Что необходимо сделать перед осмотром аккумуляторной батареи
Перейти к содержимому

Что необходимо сделать перед осмотром аккумуляторной батареи

  • автор:

Как быстро проверить, жив ли аккумулятор вашего автомобиля

При запуске мотора мы наблюдаем короткое подмигивание «приборки», слышим кряхтение стартера, но мотор не схватывает. Вердикт вынести легко — у автомобиля проблемы с аккумулятором. Чтобы понять, какие именно это проблемы, и можно ли АКБ реанимировать, нужно проверить состояние батареи. Выясняем, как это сделать.

Проверка по индикатору

Проще всего проверить состояние аккумулятора, оценив уровень заряда по индикатору плотности и уровня электролита, который имеется на крышках многих, но, увы, далеко не во всех моделей АКБ.

На состояние батареи укажет цвет индикатора. Зеленый — значит, что АКБ полностью заряжена, а уровень электролита оптимален. Белый или серый — батарея почти разряжена, а электролита недостаточно. Наконец, черный цвет — сигнал того, что аккумуляторная батарея разряжена полностью, требуется ее зарядка, долив электролита (если АКБ обслуживаемая), либо замена устройства.

Проверка по борткомпьютеру

Понять, что происходит с вашей батарей, можно также через меню борткомпьютера, если оно имеется в вашем автомобиле.

При неработающем моторе напряжение должно быть в пределах 12,5-12,8 В, что сигнализирует об уровне заряда 90 — 100%.

Если «напруга» менее 12 вольт, то это значит, что уровень заряда упал более чем на 50 %, и АКБ необходимо срочно зарядить. Наконец, если это значение снижено до 10,5 -11,5 В, вероятность, что вы заведетесь, близка к нулю. Кстати, во многих автомобилях допуски указываются не в вольтах, а в процентах, что даже удобнее.

Проверка тестером

Лакмусовой бумажкой может стать также мультиметр — устройство, показывающее напряжение в бортовой сети. Включаем в приборе режим измерения напряжения (диапазон 20 Вольт).

Затем прикладываем черный щуп устройства к «минусу» аккумулятора, а красный щуп — к «плюсу» и снимаем показания с дисплея устройства.

При выключенном двигателе и полностью заряженной АКБ напряжение должно быть выше 12,6 В. Значения 12,5 — 12,3 В. говорят об уровне заряженности соответственно 75% — 50%. Показатели 12,1-11.7 В. свидетельствуют о том, что уровень заряда будет меньше 25%. Тут уже точно необходима зарядка или замена АКБ.

Проверка нагрузочной вилкой

В конструкцию нагрузочной вилки входят нагрузочный резистор, отличающийся большой мощностью, пара щупов, вольтметр и металлический штырь. Для точной оценки состояния АКБ необходимо выждать порядка пяти часов после того, как двигатель будет заглушен.

Затем положительный зажим нагрузочной вилки присоединяют к соответствующей клемме, а отрицательным штырем касаются «минуса» аккумулятора. Таким образом, имитируется работа стартера. О 100% зарядки будут свидетельствовать показания вольтметра более 10.2 В. Если прибор показывает 9,6 В, значит заряд — на уровне 75%. 8,4 и менее — заряд на уровне 25% и меньше.

Тестирование напряжения батареи нагрузочной вилкой необходимо проводить, когда температура АКБ будет в диапазоне от 20 до 25 градусов. Если батарея холоднее, проводить тест не следует из за риска сильно разрядить АКБ.

Проверка без приборов

При отсутствии приборов и индикаторного окошка, проверить состояние АКБ можно нехитрыми способами. Как вариант, после выключения зажигания выдерживается одна минута.

Затем следует несколько раз нажать и удерживать сигнал клаксона. Непрерывное и громкое звучание подтверждает годность источника постоянного тока. Можно также после выключения зажигания включить ближний свет на пять минут и контролировать яркость света фар.

Если уровень освещенности остался неизменным, это свидетельство нормальной работы АКБ. Наконец, помните, что в среднем АКБ современных автомобилей служит беспроблемно 4-5 лет или около 100 000 км пробега.

Как заряжать аккумулятор автомобиля правильно

О том, как заряжать аккумулятор автомобиля должен знать каждый автовладелец. Это необходимо не только для того, чтобы увеличить ресурс аккумуляторной батареи, но и обеспечить безопасность всей автомобильной электросистемы. Ответ на вопрос как правильно заряжать АКБ, зависит от нескольких факторов, среди которых тип аккумулятора, его емкость, значение тока и напряжения, на которые рассчитана батарея и прочее. Обо всем это вы узнаете, если дочитаете данный материал до конца.

Как заряжать аккумулятор автомобиля

Как правильно зарядить АКБ автомобиля

Перед тем перейти к практическим советам и рекомендациям, необходимо вкратце остановиться на теоретических вопросах. Так, для аккумуляторные батареи заряжают одним из двух возможных способов — с помощью постоянного тока и с помощью постоянного напряжения. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Зарядка постоянным током

Как понятно из названия, с помощью регулируемого зарядного устройства устанавливают значение зарядного тока, равное 10% от емкости аккумуляторной батареи (например, традиционный автомобильный аккумулятор емкостью 60 А·ч заряжают постоянным током, равным 6 Ампер). При этом значение напряжения будет в процессе зарядки изменяться.

Из недостатков такого метода отмечается то, что необходимо периодически (примерно раз за один-два часа) корректировать значение тока, которое тоже может измениться. Что касается старых обслуживаемых аккумуляторных батарей, то из их электролита будет выделяться газ, и чем более заряженной будет батарея — тем газовыделение будет интенсивнее. К слову, интенсивное выделение газа из электролита — один из признаков полного заряда батареи.

На начальном этапе значение напряжения, выдаваемое зарядным устройством, будет относительно низким, и будет увеличиваться по мере зарядки. В тот момент, когда напряжение достигнет уровня 14,4 Вольта, необходимо уменьшить ток в два раза (если он был равен 6 Ампер, то нужно уменьшить до 3 Ампер). Процесс заряжания необходимо проводить до начала интенсивного газовыделения из электролита. Когда напряжение достигнет значения 15 Вольт значение тока нужно уменьшить еще в два раза (до 1,5 Ампер в приводимом примере). Так нужно продолжать до тех пор, напряжение не достигнет постоянного значения, и перестанет повышаться. Вторым сигналом полного заряжания аккумулятора будет тот факт, что значение напряжения и тока в течение одного-двух часов не изменяются. Сколько по времени заряжать можно рассчитать на специальном калькуляторе:

Зарядка постоянным напряжением

Другой метод заряжания — с установлением постоянного напряжения на зарядном устройстве. Это значение зависит от типа аккумуляторной батареи. В момент подключения аккумулятора к зарядному устройству значение тока будет максимальным (и оно будет тем больше, чем больше разряжена батарея). Как правило, зарядные устройства имеют схемные решения, которые принудительно ограничивают ток зарядки пределами около 20…25 Ампер. Это делается для сохранения работоспособности как зарядного устройства, так и аккумулятора. По мере заряжания значение напряжения на клеммах аккумулятора приближается к выдаваемому зарядным устройством, а значение тока приближается к нулю. Происходит это по экспоненциальному закону.

Выбор значения постоянного напряжения зависит от степени разряженности аккумулятора. Например, при напряжении 14,4 Вольта аккумулятора зарядится за одни сутки на 75…85%. При напряжении 15 Вольт — на 85…90%, а при 16 Вольтах — на 95…97%. Чтобы за сутки полностью зарядить аккумулятор, то необходимо напряжение около 16,3…16,4 Вольта. Обратите внимание, что для многих современных необслуживаемых аккумуляторов существует искусственное ограничение по значению напряжения, например, равное 14,4 Вольта. При таких условиях для полного заряда батареи потребуется времени более суток.

Как зарядить АКБ автомобиля

Вне зависимости от типа аккумулятора для его зарядки необходимо воспользоваться источником постоянного тока (постоянного напряжения) с возможностью регулировки этих значений. Лучше всего пользоваться для этого специальными зарядными устройствами, реализуемыми в автомобильных магазинах или на рынках. Важно, чтобы зарядное устройство, предназначенное для заряжания АКБ, рассчитанную на 12 Вольт постоянного напряжения, давало возможность повысить напряжение заряда до значения 16…16,5 Вольт. Это необходимо в свете того, что в противном случае невозможно будет зарядить современную необслуживаемую батарею до предела (на 100% ее емкости).

АКБ (автомобильный аккумулятор)

Автомобильный аккумулятор (АКБ) — источник энергии авто который отвечает за запуск двигателя. Основные неисправности — сульфация, окисление клемм, замыкание. Проверяется мультиметром, а заряжается постоянным током или напряжением.
Подробнее

Для начала рассмотрим самый простой тип аккумулятора — «сурьмянистые» (в состав материала пластин добавлена сурьма) и «гибридные» (в состав материала пластин добавлены сурьма, кальций, иногда серебро). Соответственно, для их зарядки подойдет обычное зарядное устройство. Зарядный ток необходимо выбирать в зависимости от емкости аккумулятора, он должен составлять 10% от ее значения (например, батарею емкостью 60 А·ч необходимо заряжать постоянным током со значением 6 Ампер). Значение постоянного напряжения при этом должно находиться в пределах от 13,8 до 14,5 Вольт. В процессе заряжания значение тока будет падать, и происходить это будет по экспоненциальному закону. Этот факт является также ответом на вопрос — сколько времени заряжать АКБ. Соответственно, длительность процесса заряжания зависит от нескольких факторов:

  • емкости аккумулятора;
  • степени его разряженности;
  • мощности зарядного устройства;
  • общего технического состояния аккумуляторной батареи.

Чем выше будет ток заряжания — тем быстрее зарядится аккумулятор. Однако в этом случае вероятность его разрядки также будет выше. Поэтому многие автолюбители устанавливают значение тока в районе около 2 Ампер (примерно, и зависит от емкости), и оставляют батарею с зарядным устройством на ночь (около 6…10 часов). Такой подход исключит «перезаряжание», которое очень вредно аккумулятора, а также обеспечит более качественную зарядку (в дальнейшем АКБ будет дольше сохранять свой заряд).

Обратите внимание, что перед процессом зарядки желательно очистить клеммы аккумулятора от налета и ржавчины (если таковые имеются), пусть даже в профилактических целях. Это обеспечит лучший электрический контакт. А после зарядки желательно обработать клеммы аккумулятора специальными средствами для этого.

За уровнем заряда аккумуляторной батареи необходимо следить регулярно, и проверять соответствующее значение не реже одного раза в месяц. Причем это не зависит от поры года и температуры окружающего воздуха, хотя именно в холода проблемы с АКБ возникают гораздо чаще.

Перед процессом заряжания необходимо отвернуть пробки на каждой из банок (для обслуживаемых аккумуляторов), а также снять заглушку с тем, чтобы обеспечить свободный выход паров электролита и не создавать внутри батареи избыточного давления. После демонтажа пробок нужно проверить уровень электролита в каждой банке. Если его уровень низкий — необходимо долить внутрь дистиллированной воды до момента, когда она полностью покроет аккумуляторные пластины.

Особенности обслуживания автомобильных аккумуляторов

Набор инструкций по правильному обслуживанию автомобильных аккумуляторов разного типа. Особенности обслуживания гелиевого, щелочного и кислотного АКБ
Подробнее

Обслуживаемые аккумуляторы нежелательно заряжать в домашних условиях, поскольку при этом в процессе кипения электролита выделяется вредный для человеческого организма газ (в больших концентрациях он является взрывоопасным). Соответственно, желательно производить заряжание в гараже или в хорошо проветриваемых помещениях. Что касается необслуживаемых аккумуляторов (у них нельзя отвернуть пробки на банках), то их можно заряжать в квартире, поскольку аналогичный газ не выделяется при нормальных условиях зарядки.

Когда нужно заряжать АКБ

Перед тем как выполнять заряжание аккумуляторной батареи, необходимо убедиться в том, что она действительно разряжена. Сделать это несколькими способами:

  • Замер напряжения на клеммах. Сделать это можно с помощью вольтметра постоянного напряжения, проще говоря, электронным мультиметром или стрелочным тестером. Для стандартных аккумуляторов, используемых в большинстве легковых автомобилей, стандартное значение напряжения равно 12 В. На практике же оно немного отличается от номинала. Так, значение, равное 12,7 В, говорит автовладельцу о том, что уровень заряда батареи равен 100%, и соответственно, заряжать ее не нужно. Если измеренное напряжение равно 12,2 В, то это сигнализирует о том, что уровень заряда приблизительно равен 50%. А если напряжение упало до 11,6…11,7 В, то означает, что аккумулятор почти полностью разрядился, и он нуждается в дополнительной зарядке.
  • Измерение значения плотности электролита. Однако этот метод проверки возможен лишь для так называемых обслуживаемых аккумуляторов, то есть, у которых можно добраться до емкостей с электролитом (и при необходимости добавить его). Для замера плотности используется специальный прибор — ареометр. Значение плотности электролита должно находиться около 1,27 г/см³. Если оно значительно меньше — значит, АКБ следует зарядить зарядным устройством. В необслуживаемых есть специальное окошко, где будет отображаться 3 этапа плотности.
  • Проблемы с запуском двигателя. Одной из причин, почему не крутит стартер, и возникают проблемы с запуском двигателя, является как раз разряд аккумулятора. Обычно это сопровождается и проблемами в работе других потребителей электричества в автомобиле — освещение, работа аудиосистемы и так далее.

В разряженном аккумуляторе происходит сульфатация его свинцовых пластин, что приводит к резкому уменьшению ресурса его работы, то есть, долговечности.

Можно ли заряжать аккумулятор на машине

Многих автолюбителей, особенно начинающих, интересует вопрос о том, можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с машины. Тут важно разделить понятия. Что касается его физического снятия (например, переноса поближе к зарядному устройству), то заряжание можно проводить прямо на его посадочном месте. Однако, если речь идет об отсоединении автомобильных клемм, то это обязательно нужно делать! Особенно нужно отключить минусовую клемму, хотя лучше обе. Связано это с тем, что даже в ситуации, когда двигатель не запущен электрический ток с аккумуляторной батареи все равно переходит в электросистему машины, питания соответствующие элементы.

Во-первых, во время зарядки некоторая часть электрической энергии с АКБ будет уходить в систему. Это естественным образом увеличит время заряжания. Во-вторых, всегда существует риск скачка напряжения или других подобных неприятностей, что может негативно сказаться на состоянии элементов электрической системы автомобиля. Особенно это актуально для дорогих автомобиля (бизнес и премиум класса), в конструкции которых имеется много встроенной электроники. Она-то как раз и будет находиться в зоне риска.

Как зарядить кальциевый аккумулятор

Кальциевые аккумуляторы (имеют также обозначение Ca-Ca) являются практически необслуживаемыми, и являются относительно новыми устройствами на рынке автомобильных товаров. Они имеют много преимуществ (большие токи запуска, значительная емкость, электролит из них не испаряется), однако есть у них и недостатки. Одним из них является то, что если их неправильно заряжать, то через 3…4 цикла глубокой разрядки емкость у них уменьшается в разы. Соответственно, процесс зарядки для них критически важен.

Поскольку кальциевые аккумуляторы изготавливают по особой технологии, то и процесс заряжания у них особый. Так, для этого необходимо использовать зарядные устройства, способные выдавать постоянный электрический ток с диапазоном напряжение 16,1…16,5 Вольта. Соответственно, если какой-либо блок питания выдает максимальное значение напряжения, равное 14,8 Вольта, а дальше его «отсекает» электроника, то в таком случае батарея зарядится на 45…50% своей емкости. Если же аналогичное значение будет равным 15,5 Вольта, то зарядка произойдет на 70…80% емкости. Соответственно, до нормального 100% заряда так не дойти никогда (отличное зарядное устройство для зарядки кальциевых аккумуляторов — «Орион Вымпел-55» с программируемым циклом).

Интересно, что электрические генераторы современных легковых автомобилей не в состоянии выдать столь высокое напряжение. Обычно оно не превышает значения в 15 Вольт. Соответственно, кальциевый аккумулятор не может зарядиться, будучи установленным в машине. Генератор просто не позволяет ему разрядиться. Однако учитывая суровые отечественные зимы, холод и тяжелые условия эксплуатации могут сделать свое «черное» дело, и разрядить кальциевую АКБ. Поэтому ее нужно периодически подзаряжать (приблизительно раз в месяц)! Однако для этого нужно иметь зарядное устройство с программируемыми режимами. Делать подзарядку нужно по такому алгоритму:

  • Установить значение напряжения на зарядном устройстве, равное 16,1 Вольт. Значение тока будет равным 10% от емкости аккумулятора (например, если емкость батареи равна 60 А·ч, то значение тока будет 6 Ампер).
  • В таком режиме нужно зарядить аккумулятор до того момента, когда значение силы зарядного тока не опустится до 0,5 Ампер. Это может занять как несколько минут, так и несколько часов, все зависит от разряженности аккумулятора, его емкости и общего технического состояния.
  • Установить два режима. Верхний — значение напряжения 16,1 Вольта и 3 Ампера. Нижний — 13,2 Вольта и 0 Ампер.
  • Устроить так называемые «качели». Их смысл заключается в том, при токе 3 Ампера значение напряжения плавно растет до значения 16,1 Вольта. При достижении этого значения ток пропадает (равен нулю), а напряжение плавно падает до значения 13,2 Вольта. Далее ток опять ставится равным 3 Ампера и напряжение вновь растет до 16,1 Вольта. Далее все повторяется.
  • По мере зарядки аккумулятора временные промежутки переключения режимов будут уменьшаться. Изначально процесс возрастания напряжения будет составлять несколько десятков минут, а время уменьшения будет очень быстрое. Однако со временем будет происходить обратная ситуация. То есть, падение напряжения до 13,2 Вольт будет растягивать на минуты, а возрастание его до 16,1 Вольт составит меньше одной минуты. Такая ситуация сигнализирует о том, что кальциевый аккумулятор полностью зарядился.

Как зарядить гелевый аккумулятор

Гелевые аккумуляторы — еще один тип современных АКБ, имеющих преимущества перед традиционными кислотными батареями (они имеют обозначение GEL). В основном, их используют в качестве питания мультимедийной системы авто и аккумуляторных батарей для скутеров, мотоциклов, квадроциклов. Также они могут использоваться в источниках бесперебойного питания (ИБП) для компьютеров, газовых котлов и прочей бытовой техники. К преимуществам гелевых аккумуляторов стоит отнести:

  • высокая токоотдача, даже в режиме низкого заряда (около 20…30% от номинального значения);
  • большое количество циклов перезаряда (до одной тысячи и даже больше, зависит от конкретной модели и условий эксплуатации);
  • минимальный ток саморазряда (это позволяет долгое время сохранять аккумулятор в заряженном состоянии, даже в неблагоприятных для него условиях эксплуатации, он может потерять лишь около 20% заряда в год. );
  • гелевый аккумулятор можно хранить полностью разряженным даже при отрицательной температуре окружающей среды.

Что касается недостатков, то их у гелевых аккумуляторных батарей лишь два:

  • высокая цена по сравнению с традиционными кислотными АКБ при их одинаковых технических параметрах;
  • гелевый аккумулятор очень не любит повышения напряжения (перезаряда), и в таких условиях значительно снижается его емкость, и сокращается общий ресурс использования.

Многих автолюбителей, использующих такие аккумуляторы, интересует вопрос о том, как заряжать гелевый АКБ? На самом деле отличий от зарядки традиционных батарей немного.

  • Для заряжания используют обычное зарядное устройство с возможностью регулировки значения выдаваемых им тока и напряжения.
  • Значение тока выбирают в зависимости от емкости аккумулятора. Она должна составлять 10% от нее. Например, для АКБ, имеющую емкость 60 А·ч ток зарядки должен составлять 6 Ампер. В крайних случаях, например, если нужно зарядить аккумулятор быстро, то допускается брать 30% от емкости. То есть, в нашем случае это будет 18 Ампер.
  • Для гелевого аккумулятора важно не переборщить со значением напряжения, то есть, нельзя устанавливать слишком высокое его значение. Как правило, граничным значением в данном случае будет 14,5…15 Вольт (дополнительную информацию следует уточнить на наклейке на корпусе аккумулятора).
  • Максимальное значение допустимого тока зарядки обозначается как max initial current. Нельзя допускать увеличения зарядного тока выше соответствующего значения.
  • Время заряжания гелевого аккумулятора зависит от значения тока зарядки. Для его вычисления необходимо значение емкости разделить на значение тока. Если ток был выбран в размере 10% от емкости, то и время заряжания будет те же 10 часов. Если же ток будет ниже — то время больше. Для того, чтобы исключить возможность перезарядки (что очень вредно для гелевого АКБ!) лучше пользоваться для этого специальными электронными зарядными устройствами, которые в автоматическом режиме подберут и ток зарядки, и временной промежуток для этого.

Причина того, что при повышении напряжения аккумулятор разрушается, заключается в том, что при указанных условиях гель, который выполняет роль электролита, начинает плавиться. И чем больше напряжение — тем сильнее оплавление. И чем дольше время излишней перезарядки — тем хуже для электролита-геля.

Если гелевый аккумулятор является обслуживаемым, то необходимо выкрутить пробки из его банок (емкостей) с тем, чтобы не создавать внутри него избыточное давление. Щупы зарядного устройства необходимо подключить к соответствующим клеммам на аккумуляторе (соблюдая полярность). Далее на зарядном устройстве необходимо выставить соответствующие значения силы тока и напряжения. По мере заряжания аккумуляторной батареи напряжение в ней будет расти. Нельзя допускать, чтобы оно вышло за пределы значения cycle use. Если это ненадолго произошло, то нужно уменьшить силу тока с тем, чтобы уменьшить и напряжение. В таких условиях обычно аккумулятор можно полностью зарядить за 10…12 часов.

Зачастую на этикетке указывается значение Standby Use, которое указывает, при каком напряжении в режиме ожидания может находиться аккумулятор. Производитель подразумевает, что аккумулятор может храниться долгое время без подзарядки, но для сохранения его работоспособности без нагрузки его нужно периодически подзаряжать небольшим напряжением. Обычно этот диапазон составляет около 13,5…13,8 Вольта. Несоблюдение этого требования приведет к необратимым последствиям, в частности, быстрой потере емкости аккумулятора и быстрому выходу его из строя.

Оптимальным решением для заряжание гелевого аккумулятора будет использование специальных электронных зарядных устройств, которые в автоматическом режиме будут контролировать значение зарядных силы тока и напряжения, и при необходимости ограничивать их. Кроме этого, такие зарядные устройства выбирают режим зарядки, основываясь на степени разряженности аккумулятора, а также внешние факторы, такие как температура окружающего воздуха. В продаже существуют зарядные устройства, специально предназначенные для работы с гелевыми аккумуляторами. В частности, они имеют функцию температурной компенсации и функцию управления процессом зарядки по стадиям в автоматическом режиме.

Обратите внимание, что, если на машине установлен гелевый аккумулятор, то обязательно необходимо периодически проверять работоспособность реле напряжения на генераторе. Если оно выйдет из строя — аккумуляторная батарея может выйти из строя буквально за считанные часы. Можно в качестве дополнительной защиты купить клеммы с реле-регулятором.

Как зарядить гибридный аккумулятор

У гибридных аккумуляторов одна часть пластин выполнены по «сурьмянистой» технологии, а другая — по «кальциевой» (иногда с добавлением серебра). Аккумулятор является малообслуживаемым, однако пробки на нем все же есть. Соответственно, у него необходимо раз в два-три месяца проверять уровень электролита, и при необходимости доливать в него дистиллированную воду. Из преимуществ стоит отметить его устойчивость к глубокому разряду и возможности выдавать высокий пусковой ток. Что касается цены, то она приемлема, и приблизительно в два раза меньше, чем у кальциевого.

Что касается процесса зарядки, то она является стандартной, и не отличается сложностью. Так, необходимо заряжать током, значение которого составляет 10…30% от значения емкости. Как указывалось выше для 60 А·ч ток должен быть 6 Ампер (если нужно зарядить быстрее, то можно повысить до 18 Ампер). Оптимально будет установить значение тока в 2 Ампера. Значение напряжения будет находиться в пределах 13,8…14,2 Вольта. Сигналом окончания зарядки будет значение напряжения 14,2 Вольта, а тока — 0,3…0,5 Ампер.

Нельзя устанавливать большие зарядные токи, в противном случае электролит закипит, что чрезвычайно вредно для аккумуляторных пластин, они разогреваются, и с них может осыпаться активная масса.

Особенностью гибридного аккумулятора является то, что летом у них необходимо регулярно проверять уровень электролита. Это связано с тем, что в отличие от своих старых «собратьев» такая батарея выдает большее рабочее напряжение. И если зимой это лишь помогает без проблем осуществить запуск двигателя, то летом она превращается в свободную энергию. Это чревато тем, что электролит может закипеть и начать испаряться, а концентрация кислоты растет. Из-за этого пластины разогреваются и оголяются, тем самым повреждаясь. Поэтому летом кроме подзарядки необходимо обязательно контролировать уровень электролита в банках гибридного аккумулятора.

Как заряжать AGM аккумулятор

Новые аккумуляторы выполненные по технологии AGM, многие автолюбители путают с гелевыми аккумуляторными батареями (обозначающимися как GEL). На самом же деле это два разных типа АКБ. Одним из преимуществ подобных батарей являются большие пусковые токи (вплоть до 500…900 Ампер), что позволяет без проблем запустить любой двигатель в холодную погоду. Еще одно преимущество аккумулятора AGM заключается в ускоренной зарядке (примерно в три раза). И он прекрасно заряжается от автомобильного генератора. А срок службы его на 3…5 лет дольше, чем у обычного кислотного АКБ.

Что касается зарядки АГМ аккумуляторов, то тут существует три варианта. В частности:

  • Заряд, накопление, хранение. Процесс подзарядки может выполняться непосредственно на автомобиле или с помощью зарядного устройства. При этом значение напряжения будет находиться в пределах 14,2…14,8 Вольта (но не больше 15,2 Вольта, нужно дополнительно уточнить в инструкции), сила тока — 10…30% от значения емкости. Накопление энергии производится после глубокой разрядки. Напряжение аналогично — 14,2…14,8 Вольта, а сила тока — 10% от емкости (не больше!). В режиме хранения (например, длительное хранение на складе или в гараже) значение зарядного напряжения должно быть в пределах 13,2…13,8 Вольта, а значение силы тока — 5…10% от значения емкости.
  • Заряжание и хранение. Это наиболее частый вариант, его рекомендуют большинство производителей. Для зарядки значение напряжения равно 14,2…14,8 Вольта, а сила тока — 10…30% от емкости. Для хранения напряжение будет 13,2…13,8 Вольт.
  • Заряжание. У некоторых производителей про режим хранения не указывается, а дается лишь информация про условия заряжания. Они идентичны приведенным выше — напряжение 14,2…14,8 Вольта, а сила тока — 10…30% от емкости АКБ.

Пару слов про зарядные устройства. Как и в случае с гелевыми аккумуляторами, необходимо внимательно следить за уровнем тока и напряжения. Поэтому желательно приобрести заранее электронный блок подзарядки, желательно с двумя режимами. Это позволит не только минимизировать участие автовладельца в процессе заряжания, но и обеспечит безопасную и эффективную зарядку. Если вы решите купить механическое зарядное устройство, то нужно вручную внимательно следить и регулировать значения тока и напряжения.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор

Многие современные аккумуляторы являются необслуживаемыми. Это означает, что у них нельзя проверить уровень электролита и состояние пластин. В целом же, процесс заряжания необслуживаемых аккумуляторов мало чем отличается от аналогичной процедуры со старыми АКБ. Заряжание можно выполнять как постоянным током, так и постоянным напряжением. Оптимальным вариантом будет пользоваться для этого электронным автоматическим зарядным устройством, например, со световым индикатором зарядки (зеленой лампочкой, сигнализирующей об окончании заряжания). Оно не только облегчит работу автовладельцу, но и обеспечит правильные значения тока и напряжения, а также время заряжания.

Однако, если пользоваться механическим зарядным устройством, то в данном контексте важен расчет времени заряжания. Для этого нужно вычислить степень его разрядки. Значение напряжения на клеммах аккумулятора, равное 12,7 Вольта указывает на 100% заряд батареи. Если же аналогичное значение будет равно 11,7 Вольта (может быть и ниже, однако это уже будет глубокая разрядка, что вредно для многих аккумуляторов), то его можно принять за 0%. Соответственно, например, напряжение 12,2 Вольта будет указывать на заряд в 50% емкости.

Оптимальный зарядный ток равен 10% от емкости. В неоднократно приведенном выше примере это будет 6 Ампер для аккумулятора с емкостью 60 А·ч. К примеру, если измеренное напряжение на клеммах напряжение будет равно 12,2 Вольта, то есть, аккумулятор разряжен на 50%, то это значит, для заполнения его емкости нам нужно подать 30 А·ч. Поэтому 30 А·ч нужно поделить на значение тока 6 Ампер, в результате чего получим 5 часов. Теоретически можно подать и все 30 Ампер для сокращения времени до одного часа. Однако делать так нельзя, поскольку это убьет аккумулятор. И придется менять раньше чем этого бы хотелось.

Важно понимать, что для любых аккумуляторов вредна перезарядка. То есть, например, что будет, если выдержать не 5 часов времени, как в предыдущем примере, а 7 или 10? В этом случае уровень емкости и зарядки не изменится, а начнется процесс кипения электролита с его испарением. И если в обслуживаемом АКБ его можно долить, то в необслуживаемом этого сделать нельзя, соответственно, и допускать такой ситуации также нельзя! Закипевший электролит улетучится через предохранительно-спусковой клапан при достижении критического давления внутри банок аккумулятора. Однако корпус его при этом останется целым (не взорвется, как думают многие автолюбители). Но низкий уровень электролита снизит емкость аккумулятора и понизит его общий рабочий ресурс. По инструкции допускается перезарядка по времени максимум 15…30 минут.

Неисправности аккумулятора и что необходимо делать.

Перед проверкой аккумулятора с помощью испытательного оборудования необходимо провести визуальный осмотр. Полезно будет использовать небольшой фонарик для визуального осмотра. С помощью фонарика сначала проверяется внешняя поверхность аккумулятора. Проверьте коробку, крышку или места приклеивания на наличие деформации или трещин.

Затем необходимо проверить состояние клемм. Эти клеммы следует проверить на предмет деформации, плавления или внешнего вмешательства. Особенно следует проверить положительный полюс аккумулятора. Если в головке положительного полюса наблюдается вздутие, это может быть признаком того, что аккумулятор мог находиться в состоянии сульфатации в течение длительного времени, что называется перманентной сульфитацией. Если сульфатированные аккумуляторы находятся в этом положении в течение длительного времени, они перейдут в постоянное состояние сульфатации, называемое коррозией. В отличие от закрытых аккумуляторов, в открытых аккумуляторах также должны контролироваться условия внутри ячеек, потери воды, которые происходят время от времени или внешние вмешательства могут быть четко видны с помощью такого контроля. После проверки внешней поверхности аккумулятора необходимо проверить нижние точки. Время от времени в коробке можно увидеть деформации из-за тряски в автомобиле или ослабления мест соединения. Другой тип ошибки, которую невозможно обнаружить при визуальном осмотре — это трещина в нижней части. Электролита в поврежденной области больше нет в ячейке. Следовательно, этот аккумулятор не может дать желаемой мощности. Когда все визуальные осмотры завершены, аккумулятор можно проанализировать с помощью испытательного оборудования.

Необходимо соединить положительный кабель вольтметра с положительной клеммой аккумулятора, а отрицательный кабель — с отрицательной клеммой. После того, как соответствующее подключение выполнено, нажать кнопку пускового тока устройства и ждать от 8 до 10 секунд, при этом следить за стрелкой вольтметра. Взяв начальное значение напряжения и значения напряжения под нагрузкой, можно предположить причину выхода из строя аккумулятора. В открытых аккумуляторах значения плотности во всех ячейках измеряются с помощью ареометра в дополнение к тесту вольтметром с помощью клещей. Если значения плотности во всех ячейках находятся в желто-красной области, это означает, что в аккумуляторе началась сульфатация. Чтобы растворить сульфат-ионы на поверхности пластин, требуется зарядка выпрямителя. Если это закрытый аккумулятор, то поверхностное напряжение аккумулятора измеряется с помощью цифрового вольтметра. Если значение ниже 12,40 вольт, в этом аккумуляторе также требуется заряд выпрямителя.

Отказы аккумулятора, отличные от сульфатации, — это отказы, при которых аккумулятор уже непригоден, даже если выполняется процесс зарядки выпрямителя. Если есть производственная неисправность в аккумуляторе, замена в рамках гарантии, если автомобиль или использование являются комплексной неисправностью, применяется процедура вне гарантии. Наиболее частые отказы по гарантии, а именно отказы, связанные с производством — это отказы от короткого замыкания и разрыва цепи.

  • Неисправности цепей
  • Короткое замыкание
  • Разрыв цепи

Если контакт положительной и отрицательной пластины происходит из-за прокола сепаратора в ячейке аккумулятора, происходит короткое замыкание, а если соединения разрываются происходит разрыв цепи.

  • Вне гарантийные неисправности
  • Сульфатация
  • Коррозия (перманентная сульфатация)
  • Чрезмерный заряд / обгорание

Помимо отказов от сульфатации и коррозии, на которые не распространяется гарантия, другая наблюдаемая неисправность — это перезарядка, отказ по типу обгорания. Есть две основные причины этого отказа: первая заключается в том, что напряжение зарядки генератора временного тока превышает 14,4 вольт, поэтому при запуске автомобиля аккумулятор перезаряжается, потребляя больше тока, чем требуется. Эту ситуацию можно объяснить формулой напряжение = ток x сопротивление, одним из основных принципов электричества.

Согласно этой формуле, мы можем интерпретировать напряжение как генератор временного тока, а сопротивление как аккумулятор. Если предельное напряжение генератора временного тока составляет 15,0 вольт, а не 14,4 вольт, то аккумулятор будет заряжаться больше, чем необходимо. Другая причина отказа от перезаряда, обгорания заключается в том, что генератор переменного тока в транспортном средстве генерирует подходящее напряжение заряда, но водитель транспортного средства часто слишком разряжает аккумулятор. Кратко объясним эту ситуацию: когда аккумулятор находится в разряженном состоянии, на поверхности пластин накапливаются ионы сульфата. Впоследствии, когда автомобиль запускается, значение тока, производимого генератором переменного тока, направляет низкий уровень тока в области с сульфатацией, и высокий уровень тока в области, не имеющие сульфатации, в результате со временем активное вещество выливается на пластину и как следствие, теряется производительность. Мы можем понять отказ от перезарядки, обгорания по постепенному снижению значения напряжения при нагрузке с помощью клещевого вольтметра. В открытых аккумуляторах потемнение цвета электролита в ячейках в визуальном контроле, высокие значения плотности являются самым важным показателем этого отказа. Если вы хотите использовать аккумулятор в течение длительного времени, не забывайте проходить техническое обслуживание как вашего автомобиля, так и аккумулятора в указанные периоды.

Проверка аккумулятора

Каждый собственник автомобиля стремится к тому, чтобы его авто служило как можно дольше, поэтому старается проводить техническое обслуживание всех узлов и агрегатов в соответствии с нормативами. За снабжение электрической энергией системы зажигания двигателя и вспомогательных приборов отвечает аккумуляторная батарея, которая бывает различного вида и так же, как и другие части, требует периодического обслуживания. В данной статье рассмотрен вопрос, как проверить заряд аккумулятора в домашних условиях, а также перечислены способы проверки, и описан процесс.

Как проверить АКБ

Как проверить АКБ

Классификация АКБ

На каждый автомобиль производители устанавливают определенный вид аккумулятора, который монтируется на конвейере в специальное посадочное место, но внешний корпус у большинства транспортных средств одинаковый, поэтому при выходе из строя АКБ можно заменить его на универсальный. В зависимости от конструкции, аккумуляторные батареи бывают:

  1. Обслуживаемые – это приборы, которые имеют смотровые окна, при желании их можно открыть для производства ремонта. Как правило, такая конструкция расположена преимущественно на универсальных батареях, которые используются в различных сферах;
  2. Не обслуживаемые. В данном случае изделие имеет полностью литой корпус, без доступа к емкостям с жидкостью. Такая батарея не подлежит обслуживанию, ее невозможно отремонтировать, но определить уровень заряда и проверить внутреннее состояние свинцовых пластин можно.

К сведению. Срок службы обоих видов АКБ примерно одинаков, отличие состоит в том, что первый тип после выработки своего ресурса можно восстановить путем проведения диагностики и замены электролита.

Обслуживаемый аккумулятор

Также существует классификация батарей по внутреннему веществу, которое хранит, а также генерирует электричество. По данному признаку бывают аккумуляторы кальциевые, гибридные и гелиевые, каждый из перечисленных деталей имеет пластиковый корпус и работает по схожей технологии.

Проверка

Проверить аккумулятор можно несколькими способами, но начинать всегда стоит с внешнего осмотра агрегата, который можно проводить, не снимая его с посадочного места. Во время осмотра нужно обратить внимание на корпус батареи: если на нем имеются трещины или сколы, то данный узел не подлежит ремонту, и его придется полностью заменить. Проверка автомобильного АКБ, тем более ее внешний осмотр, должны проводиться не реже чем раз в месяц, так как при вытекании электролита из банок происходит окисление всех окружающих деталей, а в воздух попадают пары серной кислоты, что очень опасно для человека.

Окисление аккумулятора

Также перед осмотром стоит обратить внимание на качество соединения клемм – часто бывает, что из-за слабого контакта происходит окисление медных проводов и образование «накипи». Это препятствует свободному протеканию напряжения по проводнику. Вода, грязь или остатки электролита на верхней крышке также могут привести к выходу прибора из строя, так как во время замыкания контактов ток будет теряться на проводниках.

Диагностика мультиметром

Проверить аккумулятор можно специальными приборами, например, мультиметром. Этот инструмент позволяет определить внутреннее состояние свинцовых пластин, степень их распада, а также уточнить уровень заряда АКБ. Для работы с ним необходимы определенные знания, поэтому перед тем, как приступить к действиям, нужно внимательно изучить рекомендации производителя.

Мультиметр

Для определения напряжения и уровня зарядки необходимо установить мультиметр в положение измерения, затем присоединить красный контакт к плюсовой клемме, а черный – к минусовой. Далее обратить внимание на монитор инструмента, который выведет цифры с номинальным напряжением внутри АКБ.

Важно! Все манипуляции с батареей нужно проводить с отсоединёнными проводами и при заглушенном двигателе, в противном случае табло будет показывать не емкость АКБ, а степень ее зарядки через генератор. Нормальным для правильной работы батареи напряжением считается диапазон от 12,6 до 12,9 В, если этот норматив меньше, это говорит о том, что заряд АКБ теряется где-то на линии, или она не заряжается совсем.

Стоит отметить, что мультиметром можно определить только емкость тока внутри батареи, для уточнения работоспособности детали понадобится более серьезный инструмент.

Диагностика нагрузочной вилкой

Для того чтобы проверить аккумулятор под рабочим напряжением, понадобится специальный прибор, который называется нагрузочная вилка. Это инструмент, в состав которого входит вольтметр, устройство для подачи напряжения и две клеммы. Допускается проводить работы прямо на машине, главное – отсоединить провода от посадочного места.

На клеммы АКБ подключается прибор, при этом важно следить, чтобы соблюдалась полярность проводников. Табло инструмента должно показывать нагрузку 12,6-12,9 В, если она меньше, то батарею необходимо подзарядить до нормального состояния. Затем подается напряжение на время не больше 5 секунд, по истечении этого промежутка падение тока должно быть в рамках 10,2 Вольта. В случае если напряжение упало ниже 9 Вольт, то реанимировать батарею уже не получится и придется ее заменить.

Нагрузочная вилка

Бывают случаи, когда вольтметр показывает напряжение меньше 12 В даже после полной подзарядки. Это говорит о том, что батарея полностью потеряла работоспособность, вследствие разрушения одной из банок или соприкосновения свинцовых пластин разной полярности.

Чтобы определить состояние емкостей, можно воспользоваться мультиметром. При замерах напряжения, если показания равны 10,4-10,7 В, то скорее всего одна из банок разрушилась. Так как напряжение одного стакана равно 2,1 Вольта, то чем ниже общая цифра батареи, тем меньше осталось целых емкостей.

Для того чтобы определить точно, какая банка вышла из строя, необходимо померить плотность электролита в каждой. Для этого нужен специальный прибор – ареометр.

Проверка плотности жидкости

Как проверить аккумулятор на плотность электролита? Для этого нужно открыть пробку каждой из банок и опустить в нее колбу ареометра, затем с помощью груши набрать немного жидкости, до момента, когда поплавок коснется воды. По центру колбы расположен кусочек свинца или ртути, запаянный в стеклянный цилиндр, а на наружном корпусе имеется шкала, показывающая уровень плотности. Нормальной считается плотность электролита, равная 1,27-1,29 грамм/см3.

Если этот показатель выше, то для исправности в работе необходимо разбавить электролит дистиллированной водой до нормального значения. В случаях, когда плотность ниже норматива, нужно полностью заменить жидкость на новую.

Стоит отметить! Диагностика АКБ с помощью ареометра возможно только на обслуживаемых агрегатах, имеющих смотровые отверстия. На полностью запаянных батареях такой возможности нет, их проверка осуществляется только с использованием мультиметра или вилкой напряжения.

Для того чтобы батарея служила как можно дольше, необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Периодически проводить наружный осмотр АКБ и проверять, как заряжается деталь от генератора;
  2. На обслуживаемой батарее производить замеры плотности электролита и при необходимости добавлять жидкость в банку;
  3. Содержать изделие в чистоте, а клеммы периодически смазывать пастой с медной крошкой, которая усилит контакт клемм и предотвратит образование «накипи» и окисления;
  4. Использовать АКБ только надежных и проверенных производителей, имеющие технический паспорт качества и гарантию;
  5. Следить за состоянием электрической проводки авто, а также генератора. Дополнительное оборудование, такое как нагревательные элементы двигателя или автозапуск, могут потреблять слишком много энергии, поэтому перед их монтажом стоит внимательно изучить технические характеристики изделий;
  6. Периодически производить подзарядку АКБ с помощью выпрямителя тока от бытовой сети. Такая профилактика позволит обеспечить нормальное напряжение внутри батареи и снимет нагрузку с генератора.

Таким образом, если соблюдать правила эксплуатации АКБ и следовать алгоритму действий, то вопрос, как проверить зарядку аккумулятора, становится вполне решаемым. Все работы можно выполнить самостоятельно в домашних условиях, имея под рукой необходимый для этого инструмент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *