Где можно ездить на велосипеде
Перейти к содержимому

Где можно ездить на велосипеде

  • автор:

ПДД для велосипедистов Беларуси

По правилам дорожного движения в Беларуси у велосипедистов уникальный статус — они не относятся к пешеходам, но им запрещено ездить по проезжей части дороги, как автомобилям. Рассмотрим подробно, где и как кататься, чтобы не получить штраф и не стать причиной ДТП.

В ближайшее время новый проект Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» будет направлен на рассмотрение в Парламент. Если проект будет принят, мы подробно напишем об изменениях в ПДД. На 18.04.2024 года действующими остаются Правила, которые описаны ниже.

Где и как ездить, чтобы не нарушать ПДД

Ездить на велосипеде можно только по велосипедной дорожке, а если ее нет — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При этом вы не должны мешать пешеходам, в пешеходных зонах главные — они.

По проезжей части можно ехать только когда вело- или пешеходной дорожки, тротуара или обочины нет или двигаться по ним невозможно 1 . Тогда нужно ехать по ходу движения транспорта не дальше метра от правого края дороги. Выезжать дальше метра от края можно, например, для объезда машин на обочине или других препятствий. Если едете по дороге компанией — езжайте друг за другом, в один ряд.

Из текста Правил неясно, что означает условие о невозможности движения. Например, на тротуаре разобрана плитка, под колесами песок — считается ли это невозможным для движения? В ПДД ответа на этот вопрос нет.

Как должен быть оборудован велосипед

У велосипеда должны быть исправны тормоза, рулевое управление и звуковой сигнал — звонок или гудок. Также должно быть установлено зеркало заднего вида и световозвращатели: белого цвета — спереди, красного — сзади, и оранжевого — с каждой боковой стороны. Ездить в темное время суток или в туман можно, но на велосипеде должны гореть фонари: спереди — с белым светом, сзади — с красным. Если фонари не работают, придется спешится, то есть сойти с велосипеда и вести его рядом с собой 2 .

Непонятно, нарушает ли Правила подросток 15 лет, который ездит у себя во дворе на велике без фонарей и зеркала заднего вида.

Нужен ли шлем?

Использование велосипедного шлема и другой защитной экипировки в ПДД никак не упоминается, а значит носить шлем вы не обязаны. Некоторые велосипедисты используют шлемы по своему желанию, но назвать это явление массовым в Беларуси пока нельзя.

Опытные велосипедисты (и мы полностью с ними согласны) рекомендуют носить не только шлем, но и световозвращающий жилет, фликеры или катафоты, если вы планируете поездку в темное время суток или, например, в туман. Это простые меры безопасности, которые могут сохранить ваше здоровье или даже жизнь.

С какого возраста можно водить велосипед

Во дворах и парках, по тротуарам, по велосипедным или пешеходным дорожкам можно ездить в любом возрасте. Когда выезжать на проезжую часть разрешено, делать это без сопровождения взрослых можно с 14 лет. Велосипедистам любого возраста запрещено ездить по автомагистралям.

Дорожные знаки и разметка

В действующих Правилах есть несколько дорожных знаков, относящихся к регулированию движения велосипедистов.

Велосипедная дорожка / Конец велосипедной дорожки

Знак «Велосипедная дорожка» означает, что здесь можно ехать только на велосипеде 3 . Иногда по велосипедной дорожке можно идти пешком, но только если рядом нет тротуара или пешеходной дорожки. При этом пешеход не должен мешать велосипедистам.

Пешеходная дорожка / Конец пешеходной дорожки

«Пешеходная дорожка» — можно ходить только пешеходам 4 , но если велосипедной дорожки рядом нет — можно ехать и на велосипеде, но не мешая пешеходам.

Пересечение с велосипедной дорожкой

Знак «Пересечение с велосипедной дорожкой» предупреждает водителей или пешеходов о том, что впереди проходит велодорожка и нужно быть предельно внимательным.

Движение велосипедов запрещено

Если вдоль проезжей части установлен знак «Движение велосипедов запрещено», то выезжать туда вам нельзя независимо от того, есть на тротуаре или велодорожке препятствия или нет.

Дорожная разметка

Разметка «велосипедная дорожка» наносится прямо на асфальт и показывает, где надо ехать на велосипеде:

Велосипедная дорожка

«Пешеходная дорожка» тоже рисуется на асфальте и показывает, где надо ходить пешком:

Пешеходная дорожка

Есть в городе места, где можно и пешком, и на велосипеде. Обозначается это так:

Дорожка для совместного движения пешеходов и велосипедистов

Многие тротуары в Минске имеют полосу, обозначенную разметкой «велосипедная дорожка». При этом такие участки часто обозначены знаками, которых в действующих Правилах нет. Вот такими:

Выходит, что такая полоса — обычный тротуар 5 , где преимущество у пешеходов, а велосипедисты могут ехать по ней только не мешая пешеходам.

Дополнено 04.08.2019: Возможно, согласно Главе 1, Пункту 4 ПДД РБ, такие знаки согласованы с ГАИ и они могут иметь юридическую силу. Из текста документа это не ясно.

Не удивительно, что они сбивают с толку участников движения, и конфликты между велосипедистами и пешеходами возникают в таких местах достаточно часто.

Место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть дороги, выглядит так:

Место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть дороги

Место пересечения велосипедной дорожки с пешеходными дорожками или тротуарами:

Пересечение велодорожки с пешеходной дорожкой или тротуаром

Проезд перекрестков и пересечение проезжей части

Ехать на велосипеде по пешеходному переходу нельзя 6 . Вы должны остановиться, сойти с велосипеда и перейти дорогу, катя велосипед рядом с собой.

Переезжать проезжую часть можно только если на дороге есть разметка, обозначающая пересечение с велосипедной дорожкой 7 . Если в этом месте нет светофора, то в большинстве случаев сначала едут автомобили, потом вы (кроме случаев, когда автомобиль поворачивает направо или налево).

Если перед вами пешеходный переход и рядом с ним нет разметки, которая обозначает пересечение велодорожки с проезжей частью, или знака «велосипедная дорожка», вы должны сойти с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.

Сошел с велосипеда – стал пешеходом

Как только вы сходите с велосипеда, вы становитесь пешеходом и должны вести себя как добропорядочный пешеход — идти по тротуару или пешеходной дорожке, а если их нет — по обочине. Если ничего кроме велосипедной дорожки нет, то на ней вы не должны мешать тем, кто едет на велосипеде.

Когда тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки нет вообще или идти по ним невозможно, можно вести велосипед по краю проезжей части навстречу транспорту 8 .

Условные сигналы руками

Перед любым маневром водитель автомобиля должен подавать сигнал световыми указателями поворота. На велосипедах «поворотников» обычно нет, поэтому используется система знаков руками:

  • Остановка — поднятая вверх рука (не важно, правая или левая).
  • Поворот налево — вытянутая в левую сторону (в сторону поворота) прямая левая рука или согнутая в локте и поднятая вверх правая рука.
  • Поворот направо — вытянутая в правую сторону (в сторону поворота) прямая правая рука или согнутая в локте и поднятая вверх левая рука.

Показывать эти сигналы лучше всего заранее, чтобы все успели их заметить и понять.

Что нельзя делать велосипедистам

Согласно ПДД Беларуси, велосипедистам нельзя:

  • Использовать неисправные велосипеды (руль, тормоза), а в темное время суток — велосипеды без работающих фонарей.
  • Ездить по проезжей части детям младше 14 лет без сопровождения взрослых.
  • Ездить по автомагистрали.
  • Ездить пьяным или под воздействием наркотиков.
  • Ездить под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции, в болезненном или утомленном состоянии, если это может угрожать безопасности дорожного движения.
  • Пользоваться во время езды телефоном, если это нельзя делать без помощи рук.
  • Ездить в снегопад или гололедицу.
  • Ездить, не держась за руль или не держа ноги на педалях.
  • Поворачивать налево или разворачиваться на дороге с трамвайными путями или с двумя и более полосами движения.
  • Перевозить пассажиров. Детей до 7 лет на дополнительном специально оборудованном сидении — можно.
  • Перевозить грузы, которые мешают управлять велосипедом или торчат более чем на полметра в стороны, вперед или назад.
  • Буксировать велосипед или велосипедом. Исключение — велосипедные прицепы промышленного производства.

И снова вопрос: нарушают ли Правила дети, которые гоняют по двору на великах «без рук»?

Несовершенство Правил

Действующие ПДД достались Беларуси в наследство от СССР, и многое в них устарело, а многое — не предусмотрено.

Например, в Правилах нет упоминания таких видов транспорта, как электровелосипеды и электросамокаты, хотя они способны развивать приличную скорость и на улицах городов их все больше с каждым годом. Люди на роликах, скейтах, гироскутерах, сигвеях, моноколесах считаются пешеходами, и по Правилам должны ездить по пешеходным, а не велодорожкам.

Также на улицах можно увидеть знаки, которых нет в Правилах. Например, знак «пешеходный переход» с добавленным к фигурке человека силуэтом велосипедиста:

Юридическая сила такого дорожного знака на сегодняшний день такая же, как у уличного граффити, то есть никакая 9 .

В Минске можно встретить «велопереезды», которые дополнены разметкой зеленого цвета с рисунком велосипеда — такой разметки также нет в ПДД.

Возможно, согласно Главе 1, Пункту 4 ПДД РБ, такие знаки и разметка согласованы с ГАИ и они могут иметь юридическую силу. Из текста документа это не ясно.

Дополнено 04.08.2019

Что будет за нарушение?

Чтобы было проще представлять размер штрафов, имейте в виду, что базовая величина на 01.01.2019 в Беларуси составляет 25,50 рублей (примерно 12 долларов США).

Ответственность 10 за нарушение ПДД настигнет вас в следующих формах:

  • Нарушение в трезвом состоянии и без пострадавших — предупреждение или штраф от 1 до 3 базовых величин.
  • Если вы нарушили правила, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — штраф от 3 до 5 базовых величин. Такая же величина штрафа грозит за отказ от прохождения проверки на предмет опьянения.
  • Если нарушение привело к созданию аварийной обстановки — штраф от 3 до 8 базовых величин, а если стало причиной легких телесных повреждений или повреждения имущества — штраф от 5 до 25 базовых величин. Такой же размер штрафа грозит тому, кто оставил место ДТП, участником которого он стал.

Из практики можно сказать, что признание вины помогает получить минимальный размер штрафа, хотя в каждом конкретном случае решение принимается индивидуально.

Столкновение велосипедиста с пешеходом не считается дорожно-транспортным происшествием, и в этом случае, если понадобится, следует вызывать милицию, а не ГАИ.

В Беларуси действует закон о конфискации автомобиля у водителей, которых поймали за вождением в нетрезвом состоянии два или более раза. К счастью, на велосипеды это не распространяется, и отобрать велосипед у пьяного велосипедиста не могут, даже если поймают его в таком состоянии несколько раз. Но это не повод ездить пьяным!

Не нарушайте Правила дорожного движения, водите велосипед аккуратно, уважайте себя и окружающих. Не для того, чтобы избежать штрафов, а для того, чтобы город стал для всех комфортной и безопасной средой.

ПДД для велосипедистов Беларуси

По правилам дорожного движения в Беларуси у велосипедистов уникальный статус — они не относятся к пешеходам, но им запрещено ездить по проезжей части дороги, как автомобилям. Рассмотрим подробно, где и как кататься, чтобы не получить штраф и не стать причиной ДТП.

В ближайшее время новый проект Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» будет направлен на рассмотрение в Парламент. Если проект будет принят, мы подробно напишем об изменениях в ПДД. На 18.04.2024 года действующими остаются Правила, которые описаны ниже.

Где и как ездить, чтобы не нарушать ПДД

Ездить на велосипеде можно только по велосипедной дорожке, а если ее нет — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При этом вы не должны мешать пешеходам, в пешеходных зонах главные — они.

По проезжей части можно ехать только когда вело- или пешеходной дорожки, тротуара или обочины нет или двигаться по ним невозможно 1 . Тогда нужно ехать по ходу движения транспорта не дальше метра от правого края дороги. Выезжать дальше метра от края можно, например, для объезда машин на обочине или других препятствий. Если едете по дороге компанией — езжайте друг за другом, в один ряд.

Из текста Правил неясно, что означает условие о невозможности движения. Например, на тротуаре разобрана плитка, под колесами песок — считается ли это невозможным для движения? В ПДД ответа на этот вопрос нет.

Как должен быть оборудован велосипед

У велосипеда должны быть исправны тормоза, рулевое управление и звуковой сигнал — звонок или гудок. Также должно быть установлено зеркало заднего вида и световозвращатели: белого цвета — спереди, красного — сзади, и оранжевого — с каждой боковой стороны. Ездить в темное время суток или в туман можно, но на велосипеде должны гореть фонари: спереди — с белым светом, сзади — с красным. Если фонари не работают, придется спешится, то есть сойти с велосипеда и вести его рядом с собой 2 .

Непонятно, нарушает ли Правила подросток 15 лет, который ездит у себя во дворе на велике без фонарей и зеркала заднего вида.

Нужен ли шлем?

Использование велосипедного шлема и другой защитной экипировки в ПДД никак не упоминается, а значит носить шлем вы не обязаны. Некоторые велосипедисты используют шлемы по своему желанию, но назвать это явление массовым в Беларуси пока нельзя.

Опытные велосипедисты (и мы полностью с ними согласны) рекомендуют носить не только шлем, но и световозвращающий жилет, фликеры или катафоты, если вы планируете поездку в темное время суток или, например, в туман. Это простые меры безопасности, которые могут сохранить ваше здоровье или даже жизнь.

С какого возраста можно водить велосипед

Во дворах и парках, по тротуарам, по велосипедным или пешеходным дорожкам можно ездить в любом возрасте. Когда выезжать на проезжую часть разрешено, делать это без сопровождения взрослых можно с 14 лет. Велосипедистам любого возраста запрещено ездить по автомагистралям.

Дорожные знаки и разметка

В действующих Правилах есть несколько дорожных знаков, относящихся к регулированию движения велосипедистов.

Велосипедная дорожка / Конец велосипедной дорожки

Знак «Велосипедная дорожка» означает, что здесь можно ехать только на велосипеде 3 . Иногда по велосипедной дорожке можно идти пешком, но только если рядом нет тротуара или пешеходной дорожки. При этом пешеход не должен мешать велосипедистам.

Пешеходная дорожка / Конец пешеходной дорожки

«Пешеходная дорожка» — можно ходить только пешеходам 4 , но если велосипедной дорожки рядом нет — можно ехать и на велосипеде, но не мешая пешеходам.

Пересечение с велосипедной дорожкой

Знак «Пересечение с велосипедной дорожкой» предупреждает водителей или пешеходов о том, что впереди проходит велодорожка и нужно быть предельно внимательным.

Движение велосипедов запрещено

Если вдоль проезжей части установлен знак «Движение велосипедов запрещено», то выезжать туда вам нельзя независимо от того, есть на тротуаре или велодорожке препятствия или нет.

Дорожная разметка

Разметка «велосипедная дорожка» наносится прямо на асфальт и показывает, где надо ехать на велосипеде:

Велосипедная дорожка

«Пешеходная дорожка» тоже рисуется на асфальте и показывает, где надо ходить пешком:

Пешеходная дорожка

Есть в городе места, где можно и пешком, и на велосипеде. Обозначается это так:

Дорожка для совместного движения пешеходов и велосипедистов

Многие тротуары в Минске имеют полосу, обозначенную разметкой «велосипедная дорожка». При этом такие участки часто обозначены знаками, которых в действующих Правилах нет. Вот такими:

Выходит, что такая полоса — обычный тротуар 5 , где преимущество у пешеходов, а велосипедисты могут ехать по ней только не мешая пешеходам.

Дополнено 04.08.2019: Возможно, согласно Главе 1, Пункту 4 ПДД РБ, такие знаки согласованы с ГАИ и они могут иметь юридическую силу. Из текста документа это не ясно.

Не удивительно, что они сбивают с толку участников движения, и конфликты между велосипедистами и пешеходами возникают в таких местах достаточно часто.

Место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть дороги, выглядит так:

Место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть дороги

Место пересечения велосипедной дорожки с пешеходными дорожками или тротуарами:

Пересечение велодорожки с пешеходной дорожкой или тротуаром

Проезд перекрестков и пересечение проезжей части

Ехать на велосипеде по пешеходному переходу нельзя 6 . Вы должны остановиться, сойти с велосипеда и перейти дорогу, катя велосипед рядом с собой.

Переезжать проезжую часть можно только если на дороге есть разметка, обозначающая пересечение с велосипедной дорожкой 7 . Если в этом месте нет светофора, то в большинстве случаев сначала едут автомобили, потом вы (кроме случаев, когда автомобиль поворачивает направо или налево).

Если перед вами пешеходный переход и рядом с ним нет разметки, которая обозначает пересечение велодорожки с проезжей частью, или знака «велосипедная дорожка», вы должны сойти с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.

Сошел с велосипеда – стал пешеходом

Как только вы сходите с велосипеда, вы становитесь пешеходом и должны вести себя как добропорядочный пешеход — идти по тротуару или пешеходной дорожке, а если их нет — по обочине. Если ничего кроме велосипедной дорожки нет, то на ней вы не должны мешать тем, кто едет на велосипеде.

Когда тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки нет вообще или идти по ним невозможно, можно вести велосипед по краю проезжей части навстречу транспорту 8 .

Условные сигналы руками

Перед любым маневром водитель автомобиля должен подавать сигнал световыми указателями поворота. На велосипедах «поворотников» обычно нет, поэтому используется система знаков руками:

  • Остановка — поднятая вверх рука (не важно, правая или левая).
  • Поворот налево — вытянутая в левую сторону (в сторону поворота) прямая левая рука или согнутая в локте и поднятая вверх правая рука.
  • Поворот направо — вытянутая в правую сторону (в сторону поворота) прямая правая рука или согнутая в локте и поднятая вверх левая рука.

Показывать эти сигналы лучше всего заранее, чтобы все успели их заметить и понять.

Что нельзя делать велосипедистам

Согласно ПДД Беларуси, велосипедистам нельзя:

  • Использовать неисправные велосипеды (руль, тормоза), а в темное время суток — велосипеды без работающих фонарей.
  • Ездить по проезжей части детям младше 14 лет без сопровождения взрослых.
  • Ездить по автомагистрали.
  • Ездить пьяным или под воздействием наркотиков.
  • Ездить под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции, в болезненном или утомленном состоянии, если это может угрожать безопасности дорожного движения.
  • Пользоваться во время езды телефоном, если это нельзя делать без помощи рук.
  • Ездить в снегопад или гололедицу.
  • Ездить, не держась за руль или не держа ноги на педалях.
  • Поворачивать налево или разворачиваться на дороге с трамвайными путями или с двумя и более полосами движения.
  • Перевозить пассажиров. Детей до 7 лет на дополнительном специально оборудованном сидении — можно.
  • Перевозить грузы, которые мешают управлять велосипедом или торчат более чем на полметра в стороны, вперед или назад.
  • Буксировать велосипед или велосипедом. Исключение — велосипедные прицепы промышленного производства.

И снова вопрос: нарушают ли Правила дети, которые гоняют по двору на великах «без рук»?

Несовершенство Правил

Действующие ПДД достались Беларуси в наследство от СССР, и многое в них устарело, а многое — не предусмотрено.

Например, в Правилах нет упоминания таких видов транспорта, как электровелосипеды и электросамокаты, хотя они способны развивать приличную скорость и на улицах городов их все больше с каждым годом. Люди на роликах, скейтах, гироскутерах, сигвеях, моноколесах считаются пешеходами, и по Правилам должны ездить по пешеходным, а не велодорожкам.

Также на улицах можно увидеть знаки, которых нет в Правилах. Например, знак «пешеходный переход» с добавленным к фигурке человека силуэтом велосипедиста:

Юридическая сила такого дорожного знака на сегодняшний день такая же, как у уличного граффити, то есть никакая 9 .

В Минске можно встретить «велопереезды», которые дополнены разметкой зеленого цвета с рисунком велосипеда — такой разметки также нет в ПДД.

Возможно, согласно Главе 1, Пункту 4 ПДД РБ, такие знаки и разметка согласованы с ГАИ и они могут иметь юридическую силу. Из текста документа это не ясно.

Дополнено 04.08.2019

Что будет за нарушение?

Чтобы было проще представлять размер штрафов, имейте в виду, что базовая величина на 01.01.2019 в Беларуси составляет 25,50 рублей (примерно 12 долларов США).

Ответственность 10 за нарушение ПДД настигнет вас в следующих формах:

  • Нарушение в трезвом состоянии и без пострадавших — предупреждение или штраф от 1 до 3 базовых величин.
  • Если вы нарушили правила, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — штраф от 3 до 5 базовых величин. Такая же величина штрафа грозит за отказ от прохождения проверки на предмет опьянения.
  • Если нарушение привело к созданию аварийной обстановки — штраф от 3 до 8 базовых величин, а если стало причиной легких телесных повреждений или повреждения имущества — штраф от 5 до 25 базовых величин. Такой же размер штрафа грозит тому, кто оставил место ДТП, участником которого он стал.

Из практики можно сказать, что признание вины помогает получить минимальный размер штрафа, хотя в каждом конкретном случае решение принимается индивидуально.

Столкновение велосипедиста с пешеходом не считается дорожно-транспортным происшествием, и в этом случае, если понадобится, следует вызывать милицию, а не ГАИ.

В Беларуси действует закон о конфискации автомобиля у водителей, которых поймали за вождением в нетрезвом состоянии два или более раза. К счастью, на велосипеды это не распространяется, и отобрать велосипед у пьяного велосипедиста не могут, даже если поймают его в таком состоянии несколько раз. Но это не повод ездить пьяным!

Не нарушайте Правила дорожного движения, водите велосипед аккуратно, уважайте себя и окружающих. Не для того, чтобы избежать штрафов, а для того, чтобы город стал для всех комфортной и безопасной средой.

ПДД для велосипедистов 2024 года

ПДД для велосипедистов

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для водителей мопедов и скутеров были рассмотрены в одной из предшествующих статей на pddmaster.ru. Ну а сегодня пришло время подробно разобрать ПДД для велосипедистов.

Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью. Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.

Что такое велосипед?

Казалось бы ответ на вопрос «что такое велосипед?» знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения:

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза «транспортное средство«, т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

Также хочу обратить Ваше внимание, что в 2024 году велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи — пешеход:

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.

В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность. При желании любой велосипедист может без особых усилий стать пешеходом и наоборот.

Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).

Правила дорожного движения для велосипедов

Правила для велосипедистов.

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотре текста правил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель. Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления. Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют «увлеченные» велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения.

Например, если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску «за добавкой», ему нужно в этом настойчиво отказать.

Сигналы поворота

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота — вытянутая правая рука.

На практике я рекомендую использовать в качестве сигналов именно руку, вытянутую в сторону поворота. Обычно водители легко понимают значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то данный сигнал может ввести окружающих в заблуждение. Т.е. такой сигнал водители могут просто не понять.

Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.

С каждым годом на улицах становится все больше и больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности.

Обратите внимание, что во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза оставшейся на руле рукой, во-вторых, въезжать в ямы. И то и другое может привести к падению.

Где можно ехать на велосипеде?

В 2024 году движению велосипедистов посвящены сразу 6 пунктов раздела 24 правил дорожного движения (24.1 — 24.6).

Расположение велосипедиста на проезжей части

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что «велосипедисты-школьники» не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в 2024 году движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2024 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

Знак 5.14.2 Полоса для велосипедистовЗнак 5.14.4 Конец полосы для велосипедистовЗнак 5.11.2 Дорога с полосой для велосипедистовЗнак 5.12.2 Конец дороги с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.3 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.4 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2024 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
.
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.

Знак 5.14.1 Полоса для маршрутных транспортных средствЗнак 5.14.3 Конец полосы для маршрутных транспортных средствЗнак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 «кирпич».

Знак 3.1 Въезд запрещен

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под «кирпич» не могут.

Велосипедист на полосе для общественного транспорта

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие «Велосипедная зона». Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

Знак 5.39 Велосипедная зонаЗнак 5.40 Конец велосипедной зоны

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

19.1. 19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

19.5.В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари.

Примечание. До 1 марта 2023 года велосипедисты должны были в светлое время суток включать ближний свет фар или дневные ходовые огни. В 2024 году это требование отменено.

Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет.

Запреты для водителей велосипедов

  • управлять велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

2. Запрещается буксировка велосипедами и мопедами, а также велосипедов и мопедов.

3. При управлении велосипедом не требуется специальный велошлем, однако рекомендую его приобрести всем веловладельцам. Однажды я был свидетелем того, как в достаточно безобидной ситуации мой товарищ упал с велосипеда и ударился головой (о землю, не об асфальт). Вследствие этого он получил сотрясение мозга и потерял память за последние несколько недель.

Думаю не стоит напоминать, что в случае ДТП с участием автомобиля велошлем может сохранить Вам жизнь. Так что не экономьте на собственном здоровье.

Распространенные нарушения правил водителями велосипедов

Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.

Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).

Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30 — 40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов

Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 кодекса об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание к статье 12.1:

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.

Тем не менее для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП, предусматривающая штрафы за нарушение правил:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, практически любое нарушение правил дорожного движения, допущенное велосипедистом, должно быть наказано штрафом в размере 800 рублей. Единственное исключение — нарушение, допущенное в состоянии опьянения. Оно наказывается штрафом в размере 1 000 — 1 500 рублей.

Однако есть в КоАП и еще одна статья, действие которой также распространяется на велосипедистов:

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1 000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).

Ну а самое суровое наказание для велосипедиста — это штраф в размере 1 000 — 1 500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).

Кроме того, любой штраф велосипедист может оплатить со скидкой 50 процентов.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со штрафами для водителей автомобилей (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство «двухколесных» ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей ПДД для велосипедистов закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию правил дорожного движения.

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 27 февраля 2023
Максим Калашников

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

ПДД для велосипедистов — где можно ездить, а где движение запрещено

Гид по авто законодательству

Велосипедисты, как участники дорожного движения, обязаны соблюдать правила дорожного движения, установленные в России. Для данной категории также предусмотрены свои дорожные знаки, которые нужно знать во избежание штрафов и ДТП.

В статье собраны правила движения на велосипеде по проезжей части, на тротуаре, пешеходном переходе, а также дана краткая памятка для любителей велосипедной езды, которая подскажет, где можно ездить, а где передвижение запрещено или ограничено.

Кто такой велосипедист, и должен ли он следовать ПДД

Велосипедист – человек любого возраста, управляющий велосипедом. А средство передвижения, конструкция которого имеет как минимум 2 колеса, приводимое в движение силой ног, называется велосипедом. В то же время, его движение может обеспечивать электромотор, мощностью не более 0,25 кВт.

Хотя велосипед не является механическим транспортным средствам, но всё, что говорится в ПДД о таковых, относится и к нему. Поэтому знание и соблюдение требований безопасности дорожного движения носит обязательный характер для человека, управляющего данным ТС.

Велосипед, как и любое средство передвижения, должен быть оборудован согласно ряду требований, несоответствие которым запрещает его эксплуатацию. А именно, должен иметь:

  • исправные системы рулевого управления и тормозов (барабанные или обводные);
  • звуковой сигнал;
  • светоотражатели и фонари (спереди – белого цвета, а сзади – красного цвета, по бокам – оранжевого или красного);

В сумерках и ночью на движущемся велосипеде должны быть включены свет фары и габаритные огни, чтобы его была возможность его рассмотреть другим водителям.

Где можно ездить на велосипеде

Дорожные знаки для велосипедистов

Велосипедист является участником дорожного движения, поэтому, двигаясь на различных участках дорог, он должен знать и соблюдать ПДД.

Ниже представлены те знаки, которые имеют отношения к перемещению велотранспорта. Соблюдение правил, установленных данными дорожными знаками, позволит избежать ДТП и штрафов.

Предупреждающие

Предупреждение для водителей транспортных средств, двигающихся по дороге, о приближении к велосипедной или велопешеходной дорожке, которая пересекает проезжую часть вне перекрестка.

Водителю нужно быть внимательным, так как возможна встреча с велосипедистом:

  • через 50-100 метров, если установлен в населенном пункте;
  • через 150-300 метров, если установлен вне населенного пункта.
Запрещающие

Запрещен проезд под знак для всех транспортных средств, в том числе и для велосипедов.

Запрещается движение всех ТС, в том числе и велосипедов. Разрешено проезжать под знак только тем, кто проживает или работает в зоне действия знака.

Категорический запрет на движение по участку дороги на велосипедах, мопедах, скутерах.

Если на дороге стоит данный знак, значит, велосипедист может мешать автомобильному транспорту передвигаться, будет создавать опасные ситуации для себя и других участников дорожного движения.

Ставится обычно у тоннелей, мостов, эстакад, путепроводов, скоростных дорогах, узких участков.

Предписывающие

Обозначает участок дороги, по которому может двигаться только велосипедист.

Велосипедная дорожка может проходить по краю проезжей части с отделением сплошной белой чертой, может быть отделена бордюром, газоном, забором, а может занимать отдельный участок, площадь.

Разрешено движение велосипедистов до 14 лет.

Для велосипедистов от 14 лет разрешено движение по правому краю или обочине пешеходной дорожки, если:

  • отсутствует отдельная полоса для велосипедистов;
  • ширина велосипеда или груза на нем превышает 1 м.;
  • велосипеды движутся в колонне.

Разрешает движение велосипедов и пешеходов.

Правила начинают действовать с места установки знака 4.5.2 до 4.5.3.

Дорожка делится на велосипедную и пешеходную, при этом разделение обозначается разметкой или конструктивно.

На велосипеде нужно двигаться по своей части, указанной на дорожном знаке:

  • по левой части от знака 4.5.4 до 4.5.6;
  • по правой части от знака 4.5.5 до 4.5.7.
Знаки особых предписаний

Разрешает движение велосипедов по выделенной полосе на проезжей части навстречу основному поток ТС.

Правило действует от знака 5.11.1 до 5.11.2.

Предупреждение для водителей автотранспорта о выезде на дорогу с полосой для велотранспорта.

Знак 5.14.2 ставится в начале полосы, по которой могут двигаться велосипедисты. Если знак расположен над дорогой, то перемещаться можно по полосе под знаком. Если он расположен справа, то движение разрешено по правой части трассы.

Полоса заканчивается знаком 5.14.3.

Другой транспорт может пересечь эту полосу для поворота направо, для посадки и высадки пассажиров, если знак 5.14.2 висит справа.

Участок между знаками 5.33 и 5.34 – это зона для пешеходов.

На велосипеде можно ездить следующим лицам:

  • до 14 лет (всем);
  • от 14 лет, если нет отдельной полосы, велосипедной дорожки.

Зона для движения на велотранспорте, начинается от знака 5.33.1 и заканчивается 5.34.1.

Штраф за нарушение ПДД

Как показывает практика, очень редко на велосипедистов накладывают взыскание в виде штрафов. В основном, ограничиваются предупреждением. А их поведение на дорогах, оставляет желать лучшего.

Законодательно закреплены наказания для велосипедистов, нарушивших ПДД или ставших причиной аварийной ситуации на дороге. Они выступают равноправными участниками движения на проезжей части, и должны знать и соблюдать все правила, а не только касающиеся велосипедистов.

Нарушение

Штраф, руб.

Основание по КоАП РФ

Несмотря на наличие штрафов применяют их в отношении велосипедистов в России редко. Велосипедное движение только набирает обороты, в крупных городах, на крупных дорогах выделяются полосы для движения, устанавливаются дорожные знаки.

Правила дорожного движения для велосипедов

ПДД для лиц, передвигающихся на велосипеде, прописаны в ст. 24 ПДД РФ.

Велосипедист старше 14 лет вправе ездить только по специально отделенным местам:

  • велосипедной дорожке;
  • велопешеходной дорожке (по своей полосе, если она выделена);
  • выделенной полосе.

Но за неимением вышеперечисленных мест или при невозможности перемещаться по ним передвижение велосипедистов разрешается, по:

  • правому краю автомобильной дороги;
  • обочине;
  • тротуару или дорожке для пешеходов.

Каждый следующий способ применяется, если нет возможности использовать предыдущий.

Движение по проезжей части также разрешается, если позволяют габариты велосипеда (не более 1 метра) или движется несколько велосипедистов организованной группой (колонной)

Взрослому также разрешается ехать на велосипеде по тротуару, дорожке для пешеходов, если он сопровождает ребенка до 14 лет или перевозит ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье.

  • ездить на велосипеде, не держась за руль;
  • разговаривать по телефону, держась рукой за руль;
  • ездить, держась за другое транспортное средство;
  • перевозиться пассажиров, если велосипед не оборудован специальным креслом или багажником;
  • переезжать по пешеходным переходам (необходимо спешиться и перейти переход пешком, ведя рядом велосипед);
  • буксировать другое транспортное средство или велосипед (за исключением прицепов);
  • перевозить груз мешающий управлению или выступающий на 0,5 метра за габариты велосипеда;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайными путями;
  • ездить по автомагистралям.

Для велосипедистов в возрасте до 14 лет

Кататься на велосипеде могут дети всех возрастов, но взрослым следует помнить, что малолетним велосипедистам нельзя ездить вблизи автомобильных дорог, выезжать на них и даже на обочину.

Детям до 14 лет разрешено передвигаться только в безопасных местах, предназначенных для этого, то есть во дворах, по тротуарам, велосипедным, пешеходным дорожкам и зонам.

Ребенок до 7 лет должен везде кататься в сопровождении взрослого.

По проезжей части в городе

В России существует дефицит социально отделенных мест для езды на велосипеде, поэтому часто допустимо передвижение по проезжей части, но с соблюдением определенных требований.

  1. Разрешается ехать по дороге для автомобилей, если позволяют габариты велосипеда и перевозимого груза (ширина не более 1 метра) или движется колонна велосипедистов. Если же движение велосипедиста создаст преграды для других транспортных средств, он должен встать с велосипеда и продолжать двигаться как пешеход.
  2. Велосипедист вправе ездить по дорогам, если рядом нет тротуара или дорожки для пешеходов или велосипедов.
  3. Согласно п. 18.2 ПДД РФ велосипедистам разрешается двигаться в городе по полосе общественного транспорта, если она расположена справа.

По проезжей части за пределами города

За пределами населенных пунктов велосипедисты могут передвигаться по трассе держась её крайнего правого края, при отсутствии обочины. Недопустимо заезжать за разделительную полосу.

Движение нескольких велосипедистов разрешено только в один ряд не более 10 человек. Исключением являются случаи, когда габариты велосипеда в ширину не более 75 см, тогда допускается движение в два ряда.

По обочине

Обочина мотет служить местом для езды велосипедистов, если отсутствуют другие специально отделенные места.

Допускается проезд с правого края дороги по направлению движения.

По тротуару или пешеходной дорожке

Велосипедистам старше 14 лет ездить по тротуарам и дорожкам для пешеходов, по сути, нельзя. Однако по ПДД, если нет иных мест для передвижения, отделенных от дороги, то допустимо.

Если есть велосипедная дорожка, выделенная полоса на проезжей части, то нужно двигаться по ним.

При движении по тротуару, пешеходным дорогам и зонам пешеход пользуется приоритетом, поэтому велосипедист обязан учитывать этот момент. Если его действия приносят неудобства для других, то он должен встать с велосипеда и продолжить путь пешком.

По выделенной полосе для маршрутных ТС

Велосипедисты могут ехать по специальной полосе на проезжей части, выделенной для автобусов, маршрутных транспортных средств, если она располагается справа, и рядом нет полосы для велосипедов.

На нерегулируемых перекрестках

Приближаясь к нерегулируемому перекрестку, велосипедист обязан снизить скорость, как и водитель автомобиля.

Пересекая такой участок дороги на велосипеде, нужно учитывать знаки приоритета и руководствоваться ст. 13 ПДД:

  • при повороте нужно пропустить людей, который пересекают ту часть дороги, не которую поворачивает велосипедист;
  • при движении по второстепенно дороге нужно пропустить все ТС на главной дороге;
  • на равнозначных дорогах уступить дорогу нужно тем, кто движется справа;
  • при въезде на перекресток с круговым движением нужно уступить дорогу тем, кто движется по кругу;
  • при повороте налево и развороте нужно уступить дорогу встречным ТС, которые двигаются прямо и направо.

Если дорога имеет трамвайные пути или более двух полос, разворачиваться и поворачивать налево запрещено. Велосипедист должен слезть с велосипеда и пройти перекресток пешком.

На перекрестах со светофорами

Пересекая регулируемые однополосные перекрестки, велосипедистам необходимо учитывать сигналы светофора или регулировщика.

На сложных многополосных перекрестках велосипедистам запрещается двигаться налево, то есть пересекать такой участок дороги они должны как пешеходы.

Обгон

Перед выполнением любых маневров велосипедист должен оценить ситуацию на дороге, оценить скоростные возможности, осмотреться чтобы не создать преград другим лицам, принимающим участие в движении.

На велосипеде можно обгонять тихоходный транспорт с левой стороны, но выезжать на встречную полосу при этом нельзя.

По велосипедным дорожкам и полосам

Специально отделенные места для передвижения велосипедистов именуются велосипедными дорожками и обозначенные знаком 4.4.1. Именно здесь можно кататься, не переживая за нарушение ПДД. Эти дорожки бывают с одно- и двухсторонним движением.

Ограничение максимальной скорости

Комплектация велосипеда и физические способности человека дают возможность развивать скорость около 40 км/ч, но среднеарифметическое число говорит о скорости 25 км/ч для обычных любителей покататься.

Законодательно закреплен предел скорости 20 км/ч, с которой можно двигаться по дорожкам в специально отведенных местах.

В остальных местах возможного передвижения велосипедов, их водители должны учитывать ПДД — не должны превышать 20км/ч в местах скопления людей, и требования знаков ограничения 40 и 60 км/ч в городе.

Сигналы маневрирования и световые приборы

Находясь на проезжей части дороги, велосипедист обязан подавать условные знаки о предстоящих маневрах, чтобы предупредить других водителей о своих намерениях. Сигналы выполняются заранее и прекращаются сразу после завершения маневра. Сигнализирование о предстоящих действиях не дает велосипедисту никаких преимуществ и не дает права не соблюдать осторожность.

Сигналы маневрирования при движении на велосипеде (выполняются за 2-3 секунды до маневра):

Выполняя поворот направо, велосипедист вытягивает в сторону правую руку или согнутую вверх в локте левую.
Выполняя поворот налево, нужно вытянуть в сторону движения левую руку или согнутую вверх в локте правую.
Чтобы оповестить других участников о предстоящей остановке или снижении скорости водитель велосипеда поднимает вверх любую руку.

При движении в темное время суток необходимо иметь на велосипеде светоотражающие элементы — катафоты и фонарь. Впереди должен быть отражатель белого цвета с фонарем, сзади — красного.

Когда эксплуатация велосипеда запрещена?

Запрещается эксплуатировать велосипед, если неисправна одна из важных систем: отсутствуют тормоза, не зафиксирован руль или сцепка (если есть прицеп).

В сумерках или ночью нельзя выезжать на велосипеде, на котором отсутствует свет фары и габаритных огней.

Перед отправлением в путь велосипедист должен убедиться в их исправности.

Что делать при ДТП

Хоть не так часто как автомобили, но велосипеды тоже становятся участниками ДТП. Руководствоваться при этом нужно ст. 2.5-2.6 ПДД.

В случае непредвиденной ситуации, конечно, нужно успокоиться, а затем при необходимости вызвать полицию по телефону 102 и скорую помощь по телефону 103 или 112.

Осмотреть себя на предмет переломов и травм, так как испытав шок, можно не почувствовать боли. Если присутствует боль или ограничение движений, нужно оставаться на месте до приезда скорой помощи.

Велосипедистов не обязывают надевать шлемы как мотоциклистов, но в случае аварии он может уберечь от тяжелых травм.

До приезда сотрудников ГИБДД нельзя убирать, передвигать велосипед с места аварии. Если он мешает движению, то нужно сфотографировать место ДТП, после чего убрать транспортное средство с дороги.

Если у сторон нет спорных вопросов, и они могут спокойно договорится о решении проблемы, то, зафиксировав происшествие, могут подъехать непосредственно в отдел ГИБДД.

Если спокойно договорится не получается, то необходимо оставаться на месте до приезда экипажа. Хорошо бы найти свидетелей происшествия и сфотографировать место аварии.

По факту прибытия специалистов ГИБДД составляется протокол. Участникам ДТП выдается копия протокола и справка об аварии.

Видео — как нельзя ездить на велосипеде

Как перевозить велосипед в общественном транспорте (метро, электричка, автобус)

На транспортировку самого велосипеда тоже стоит обратить внимание, так как существуют нюансы для каждого вида общественного транспорта.

В Московском метрополитене, например, нельзя провозить взрослый велосипед в собранном состоянии и не упакованный как багаж. Разрешается провозить только детский, складной велосипед или в разобранном состоянии (со снятым передним колесом). В Санкт-Петербурге ещё придется дополнительно упаковать его в чехол. К тому же, если параметры велосипеда до 121 см его провоз будет бесплатным, если от 121 см до 150 см – платным. А если габариты велосипеда свыше 150 см и он не упакован как багаж, провезти в метро его не получится.

В общественном транспорте г. Москвы разрешается провозить велосипед при наличии накопительной площадки и условии, что пассажир будет удерживать его во время движения. А в Санкт-Петербурге провозить велосипеды в автобусах, троллейбусах и трамваях запрещено.

В электричках можно бесплатно транспортировать велосипед в тамбуре, не разбирая его.

В поездах дальнего следования велосипед можно провозить в качестве груза размещенного в местах ручной клади, в разобранном и упакованном виде.

Ответы на вопросы

Вопрос эксперту
Вопрос 1. Как по правилам должен следовать пешеход, ведущий велосипед?

Ответ: Если человек катит велосипед, а не едет на нем, он является пешеходом, поэтому должен соблюдать требования правил, касающихся передвижения пешеходов.

Вопрос 2. Можно ли ездить пьяным на велосипеде?

Ответ: Ездить на велосипеде в состоянии алкогольного или наркотического опьянения запрещено — это нарушение ст. 2.7 ПДД. Велосипедист может получить штраф от 1000 до 1500 рублей по ст. 12.29 КоАП РФ.

Вопрос 3. Как перевозить на велосипеде ребенка?

Ответ: Ребенка можно перевозить на велосипеде, если его конструкция предусматривает наличие специального сиденья или есть крепление для прицепа или коляски для посадки ребенка. Запрещена перевозка на раме, багажнике, самодельном сиденье, не предусмотренном конструкцией велосипеда.

Вопрос 4. С какого возраста разрешено движение на велосипеде по проезжей части?

Ответ: Передвигаться по проезжей части можно с 14 лет. Детям до 14 лет передвигаться на велосипеде можно только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам и зонам. По загородным дорогам, где нет специальных дорожек и полос, детям до 14 лет двигаться запрещено независимо от того, есть взрослый рядом или нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *