Можно ли ехать с открытой дверью
Перейти к содержимому

Можно ли ехать с открытой дверью

  • автор:

ДТП и открытая дверь машины: является ли ДТП, кого вызывать и кто виновен?

WhatsApp

Невнимательность при открытии дверей автомобиля может привести к аварии с последующим возмещением ущерба. Ситуация очень распространённая – водитель или пассажир стоящей машины резко распахивает дверь, в которую врезается другое авто. Такие эпизоды – ни что иное, как созданием помех. Виноватым обычно признают того, кто резко открыл дверь, поскольку он нарушил п. 12.7 ПДД. В других ситуациях нарушителем могут признать водителя движущегося ТС. Например, если дверь была распахнута давно, но едущий водитель попросту её не заметил, хотя должен был следить за боковым интервалом. Также возникают сложности с отнесением события к страховому случаю. Бывает, что страховые отказывают в возмещении по ОСАГО. Но это незаконно и судебная практика тому подтверждение. Давайте разберёмся, как трактуются эпизоды с открытием двери машины, считается ли это ДТП, кто виноват, всегда ли покрывает ущерб полис ОСАГО и как правильно оформлять такие происшествия?

Открывая дверь, задел другую машину – является ли это ДТП?

И начнём мы с ответа на главный вопрос, а именно – считается ли столкновение с открытой дверью машины ДТП, или это обычное повреждение имущества? Разъяснения по этому поводу можно найти в ПДД. Но давайте по порядку!

Вначале выясним, что является ДТП по закону 2024 года. Определение понятию можно найти как в ФЗ «О БДД», так и в Правилах дорожного движения:

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Таким образом, чтобы отнести событие к ДТП требуется одновременное выполнение вышеперечисленных условий:

  • один автомобиль двигался, а из второго открылась дверь – в результате чего произошёл удар,
  • машина участвовала в этом событии,
  • зафиксирован ущерб транспортным средствам, их грузам, иному имуществу, а также здоровью или жизни людей.

Как видно, если водитель или пассажир стоящей машины задел дверью ехавший автомобиль, в результате чего был нанесён имущественный ущерб – это классическое ДТП.

Но что, если оба ТС не ехали, а стояли на месте? На первый взгляд кажется, что это уже не является ДТП, ведь отсутствует важное условие для этого события – движение транспортного средства. Однако тут не всё так однозначно…

В законе есть ещё один интересный термин – «дорожное движение». Давайте процитируем, как он звучит в ПДД:

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В свою очередь, дорогой признаётся полоса земли или искусственного покрытия (асфальта), предназначенная для движения транспортных средств.

Следовательно, ДТП могут возникать при следующих действиях:

  • дверь открылась из машины, стоящей на светофоре, в пробке, перед «зеброй»,
  • в процессе посадки или высадки пассажиров,
  • при погрузке или, наоборот, разгрузке грузов.

Все эти процессы с участием ТС считаются «технической остановкой». Если столкновение с дверью авто произошло при подобных событиях, то речь также идёт о ДТП.

А вот если в результате удара в распахнутую дверь никто не получил повреждений, данное событие нельзя причислить к дорожно-транспортному происшествию. Ведь одним из условий ДТП является вред имуществу. Нет царапин, сколов, трещин, вмятин и других повреждений транспортных средств – это не авария, и водители могут разъехаться без оформления происшествия.

ПДД о происшествиях с открытой дверью машины

Кто виноват в ДТП с открытой дверью машины?

В эпизодах с помехой автомобилю всегда есть виновный. Чаще всего это тот, кто не убедился в безопасности своих действий и распахнул дверь машины. При этом вину в ДТП могут возложить не только на водителя, но и на пассажира.

Но также встречается обоюдная вина. В таких случаях нарушителем признают и того, кто ехал, не соблюдая ПДД, и того, кто вразрез с положениями тех же ПДД открыл дверь ТС на проезжей части или на парковке. Давайте разбираться что к чему!

Вас также заинтересует:

Ударил дверью рядом стоящий автомобиль

Произойти такое столкновение может при разных обстоятельствах. Соответственно, виновность также будет отличаться.

Рассмотрим основные ДТП с дверью стоящей машины:

  • Если оба авто ждут зелёного сигнала светофора или стоят в пробке, то они участвуют в дорожном движении. И когда открывшаяся дверь одного ТС ударяет стоящий рядом автомобиль, виноватым будет тот, кто её открыл. Но поскольку речь идёт о «технической остановке», то п. 12.7 ПДД о нарушении правил стоянки и остановки не работает, и штрафа быть не должно.
  • Если дверью повреждена соседняя машина где-нибудь на парковке, то вина снова ложится на того, кто её распахнул. Но это уже не ДТП, а обычный дорожный инцидент. Фиксировать обстоятельства произошедшего и нанесённый ущерб предстоит с помощью участкового, а не инспекторов ГИБДД.
  • Когда один автомобиль с распахнутой дверью находится в движении и задевает стоящую машину – это считается аварией. Виновным признают ехавшего на автомобиле. Ну или пассажира, если тот открыл дверь во время движения, нарушив п. 5.2 ПДД.

Однако для установления вины пассажира в ходе административного дела требуется установить его личность и добровольное признание вины. Если человек уйдёт с места ДТП и его не найдут в течение 2 месяцев, то дело просто закроют. Соответственно, взыскивать ущерб придётся в судебном порядке. А для этого собирать доказательства виновности пассажира.

Одновременно открыли из разных машин

Похожая ситуация, но только с участием водителей или пассажиров обоих стоящих машин. Результат – удар одной двери об другую.

Кто будет виноват?

Если двери открывались параллельно, и в точке соприкосновения «поцеловались», мы имеем дело с обоюдной виной. Но при этом ДТП такая ситуация не считается. Поэтому с возмещением ущерба всё просто – водители оплачивают друг другу ремонт.

Но если дверь одной машины уже была открытой, и в это время в неё открылась дверь соседнего ТС, виновным признают того, кто совершил открытие последним. Ему же придётся возмещать ущерб от своих действий.

ДТП с открытой дверью - кто виноват

В дверь въехал другой автомобиль

Это более классический случай. И здесь мы имеем дело с помехой участникам дорожного движения. То есть помехой считается распахнутая дверь, перегораживающая путь другим транспортным средствам.

Нарушителем, а значит и виновником ДТП, признают открывшего дверь авто. В его действиях прослеживается нарушение пункта 12.7 ПДД:

Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

То есть это ситуация, когда дверь открывается внезапно, а водитель движущейся машины не может предвидеть столкновения. При таком раскладе к ответственности привлекут распахнувшего дверь стоящего ТС. На это указывает, в том числе, и судебная практика 2024 года.

Из пояснений третьего лица Трефилова С.А. и показаний свидетеля фио1 следует, что водитель автомобиля Ниссан Альмера не мог предвидеть опасности со стороны припаркованного на проезжей части автомобиля. Пассажир автомобиля ВАЗ открыла дверь внезапно, когда транспортные средства – участники ДТП, поравнялись друг с другом.

Но бывает и по-другому. Дверь стоящего авто была открыта заранее и находилась в таком состоянии длительное время. Затем в неё въезжает другая машина. И это тот случай, когда возможна обоюдная вина:

  • водителю машины с открытой дверью – за то, что он создал помеху движению других автомобилей (п. 12.7 ПДД),
  • въехавшему водителю – за несоблюдение бокового интервала для безопасного движения (п. 9.10 ПДД).

Однако на практике 2024 года чаще всего признают виновным водителя машины с распахнутой дверью. Чтобы избежать этой участи, ему предстоит доказать, что дверь была открыта давно и не создавала никому помех в движении. Помочь в этом могут записи с уличных камер, показания очевидцев. Ну или заявление от въехавшего другого водителя, что это он сам её не заметил. Конечно, встретить такое чистосердечное признание в наши дни крайне сложно.

Въехал велосипедист/самокатчик/мотоциклист

Если в ДТП с машиной повреждения наносятся «железу», то велосипедисты, водители самокатов и мотоциклов рискуют своим телом. Отсюда возникают ситуации с вредом здоровью и даже жизни людей, а это грозит лишением прав.

Давайте посмотрим, кто виноват в таких ДТП:

  • Открытой дверью сбили велосипедиста, самокатчика, ехавшего на роликовых коньках или пешехода – виновным признаётся открывший такую дверь, ему и возмещать ущерб здоровью пострадавших. И если за водителя лечение оплатит страховая по ОСАГО, то пассажиру придётся платить из своего кармана в рамках п. 1 ст. 1064 ГК РФ.
  • Даже если в наезде виноват велосипедист, но сам при этом пострадал – водитель всё равно обязан возместить ущерб его здоровью, поскольку владеет источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ). Но при этом может также потребовать от велосипедиста оплатить ремонт ТС – добровольно или через суд.
  • Когда в дверь авто въезжает мотоциклист, действует общий порядок возмещения ущерба здоровью в рамках ОСАГО. Конечно, если ответственность водителя машины застрахована. Иначе ему предстоит оплачивать лечение пострадавшего из своего кармана.

Здесь также возможна обоюдная вина. Тому, кто открыл дверь машины – за создание помех другим участникам дорожного движения, а велосипедисту или самокатчику – за езду между рядами или иные нарушения ПДД.

Открывая дверь, задел ехавшего велосипедиста

Что делать, если произошло ДТП с открытой дверью?

То же, что и при обычной аварии.

Требования к участникам ДТП расписаны в п. 2.5 – 2.6.1 ПДД. Поэтому, если ваш случай подпадает под критерии дорожно-транспортного происшествия, то вы должны:

  • остановить транспортное средство, не трогаться с места,
  • поставить машину на «аварийку», а затем выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник),
  • убедиться, что в ДТП нет пострадавших или погибших – в противном случае оказать им первую медицинскую помощь, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД,
  • параллельно следует зафиксировать место происшествия, сделать фото и снять видео, с привязкой ДТП к местности (светофорам, разметке, знакам, вывескам и т.д.),
  • поискать очевидцев и камеры видеонаблюдения,
  • ожидать приезда инспекторов ГИБДД или участкового.

Обычно при мелких авариях, коей является ДТП с открытой дверью, дежурные направляют участников происшествия оформляться на ближайший пост ГАИ или в отделение ГИБДД.

Можно ли оформить такую аварию по европротоколу?

Да, но не всегда.

Упрощённый порядок оформления ДТП применяется в строго определённых законом случаях. Европротокол возможен лишь при одновременном соблюдении следующих условий из ст. 11.1 ФЗ Об ОСАГО:

  1. Столкновение двух автомобилей (если есть третья повреждённая машина – то нужно вызывать ГАИ),
  2. У обоих участников аварии имеются действующие полисы ОСАГО,
  3. Повреждения получили только автомобили – ни люди, ни иное имущество не пострадало,
  4. Стоимость восстановительного ремонта оценивается в 100 тысяч рублей, а при отсутствии разногласий по поводу виновности в ДТП и фиксации аварии через мобильное приложение – в пределах лимита в 400 тысяч рублей.

Лишь при совпадении всех обязательных условий водители могут обойтись без вызова ГИБДД, и заполнить извещения о ДТП для своих страховых. В иных случаях придётся сообщать о происшествии в Госавтоинспекцию.

Обратите внимание, что если дверь открыл пассажир, то европротокол оформлять уже нельзя. Даже если пассажир имеет полис ОСАГО (на другой автомобиль), его гражданская ответственность по отношению к этой машине не застрахована. Следовательно, страховая не возместит ущерб за такого пассажира.

Является ли ДТП с дверью страховым случаем?

Да. Но нужно смотреть на обстоятельства и особенности происшествия.

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату;

В этом же в разделе видим, что использование ТС – это эксплуатация транспортного средства, связанная с движением авто в пределах дорог. Однако Верховный Суд указал, что эксплуатация предполагает не только езду на машине.

Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности.

Ну и еще раз вспомним, что пункт 1.2 ПДД относит к дорожному движению совокупность общественных отношений, связанную с перемещением людей и грузов в пределах дорог. То есть открытие двери с целью посадки или высадки пассажира – вполне подходит под определение «дорожное движение», а значит ДТП с открытой дверью – это страховой случай.

Однако есть исключения. Иногда дверь распахивается под воздействием сильного ветра, и тут же ударяется о другой стоящий или проезжающий рядом автомобиль. Увы, но такая ситуация уже не будет страховым случаем. Вины водителя или пассажира нет, повреждения получены от воздействия природной стихии, чья ответственность не застрахована по ОСАГО (без шуток). Ввиду этого ущерб потерпевшим возмещается в рамках ст. 1064 ГК РФ.

Страховой случай с открытой дверью машины и ДТП

Выплатит ли страховая по ОСАГО?

Если случай признан страховым – выплатит.

Но ещё раз заострим внимание, что страховая покрывает ущерб по ОСАГО только за водителя, который ранее был застрахован. Если виновным в ДТП с дверью признан пассажир, то ему и отвечать перед владельцем повреждённой машины.

Однако на практике 2024 года страховые могут отказать в возмещении ущерба от таких ДТП даже водителям. Впрочем, такие отказы не имеют ничего общего с законом. Если вы угодили в аварию с открытой дверью, но страховщик отказывает в выплате, обжалуйте его решение. К счастью, сейчас есть положительная судебная практика по таким делам.

Вот выдержка из одного судебного решения:

Учитывая положения ст.1 Закона об ОСАГО высадка пассажира с нарушением требования Правил дорожного движения, является основанием для установления наступления страхового случая как основания для страховой выплаты.

Ну а если виноват пассажир, то ему придётся оплачивать ремонт обоим водителям: и тому, кто врезался в открытую дверь, и тому, дверь чьей машины пострадала в аварии.

Какие штрафы за ДТП с дверью?

Административные штрафы налагаются не за сам факт ДТП, а за несоблюдение водителями и пассажирами отдельных положений Правил дорожного движения. Размеры наказаний зависят от последствий аварии.

Что грозит за ДТП с открытой дверью:

  • За лёгкий вред – от штрафа 2 500 рублей до лишения прав на 1,5 года (ч. 1 ст. 12.24),
  • за средний – штраф от 10 000 рублей до лишения водительских прав на 2 года (ч. 2),
  • за тяжкий вред здоровью или смерть участников ДТП можно получить уже лишение свободы по ст. 264 УК РФ.

На стоянке открыл дверь и случайно задел другую машину: является ли такой случай страховым

Рядовому автолюбителю не всегда легко разобраться, какие неприятные случаи считаются страховыми по полису ОСАГО. Часто ответ на этот вопрос зависит от нюансов, которых у отдельных ситуаций может быть множество. Если вы повредили чужую машину, открывая дверь, нужно учитывать ряд факторов: двигался автомобиль или нет, пассажир вы или водитель и т. д.

Относится ли случай к ДТП

Чтобы разобраться с этим, нужно сначала уточнить, что такое ДТП. Дорожно-патрульным происшествием называется событие, которое возникло в процессе движения автомобиля или с его участием. Следовательно, подобный случай можно отнести к ДТП, если одна из машин движется, и тогда он считается страховым. Виновным в таком ДТП будет тот, кто открыл дверь. За исключением ситуации, если чужая машина сама столкнулась с открытой дверью в процессе движения.

Если виновен не водитель авто, а пассажир, то ему, в соответствии со статьей 1064 ГК РФ, придется нести ответственность за вред, причиненный двум машинам.

В том случае, если оба авто припаркованы, ДТП нет, то страховая компания может отказать в выплатах даже при наличии полисов ОСАГО. Вам придется возместить причиненный вред водителю поврежденной машины. Если вы откажетесь делать это самостоятельно, потерпевший вправе обратиться в суд.

Можно ли уехать

Не стоит думать, что, если вы покинете место происшествия, это окажется самым простым и бесхлопотным решением. Владелец поврежденного авто заинтересован в том, чтобы отыскать виновника.

Если у водителя есть полис КАСКО, он захочет получить компенсацию от страховой компании, которая может отказать в выплатах, если не будет установлена личность того, кто нанес ущерб.

Полиция станет искать и опрашивать свидетелей, просмотрит данные с камер видеонаблюдения. Вероятно, что на вас в итоге выйдут и, в соответствии с законом, лишат водительских прав на 1,5 года. Более того, такое поведение с вашей стороны позволит пострадавшему взыскивать компенсацию за моральный ущерб через суд.

Если неприятность случилась с вашим авто

Если вы подошли к своему авто на стоянке и увидели на нем царапину, явно оставленную дверью другой машины, а виновник скрылся, не спешите считать ситуацию безысходной. Первым делом вызовите сотрудников ГИБДД, чтобы они зафиксировали повреждения. Если у вас оформлено КАСКО, обратитесь в страховую компанию.

В том случае, если машину поцарапали не на парковке, а во дворе, это лежит вне компетенции ГИБДД: потребуется вызывать участкового.

Чтобы установить личность виновника, поищите записи с камер видеонаблюдения. Например, видеорегистратор мог работать в одной из припаркованных рядом машин. Попробуйте отыскать свидетелей и вспомнить какие-то зацепки — все это может помочь вам в поиске.

Машину ударили соседней дверью на парковке. Что с этим делать?

Незаметная вмятина или испорченная деталь — какие царапины на кузове безвредны, а с какими придется ехать в сервис? И можно ли вообще починить повреждение от удара дверью по страховке?

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Практически каждый автомобилист находил на своем автомобиле мелкие повреждения после близкой парковки. Неаккуратно открытая дверь часто становится причиной вмятин и царапин на кузове припаркованной рядом машины. Чаще всего пострадавшая сторона предпочитает не занимается оформлением такого повреждения, хотя удар дверью в итоге может привести к серьезному ремонту с покраской целой детали.

Мы пообщались со специалистами по кузовному ремонту и выяснили, какие мелкие царапины по кузову можно устранить самостоятельно, а какие придется полировать и закрашивать в сервисе, а еще узнали, считается ли потертость от двери соседней машины дорожно-транспортным происшествием и можно ли привлечь виновника к ответственности.

Какие бывают повреждения

Как правило, степень царапины или скола от двери зависит от силы удара. При небольшом касании, царапина остается поверхностная и исчезает после обычной тряпки. Однако более серьезный удар может оставить на кузове след до грунтового покрытия, которое наноситься перед краской и лаком. В этом случае ремонт может оказаться более трудоемким и затратным.

Фото: Shutterstock

Как убрать вмятину без покраски: 3 самых популярных метода

«Если коцки остались незначительные, не до грунта, то такой ремонт обойдется в 1 тыс. рублей, это стоимость полировки одной детали. Если до грунта не дотянулось, но вмятина присутствует, то к полировке добавляется еще и удаление вмятины. В зависимости от глубины вмятины это тоже стоит вполне приемлемых денег — от 1 до 3 тыс. рублей. Без разборки двери», — объяснил в беседе с корреспондентом Autonews.ru директор сервисного центра «Автоглобус» Андрей Савин.

Если на месте царапины виден белый или серый след под краской, то повреждение дошло до грунта. В этой ситуации нет других вариантов, кроме как покраска детали. И тут перед автомобилистом встает выбор: покрасить повреждение локально или выкрасить всю деталь. Проблема в том, что повреждения такого рода обычно располагаются аккурат в центре детали и точечная покраска может привести к образованию ореола.

«Есть специальные технологии локальной покраски. Но они все равно подразумевают покрытие лаком либо всей детали, либо значительной ее части. Как раз из-за опасности появления ореола. Особенно это бывает видно на перламутровых красках в местах, где лак соприкасается со старым покрытием. Перламутровые краски вообще после нанесения меняют свой оттенок, поэтому с ними сложно работать — тяжело подобрать нужный цвет», — объясняет Савин.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Покраска детали в Московском регионе колеблется от 6 до 10 тыс. рублей. Чем ближе к центру города, тем выше стоимость услуги. В эту сумму обычно входят все материалы, а также разбор детали. Если повреждение обнаружено на двери, то ее демонтируют и после окрашивания ставят обратно. Если же речь идет о заднем крыле, то в любом случае будет осуществляться маскировка соседних деталей от попадания краски.

Самое тяжелое и глубокое повреждение — когда речь идет о деформации металла, тогда плоскость повреждения еще нуждается в шпатлевке. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал руководитель цеха кузовного ремонта сервиса сети «Вилгуд» на Кантимировской Сергей Карканица.

«Самые сложные повреждение от дверей лечатся привлечением жестянщика — грунтовкой, покраской и покрытием лаком. Если ремонт сложный после сильного удара, тогда будет кузовной ремонт с вышкуриванием детали, вмятина выравнивается специальным аппаратом, шпатлюется и красится — это стоит около 10 тыс. рублей», — объяснил специалист.

Можно ли устранить царапину самостоятельно

Обычно повреждения от ударов дверью до металла не доходят, но царапина портит визуальный образ автомобиля. «В 80% случаев такие вещи полируют перед продажей. Но большая часть водителей на такие деформации не обращают внимание. Также эти царапины обычно чинят, когда машина приезжает на какой-то другой ремонт и клиент просит заодно подрихтовать и это, все равно мастер краску делает. Но я не встречал случаев, когда люди отдельно из-за таких царапин приезжали бы», — вспоминает директор техцентра «Автоглобус».

Оставлять без внимания такое повреждение все-таки не стоит. «Базовая окраска и грунт без лака на покрытии плохо держится. Если грунт поврежден, то со временем это может привести к коррозии, степень коррозии зависит от марки и бренда. На бюджетных машинах коррозия проявится быстрее. Если деталь алюминиевая, коррозии нет, но происходит окисление, хотя сейчас таких дверей очень мало», — объяснил руководитель цеха кузовного ремонта «Вилгуд» Сергей Карканица.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Особое внимание мелким повреждениям на кузове, как показывает практика сервисменов, уделяют владельцы премиальных автомобилей перед перепродажей. Потому что из-за такого повреждения дорогая машина может потерять в цене, и владелец поедет в сервис на полировку как минимум чтобы избежать торга. Но если речь идет о среднем и бюджетном автомобиле, такая история — большая редкость.

Некоторые специалисты считают, что небольшую царапину или скол на двери можно устранить своими силами. «Если не долетело до грунта и глубокая восстановительная полировка не нужна, то можно просто купить полироль в магазине. Можно купить профессиональный полироль с абразивной составляющей и полирующей составляющей. Чтобы сделать все более качественно, можно приобрести специальную полировальную машинку или надеть полировальный круг на дрель. Многие водители вполне справляются с мелкими повреждениями в условиях гаража и дачи», — считает Андрей Савин из «Автоглобуса».

Другая часть сервисменов уверена, что такое повреждение устранить самостоятельно нельзя. «Даже легкое повреждение нужно устранять профессионально, потому что для этого нужна специальная полировальная машинка, а также необходимо применение полировальной пасты», — объяснил Сергей Карканица из «Вилгуд».

Можно починить по страховке и привлечь виновника

Если водитель обнаружил на парковке даже незначительные повреждения кузова своего автомобиля, то по закону у него есть все основания произвести ремонт детали за счет страховой компании. Потому что повреждение можно оформить как следствие дорожно-транспортного происшествия. Это корреспонденту Autonews.ru подтвердил директор юридического департамента компании «ПравоКард» Владимир Лисюткин.

Дело в том, что если царапину на кузове оставила дверь соседней машины, а произошло это все на дороге, то инцидент вполне может считаться ДТП. А виновника можно привлечь к ответственности, вплоть до лишения прав, если он покинул место происшествия.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

«Абсолютно любые повреждения автомобиля можно расценивать как ДТП. Если второй участник покинул место, то необходимо вызвать сотрудника ГИБДД и посмотреть камеры. За оставление места аварии предусмотрено лишение прав. Если, например, на камерах не видно четкого удара, то инспектор назначит административное расследование и экспертизу — возьмут образцы краски», — объяснил юрист.

Страховая компания оценивает такое повреждение как покраску детали. Однако на первый взгляд повреждение от двери на самом деле вполне может оказаться чем-то более серьезным — возможно, автомобиль на парковке задели бампером или торчащими из другой машины стройматериалами, а возможно соседняя машина вообще двигалась с открытой дверью — в этом случае повреждения и ремонт будут более серьезными и затратными. Специалисты страховых компаний и юристы в любом случае советуют не оставлять такие инциденты без внимания и оформлять все по закону.

Произошло ДТП из-за открытия двери машины: кто виноват и что делать? Судебная практика

Открыл дверь – ДТП

Водитель, разъезжая по дорогам, должен быть предельно внимательным не только в процессе движения, но и в моменты стоянки/остановки или посадки и высадки пассажиров. В такие моменты риск причинить вред другим участникам дорожного движения многократно возрастает. Когда водитель открывает свою дверь, то он чаще всего смотрит в зеркало и следит за дорогой, но вот пассажиры так поступают редко, поэтому автолюбитель обязан следить еще и за ними. Если не досмотреть за пассажирами, то может произойти ДТП, в котором придётся доказывать свою невиновность. Ниже в статье мы постараемся разобрать наиболее частые ситуации ДТП с открыванием дверей авто, расскажем, кто виноват и что делать участникам.

Открывая дверь, произошёл удар: считается ли это ДТП?

Для ответа на этот вопрос нам потребуется вспомнить основные понятия из ПДД. Первым делом вспомним определение дорожного движения:

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

В нашем случае всему виной будет открытая дверь транспортного средства. Значит, дорожное движение осуществлялось с помощью автомобиля. С этим понятно. Переходим к определению ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

В рассматриваемой ситуации будет важно, в какой именно момент открывалась дверь машины. То есть было ли авто задействовано в процессе движения по дороге.

При этом, следует учитывать позицию судов, в том числе и Верховного Суда РФ, о том, что посадка и высадка пассажиров или самого водителя в авто – это часть процесса движения транспортного средства. Поэтому в большинстве случаев при причинении вреда имуществу или другим участникам дорожного движения это будет квалифицировано как ДТП.

Но вот вопрос о том, кто что нарушил и кто виноват в таком ДТП, остаётся открытым.

Пассажир и удар дверью: судебная практика

Кто виноват в аварии с открытием дверей автомобиля?

Практика показывает, что вопрос определения вины в ДТП с открытой дверью не такой уж однозначный. В 2024 году можно встретить три различных варианта распределения и установления вины в таком ДТП, а именно:

  1. виноват пассажир, открывший дверь авто,
  2. виноват водитель, в автомобиле которого открыли дверь,
  3. виноват и водитель, и пассажир данной машины.

Чтобы понять, почему так происходит, вспомним основные правила и обязанности и водителя, и пассажира при посадке/высадке.

  • Пассажиры: обязаны осуществлять посадку и высадку только со стороны обочины или тротуара. При этом авто должно полностью остановиться, поэтому им запрещается открывать двери ТС при движении (пункт 5.1 и 5.2 ПДД).
  • Водитель: обязан осуществлять посадку и высадку после того, как авто полностью остановилось, а движение можно начинать, только когда все двери закрыты (gункт 22.7 Правил).

Самые внимательные наверняка уже думают, что тут ни слова не сказано про то, как открывать двери, когда машина уже стоит. Об этом говорится в отдельном пункте, но отнести это к обязанностям или водителя, или пассажира нельзя, он общий.

Самый важный для нас пункт ПДД: запрещается создавать помехи открытыми дверями другим участникам дорожного движения (пункт 12.7 Правил).

Вот и получается, что и водитель должен следить за пассажирами, и сами пассажиры должны действовать, не нарушая Правил дорожного движения. Отсюда и неоднозначная судебная практика по определению виновного в ДТП с открытой дверью машины.

Ситуация №1: Пассажир открыл дверь, в неё въехало другое авто: кто виноват?

Для начала сразу определим, что это не тот случай, когда можно рассматривать вину въехавшего водителя.

Доказывать невиновность придётся только пассажиру и водителю стоявшего авто. Как уже говорилось выше, нарушение могут выявить как у пассажира, так и у водителя. При этом, вменять им будут разные пункты ПДД.

Одни инспекторы пассажиров привлекают по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ (наказание: предупреждение или 500 рублей). На мой взгляд, привлечение по данной статье неправильно, так как имело место ДТП, а, значит, были созданы помехи для движения другим автомобилям. На этот случай есть другая норма ответственности, а именно часть 1 статьи 12.30 КоАП РФ (санкция: штраф 1000 рублей).

Водителей, как правило, привлекают по части 4 или 6 статьи 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки, а пункт ПДД, который они нарушили, указывают 12.7.

Но привлечение, например, пассажира к административной ответственности ещё не гарантирует, что водитель останется невиновным. В 2024 году судебная практика в основном идёт по пути возложения вины и ответственности на водителя транспортного средства, даже когда есть «админка» на пассажира. Дело в том, что водитель – не простой участник дорожного движения, а владелец источника повышенной опасности, отсюда и «повышенная» ответственность за всё происходящее с машиной.

Если вы оказались в таком ДТП со стороны стоящего автомобиля, из которого выходил пассажир, открывая дверь, то есть небольшая вероятность успешного для вас исхода дела, если вы поставите вопрос о нарушении водителем двигавшегося автомобиля необходимого бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).

Определения бокового интервала нигде нет. Однако, существует методический расчёт в судебной технической экспертизе. Согласно такой методической информации, при объезде препятствия необходимое значение бокового интервала рассчитывается по следующей формуле:

Где V1 – это скорость объезжавшей машины. Например, при значении V1 – 40 км/ч, безопасный боковой интервал будет считаться по формуле: 0,35 + 0,005×40, то есть будет равен 0,55 метров или 55 сантиметров, чего вполне достаточно, чтобы прибавить расстояние в ширины стоящего автомобиля плюс открытая дверь.

Но здесь главное – попытаться убедить судью, что если бы водитель опережающего автомобиля соблюдал безопасный интервал, то мог бы избежать ДТП даже при внезапном открытии двери стоячей машины, не предвидя такого действия водителя или пассажира. Это, к сожалению, далеко не всегда представится возможным, так как вопрос у судьи должен стоять в том, чьё нарушение находилось в более прямой причинно-следственной связи с происшествием.

Ситуация №2: Ударили дверью на парковке

Под данную формулировку ситуации можно подобрать много различных ситуаций, в которых могут виновными признать разных участников. Приведём примеры.

  1. Одно авто стоит на парковке уже давно без водителя, второе только подъехало. И соседнюю машину ударяет дверью водитель второй машины.
  2. Во втором примере та же ситуация, но дверью повреждает чужое авто уже пассажир.
  3. Обе машины долго стоят на парковке, и в момент, когда в одно из них осуществляется посадка, кто-то ударяет открытой дверью.
  4. Машины стоят на стоянке, но в них никто садиться не собирается, а распахнул дверь, чтобы что-то положить или забрать.
  5. Открытая дверь одного авто не касается второго, но во второй машине кто-то тоже открывает свою и ударяет чужой автомобиль.

ДТП, открывая дверь на парковке

Это не все варианты, ещё можно придумать и сильный ветер, и каких-нибудь прохожих. Но в общем, практика распределения виновных здесь очень сильно зависит от конкретных обстоятельств и факторов, при которых произошло ДТП – кто во что горазд на парковке со своим автомобилем.

Во всех этих ситуациях виновных необходимо будет выявлять в зависимости от их обязанностей и обстоятельств произошедшего. Вину могут возложить и на пассажира, и на водителя, универсальной формулы здесь, увы, нет.

В некоторых случаях это будет считаться ДТП. Например, когда один из автомобилей только подъехал. В других говорить о дорожно-транспортном происшествии можно с большой натяжкой. Если удастся доказать, что участники инцидента садились в машину и собирались уезжать, и это действие, которое в совокупности относится к дорожному движению. В противном случае это просто дорожный инцидент, в результате которого был причинён какой-то ущерб.

Ситуация №3: В долгое время открытую дверь въехала машина

С одной стороны, ситуация простая, но не нужно забывать, в какой замечательной стране мы живём. Далеко не каждый водитель окажется порядочным и заявит, что да, это он не заметил открытую дверь и въехал в неё. В большинстве случаев придётся доказывать, что дверь была уже давно распахнута, и помех для движения других ТС не создавала.

И здесь, как и во всех других наших статьях, напомним о важности видеорегистратора в автомобиле. Если вы решили обзавестись им уже после такого ДТП (очень надеемся, что решились), то могут помочь камеры наружного наблюдения, которые лучше найти сразу после происшествия самостоятельно и попросить хозяев сохранить запись, а затем ходатайствовать в ГИБДД о приобщении её к материалам дела.

Если доказать не получится, то с большой долей вероятности виновным признают водителя, у которого была открыта дверь.

Важное замечание!

  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Спросить у юриста
или бесплатно проконсультироваться по телефону горячей линии: 8 (800) 511-38-97.

Ситуация №4: Если въехал велосипедист

Когда дверь сшибает другая машина, ущерб, конечно, может причиняться серьезный, но, как правило, только «железу».

В ситуации с «мелкоколёсными» участниками дорожного движения всё сложнее. Будь то велосипедист, кто-то на самокате, электросамокате или на роликовых коньках или даже пешеход – все они при наезде на открытую дверь могут получить значительный ущерб здоровью. А если это будет ребёнок, то тем более.

В таком случае ответственность за указанные выше нарушения водителя или пассажира автомобиля будет строже, а наказание ждёт по статьям 12.24 КоАП РФ или 264 УК РФ. Кроме того, виновных ждёт возмещение ущерба вреда здоровью велосипедиста или иных участников дорожного движения.

В случае, если виновным будет признан водитель ТС, то за него в основном выплатит страховая компания по ОСАГО, а если только пассажир, то платить ему всё из своего кармана. Важно помнить, что при вреде здоровью, пострадавшие смогут еще потребовать и моральный вред, который может составлять и 100, и 200, и даже 500 000 рублей.

В ситуации, когда удастся на велосипедиста возложить вину за столкновение с открытой дверью машины, водитель всё равно будет возмещать вред. Всё потому, что он владеет источником повышенной опасности и его вина презюмируется. Зато сможет починить дверь за счет велосипедиста, поскольку последний виноват непосредственно в самом ДТП. Исключением является въехавший в дверь мотоцикл – в этом случае мотоциклист – также владелец ИПО, поэтому возмещение вреда производится на общих основаниях.

Произошло ДТП с велосипедистом и дверью машины

Что делать при ДТП с открытой дверью?

При ДТП с дверью машины, как и при любом другом виде аварии, в первую очередь, нужно выполнить требования Правил дорожного движения на этот случай, которые изложены в пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1.

Вот основные из них:

  1. включить аварийку, выставить знак аварийной остановки;
  2. не перемещать машину;
  3. не перемещать и не убирать какие-то осколки или детали;
  4. вызвать скорую помощь, если есть пострадавшие, полицию.

В зависимости от ситуации, если есть время и возможность, то фотографируйте место ДТП, расположение ТС, велосипеда и любых других предметов. Фиксируйте на фото-видео привязку машин к неподвижным стационарным объектам.

Далее или в процессе фотографирования озаботьтесь поиском свидетелей ДТП. Если есть запись видеорегистратора, сохраните её. Возможно, видео будет у очевидцев или других участников происшествия.

Если нет, то обратите внимание на уличные камеры, которые могли снять всё происходящее в момент наезда на открытую дверь.

Всё, что вам удастся собрать и что будет доказывать вашу невиновность, надо указать в документах ГИБДД, пусть приобщают записи или запрашивают их у собственников видеокамер.

Обязательно следите, чтобы инспекторы всё правильно измерили и указали в схеме ДТП. В случае каких-то неточностей указывайте свои замечания и не пишите, что согласны со схемой, лучше просто указать, что ознакомлены. Схему и все составленные документы лучше сфотографировать, чтобы у вас были копии.

Если вы всё сделаете правильно, то в дальнейшем это поможет вам или вашему юристу (защитнику) доказать вашу невиновность.

Судебная практика

Про общие тенденции в судебной практике по ДТП с открытой дверью я уже рассказал немного выше. Ниже будут приведены некоторые акты, из которых будет видно, чем руководствуются суды, вынося то или иное решение.

  1. Судебные акты всех инстанций по обжалованию административного штрафа на пассажирку авто. Её привлекли по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ.
  2. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда по делу №33-10146/2019 от 22.03.2019 года. Здесь дело интереснее. У пострадавшего авто было КАСКО. Страховая выплатила ущерб и хотела взыскать по суброгации с пассажирки машины, которая открыла дверь. Но суд отказал, так как установил вину водителя и отправил страховщика за возмещением по ОСАГО водителя виновного автомобиля.
  3. Решение Санкт-Петербургского городского суда по административному делу №12-245/2018 от 22 марта 2018 года. Водитель открыл дверь, в которую въехал велосипедист. Его привлекли по части 2 статьи 12.24 КоАП РФ и лишили прав на 1 год и 6 месяцев. Водитель указывал, что якобы велосипедист нарушил ПДД, и на другие нарушения при рассмотрении дела, но это ему, к сожалению или к счастью, не помогло.
  4. Решение Санкт-Петербургского городского суда по делу №7-249/2020 от 18 февраля 2020 года. Водителя машины привлекли к ответственности по части 6 статьи 12.19 КоАП РФ. Он открыл дверь машины, в которую въехал троллейбус. Доводы о нарушении водителем троллейбуса пункта 9.10 ПДД РФ по части бокового интервала не убедили суд, и жалобу автомобилиста оставили без удовлетворения.
  5. Апелляционное определение Свердловского областного суда по делу №33-1639/2020 от 30 января 2020 года. Регресс с водителя, не вписанного в ОСАГО, требовала страховая компания владельца виновного ТС. При этом, дверь в машине открыл пассажир. Водитель ссылался на важное Постановление Пленума Верховного суда РФ, но суды не приняли его довод во внимание.

По поводу Постановлений Пленума нужно сказать отдельно, так как они немного противоречивые.

В далеком 2010 году, был принят Пленум по вреду здоровью (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1), в котором, ко всему прочему было указано следующее:

При этом надлежит учитывать, что вред считается причинённым источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину).

Именно на этот абзац ссылался водитель авто в последнем акте судебной практики. Если учитывать написанное в Пленуме, тогда ответственность за открытую дверь пассажиром на водителя возложить нельзя.

Но есть и другой документ. ППВС РФ №58 по ОСАГО от 26 декабря 2017 года. В его пункте 12 изложено следующее:

Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности.

Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства).

Как мы видим из судебной практики, суды неохотно вникают в то, являлось ли стоящее ТС источником повышенной опасности, проявляет ли свои вредоносные свойства и является ли открытая дверь авто проявлением таких свойств. Но это аргумент, который сможет освободить водителя машины от ответственности за действия нерадивого пассажира, если получится доказать суду, свою позицию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *