Гост на ямы на дорогах 2023
Перейти к содержимому

Гост на ямы на дорогах 2023

  • автор:

ГОСТ на ямы на дорогах 2023

Ямы на дорогах – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются водители. Их появление не только портит внешний вид дорожного покрытия, но и увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий. Именно поэтому особое внимание уделяется разработке и соблюдению стандартов по ремонту и обслуживанию дорог.

В 2023 году вступает в силу новый ГОСТ на ямы на дорогах. Этот документ содержит требования к размерам, глубине, форме и локации ям, а также определяет процедуры и сроки их устранения. Соблюдение нового стандарта позволит повысить качество дорожного покрытия и обеспечить безопасность движения на дорогах.

Значимость ГОСТ на ямы на дорогах 2023 заключается не только в обеспечении комфортных условий для участников дорожного движения, но и в улучшении экономической ситуации. Каждый устраненный участок дефекта – это увеличение срока службы дорожного покрытия и сокращение расходов на ремонт и обслуживание.

Требования ГОСТа на ямы

Согласно ГОСТу, ямы на дорогах должны соответствовать определенным стандартам и требованиям для обеспечения безопасности движения транспортных средств. Основные требования к ямам на дороге:

Требование Описание
Глубина ямы Яма не должна превышать определенной глубины, чтобы предотвратить возможные повреждения автомобилей или угрозу для безопасности участников дорожного движения.
Ширина ямы Яма должна иметь определенную ширину, достаточную для предупреждения возможного застревания колес или других частей автомобиля.
Ограждение ямы Яма должна быть обозначена соответствующими знаками, маячками или ограждениями для предупреждения участников движения о возможном опасном участке на дороге.
Регулярная проверка и обслуживание Ямы на дорогах должны подвергаться регулярной проверке и обслуживанию для своевременного устранения повреждений и предотвращения возможных аварий.

Новые правила 2023 года

В 2023 году вступят в силу обновленные стандарты по устройству ям на дорогах. Согласно новым правилам, все ямы должны быть обозначены соответствующими знаками и предупреждающей разметкой за 30 метров до них.

Также важно, чтобы ямы были регулярно обследованы и при необходимости вовремя устранялись. Учет и отчетность о состоянии дорожного покрытия с ямами будет проводиться строго по установленным нормам.

Номер пункта Требования
1 Обязательное обозначение ям специальными знаками
2 Устранение ям в течение срока, определенного нормативами
3 Ежемесячное обследование дорожного покрытия и составление отчетов

Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах?

Давно известная шутка и чуть ли не анекдот, что только в России может быть ГОСТ на ямы. Между тем, ничего смешного и удивительного тут нет — не бывает дорог без изъянов, даже в Европе, и везде есть те или иные ошибки, которые и должны быть урегулированы законом, чтобы не перерасти в досадное «временно-постоянное» свойство забивать на дороги и делать их на тяп-ляп.

  • 1. Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?
  • 2. Как и с кого взыскать ущерб в 2022 году, если Вы попали в яму не по ГОСТу?
    • 2.1. Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?
    • 2.2. По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?

    На сегодняшний день, 06 Марта 2022 года, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения«. Данный ГОСТ заменил собой устаревший аналогичный документ 1993 года и актуален на сегодня.

    Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?

    Статья обновлена 28.10.2019 года, после вступления в законную силу Р 50597-2017 вместо устаревшего.

    Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 5.2 требований к состоянию покрытия дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в таблице 5.3 этого правового акта. Но понять простому автолюбителю этот пункт ой как непросто!

    Вот так выглядит только одна её часть, касающаяся обычной ямы:

    Ранее существовало простое ограничение для всех ям:

    3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

    Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствовала старому ГОСТу. Новый же разделяет все недочёты дорог на следующие:

    • выбоины, просадки (ямы) и проломы,
    • такие же повреждения, но с требованиями на участке дороги длиной 100 метров,
    • сдвиги и волны,
    • гребёнки,
    • колеи,
    • выпотевания,
    • отклонения крышки люков, рельса.

    Но главное, всё это в разрезе различных типов дорог, которые рядовой автолюбитель на месте определить будет не в состоянии.

    Как и с кого взыскать ущерб в 2022 году, если Вы попали в яму не по ГОСТу?

    Если Вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то Вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Как это делается?

    Всё довольно просто!

    1. Перво-наперво, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить знак аварийной сигнализации. Это является ДТП, согласно пункту 1.2 ПДД (определение ДТП), поэтому здесь Вы обязаны следовать всем указаниям Правил при наступлении ДТП.

    2. Замерьте размеры ямы чем-либо, чтобы убедиться, что она не соответствует ГОСТу. Если у Вас с собой нет ни рулетки, ни линейки, ни других измерительных инструментов, то можно использовать любой лист формата A4 — подойдёт и полис ОСАГО, который Вы обязаны всегда возить с собой. Его размеры составляют 29,7×21 см. Но на месте нельзя будет точно установить, соответствует ли яма ГОСТу, не зная типа дороги. Поэтому переходим к следующему пункту.

    3. Далее следует вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Причём, последние могут и имеют право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и приехать для оформления ДТП в отделение полиции. В этом случае сфотографируйте яму самостоятельно так, чтобы потом можно было точно определить её размеры. Например, положите несколько листов A4 по одной из сторон ямы, чтобы было видно, что она длиннее/шире/выше размеров, ограничения по которым вы выясните позднее. Также укажите в схеме результаты измерения ямы.

    Тем не менее, лучше настоять на приезде сотрудников полиции на место ДТП. Для этого укажите, например, что у Вас нет ничего с собой, чтобы сфотографировать место ДТП, нет ручки и бумаги для составления схемы и измерительных приборов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГИБДД сами замерили яму. Замеры сотрудников ГИБДД могут иметь в дальнейшем при доказательстве вины дорожников больший вес.

    И здесь по результату приезда сотрудников ГИБДД дальнейшая перспектива взыскать ущерб видится в соотношении 50/50. Очень важно в объяснениях о ДТП написать, что Вы управляли автомобилем без превышения скорости с учётом характера дорожного покрытия и ПДД не нарушали.

    Дело в том, что инспекторы очень любят в таких случаях возлагать вину за ДТП на Вас, вписывая в постановлении нарушенный пункт 10.1 ПДД, который предписывает водителю вести транспортно средство со скоростью, не превышающей установленного значения, но также с учётом погодных условий и состояния дорожного покрытия. Это пункт прецедентен — это значит, что если Вы попали в яму, значит попросту не выбрали нужную скорость, согласно 10.1 ПДД. И логика сотрудников ГИБДД здесь вполне очевидна. Но выписывают нарушение водителю они далеко не всегда.

    Однако, Вы можете сослаться на тот же ГОСТ по размеру ям, только на несколько иной его пункт — 5.2.4, который говорит нам следующее:

    5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3.

    То есть при движении с разрешённой скоростью (имеется в виду именно скорость, разрешённая знаком или Правилами дорожного движения) ничего не должно препятствовать такому движению, вопреки пункту 10.1 ПДД, а это значит, что вина лежит именно на яме, которая воспрепятствовала движению с разрешённой скоростью, а не Ваша.

    Также проследите, чтобы в справке о ДТП были указаны все видимые повреждения, а, если повреждения серьёзные, чтобы была отметка о том, что возможно наличие скрытых повреждений.

    4. Ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог. Это нам говорит Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»:

    Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

    .
    2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

    После оформления ДТП Вам необходимо выяснить, какой дорожной службе принадлежит дорога с ямой, в которую Вы попали и которая, возможно, не соответствует ГОСТу. Сделать это могут сами сотрудники ГИБДД. Но и Вам нужно для этого приложить усилия. Просто напишите в объяснительной об обстоятельствах ДТП дополнительно ходатайство о проведении административного расследования с целью установить тип дороги (чтобы точно определить, что яма не соответствует ГОСТу) и обслуживающую данный участок дороги службу.

    Можно прямо так и написать дословно: «Ходатайствую о проведении административного расследования с целью установления подответственной за данный участок дороги дорожной организации, установления типа дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и сообщить о результатах расследования мне по указанным контактам«. И указать контакты.

    5. После этого, пока готовятся документы о ДТП, необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом — даже небольшом городе. По результатам экспертизы Вы получите документы, подтверждающие сумму ущерба от экспертной организации. Стоить это будет Вам от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от ценообразования самой такой экспертной организации.

    6. Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате Вам ущерба в течение разумного срока (5-20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.

    7. Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, то нужно подавать в суд.

    Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?

    Нет. По ОСАГО страхуется не Ваш автомобиль и не Вы от ущерба. ОСАГО страхует Вашу автогражданскую ответственность, то есть Вашу вину в ДТП. Поэтому обращаться в свою страховую при попадании в яму не по ГОСТу бессмысленно, а дорожные организации, конечно же, по ОСАГО не страхуются.

    По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?

    Список таких причин, к сожалению, достаточно широк, и часть из них перечислены в инструкции выше. Чаще всего на 2022 год попавшие в яму, размеры, которой не соответствуют ГОСТу, терпят неудачу из-за того, что ГИБДД устанавливает их виновными в этом ДТП, приписывая нарушение пресловутого пункта 10.1 ПДД.

    Но есть ещё одна тонкость автозакона. Сам ГОСТ Р 50597-2017 появился не так давно, и свежих решений в судебной практике пока нет. Но, как оказывается, старый ГОСТ вовсе не имел юридической силы, просто пока не все суды об этом знают.

    В частности, Верховный суд РФ постановил отмену искового заявления одного из адвокатов из города Казани на основании того, что ГОСТ Р 50597-93, регулирующий допустимые размеры ям, не был опубликован ни в официальных изданиях, ни в ведомостях нормативных актов, нигде более, а без этого по закону он сам не является законодательным актом и, соответственно, не имеет юридической силы. Между тем, суды более низких инстанций обязаны руководствоваться решениями Верховного суда (но не обязаны выносить точно такие же решения).

    Кроме того, есть ещё такой законодательный акт, как Федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ«, который в своей статье 28 предписывает, что пользователи дорог имеют право взыскивать с дорожных служб компенсацию ущерба:

    Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
    .
    2) получать компенсацию вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;

    ГОСТ Р 70771-2023 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Подвижные нагрузки в сейсмических расчетах

    Текст ГОСТ Р 70771-2023 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Подвижные нагрузки в сейсмических расчетах

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Дороги автомобильные общего пользования МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ Подвижные нагрузки в сейсмических расчетах

    Москва Российский институт стандартизации 2023

    Предисловие

    • 1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Транспортный инжиниринг и строительство» (ООО «ТИиС»)
    • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
    • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июня 2023 г. № 369-ст
    • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

    Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

    © Оформление. ФГБУ «Институт стандартизации», 2023

    Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

    ГОСТ Р 70771—2023

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Дороги автомобильные общего пользования

    Подвижные нагрузки в сейсмических расчетах

    Automobile roads of general use. Bridge constructions. Moving loads in seismic calculations

    Дата введения — 2023—07—01

    1 Область применения

    Настоящий стандарт распространяется на мостовые сооружения, расположенные на площадках сейсмичностью от 7 до 9 баллов включительно на автомобильных дорогах общего пользования (далее — автомобильные дороги), и устанавливает требования к правилам загружения пролетных строений подвижными нагрузками при выполнении сейсмических расчетов при проектировании строительства, реконструкции и капитального ремонта.

    Для сооружений класса КС-3 по ГОСТ 27751 допускается устанавливать правила их загружения подвижными нагрузками в специальных технических условиях.

    2 Нормативные ссылки

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

    ГОСТ 27751 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

    ГОСТ 32960—2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения

    ГОСТ 32965 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока

    ГОСТ 33390—2015 Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия

    ГОСТ Р 58818 Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет

    СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»

    Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

    3 Термины и определения

    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

    • 3.1 сейсмический расчет: Определение напряженно-деформированного состояния сооружения с учетом воздействия инерционных сил, возникающих при колебательных движениях масс сооружения и временной нагрузки на нем, вызванных колебаниями грунта при землетрясениях.
    • 3.2

    длина моста: Расстояние по оси моста между концами открылков устоев или других видимых конструктивных элементов устоя или пролетного строения, примыкающих к насыпям подходов; измеряется без учета переходных плит.

    [ГОСТ 33178—2014, пункт 3.3]

    • 3.3 полоса нагрузки: Область заданной ширины, параллельная оси пролетного строения, в пределах которой располагают одну полосу временной подвижной нагрузки.
    • 3.4 динамическая расчетная схема: Модель, учитывающая особенности распределения нагрузок, масс и жесткостей сооружения в плане и по высоте, а также пространственный характер деформирования конструкций при сейсмических воздействиях.
    • 3.5

    габарит по ширине для мостовых сооружений: Расстояние между ближайшими к продольной оси точками ограждения проезда, в которое входит и ширина разделительной полосы, не имеющей ограждений.

    [ГОСТ 33391—2015, пункт 2.1.2]

    4 Общие положения

    • 4.1 Нагрузки от автомобилей учитывают при выполнении сейсмических расчетов мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования категорий IA, IB, IB, II, III и IV по СП 34.13330. На автомобильных дорогах с низкой интенсивностью движения по ГОСТ Р 58818 автомобильные нагрузки совместно с сейсмическими нагрузками не учитывают.
    • 4.2 В сейсмических расчетах определяют массу автомобилей, находящихся на мостовом сооружении в процессе сейсмического воздействия, в предположении равномерного распределения подвижной нагрузки по длине моста согласно правилам загружения, приведенным в разделе 5.

    При загружении расчетных моделей мостовых сооружений подвижными нагрузками совместно с сейсмическими не учитывают сосредоточенные воздействия (давление от одного колеса на отдельные элементы проезжей части), горизонтальные поперечные нагрузки от центробежной силы и ударов транспортных средств, горизонтальную продольную нагрузку от торможения и силы тяги и горизонтальное давление грунта от транспортных средств на крайние опоры.

    • 4.3 Совместно с сейсмическими не учитывают нагрузки:
    • — нормативную нагрузку НК от одиночных тяжелых транспортных средств согласно ГОСТ 32960;
    • — от пешеходов на тротуары (служебные проходы);
    • — подвижные нагрузки, расположенные на сопряжениях с насыпями подходов;
    • — от поездов трамвая (метрополитена) при расположении рельсовых путей на едином с проезжей частью мостовом полотне. При расположении трамвайных путей на необособленном (неогороженном) полотне их следует загружать подвижной нагрузкой от автомобилей согласно требованиям раздела 5.
    • 4.4 Коэффициенты надежности к подвижной нагрузке принимают согласно ГОСТ 33390—2015 (таблицы 1, 3).
    • 4.5 Динамические коэффициенты к подвижной нагрузке при выполнении сейсмических расчетов не учитывают.

    5 Правила загружения пролетных строений подвижными нагрузками при выполнении сейсмических расчетов

    • 5.1 Подвижную нагрузку в сейсмических расчетах мостовых сооружений принимают в виде части нормативной нагрузки АК по ГОСТ 32960—2014 (раздел 3), представляющей собой равномерно распределенную по полосе нагрузку q интенсивностью К (кН/м). Часть нормативной нагрузки АК, представляющую собой двухосную тележку, в сейсмических расчетах не учитывают.

    Для мостовых сооружений, расположенных в сейсмоопасных районах при их строительстве, реконструкции или капитальном ремонте, интенсивность нагрузки К следует принимать равной 14 кН/м.

    • 5.2 Ширину полосы нагрузки q принимают равной 3 м. Ось крайней полосы нагрузки следует располагать не ближе 1,5 м от грани ограждения проезжей части, расстояние между осями смежных полос должно быть не менее 3 м.
    • 5.3 Нагрузку q в динамических расчетных схемах следует устанавливать таким образом, чтобы ее присоединенная масса была отнесена к тому же уровню, что и масса пролетного строения.
    • 5.4 В динамических расчетных схемах допускается принимать нагрузку q в виде:
    • — одной линейной нагрузки интенсивностью К (кН/м), равномерно распределенной по длине и приложенной по оси полосы нагрузки;
    • — двух линейных нагрузок интенсивностью 0,5/ < (кН/м) каждая с расстоянием между ними (шириной колеи) 1,9 м, равномерно распределенных по длине и приложенных симметрично оси полосы нагрузки;
    • — равномерно распределенной по всей площади полосы нагрузки интенсивностью К/3 (кПа).
    • 5.5 Число полос нагрузки, размещаемых в пределах габарита по ширине Г для мостовых сооружений, должно быть не более целого числа и/, определяемого по формуле

    где int — функция, значением которой является целое число от выражения в скобках (получаемое после отбрасывания дробной части);

    • 3 — расстояние между осями смежных полос нагрузки, принимаемое равным 3,0 м.

    Нагрузкой q загружают также трамвайные пути при их расположении на необособленном (неогороженном) полотне. При этом оси полос нагрузки q следует совмещать с осями трамвайных путей и выполнять требования 5.2.

    • 5 .6 При одновременном загружении двух и более полос (в том числе трамвайных путей при их наличии) интенсивность нагрузки q со второй и последующих полос умножают на коэффициент полос-ности S2, равный 0,6.

    6 Сочетания подвижных и сейсмических нагрузок

    • 6.1 Коэффициенты сочетания для сейсмических нагрузок следует принимать равными:
    • -1,0 — для сейсмических нагрузок, действующих совместно с постоянными без учета временных подвижных нагрузок;
    • — 0,8 — для сейсмических нагрузок совместно с временными подвижными нагрузками.

    Масса М подвижной нагрузки на всех полосах движения пролетного строения, т Рисунок 1 — Распределение вероятности превышения подвижной нагрузки массой М на мостовом сооружении длиной L с числом полос движения п

    Коэффициент сочетания ц, обеспечивающий вероятность 5 % превышения массы автомобилей, находящихся на мостовом сооружении в процессе сейсмического воздействия, определяют по формуле

    где М(5 %) — масса автомобильной нагрузки (т), определенной по данным о структуре транспортного потока с вероятностью превышения 5 %, расположенной на всей длине пролетного строения и на всех полосах движения;

    К — интенсивность подвижной нагрузки согласно 5.1, кН/м;

    • L — длина пролетного строения, м;

    и/ — число полос нагрузки согласно 5.5;

    S2 — коэффициент полосности согласно 5.6.

    Ключевые слова: особые сочетания, сейсмические воздействия, временные подвижные нагрузки, мостовые сооружения

    Редактор Н.В. Таланова

    Технический редактор В.Н. Прусакова

    Корректор Р.А. Ментова

    Компьютерная верстка И.Ю. Литовкиной

    Сдано в набор 14.06.2023. Подписано в печать 03.07.2023. Формат 60*8478. Гарнитура Ариал.

    Усл. печ. л. 0,93. Уч-изд. л. 0,70.

    Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

    Создано в единичном исполнении в ФГБУ «Институт стандартизации» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.

    allgosts.ru

    Превью ГОСТ Р 70771-2023 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Подвижные нагрузки в сейсмических расчетах

    ГОСТ на ямы: госстандарты в сфере безопасности движения могут стать обязательными

    Дмитрий Феоктистов/ ТАСС

    Министерство внутренних дел предлагает сделать государственные стандарты (ГОСТы) и строительные нормы и правила (СНиПы) обязательными. Пока что они носят только рекомендательный характер. Правда, перемены могут коснуться только сферы обеспечения безопасности дорожного движения. Проект постановления размещен на портале проектов нормативных актов .

    Что делать, если вы попали в яму и повредили машину

    Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, потому что такая ситуация является дорожно-транспортным происшествием. После этого нужно взять у полицейских справку о ДТП. В случае, если автомобиль застрахован по каско, надо обратиться в свою страховую компанию, где вам выплатят компенсацию. Если же каско нет, то следует воспользоваться услугами независимой страховой компании или оценщиков. Они установят повреждения и высчитают стоимость ремонта. После этого пишется досудебная претензия, к которой прилагается справка о ДТП. С этими документами надо обратиться в организацию, на балансе у которой находится дорога (это может быть администрация вашего города, округа или района). Дальше есть два варианта: либо ведомство признает претензию и выплатит компенсацию, либо откажет в письменной форме. Во втором случае придется обращаться в суд. По словам автомобильных юристов, Фемида встает на сторону водителя в 90% случаев.

    Показать ещё

    В перечне стандартов, которые могут стать обязательными к исполнению, есть требования к состоянию дорожного покрытия, ограждений, светофоров, знаков, разметки и наружной рекламы вдоль трасс. Помимо этого, в список входят средства для обеспечения безопасности движения пешеходов с нарушениями зрения и слуха, а также обеспечение доступности зданий и сооружения для маломобильных граждан (отдельные главы документа регламентируют парковки для людей с инвалидностью).

    В пояснительной записке к документу сообщается, что сейчас ГОСТы и СНиПы относятся к документам, которые применяются на добровольной основе. Эту информацию ТАСС подтвердили и в Росстандарте. Правда, в ведомстве подчеркнули, что речь идет о тех нормах, которые не указаны в технических регламентах России и Таможенного союза. Они обязательны уже сейчас.

    «Калабашкой» по «нестандартам»

    В числе предписаний есть и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Этот документ в народе называют «ГОСТ на ямы», потому что именно он регулирует максимальные размеры повреждений дорожного покрытия на дорогах. Выбоины не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см, а глубине — 5 см. Кроме того, на 1000 кв. км должно быть не больше трех таких дефектов. Правда, в весенний период, когда температура воздуха регулярно «скачет через ноль» (то есть ночью уходит в минус, а днем прогревается до плюса), допускается семь выбоин. Причем ямы должны быть заделаны не позже чем через 10 суток после появления дефекта.

    По данным проекта «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) «Дорожная инспекция/Карта убитых дорог», в ненормативном состоянии находятся больше 5 тыс. км российских трасс — среди них как междугородние шоссе, так и городские улицы. Активисты ОНФ проверяют состояние покрытия при помощи «калабашки» — деревянного бруска, габариты которого вписываются в ГОСТ. Если выбоина больше норматива, «фронтовики» отмечают дорогу на специальной карте. Поставить неудовлетворительную оценку покрытию может любой человек — достаточно сфотографировать ямы и прислать фото через интернет-сервис .

    Полмиллиона за яму

    Первый зампред комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что признание ГОСТов обязательными может улучшить безопасность российских дорог: «Сейчас эти стандарты носят добровольный характер применения. Но какой же это стандарт, если он добровольный? Его могут выполнять, могут не выполнять. А ведь это стандарты, касающиеся дорожной безопасности, от этого зависит количество ДТП, жизни и здоровье наших сограждан».

    По словам Лысакова, введение обязательных требований вкупе с поправками в Кодекс об административных правонарушениях позволит штрафовать дорожные службы и владельцев трасс на существенные суммы — до полумиллиона рублей: «Сейчас ГИБДД выписывают предписания в орган о том, что надо отремонтировать дорогу. Но эти предписания остаются нереализованными, не принимаются в работу. В том числе это происходит из-за необязательности требований госстандартов. Мы недавно приняли закон, который позволит штрафовать за невыполнение предписаний на сумму до 500 тыс. рублей». По мнению депутата, это будет мотивировать дорожников на более ответственное отношение к своей работе.

    Устранение симптомов

    Другого мнения придерживается председатель общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин. По его словам, состояние дорог напрямую зависит от финансирования, а не от ГОСТов. В качестве примера он приводит содержание и ремонт федеральных магистралей. Уже 10 лет средства на эти цели закладываются в бюджет автоматически. В результате сеть находится в нормативном состоянии на 70 процентов. Такая же или даже лучшая ситуация в Москве и еще нескольких городах, где в бюджете есть деньги на ремонт и содержание улиц. «Но у большинства регионов денег на нормативное содержание и ремонт дорог нет, они в бюджете не предусмотрены», — считает Блинкин. По его словам, такая ситуация приводит к тому, что дорожники устраняют симптомы, а не «лечат» причину плохого состояния дороги: «У администрации нет денег на капремонт, на организацию нормального водоотвода с дороги. Поэтому делают заплатку, которая через два-три месяца отвалится, и на дороге снова будет яма».

    Кроме того, по словам Блинкина, если город ремонтирует дорогу, то подрядчик дает на нее гарантию и устраняет дефекты за свой счет. «Проблема в том, что во многих городах таких подрядчиков нет», — сказал Блинкин.

    Требуйте компенсации

    Автоюрист центра «Автоликбез» Дмитрий Славнов сомневается, что введение обязательных ГОСТов приведет к массовому улучшению качества дорог в России. «Вряд ли все изменится. Может, и заделают крупные ямы, а маленькие останутся», — считает Славнов.

    В то же время он сказал, что уже сейчас автомобилисты вправе требовать компенсацию за поврежденную по вине дорожников машину. Причем Славнов настаивает на том, что это не только право, но и обязанность автолюбителей: «Если автовладелец попал в яму и повредил свой транспорт, то он не просто может, он обязан потребовать возмещение от подрядчика, который занимался ремонтом дороги. Правильная позиция именно такая: я должен обратиться, и мне должны выплатить компенсацию. Это не вина водителя, что он попал в яму, это вина дорожных служб, которые положили асфальт не по стандарту».

    При этом юрист полагает, что если из-за плохого состояния дороги произошло ДТП, то виновнику сложно будет привлечь подрядчиков к ответственности. В Правилах дорожного движения существует пункт 10.1, который требует от водителя выбирать скорость, исходя из дорожных и погодных условий, а при возникновении опасности — тормозить. «Если водитель увидел яму и попытался увильнуть, объехать ее, и при этом он задевает другую машину — это его вина. Доказать, что он «уходил» именно от ямы, будет сложно», — уверен Славнов.

    Сергей Круглов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *