Как не выехать на встречку при развороте
Перейти к содержимому

Как не выехать на встречку при развороте

  • автор:

Лишение прав за разворот на перекрестке по малому радиусу: новые правила

Как правильно совершать разворот на перекрестке без выезда на встречную полосу?

Значительное количество изменений в Правила дорожного движения и Кодекс об Административных правонарушениях в ноябре 2010 выявило спорный момент. Проблема сложилась с разворотом на перекрестке с разделительной полосой. За разворот по малому радиусу теперь грозит лишение прав.

После появления разъяснения ДОБДД РФ опубликованное в Российской газете (в ноябре 2010 года), а так же после вступления изменений в КоАП РФ, участились случаи массового составления протоколов за разворот на перекрестке с несколькими пересечениями проезжих частей по (кратчайшему) малому радиусу. В протоколах об административном правонарушении указывают, что водитель при развороте совершил выезд на встречную полосу при развороте и нарушил п. 8.6 ПДД, ответственность лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч. 4 ст.12.15 КоАП РФ

Изображен разворот на перекрестке по кратчайшей траектории. Согласно разъяснениям Российской газеты а так же ДОБДД РФ такой маневр разворота необходимо квалифицировать по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ (лишение прав от 4 до 6 месяцев).

В сложившейся ситуации, сейчас каждый инспектор ГИБДД трактует выезд на встречную при развороте по своему усмотрению. Уже известны случаи, когда инспектора составляют протоколы по ч.4 ст.12.15 за разворот на перекрестке, где вообще отсутствует разметка.

  • П. 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
  • п.8.11 ПДД, разворот запрещен: на пешеходных переходах; в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах; в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м. в местах остановок маршрутных транспортных средств, а также при наличии дорожного знака 3.19 «Разворот запрещен».

Почему за разворот по малому радиусу возможно лишение прав?

По мнению законодателей, выезд на встречную при развороте происходит при первом повороте налево, транспортное средство выезжает с одного пересечения проезжих частей и оказывается на встречной полосе.

выезд с пересечения проезжих частей обозначен красным цветом

Выезд на встречную полосу при развороте по малому радиусу

Инспектора ГИБДД стараются убедить водителей, что разворот — это два левых поворота.

Мы считаем что в рамках одного перекрестка можно выполнить либо маневр поворот либо маневр разворот, а лишать водителей прав за непонятные аналогии нельзя.

В данной ситуации перед тем как совершать разворот на перекрестке по кратчайшему радиусу советуем каждому водителю подумать, сможете ли Вы доказать инспектору ГИБДД, а далее судье, что разворот – не два левых поворота?

Если на вас составили протокол за выезд на встречную при развороте по малому радиусу позвоните нам (812) 715-00-26 и запишитесь на консультацию

Список перекрестков в Санкт-Петербурге на которых уже составляют протоколы за «разворот по кратчайшей траектории»

  • Перекресток Измайловского пр. — Троицкий пр., место нарушения Измайловский проспект д. 9
  • Перекресток Замшина и Бестужевской
  • Перекресток Богатырского и Стародеревенской
  • Перекрёсток Оптиков и Шуваловского
  • Светлановский пр. — пр. Просвещения
  • Перекресток Кубинская – Дунайский пр.
  • Перекресток Дунайский — Пулковское ш.
  • Перекресток пр.Шаумяна — Заневский пр.
  • Пр. Сизова — Парашютная ул. при развороте по Сизова.

Правила разворота на перекрёстке

Правила дорожного движения (далее по тексту ПДД) предусматривают два варианта выполнения разворота на перекрестке с одним пересечением проезжих частей: по ближней и дальней траектории. Это же правило действует и для разворота на перекрестке с односторонним движением.

Выбор правильной траектории разворота на перекрестке

разворот на перекрестке

Ближняя траектория обеспечивает более безопасный разворот на перекрестке. Она наиболее удобна и безопасна, поскольку создает минимум проблем остальным участникам движения, находящимся на перекрестке.

синий авто движется на встречном направление на перекрестке

Однако выполнение разворота по ближней траектории не всегда находит понимание у сотрудников ГИБДД, утверждающих, что в момент выполнения разворота автомобиль какое-то время движется навстречу потоку транспортных средств.

Подобное утверждение тем более спорно, что при совершении обгона транспортное средство также движется по встречной полосе, однако никому не приходит в голову считать подобный маневр нарушением. Правила определяют невозможность движения во встречном направлении исключительно в запрещенных местах. В данной ситуации запрет на совершение такого разворота не оговорен ни одним из пунктов действующих ПДД.

В качестве подтверждения вышесказанного приведем один из информационных плакатов, размещенных в отделении ГИБДД и наглядно иллюстрирующий разворот налево на перекрестке, идентичном рассмотренному выше.

левый разворот на стенде

Подпись под рисунком понятна и категорична: нарушение отсутствует. Причем утверждение верно для обеих траекторий разворота. Однако обратим внимание на один ключевой момент. Такой маневр допустимо совершать только при развороте на перекрестке с одним пересечением проезжих частей.

В каких случаях рекомендован разворот по дальней траектории? Если расстояние от авто до края дорожного полотна менее 10 метров, то при совершении разворота по малому радиусу возникает риск наезда на бордюрный камень, как показано на рисунке.

наезд на бордюр при повороте

разворот по ближней траектории

Этот маневр чреват не только возможной поломкой узлов ходовой части и рулевого управления автомобиля, но и потерей его управления. Серьезность проблемы заключается в том, что исправление данной ситуации без движения задним ходом невозможно, но по требованиям ПДД разворот на перекрестке задним ходом запрещен.

Увеличение радиуса разворота при помощи выезда вправо не решает проблему, так как с крайнего правого положения разворот разрешен только вне перекрестков.

разворот для синего авто на перекрестке запрещен

Единственно правильная траектория разворота на перекрестке в данном случае – дальняя, как показано на рисунке.

разворот по дальней траектории

Но ошибочным будет предположение о том, что разворот по большому радиусу – средство от возникновения проблем. Так неожиданным препятствием может стать близко размещенный к пересечению пешеходный переход. На рисунке видно, что синий автомобиль наехал на «зебру», а разворот на пешеходном переходе считается грубым нарушением ПДД.

разворот на пешеходном переходе

Или сплошная осевая линия разметки, пересечение которой не менее строго наказуемо.

разворот с наездом на сплошную линию разметки

Пропуск встречного транспорта при развороте

Следующий нюанс, требующий уточнения, это место остановки на перекрестке для пропуска транспортного средства, двигающегося навстречу. При движении по главной дороге или при разрешающем сигнале светофора это не имеет решающего значения, ввиду наличия приоритета. Синий автомобиль может развернуться на перекрестке как по ближней, так и по дальней траектории, пропустив встречный транспорт.

правильный разворот на главной дороге

Иная картина наблюдается при выполнении разворота с второстепенной дороги. Необходимость пропуска машин со всех направлений существенно усложняет данный маневр, особенно для водителей – новичков, им лучше найти другое место, чтобы развернуться. Если выполнение разворота неизбежно, оптимальным решением будет остановка у края пересекаемой дороги, как показано на рисунке, затем пропускаем все автомобили и разворачиваемся.

разворот со второстепенной дороги

Выполняя разворот по большому радиусу (зеленый авто), будьте готовы к возникновению конфликтных ситуаций с водителями транспортных средств, выполняющих разворот по ближней траектории (синий авто).

дтп при развороте

Избежать столкновения поможет постоянный контроль за движущимся сзади транспортом со стороны водителя зеленого автомобиля, а водитель синей машины должен дождаться поворота зеленой машины и только потом разворачиваться сам.

Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Разделительная полоса, не доходящая до пересечения проезжих частей, не представляет собой значимого препятствия для осуществления разворота по малому радиусу.

автомобиль разворачивается без выезда на встречную полосу

Наличие разделительной полосы, доходящей до края проезжей части свидетельствует о том, что перекресток имеет пересечение двух проезжих частей. Поэтому разворот на таком пересечении возможен исключительно по дальней траектории.

разворот на перекрестке с двумя пересечениями проезжих частей

Осуществление маневра по ближней траектории может привести к столкновению и лишению водительского удостоверения.

разворот с нарушением пдд

Соответствует ли строгость наказания опасности правонарушения?

Нарушение, вменяемое сотрудником ГИБДД, состоит в выезде на встречное направление, что является нарушением п.8.6 ПДД.

нарушение п.8.6 при развороте на перекрестке

Ошибка многих водителей в том, что они рассматривают данный пункт правил в контексте выполнения поворота, считая выполняемый ими разворот совершенно другим маневром. Однако разворот на данном перекрестке не что иное, как три совершенные последовательно действия:

1. Поворот налево

2. Движение прямо

3. Еще один поворот налево

Таким образом, санкции со стороны инспектора следуют за совершение поворота налево с выездом на встречное направление, совершенное на первом этапе разворота по ближней траектории.

В случае, когда имеет место относительно широкая разделительная полоса, то разделение противоположно направленных транспортных потоков осуществляется при помощи дорожной разметки: сплошной или двойной сплошной линии.

сплошная разделительная полоса на перекрестке

В этом случае требования п. 9.1.1 категорически запрещают нахождение транспортных средств на полосе встречного движения.

двойная сплошная

Соответственно и на этом типе перекрестков выполнение разворота выполняется только по дальней траектории движения.

выезд на полосу для встречного движения на перекрестке

За подтверждением правильности представленных решений в описанных выше ситуациях вновь обратимся к информационным стендам отделений ГИБДД. На плакате показано, что разворот по малому радиусу на перекрестке с двумя пересечениями проезжей части расценивается как выезд на полосу встречного движения и карается лишением водительских прав.

плакат гибдд

Во избежание проблем при выполнении разворота на перекрестке со светофором, используя малый радиус, рассмотрим ситуацию подробно. Запрещающий сигнал светофора для водителей, движущихся по пересекаемой дороге, не дает права выполнения разворота по ближнему радиусу. Поскольку перекресток дороги с разделительной полосой, как уже было определено ранее, это два пересечения проезжей части, следовательно, правильной траекторией разворота на перекрестке такого типа является исключительно траектория большого радиуса.

Однако при высоком уровне организации дорожного движения поворот по ближней траектории становится возможным. Например, при наличии вот такой разметки разворот на регулируемом перекрестке нарушением ПДД не является.

разметка на регулируемом перекрестке

Зато на перекрестке, на проезжую часть которого нанесена такая разметка, единственно правильный разворот – разворот по дальней траектории.

Очевидно, что при развороте на разделительной полосе, водителю необходимы: знание соответствующих положений ПДД и способность их уверенной практической реализации.

Организационные методы обеспечения безопасности разворота на перекрестке

Разворот на перекрестке объективно отнесен к категории опасных маневров. Данный фактор обусловил проведение организационных мероприятий с целью выноса разворота за пределы пересечения проезжих частей. Места для разворота перед перекрестком – оптимальный вариант решения проблемы.

Еще одним решением, обеспечивающим безопасность участников движения при совершении разворота стали участки со специальной разметкой, расположенные между перекрестками.

место для разворота перед перекрестком

В общем, представленная информация – это минимум, необходимый водителю для выполнения безаварийного разворота на всех существующих типах перекрестков.

Правила разворота на перекрестке

Пересечение перекрестков всегда сопровождается условиями повышенной опасности, особенно в городе при плотном автомобильном потоке. На соединение дорог пристальное внимание обращают и инспектора ГИБДД, находя в действиях водителей ошибки и нарушения. Но и без перекрестков движение невозможно, а значит необходимо знать все подробности возможных маневров.

Данная статья будет посвящена повороту и развороту на перекрестке: как и когда их можно осуществлять, а когда маневр станет нарушением ПДД, причем в некоторых случаях настолько серьезным, что может последовать лишение водителя прав.

Можно ли разворачиваться на перекрестке?

Разворот на перекрестке разрешен, если его запрет прямо не следует из дорожных знаков, разметки или запрещающих сигналов регулируемого перекрестка.

Однако «разрешен» не означает «возможен при любых условиях». Именно способы выполнения разворотов и являются причинами возникновения претензий со стороны ДПС.

Чем перекресток отличается от пересечения проезжих частей?

Прежде чем перейти к способам правильных и ошибочных поворотов / разворотов, остановимся на определениях. Начнем с того, что понятия «перекресток» и «пересечение проезжих частей» могут не совпадать. Это крайне важно, т.к. ПДД в п.8.6 четко указывает на возможность поворота в пределах пересечения проезжих частей без выезда на полосу (полосы) встречного движения.

Понятие перекрестка дано в самом первом разделе ПДД и представлено в виде довольно сложной формулировки, включающей в себя «воображаемые линии», «закругления» и пр. Укажем лишь, что перекресток включает в себя все элементы маневрирования – подъездные, «карманы», разделительные и пр.

Желающие всегда могут найти полное описание непосредственно в ПДД, мы же для облегчения понимания ниже предоставим схематическое изображение. Еще отметим, что данный пункт правил прямо говорит, что выезды с прилегающих не являются перекрестками, а значит в данной статье не рассматриваются.

Проезжей частью названа часть дороги, по которой могут передвигаться безрельсовые ТС. Соответственно, пересечение проезжих частей является составной перекрестка, но может занимать значительно меньше места. Разворот же допустим именно внутри пересечения (прямоугольник на фото ниже).

Перекресток и пересечение проезжей части

Рис.1. Перекресток и пересечение проезжей части

На каких перекрестках запрещен разворот?

Нельзя разворачиваться, если с помощью знаков или разметки, установлен соответствующий запрет, либо движение разрешено только в стороны, не соответствующие направлению поворота / разворота.

Чаще для запрета разворота применяется знак 3.19 «Разворот запрещен» .

Если знак 3.19 устанавливает прямой запрет на действие, то не допустить разворот могут и разрешающие знаки, если они требуют осуществлять движение в направлениях, не соответствующих развороту. Например, знак 4.1.1 «Движение прямо» или знак 4.1.2 «Движение направо» , а также знак 4.1.4 «Прямо и направо» .

Очевидно, что все эти знаки не допускают движения в сторону разворота.

Кроме этого, пункт 8.11 ПДД запрещает развороты:

  • На «зебре» (пешеходном переходе).
  • На мостах (включая эстакады, путепроводы и т.п.).
  • В тоннелях.
  • На остановках общественного транспорта.
  • В случаях ограниченной видимости — менее 100 метров одной из сторон движения.

Разумеется, совершать маневр недопустимо и в случаях запрещающих сигналов светофоров и регулировщика.

Правила и техника выполнения разворота согласно ПДД

Рассматривается только технология разворота на перекрестке, полагая, что все другие нормы водителем уже выполнены по правилам: произведено перестроение в нужный ряд, включен «поворотник», пропущен транспорт, имеющий преимущество и т.д.

Главное правило разворота на перекрестке – машина не должна выезжать на полосу встречного движения, а фактическая траектория движения должна вписаться в зону пересечения проезжих частей.

Оптимальная траектория разворота

Это может быть и большой и малый радиус, если условия перекрестка, разметка, габариты ТС и пр. дадут возможность совершить маневр в пределах пересечения проезжих частей. Однако на перекрестках с разделительной полосой или при запрещающей разметке, продолженной на перекресток, разворот по малому радиусу может быть невозможен.

Допустимый разворот по малому и большому радиусу

Рис. 2. Допустимый разворот по малому и большому радиусу

Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Рис. 3. Разворот на перекрестке с разделительной полосой

не вписался в пределы пересечения проезжих частей – наезд на бровку

Рис. 4. Нарушение: не вписался в пределы пересечения проезжих частей – наезд на бровку.

наезд на пешеходный переход

Рис. 5. Нарушение: наезд на пешеходный переход.

выезд на полосу встречного движения

Рис. 6. Нарушение: выезд на полосу встречного движения.

Можно ли развернуться, если стоит указатель «Поворот налево запрещен»?

Нередко водители путаются, считая запрет на поворот равнозначным запрету на разворот. Это не всегда так. Знак 3.18.2 не допускает поворот налево, но при этом не запрещает разворота.

Схема разворота на перекрестке

Рис. 7. Схема разворота перекрестке

Разрешен ли разворот по малому радиусу?

Этот вопрос мы уже поверхностно затронули. Остановимся на нем чуть подробнее. Прямо запрещающих данный маневр норм не существует, что не мешает время от времени возникать конфликтам между ГИБДД и водителями.

Если разворот не запрещен разметкой или знаками, то маневр по малому радиусу возможен и не должен являться нарушением. Однако именно разворот по малому радиусу часто является причиной не вписывания траектории движения в рамки зоны пересечения проезжих полос, а значит заставит ТС выехать на полосу встречного движения.

Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»

В этом случае, не являясь нарушением самим по себе, разворот по малому радиусу может привести к другим нарушениям ПДД, в т.ч. предполагающим серьезные штрафы и лишение права на управление ТС.

Не будет нарушением и разворот по малому радиусу, если для него выделено специальное место, а маневр не приведет к выезду на встречку.

В случае спорных ситуаций, выписанные постановления необходимо обжаловать. Для этого прибегают к помощи автоюристов. О том, как проконсультироваться с адвокатом бесплатно , расскажем в конце данной статьи.

Как правильно развернуться на перекрестке? Схемы

Учитывая все вышеперечисленное, выведем несколько наиболее верных схем разворота на перекрестках, которые необходимо использовать и для сдачи экзаменов в ГИБДД, и в обычных условиях эксплуатации ТС.

Общие правила разворота применяются в любом случае, однако конкретный тип перекрестка может иметь свои дополнительные особенности.

На регулируемом перекрестке (со светофором)

Это наиболее простой вид перекрестка с точки зрения разворота. Если разворот не запрещен, то достаточно дождаться разрешенного сигнала светофора (регулировщика), пропустить транспорт, имеющий преимущество, и совершить маневр.

Разворот на регулируемом перекрестке

Рис. 8 – На картинке показано как развернуться на регулированном перекрестке

Разворот на нерегулируемом перекрестке

Здесь уже больше сложностей, а значит больше возможностей для ошибок, как у водителей, так и у ДПС. Рассмотрим несколько расхожих ситуаций:

  • На равнозначном перекрестке. Здесь главное не забывать о помехе справа — при равных условиях, транспорт, находящийся справа, имеет приоритет в движении. Пропустив его, можно начинать маневр. Разворот на равнозначном перекрестке
  • На Т-образном перекрестке. Подчиняются общим правилам разворота и при отсутствии запретов допускают развороты для каждого из направлений. Особенностью могут являться ширина проезжей части – на узких дорогах разворот по малой траектории может быть невозможен. Разворот на Т-образном перекрестке
  • С трамвайными путями. Если другого не установлено знаком или сигналом светофора, то приоритет всегда у рельсового транспорта. Из этого и стоит исходить при развороте на перекрестке с трамвайными путями. Разворот на перекрестке с трамвайными путями
  • С разделительной полосой. В данном случае многое зависит от типа разделительных полос и организации движения. Вспомним главное правило – при развороте нельзя оказаться на полосе встречного движения. Теперь посмотрим на схему: Разворот на перекрестке с разделительной полосойЕсли горизонтально расположенная проезжая часть с односторонним движением, перемещающимся согласно схемы справа налево, то разворот возможен и по траектории 1, и по траектории 2. Если одностороннее движение направлено в другую сторону (слева направо), то оба варианта недопустимы. Наконец, если горизонтальный участок предполагает двустороннее движение, то допустима только траектория 2, т.е. первая предполагает движение по встречной полосе.

Наказание за нарушение разворота на дороге

Рассмотрим основные статьи КоАП РФ, по которым могут привлечь за нарушения правил разворота на перекрестке. Вернемся еще раз к этому рисунку:

выезд на полосу встречного движения

Перед нами неправильный разворот по длинному радиусу, который привел к пересечению сплошной. Теперь схожая ситуация, но по маленькой траектории при разметке на перекрестке:

не вписался в пределы пересечения проезжих частей – наезд на бровку

В чем существенная разница:

  • В первом случае (длинная траектория) пересечение сплошной состоялось перпендикулярно, что не дает возможности квалифицировать правонарушение как выезд на встречную полосу. Значит, будут применены положения ч.2 ст.12.16 КоАП – штраф от одной до полутора тысяч рублей.
  • Во втором случае (малый радиус) выезд на «встречку» очевиден, а значит могут быть применены санкции по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, предполагающей штраф в 5000 рублей или лишение прав до полугода.

Есть еще штраф по ч.2 ст.12.14 КоАП за движение задним ходом (в т.ч. на перекрестке). Размер его составляет 500 рублей , а применяется он наиболее часто в случаях, когда маневр разворота не позволил вписаться в пределы перекрестка за один раз, и водитель вынужден сдавать назад.

Более того, нередки случаи, когда водители, нарушая ч.4 ст.12.15 КоАП и обнаружив, что попали в поле зрение ГИБДД, специально сдают назад, чтобы переквалифицировать правонарушение на ч.2 ст.12.14, т.е. вместо лишения до полугода получить штраф 500 рублей.

Как разворачиваться вне перекрестка?

Ответ на этот вопрос можно найти в пунктах 8.8 и 9.2 ПДД. В соответствии с первым, разворот вне перекрестка возможен, если водитель пропустит всех, имеющих преимущество. А второй говорит нам, что разворот по тем же правилам возможен и на широких (от 4- полос) двусторонних дорогах, если не запрещен отдельно.

Другими словами, все что не запрещено – можно. Главное, чтобы разворот не был недопустим знаками или разметкой.

Правила выполнения поворота на перекрестках

Пришло время вспомнить, что тема статьи не только разворот, но и поворот на перекрестке. Однако мы не случайно отнесли данный раздел в конец статьи. Дело в том, что в основных направлениях повороты на перекрестке осуществляются по тем же правилам, что и развороты:

  1. Нужно соблюдать знаки и разметку.
  2. Выполнять требование регулировщика или светофора.
  3. Занимать ряд, предназначенный для поворота.
  4. Пропускать транспорт перед тем как повернуть, имеющий преимущество.
  5. Поворачивать без выезда на полосу встречного движения.

Так же и знак, запрещающий разворот, не является основанием для запрета поворота налево.

Соблюдение правил, в том числе и разворота на перекрестке, к сожалению, не всегда гарантия отсутствия штрафа. У сотрудников ДПС, к примеру, может быть иное мнение на законность вашего маневра. В таких случаях прибегают к услугам адвокатов, и обжалуют постановление.

О шансах и возможных ходах конкретного дела можно узнать онлайн и совершенно бесплатно . Достаточно описать ситуацию через форму, расположенную ниже, и один из наших специалистов ответит вам.

Последствия выезда на встречную полосу

Выезд машины за пределы своей полосы с дальнейшим движением по встречке создает опасную ситуацию на дороге. Даже при отсутствии ограничительной разметки и запрещающих знаков рекомендуется как можно реже прибегать к этому маневру. Выезд на встречку на участке, где это запрещено правилами дорожного движения, грозит водителю денежным взысканием или лишением прав на срок до года. Размер штрафа за несанкционированную езду по встречной полосе зависит от особенностей ситуации, поведения нарушителя, его репутации.

Что является выездом на встречную полосу по правилам ПДД

Движение по дорожному полотну бывает односторонним, когда все машины идут в одном направлении, или двусторонним – ТС едут параллельно, но в противоположные стороны. При втором варианте транспортные средства, уходя влево из своего потока, совершают выезд на полосу встречного движения. В своде ПДД четко прописано, в каких ситуациях такие маневры допустимы, когда они запрещены и что грозит водителям, нарушающим установки. Планируя покинуть пределы своей, особенно ограниченной законом зоны, важно помнить, что такое действие может закончиться не только штрафом или лишением ВУ за выезд на встречку, но человеческими жертвами.

Выезд на встречку на запрещенном участке дороги грозит водителю штрафом или лишением прав на срок до года.

При развороте или повороте

Любые маневры, подразумевающие заход на полосу встречного движения нужно выполнять строго в тех местах, где это не запрещено разметкой или дорожными знаками. Только в такой ситуации водителю ничто не грозит. Даже непродолжительное нахождение машины на пути движения транспорта может привести к ДТП. По этой причине выезд на встречку при совершении поворота налево или разворота с нарушением разметки должен как минимум осуществляться перпендикулярно. Тогда наказание ограничится штрафом в размере 1-1,5 тыс. рублей.

В ситуации, когда за поворотом или разворотом последовало хотя бы непродолжительное движение ТС по встречной полосе, наказание будет более суровым. Оно предусматривает штраф 5 тыс. рублей или ограничение права вождения ТС на 4-6 месяцев. Такие же последствия могут быть при выполнении маневра по скошенной, а не перпендикулярной траектории (на усмотрение инспектора). Разворот через двойную сплошную или одинарную непрерывную разметку караются одинаково. В первом случае никакие более строгие санкции не предусмотрены.

Объезд препятствия

Под препятствием подразумевается любой неподвижный объект на проезжей части, который мешает следованию ТС по своей полосе. Исключением являются заторы, неправильно припаркованные машины, просто остановившиеся по каким-то причинам автомобили. Если езда по встречной вызвана необходимостью объехать препятствие, избежав столкновения с ним или создания более опасной ситуации, штраф ГИБДД составит 1-1,5 тыс. рублей. В случае, когда движение регулируется дополнительно расставленными знаками или инспектором ГАИ, водителю вообще не назначается наказание.

За движение по встречной полосе, спровоцированное желанием водителя объехать пробку, ему положен штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение прав до полугода.

На перекрестке

Перекресток предназначен для выполнения разворотов, поворотов и перехода на другие дороги, но практика показывает, что многие водители нарушают правила его использования. В частности, при повороте налево на перекрестке необходимо достичь места, где разметка позволяет выполнить маневр. В противном случае он будет расцениваться как пересечение сплошной. Также нужно дождаться момента, когда такое действие не создаст ни для кого помех. Выезд ТС на встречную полосу на перекрестке разрешен только в случае, если машина идет по главной дороге и соблюдает особенности разметки.

Категорически запрещено выполнять маневр на нерегулируемом перекрестке во время езды по второстепенной дороге. В такой ситуации водителю будет назначен штраф за езду по встречной полосе в размере 5 тыс. рублей. Также возможно наложение ограничения на управление ТС на срок до 6 месяцев.

Водителя могут наказать за разворот через двойную сплошную или одинарную непрерывную разметку.

Обгон

Обгон по встречке с пересечением сплошной линии или вопреки запрещающим знакам является одним из самых серьезных правонарушений. Во время выполнения такого маневра транспортное средство на продолжительный период оказывается на полосе встречного движения, становясь источником опасности. Законом карается не только прямое нарушение ПДД, в ряде спорных ситуаций водитель также может понести серьезное наказание. В частности, незаконным считается начало маневра или его завершение с пересечением непрерывной линии разметки. В зависимости от особенностей совершения обгона по полосе встречного движения нарушителю может быть назначен штраф от 500 до 5000 рублей или ограничение действия ВУ на 4-6 месяцев.

Исключением являются ситуации, когда водитель выполнял действие по правилам и все четко рассчитал, но разметка была нанесена с нарушениями. Также смягчающим считается обстоятельство, если машина не успела вернуться на свою полосу из-за наличия на ней помехи.

Заезд

Последствия попадания транспортного средства на полосу встречного движения грозят быть настолько катастрофичными, что даже за выезд на встречку одним колесом наказанием может стать штраф 5 тыс. рублей или лишение прав на полгода. В отдельных случаях, если водителю с помощью видеоматериалов удается доказать, что он лишь задел разметку, а части авто не выходили на встречную полосу, взыскание смягчают. В частности, за проезд по сплошной может быть выписан штраф от 500 рублей и выше.

Одностороннее движение

Следование по дороге с односторонним движением в сторону, противоположную ходу потока машин, расценивается как прямой выезд на встречную. Карается такой маневр самым строгим образом – 5 тыс. рублей штрафа или лишение прав на срок до 6 месяцев.

Реверсивное движение

В населенных пунктах с очень плотным трафиком активно используются реверсивные полосы. Они регулируются специальными знаками и светофорами, которые позволяют по желанию менять направление движения потока. В результате можно добиться разгрузки определенной линии, на которой образовалась пробка, за счет запасной полосы. При использовании таких участков дороги водители должны проявлять повышенное внимание, чтобы не случайно не допустить езду по встречной полосе. В противном случае их действия рискуют подпасть под несоблюдение ряда статей КоАП РФ.

Игнорирование сигнала светофора, в результате чего водитель выехал на встречную полосу, обойдется штрафом в 1 тыс. рублей.

Неправильный съезд с такой полосы чреват взысканием в 500 рублей. Выезд ТС на встречную полосу движения при выключенном светофоре карается штрафом в 5 тыс. рублей.

При движении по реверсивной полосе водитель должен проявлять внимание, чтобы случайно не выехать на встречную полосу.

Встречные трамвайные пути

Законодательство предусматривает максимальный штраф за выезд ТС на полосу встречного движения, если при этом машина вышла на трамвайную встречку. Это квалифицируется так же, как и обгон с пересечением сплошной разметки. Последствия маневра – штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода.

Такое же взыскание предусмотрено, если водитель проехал в таком направлении даже несколько сантиметров и повернул налево со встречной полосы. Граждане, не желающие терять и нескольких минут, нередко идут на такие маневры, создавая опасные ситуации на дорожном полотне.

Выезд на встречку без нарушения

Существуют ситуации, в которых выезд на полосу встречного движения не считается нарушением и не влечет административной ответственности. Водитель должен не только знать о своих правах, но и помнить, что в случае нестандартной или спорной ситуации он сам обязан позаботиться о сборе доказательств правильности своих действий. В качестве таковых рассматриваются фотографии, видеозаписи, показания свидетелей.

Ситуации, в которых проезд транспортного средства по встречной полосе не считается нарушением:

  • отсутствие запрещающих знаков – если нет ограничения в виде сплошной разметки или дорожного знака «обгон запрещен», выезд на встречку возможен. Главное, осуществлять его с повышенной осторожностью и в рамках ПДД;
  • несоответствие разметки и знаков – случается, что линии на дорожном полотне и знаки друг другу противоречат, путая участников движения. По закону, в таких ситуациях надо выполнять маневры в соответствии со знаками, они считаются приоритетом. А вот при их игнорировании придется понести административное наказание;
  • присутствие регулировщика – на таких участках нужно выполнять указания инспектора и временными указателями, если такие есть, пренебрегая разметкой и знаками;
  • узкая дорога – если на дорожном полотне нет разметки, то она может быть двух- или четырехполосной. В последнем случае без разделительных линий обходятся редко, поэтому чаще всего вопросы по возможности выезда на встречку возникают на двухполосных полотнах. В такой ситуации отсутствие сплошной линии позволяет свободно выезжать на встречку, если это не мешает идущему по ней транспорту;
  • дорога в три полосы – если на полотне с помощью прерывающихся линий выделены три полосы, то водители обеих крайних полос имеют право по мере необходимости выезжать на среднюю, например, для совершения обгона;
  • объезд препятствия – по возможности препятствие рекомендуется объезжать справа, если позволяет ширина дороги или есть обочина. В противном случае неподвижный объект можно обогнуть слева, выйдя на полосу встречного движения. При этом важно убедиться, что такие действия не повлекут негативных последствий.

Если нет уверенности правомерности действий, лучше не выезжать на встречную полосу. Главное, не повторять их в такой ситуации за другими водителями, которые могут сознательно идти на нарушение.

Какой штраф за выезд на встречную полосу

Размер штрафа за выезд транспортного средства на встречную полосу зависит от типа нарушения, его последствий, особенностей ситуации. Он может составлять от 500 рублей до 5 тыс. рублей. Обойтись устным предупреждением за подобный маневр удается крайне редко.

Если вы не уверены в правомерности своих действий, то лучше не выезжать на встречную полосу.

Нередко важную роль в установлении окончательной суммы играет отношение инспектора к ситуации. По этой причине не рекомендуется грубить сотруднику ГИБДД, лучше спокойно указать на смягчающие обстоятельства, по возможности подтвердить их доказательствами или показаниями свидетелей.

Важный момент! За пересечение сплошной с выездом на полосу встречного движения водителю может грозить только штраф, если маневр был зафиксирован камерой. Решение о временной приостановке действия ВУ суд может принимать лишь в случае составления протокола инспектором ГИБДД. Эта же инстанция устанавливает срок лишения прав.

Повторное нарушение

В случае повторного выезда машины на полосу встречного движения взыскание автоматически приобретает вид приостановки действия ВУ на 1 год. Согласно правилам, прописанным в КоАП РФ, противоправное деяние такого типа считается повторным, если было совершено в течение года после окончания срока предыдущего наказания. Чтобы избежать лишения прав за выезд на встречку, можно попытаться договориться с инспектором, составляющим протокол. В этом помогут только доказательства присутствия смягчающих обстоятельств, уговорам злостных нарушителей сотрудники ГИБДД поддаются редко.

Мнение эксперта
Миронова Анна Сергеевна

Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.

Выезд на полосу встречного движения, совершенный не по правилам, считается одним из самых опасных маневров и серьезных нарушений. При наличии смягчающих обстоятельств негативных последствий действия можно избежать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *