовое или боковое стекло будет проходить не больше 90% света. Таким образом безопасной тонировкой может быть затемнение специальной пленкой всего на 15%. Однако такая тонировка не спасет от яркого солнца и не скроет содержимое салона автомобиля от посторонних глаз, поэтому и смысла не имеет. Послабления для тонировки существуют только для боковых стекол второго ряда и заднего стекла, потому что их степень затемнения ГОСТ не регламентирует — тонировать можно хоть на все 100%, главное — не зеркальным эффектом. Потому что зеркальная тонировка в России запрещена для любых стекол в принципе. В верхней части ветрового стекла также допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 14 сантиметров — такая полоска может защитить глаза водителя от яркого солнечного света.

Способы тонировки

Большая часть автопроизводителей поставляет машины уже с небольшой заводской тонировкой, которая соответствует всем правилам той страны, где будет продаваться автомобиль. Но многие водители в России предпочитают наносить тонировку самостоятельно. Это можно сделать методом напыления тонкого слоя металла или полимера на внутреннюю часть стекла, но для этого стекла придется снять. В отличие от заводской тонировки, самостоятельное напыление делается без вакуумной камеры, поэтому качество такого затемнения сильно хуже. Но главный недостаток такого способа — затирки, сколы и царапины, которые образуются со временем. Демонтировать такую тонировку уже невозможно, единственных выход — менять стекло.

Пленка, которая наклеивается на внутреннюю поверхность стекла, является самым популярным способом тонировки

Пленка, которая наклеивается на внутреннюю поверхность стекла, является самым популярным способом тонировки (Фото: Фотобанк Лори)

  • Как получить, заменить и восстановить водительское удостоверение
  • Низко и медленно: что такое лоурайдеры и как они устроены
  • «Русский Hummer», «Гном» и другие легковушки КамАЗа

Тонировка авто в 2024 по ГОСТу

Все статьи Новости Автокода Лайфхаки покупателям Тест-драйвы Автоновости Видео Авторынки Разное Купить за xxx рублей Обзоры б/у авто Лайфхаки продавцам Пресс-релизы Рейтинги Отзывы владельцев Противостояние моделей

5 января 2023, 11:22 0 158249

авто с тонировкой

Российские водители любят затемнять стекла своих машин, чтобы защищать салон от посторонних глаз и нагрева от яркого солнца. Однако тонировка окон с нарушением ГОСТ а чревата штрафными санкциями.

Какая тонировка разрешена по ГОСТу и какие меры наказания применяются за езду с незаконной тонировкой в 2024 году, расскажем в материале.

Виды тонировки стекол

Для тонирования окон водители чаще всего используют пленку, которая приклеивается на внутреннюю поверхность стекла. Это быстро, просто и недорого. Пленка не вредит стеклам и легко удаляется.

Она бывает следующих видов:

  • многоразовой силиконовой – съемная тонировка , которая держится на статике;
  • металлизированной – покрытой специальным составом, защищающим от выгорания;
  • крашеной , клеевой слой которой покрыт краской;
  • атермальной – тонировк а, защищающая салон от проникновения тепла, но не придающая стеклу оттенок.

Помимо пленки, водители используют напыление (самостоятельно наносят тонким слоем металл или полимер на внутреннюю сторону стекла), а также съемную тонировку – каркасные шторки и сетки , которые можно легко снять, а затем вновь поставить на место.

Правила тонировки авто

сильная тонировка авто

Варианты тонирующей пленки обозначаются в процентах светопотока, проходящего через стекло. Чем выше процент светопропускания, тем светлее тон пленки, и наоборот. То есть если на тонировке стоит индекс «5», значит, в салон проникает всего 5% света, а стекло выглядит так, будто его закрасили черной краской.

Независимо от степени светопропускаемости окон, согласно п. 4.4.4 и 4.4.5 ГОСТа 33997-2016 , существует два ограничения на тонировку :

  • Тонировка окон не должна искажать восприятие зеленого, желтого, красного, голубого и белого цветов .
  • На всех стеклах машины и всех типах транспорта запрещается использовать зеркальную тонировку . Данное покрытие возвращает целиком свет фар и может ослеплять водителей в темное время суток.

Чтобы снизить риск ослепления водителя солнцем, ГОСТ допускает нанесение в верхней части лобового стекла светозащитной полосы с любой светопропускаемостью. Для транспортных средств категорий М1 (легковые до восьми мест), M2 (пассажирские более восьми мест, до 5 т), N1 (грузовые до 3,5 т), L6 и L7 (квадроциклы массой до 350 и до 400 кг) она должна быть шириной не более 14 см от верхней части стекла. А для автомобилей категории M3 (пассажирские более восьми мест, свыше 5 т), N2 (грузовые массой от 3,5 до 12 т) и N3 (грузовые свыше 12 т) – не должна заходить за верхнюю границу зоны работы дворников.

Какая тонировка разрешена

тонировка лобового стекла

Все законодательные ограничения по светопропусканию окон касаются только передней полусферы остекления. Какая тонировка разрешена , говорится в «Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации», а именно, в п. 7.3 Приложения «Перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспорта запрещена» и в ГОСТе на тонировку 33997-2016 .

По ГОСТу тонировка лобового и передних стекол должна быть не более 30% , то есть стекло должно пропускать не менее 70% света. В предыдущих правилах разрешенная тонировка на передних стеклах составляла 70% светопропускаемости, а на лобовом – не менее 75%.

На заднее ветровое и задние боковые стекла запреты не распространяются . При наличии боковых зеркал их можно тонировать пленкой любой плотности (кроме зеркальной пленки и покрытий, искажающих цвета), а также затемнять шторками и сетками (п. 7.3 ст. 7 ПДД РФ « Прочие элементы конструкции»).

Как замеряют тонировку

сотрудник гаи

Светопропускание окон автомобиля проверяют сотрудники ГИБДД. Замеры тонировки окон производятся специальным устройством – тауметром . Водитель вправе осмотреть датчики, крепящиеся к стеклу его авто, чтобы установить, нет ли посторонних загрязнений или внешних пленок.

На результатах может сказаться температура, давление и влажность воздуха, поэтому важно, чтобы замеры производились в следующих условиях :

  • влажность воздуха – 40-80%;
  • давление – 86-106 кПа;
  • температура воздуха – 15-25 °С.

Если показатели не соответствуют нормам, а инспектор назначил штраф, наложенное взыскание можно оспорить как неправомерное .

Если первичный замер не устраивает владельца машины, он может потребовать повторного измерения тонировки окон при двух понятых. Кроме того, водитель может запросить у автоинспектора сертификат на измерительный прибор и проверить наличие пломбы.

Штраф за тонировку в 2024 году

деньги в бумажнике

Если тонировка , установленная на передние и лобовое стекла не разрешена по ГОСТу , последуют санкции по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП в размере 500 рублей . И при первой, и при второй остановке инспектором размер взыскания останется неизменным. В течение 20 дней на оплату штрафа ГИБДД действует скидка 50%.

Помимо этого, сотрудник ГИБДД может вынести предписание, согласно которому водитель должен устранить нарушение в течение 10 суток.

Если не исполнить предписание , назначат наказание по ч. 1 ст. 19.3 КоАП :

  • штраф на сумму от 2 000 до 4 000 рублей;
  • административный арест на срок до 15 суток;
  • обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.

Ранее инспектор был вправе снять госномера с машины , но в 2024 году данные меры не применяются.

Можно ли обжаловать штраф за тонировку

мужчина пишет

Если водитель не согласен с назначенными санкциями, он имеет право оспорить их.

Обжаловать предписание можно в следующих случаях:

  • Если прибор , которым инспектор замерял светопропускание стекол, не соответствует ГОСТу .
  • Если условия , в которых производились измерения, не соответствуют нормам . И в первом, и во втором случае нужно снять на видео момент вынесения постановления. Это докажет, что со стороны инспектора ГИБДД было нарушение.
  • Если сотрудник Госавтоинспекции не внес в протокол результаты замера светопропускания , информацию о приборе, время или дату совершения нарушения либо допустил ошибки, касающиеся обстоятельств происшествия или автомобиля.
  • Если в протоколе указаны ошибочные данные о нарушителе, не внесены данные и показания свидетелей происшествия.

Свое несогласие водитель должен выразить прямо в протоколе – в пункте «Комментарии к документу», описав свое видение ситуации, а, если там не хватает места, приложить к протоколу отдельный лист с объяснениями.

Получив на руки копию протокола, нужно приложить к нему видео, доказывающее факт нарушения инспектором, жалобу на постановление и направить эти материалы начальнику автоинспекции, сотрудник которой выписал санкции. О том, как обжаловать штраф ГИБДД , мы рассказывали ранее.

суд

Документы можно подать лично или отправить по почте. Ответ на обращение придет через 10 суток. Если взыскание не отменят, нужно переслать жалобу в районный суд и далее по судебной иерархии вплоть до Верховного суда.

Если и высшие инстанции не одобрят жалобу, придется оплатить штраф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *