Что такое круиз контроль в автомобиле и для чего он нужен
Перейти к содержимому

Что такое круиз контроль в автомобиле и для чего он нужен

  • автор:

Что такое Круиз-контроль и как работает? Принцип работы и для чего нужен.

AUTO.RIA

Круиз-контроль — это блок в автомобиле, предназначенный для автоматического поддержания скорости. Он без участия человека увеличивает подачу топлива на подъемах и уменьшает его во время спуска с горы. Система снижает расход топлива во время дальних поездок и делает их менее утомительными.

Как пользоваться круиз контролем

  • включение — «On»;
  • отключение — «Off» ;
  • установка скорости движения или ускорения на 2-5 км/час — «Set/Accel» ;
  • возврат к заданной скорости после деактивации системы — «Resume»;
  • снижение скорости — «Coast».

При нажатии кнопки для установки скорости процессор зафиксирует ее и станет поддерживать, управляя акселерометром. Чтобы немного увеличить скорость, необходимо нажать кнопку Set/Accel. Нажатие на педаль тормоза автоматически отключит систему, предоставив управление водителю. Чтобы вернуться к заданной ранее скорости следует нажать Resume. Если не трогать ее либо нажать Off, не нажимая педаль тормоза, машина вернется в ручной режим управления.

Чтобы немного уменьшить скорость движения, следует воспользоваться кнопкой Coast. Однако увлекаться снижением скорости не стоит — в целях безопасности система работает только когда машина едет быстрее 40 километров в час.

Для безопасности не следует включать круиз-контроль на скользкой дороге или при недостаточной видимости. Особенно это касается адаптивных систем, которые могут сбоить в сильный снегопад или ливень. Не следует забывать, что система предназначена лишь для поддержания определенной скорости. Контроль дорожной обстановки и направления движения остается за водителем.

Виды круиз контроля

Различают две разновидности круиз-контроля:

  • Пассивный, позволяющий установить определенную постоянную скорость движения. Дешевая система, которую приходится часто отключать или корректировать при движении в автомобильном потоке.
  • (ACC) Адаптивный, способный динамически изменять скоростной режим в зависимости от дорожной обстановки. Ориентируясь на данные радаров, сканирующих дорогу перед машиной, он меняет скорость движения, сохраняя безопасную дистанцию до впереди идущей машины.

Устройство и принцип работы

То, как работает круиз-контроль. зависит от его типа. Сначала рассмотрим устройство пассивной системы. Нужная постоянная скорость поддерживается следующим образом:

  • На микропроцессорный блок поступают данные с датчика спидометра, определяющего скорость машины.
  • В случае, если скорость не соответствует заданной, ЭБУ подает напряжение на исполнительное устройство, изменяющее положение дроссельной заслонки.
  • При срабатывании датчика педали тормоза или нажатии кнопки Off система мгновенно отключается.

Адаптивная система (Adaptive Cruise Control) также имеет ЭБУ и работает с датчиком скорости и дроссельной заслонкой. Благодаря подключенным к ней радарам и лидарам она способна оценивать не только скорость движения, но и дистанцию до машин, движущихся в попутном направлении. Для понимания принципа работы круиз-контроля нужно понимать что представляют собой эти устройства:

  • Радар — датчик, излучающий радиоволны и принимающий их отражения от препятствия. По времени между отправкой сигнала и приемов отраженной волны определяется расстояние до объекта. Увеличение этого интервала говорит об отдалении от объекта, уменьшение — о приближении. Достоинство радиоволн в том, что они слабо поглощаются дождем и снегом.
  • Лидар — лазерный радар, работающий в инфракрасном диапазоне. Лазерные лучи сильно ослабляются в сложных погодных условиях, поэтому лидары используются лишь в недорогих системах или в качестве дополнения к радару.

Микропроцессор блока управления обрабатывает сигналы, поступающие с датчиков скорости и расстояния. В продвинутых системах используется два уровня датчиков: ближние, работающие на расстоянии до 30 метров, и дальние, контролирующие дорогу на дистанции до 150 метров. В отличие от пассивного круиз-контроля, ЭБУ адаптивной системы управляет еще и тормозами. Если дистанция снижается до критической, блок дает команду системам ABS и ESP, которые включают тормоза. При неисправности этих систем включение адаптивного круиз-контроля невозможно.

Адаптивная система позволяет «привязаться» к машине, которая едет впереди, и синхронизировать с ней скорость движения. Также она способна предотвратить аварию, включив тормоза в случае появления препятствия или резкой остановки переднего ТС.

Автосервис и Технологии

Новий Honda CR-V отримав на краш-тесті максимальний бал Euro NCAP, - але є нюанс

Автор: Роман Беньковский

Новий Honda CR-V отримав на краш-тесті максимальний бал Euro NCAP, — але є нюанс

Топова комплектація з максимальним пакетом асистентів отримала 5 зірок, тим часом як дешевшу оцінили тільки на «четвірку».

2024-04-15 14:15
В Избранное
Добавлено в Избранное Перейти

Сучасні системи допомоги водієві не виправдовують сподівань — експерти.

Автор: AUTO.RIA.com

Сучасні системи допомоги водієві не виправдовують сподівань — експерти.

Більшість випробуваних «електронних асистентів» не має досить ефективних засобів для запобігання наслідкам помилок чи низької зосередженості водіїв, — переконані в Американському страховому інституті дорожньої безпеки.

Что такое круиз-контроль и как он работает?

Что такое круиз-контроль и как он работает?

В машинах с автоматом все процессы система осуществляет самостоятельно. Когда скорость дойдет до заданного показателя, сервопривод остановится, а сектор газа зафиксируется в нужном положении.

Как работает круиз-контроль на механике?

Функционирование системы в авто с механической трансмиссией практически ничем не отличается от работы на машинах с автоматом. Однако нюансы все же есть: автолюбителю придется принимать участие в процессе. Так, при движении на подъем с активированным круиз-контролем водитель не сможет перейти на пониженную передачу – ему придется дополнительно нажимать на газ, иначе преодолеть возвышенность не получится.

Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?

Да, можно. Услуги по установке системы актуальны для автолюбителей, в штатной комплектации машин которых данное устройство не предусмотрено.

Как работать с круиз-контролем?

Блок управления находится на руле, что дает возможность использовать опцию с максимальным комфортом. Система предполагает наличие нескольких клавиш:

  • ON/OFF – отвечает за активацию и дезактивацию.
  • SET/ASSEL – регулирует скорость. Одно нажатие кнопки позволит системе запомнить ту скорость, с которой машина ехала во время нажатия. Последующее надавливание на кнопку увеличит скорость на конкретное значение.
  • COAST – снижает скорость на заданное значение.
  • RESUME – возвращает систему к скорости, актуальной ранее.

Обратите внимание на то, что, когда система активируется, соответствующий значок, расположенный на панели приборов, засветится зеленым.

Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления. Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение).

Виды круиз-контроля

Система пассивного типа представляет собой простое устройство, которое предназначено для сохранения заданной скорости. В состав системы входят датчики, блок управления, а также привод дроссельной заслонки.

Механизм функционирования пассивного круиз-контроля весьма простой. Когда скорость достигает оптимального, по мнению водителя, уровня, он активирует систему. Датчики ЭБУ запоминают скорость и позицию дроссельной заслонки. Если дорожные условия изменяются (например, авто движется на спуск или на подъем), то датчики извещают ЭБУ, а блок управления отправляет сигнал на привод дроссельной заслонки. Чтобы поддержать стабильную скорость, привод должен открыть или закрыть клапан.
Активный круиз-контроль наиболее часто называют адаптивным.

Адаптивный круиз-контроль

Это инновационная система, которая выполняет две функции:

  • Сохраняет назначенную скорость движения;
  • Отслеживает дорожную обстановку. Именно с этой целью в систему интегрированы камеры, датчики, а также радары.

Как это происходит? Система наблюдает за машиной, которая едет впереди, и приспосабливается к ее скорости. Это позволяет соблюдать безопасную дистанцию между двумя авто.

Самые современные системы способны также учитывать дорожную разметку – они не допустят, чтобы авто покинуло свою полосу.

Основное назначение адаптивного круиз-контроля – исключение вероятности столкновения с машиной, едущей впереди Вас. Если система вовремя не успевает среагировать и сбавить скорость, то она предупредит водителя – он сможет затормозить или изменить траекторию движения, чтобы избежать ДТП. Наиболее продвинутые устройства способны самостоятельно задействовать тормозную систему.

Достоинства и недостатки круиз-контроля

Многие автолюбители признают, что круиз-контроль весьма полезен. Такое мнение объясняется следующим:

  • Во время продолжительной поездки водитель может отдохнуть.
  • Систему можно легко установить на любые машины – с АКПП или МКПП, с бензиновыми или дизельными двигателями.
  • При езде со стабильной скоростью бензин или дизель расходуется не столь активно. Согласно статистическим данным, экономия топлива составляет 4–7%.
  • Круиз-контроль – это эффективная система пассивной безопасности. Например, адаптивный круиз-контроль создает допустимую дистанцию между автомобилями и, как следствие, минимизирует вероятность столкновения, а функция ограничителя скорости не позволит Вам увеличить скорость авто до того момента, пока Вы не выжмете педаль газа «в пол».

К недостаткам системы относят:

  • Возможность ошибки. Например, если засорились датчики или сломался радар, круиз-контроль может предположить, что впереди идущая машина находится на небезопасном расстоянии. Результат – резкое снижение скорости вплоть до полной остановки. Водитель не всегда оказывается готовым к такой ситуации.
  • Потеря бдительности. Автолюбитель, перекладывая свои обязанности по управлению авто на систему, становится менее восприимчивым к изменениям дорожной обстановки.

Что такое Круиз-контроль и как работает? Принцип работы и для чего нужен.

AUTO.RIA

Круиз-контроль — это блок в автомобиле, предназначенный для автоматического поддержания скорости. Он без участия человека увеличивает подачу топлива на подъемах и уменьшает его во время спуска с горы. Система снижает расход топлива во время дальних поездок и делает их менее утомительными.

Как пользоваться круиз контролем

  • включение — «On»;
  • отключение — «Off» ;
  • установка скорости движения или ускорения на 2-5 км/час — «Set/Accel» ;
  • возврат к заданной скорости после деактивации системы — «Resume»;
  • снижение скорости — «Coast».

При нажатии кнопки для установки скорости процессор зафиксирует ее и станет поддерживать, управляя акселерометром. Чтобы немного увеличить скорость, необходимо нажать кнопку Set/Accel. Нажатие на педаль тормоза автоматически отключит систему, предоставив управление водителю. Чтобы вернуться к заданной ранее скорости следует нажать Resume. Если не трогать ее либо нажать Off, не нажимая педаль тормоза, машина вернется в ручной режим управления.

Чтобы немного уменьшить скорость движения, следует воспользоваться кнопкой Coast. Однако увлекаться снижением скорости не стоит — в целях безопасности система работает только когда машина едет быстрее 40 километров в час.

Для безопасности не следует включать круиз-контроль на скользкой дороге или при недостаточной видимости. Особенно это касается адаптивных систем, которые могут сбоить в сильный снегопад или ливень. Не следует забывать, что система предназначена лишь для поддержания определенной скорости. Контроль дорожной обстановки и направления движения остается за водителем.

Виды круиз контроля

Различают две разновидности круиз-контроля:

  • Пассивный, позволяющий установить определенную постоянную скорость движения. Дешевая система, которую приходится часто отключать или корректировать при движении в автомобильном потоке.
  • (ACC) Адаптивный, способный динамически изменять скоростной режим в зависимости от дорожной обстановки. Ориентируясь на данные радаров, сканирующих дорогу перед машиной, он меняет скорость движения, сохраняя безопасную дистанцию до впереди идущей машины.

Устройство и принцип работы

То, как работает круиз-контроль. зависит от его типа. Сначала рассмотрим устройство пассивной системы. Нужная постоянная скорость поддерживается следующим образом:

  • На микропроцессорный блок поступают данные с датчика спидометра, определяющего скорость машины.
  • В случае, если скорость не соответствует заданной, ЭБУ подает напряжение на исполнительное устройство, изменяющее положение дроссельной заслонки.
  • При срабатывании датчика педали тормоза или нажатии кнопки Off система мгновенно отключается.

Адаптивная система (Adaptive Cruise Control) также имеет ЭБУ и работает с датчиком скорости и дроссельной заслонкой. Благодаря подключенным к ней радарам и лидарам она способна оценивать не только скорость движения, но и дистанцию до машин, движущихся в попутном направлении. Для понимания принципа работы круиз-контроля нужно понимать что представляют собой эти устройства:

  • Радар — датчик, излучающий радиоволны и принимающий их отражения от препятствия. По времени между отправкой сигнала и приемов отраженной волны определяется расстояние до объекта. Увеличение этого интервала говорит об отдалении от объекта, уменьшение — о приближении. Достоинство радиоволн в том, что они слабо поглощаются дождем и снегом.
  • Лидар — лазерный радар, работающий в инфракрасном диапазоне. Лазерные лучи сильно ослабляются в сложных погодных условиях, поэтому лидары используются лишь в недорогих системах или в качестве дополнения к радару.

Микропроцессор блока управления обрабатывает сигналы, поступающие с датчиков скорости и расстояния. В продвинутых системах используется два уровня датчиков: ближние, работающие на расстоянии до 30 метров, и дальние, контролирующие дорогу на дистанции до 150 метров. В отличие от пассивного круиз-контроля, ЭБУ адаптивной системы управляет еще и тормозами. Если дистанция снижается до критической, блок дает команду системам ABS и ESP, которые включают тормоза. При неисправности этих систем включение адаптивного круиз-контроля невозможно.

Адаптивная система позволяет «привязаться» к машине, которая едет впереди, и синхронизировать с ней скорость движения. Также она способна предотвратить аварию, включив тормоза в случае появления препятствия или резкой остановки переднего ТС.

Автосервис и Технологии

Новий Honda CR-V отримав на краш-тесті максимальний бал Euro NCAP, - але є нюанс

Автор: Роман Беньковский

Новий Honda CR-V отримав на краш-тесті максимальний бал Euro NCAP, — але є нюанс

Топова комплектація з максимальним пакетом асистентів отримала 5 зірок, тим часом як дешевшу оцінили тільки на «четвірку».

2024-04-15 14:15
В Избранное
Добавлено в Избранное Перейти

Сучасні системи допомоги водієві не виправдовують сподівань — експерти.

Автор: AUTO.RIA.com

Сучасні системи допомоги водієві не виправдовують сподівань — експерти.

Більшість випробуваних «електронних асистентів» не має досить ефективних засобів для запобігання наслідкам помилок чи низької зосередженості водіїв, — переконані в Американському страховому інституті дорожньої безпеки.

Что такое круиз-контроль в автомобиле и как им пользоваться

Что такое круиз-контроль в автомобиле и как им пользоваться Что такое круиз-контроль в автомобиле и как им пользоваться

Автомобиль может быть быстрым и красивым. Но важнее всего, чтобы он был безопасным и комфортным. Помимо ремней и подушек, современное авто предлагает и другие технические решения. Рассказываем о круиз-контроле и о том, как он помогает в длительных путешествиях.

Что вы узнаете:
Что вы узнаете:

Что такое круиз-контроль

Технология круиз-контроля даёт возможность поддерживать постоянную скорость автомобиля. Водитель выбирает скорость, нажимает на кнопки, после чего можно немного расслабиться и убрать ногу с педали газа. Обычно функция нужна в долгой дороге без частых остановок, например на длинных участках магистрали с минимумом поворотов.

История появления

Впервые технологию, похожую на круиз-контроль, использовали в автомобиле Wilson-Pilcher в 1901 году. В машине была педаль, которая управляла регулятором для увеличения и уменьшения скорости. По сути, она выполняла одну функцию — ограничителя. Только в 1940-е годы появилась версия круиз-контроля в более-менее современном и знакомом для наших дней виде. Её изобрёл Ральф Титор — ослепший в раннем возрасте инженер-механик. Считается, что на изобретение круиз-контроля его вдохновило то, что при езде автомобиль постоянно ускорялся и замедлялся, двигался рывками. Это настолько раздражало Ральфа, что он решил разработать технологию, которая позволит покончить с этими укачиваниями. В результате получилась система, которая позволила держать равномерный темп движения. Первый вариант устройства Титор назвал Controlmatic, а затем SpeedoStat. Компания Chrysler начала устанавливать такую систему в свои автомобили в 1958 году. Вскоре после этого General Motors применила эту технологию в своих автомобилях Cadillac — уже под названием Cruise Control.

Как это работает

  • Водитель включает круиз-контроль — для этого нужно нажать кнопку на руле или приборной панели.
  • Компьютер с помощью датчиков измеряет скорость автомобиля, учитывает положение дроссельной заслонки, нагрузку на двигатель, уклон дороги.
  • Водитель задаёт нужную скорость с помощью кнопок или рычага. Система ускоряет или замедляет автомобиль до заданного показателя.
  • Если приходится ехать под уклон или по склону, круиз-контроль подаст сигнал на дроссельную заслонку, чтобы поддержать постоянную скорость.

Виды круиз-контроля

Обычный

Это самая простая система контроля скорости, которая существует уже несколько десятилетий. Позволяет задать желаемую скорость и поддерживает её. Водителю не нужно постоянно жать на педаль газа, система сама отслеживает, как быстро автомобиль двигается, и корректирует работу двигателя для удержания постоянной скорости.

Адаптивный

Более продвинутый, чем обычный. Например, можно сохранять безопасную дистанцию в зависимости от скорости впередиидущей машины. Если первый водитель снизит скорость, то система это обнаружит и замедлит автомобиль. А когда на дороге снова будет свободно, функция сама передаст двигателю сигнал вернуться к первоначально заданной скорости.

В какой-то степени адаптивный круиз-контроль похож на автопилот. Но не в полной мере, потому что держать руки на руле и следить за дорогой всё равно нужно.

Ограничитель скорости

Эта функция работает немного иначе, чем полностью автоматический круиз-контроль: ногу с педали газа убирать не следует, но превысить заданную скорость не получится. Единственное исключение — спуск с крутого холма или мокрая, скользкая дорога. Поэтому в обоих случаях важно вести внимательно и следить за ситуацией на дороге.

Когда пользоваться круиз-контролем нельзя

Круиз-контроль — это удобная функция, но включать его не следует:

  • если дорога мокрая. Как и в случае с ограничителем скорости, на шоссе в дождь или сразу после него использование круиз-контроля может стать опасным, система будет менее эффективна и может нарушить баланс автомобиля, замедлить время реакции водителя;
  • в часы пик. В это время польза от системы сводится к минимуму. Потому что придётся постоянно выключать её, когда движение замедляется. Растёт риск попасть в аварию, если водитель отвлечётся и не проконтролирует работу функции;
  • на дорогах со множеством поворотов и на любых других трудных участках дороги, требующих повышенного внимания. Важно запомнить, что в первую очередь функция нужна для езды по длинным, открытым участкам шоссе.

Плюсы и минусы круиз-контроля

Появление круиз-контроля в автомобилях стало важным моментом в развитии безопасности и эффективности вождения.

Плюсы

  • Сохраняются силы водителя. Длительная и беспрерывная концентрация внимания в долгом пути может стать причиной сильной усталости водителя и привести к ДТП. Круиз-контроль помогает снизить физическую и когнитивную нагрузку, потому что не нужно постоянно нажимать на педали и следить за скоростью.
  • Эффективнее расходуется топливо: поддержание постоянной скорости экономичнее, чем постоянные ускорения на открытых отрезках дороги. Функция позволяет снизить расход топлива в 1,6 раза, по оценкам компании KIA.
  • Массовое использование круиз-контроля может способствовать более плавному движению дорожного потока на магистралях. Поддержание постоянной скорости снизит частоту торможения и ускорения автомобилей, что приведёт к уменьшению числа пробок.
  • По некоторым данным, использование функции может привести к снижению числа аварий, связанных с превышением скорости.

Но есть опасность, что водители могут ездить слишком быстро, используя эту функцию. Важно находить баланс между использованием круиз-контроля и вождением вручную.

Минусы

Помимо явных преимуществ, у круиз-контроля есть недостатки:

  • Система снижает внимание водителя к дороге. Да, тот факт, что водитель может немного передохнуть, — это тоже минус. Когда водители перестают следить за скоростью, их внимание может слишком сильно рассеяться, а реакция замедлится. Опасные ситуации всегда возникают внезапно, поэтому даже с включённой функцией нужно быть готовыми к неожиданностям — не убирать рук с руля и оставлять ногу на педали тормоза.
  • Круиз-контроль поможет только в сухую погоду и при хорошей видимости. На скользком асфальте водитель должен тщательнее следить за дорогой и автомобилем. Даже адаптивная система малоэффективна ночью, в дождь или снег. Когда круиз-контроль активен, водитель и автомобиль могут оказаться не готовы к увеличению тормозного пути.

Как им пользоваться

Обычно кнопки для управления круиз-контролем находятся слева или справа от руля.

Что такое круиз-контроль в автомобиле и как им пользоваться

В разных моделях машин элементы могут располагаться по-разному, но функционал обычно везде одинаковый. Вот примерный вариант:

  • On/Off. Всё просто: эти кнопки включают и выключают функцию. После включения на приборной панели должен загореться сигнал, означающий, что система активна. Для выключения нужно нажать кнопку ещё раз.
  • Res +. С помощью этой кнопки можно нарастить постоянную скорость. Обычно каждое нажатие ускоряет автомобиль на один километр в час. Нажимая на эту кнопку, можно также восстановить скорость, которая была установлена как целевая раньше.
  • Set −. Эта кнопка снижает заданную скорость. Соответственно, каждое нажатие на неё будет замедлять машину на один километр в час. После того как нужная скорость будет достигнута, можно нажать кнопку Set, и автомобиль запомнит её как целевую. А на приборной панели появится индикатор того, что теперь можно убрать педаль с газа и автомобиль поддержит скорость сам.
  • Cancel. На неё надо нажать, чтобы выключить режим круиз-контроля. Например, при выезде на другую, более извилистую дорогу или во время интенсивного движения в городе. Ещё для отмены функции нужно просто нажать на педаль тормоза.

Что в итоге

Пользуйтесь круиз-контролем только на длинных прямых участках дорог — например, скоростных автомагистралей М-4 или М-11.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *