Как обозначается выделенная полоса
Перейти к содержимому

Как обозначается выделенная полоса

  • автор:

Штраф за выделенную полосу в 2024 году

Выделенная полоса предназначена только для общественного транспорта. Заезжать на такие полосы, отделенные специальной разметкой и знаками, водителям личных автомобилей нельзя — за это предусмотрен штраф.

31.10.23, обновили 13.12.23 —> 3878 0 Поделиться
Автор Бробанк.ру Елена Кокош
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Высшее экономическое образование в Поволжском государственном университете сервиса. Более 8 лет сотрудничает с финансовыми порталами, исследует экономические рынки, банковскую деятельность, анализирует финансовые показатели. Выступает в качестве независимого эксперта и дает комментарии СМИ. Открыть профиль

Однако есть ситуации, когда водитель может временно пересечь выделенку для выполнения маневра, и за это не будет наказания. В каких случаях водитель получит штраф за выделенную полосу, а когда он сможет свободно проехать по выделенке, разобрался сотрудник сервиса Бробанк.

Выделенная полоса: что к ней относится

В крупных городах дорожное движение плотное, скорость движения медленная. Еще совсем недавно личные авто, специальный и общественный транспорт ехали по одним и тем же полосам. Они стояли в пробках, создавали заторы при перестроении.

Горожане использовали личный транспорт для повышения скорости поездок, что приводило к еще большему увеличению пробок и загрязнению воздуха. Чтобы привлечь пассажиров, для автобусов, троллейбусов и маршрутных такси начали выделять отдельные полосы.

Выделенная полоса — это определенная полоса движения, которая предназначена только для городского транспорта и такси. Она позволяет общественному транспорту двигаться с большей скоростью и регулярностью. Благодаря этому пассажиры быстрее добираются до нужного им пункта.

Выделенку обозначают специальными знаками и разметкой. Водитель видит на дороге:

  • перед въездом — дорожный знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». На нем изображен автобус на синем фоне со стрелкой, которая указывает направление движения;
  • сплошную разметку, которая разделяет полосы;
  • дополнительную маркировку на асфальте с изображением буквы «А».

В некоторых случаях, для улучшения видимости, могут использовать светодиодные табло или другие средства индикации. Также в крупных городах иногда устанавливают дополнительное ограждение.

Обозначения

Для обозначения окончания выделенной полосы тоже используют знак. Он выглядит так же, как дорожный знак 5.14, но перечеркнутый красной линией.

Дорожный знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств»

Начало и окончание выделенной линии

Как правило, выделенная полоса занимает крайний правый ряд. Но иногда движение для автобусов могут организовать в середине проезжей части. В этом случае знак на растяжке устанавливают непосредственно над полосой и дополняют табличкой 8.14 «Полоса движения».

На улицах с односторонним движением, где автобусы едут в противоположную сторону, его полоса становится встречной. В таком случае начало «выделенки» обозначают знаком 5.11.1, а конец линии знаком 5.12.1.

На знаках 5.13.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» и 5.13.2 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств» изображают стрелки. Они показывают, в какую сторону можно ехать на личной машине, а в каком направлении будет двигаться общественный транспорт.

Кому можно и кому нельзя пересекать выделенную полосу

По выделенной линии разрешено движение только определенный транспорт, который имеет приоритет перед другими ТС. В данном случае — общественный, который перечислен в ПДД РФ, 18 «Приоритет маршрутных транспортных средств».

  • пассажирские и школьные автобусы,
  • троллейбусы,
  • трамваи,
  • легковые автомобили, которые используют в качестве такси.

На выделенных полосах разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа. Также, по выделенкам могут ездить автомобили спецслужб, которые вправе отступать от ПДД в случае чрезвычайной ситуации.

В некоторых крупных городах на «выделенки» допускают большие автобусы, которые движутся не по маршруту и имеют специальное разрешение органов исполнительной власти.

Случаи-исключения: прерывистая линия и таблички

При повороте направо или выезде с прилегающей дороги обычным машинам приходится пересекать автобусную полосу. Если такой манёвр допустим, к сплошной добавляют прерывистую линию.

Пунктир рисуют со стороны, откуда водитель может перестроиться. В этих же местах водитель на обычном авто может заехать на «выделенку» для посадки или высадки пассажиров. Но только при условии, что он не создает помеху другим участникам движения. Основание — ПДД РФ 18.2.

Если выделенка работает непостоянно, её обозначение сопровождается дополнительными знаками. Это значит, в определённый период времени проезд по выделенке разрешен для всех авто.

  • табличку 8.5.4 «Время действия». На ней указаны часы, в которые полосу считают выделенной. Например, если на табличке указано время с 6:00 до 20:00, значит с 20.00 и до 6.00 ею может пользоваться любой транспорт;
  • 8.5.2. Она обозначает дни работы полосы и указывает на то, что проезд по выделенке закрыт в рабочие дни;
  • табличка 8.5.1 запрещает движение по выделенной полосе в выходные дни;
  • 8.5.3 указывает определенные дни, по которым личным авто нельзя заезжать на выделенную полосу.

Дополнительные знаки для выделенной полосы

Таблички указывают на часы или дни, когда полоса считается выделенной

Во всех остальных случаях на дорогах с выделенной полосой, которые обозначены знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, запрещено движение и остановка других ТС. Нарушение этого правила приводит к штрафам и другим санкциям.

Штраф за выделенную полосу в 2023 году

  • для жителей Москвы и Санкт-Петербурга в размере 3000 рублей;
  • для водителей остальных городов — 1500 рублей.

Если водитель проехал по автобусной полосе, которая расположена на «встречке», ответственность регламентирует четвертый пункт статьи 15.12. Нарушителю назначат штраф 5000 рублей, а также могут лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Повышенные штрафы

Если водитель повторно выедет на выделенку со встречным движением, его лишат водительского удостоверения уже на год. В случае, если нарушение зафиксировала камера, взыскание составит не более 5 000 рублей, без лишений.

Возможны дополнительные основания для взыскания. Например, если полоса в определенный день не работает как выделенная, но водитель пересёк её сплошную разметку.

Тогда автомобилисту грозит предупреждение или штраф в размере 500 рублей в соответствии со статьёй 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги».

Фиксацию нарушения осуществляет камера или инспектор. В некоторых городах камеры могут поставить в кабину общественного транспорта, например, к водителю автобуса. И когда он будет ехать по маршруту, он автоматически будет фиксировать все нарушения перед автобусом и позади него.

Оплата штрафа за выделенную полосу

Штраф за движение по выделенной полосе можно оплатить со скидкой, если оплатить его в первые 20 дней. Срок отсчитывается с даты постановления об административном правонарушении. Её можно посмотреть в бумажном постановлении или в онлайн-квитанции, если она пришла на почту или на портале Госуслуги.

Скидка при оплате в этот срок составит 50%, то есть можно сэкономить ровно половину суммы. Такая возможность зафиксирована в Федеральном законе № 437 от 22 декабря 2014 года.

  1. Сайт ГИБДД. Перейдите на страницу «Проверка штрафов ГИБДД», укажите свои данные для поиска штрафа и перечислить сумму с банковской карты, через СБП или другими способами.
  2. Портал Госуслуги, если у вас есть подтвержденная учетная запись. Найдите раздел «Штрафы ГИБДД», проверьте имеющиеся квитанции и оплатите их с карты банка или другим удобным способом. Поиск штрафов система выполняет автоматически по вашим данным из водительского удостоверения и свидетельства о регистрации ТС.
  3. Банковские отделения и сервисы. Если у вас бумажная квитанция, обратитесь с ней в ближайшее отделение банка, оплата будет происходить через кассу или специальный платежный терминал. Если у вас есть мобильное приложение банка, в нем можно найти штрафы или отсканировать QR-код с квитанции. И сразу оплатить нужную сумму со своего счета.

Важно: получить скидку можно не на все нарушения, а только на незначительные. Если водитель выехал на встречку или повторно допустил серьезное нарушение, скидки не будет. Все исключения указаны в ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.

Дополнительно узнать о наказаниях за проезд или остановку на автобусной полосе вы можете в статье «Штраф за автобусную полосу».

Частые вопросы

Как обозначается выделенная полоса?

Специальным знаком 5.14 и сплошной разметкой, также на дорожном полотне могут дополнительно нанести большую букву А.

Выделенная полоса для общественного транспорта. Зачем она нужна?

В двадцатых числах декабря этого года президент Узбекистана Ш. М. Мирзиеев посетил один из автобусных парков Ташкенте и в очередной раз указал на недостатки в работе общественного транспорта. Реагируя на это высказывание главы государства, руководство города в очередной раз обязалось срочно разработать ряд первоочередных мер, которые способствовали бы улучшению работы ОТ. Было отмечено, что наряду с другими предпринимаемыми мерами, важную роль для выполнения поставленных задач должна сыграть выделенная полоса для маршрутного городского транспорта.

На некоторых центральных улицах Ташкента буквально через считанные дни стали обустраиваться такие полосы. Причем, работы велись в основном днем и в часы «пик», когда дороги максимально загружены потоками транспорта. Стали образовываться длинные «пробки», что вызвало недовольство многих водителей.

И это свое недовольство они начали высказывать в постах и комментариях в соцсетях. А наиболее радикально настроенные водители личных авто вообще подняли вопрос о том, нужна ли вообще городу эта самая выделенная полоса.

А вот действительно, зачем она нам нужна?

Содержание
Что такое выделенная полоса («выделенка»). Когда и где она впервые появилась
Какую функцию должна выполнять выделенная полоса
Кому можно, а кому нельзя передвигаться по «выделенке»
Условия, при которых выделенная полоса будет «работать»
Так нужна ли выделенная полоса?

Что такое выделенная полоса («выделенка»). Когда и где она впервые появилась

Выделенная полоса для общественного транспорта – это отведенная полоса движения на дороге (улице), предназначенная для ускорения передвижения маршрутного городского транспорта.

Выделенные полосы или, как еще их называют, автобусные полосы, впервые появились в США в городе Чикаго еще в 40-х годах прошлого столетия. И рассчитаны они были на борьбу с автомобильными «пробками», которые стали следствием охватившего тогда страну «автомобильного бума».

О том, как взаимосвязаны эти два понятия – «пробки» и «выделенная полоса» – я расскажу чуть ниже, в одной из следующих глав.

В Европе выделенные полосы появились немного позже. В 1963 году первая такая выделенная полоса появилась в Гамбурге (Германия). А уже в 1974 году обладателями «выделенок» стали более ста городов.

Какие функции должна выполнять выделенная полоса

Основная функция автобусной полосы заключается в том, чтобы обеспечить приоритет на дороге маршрутному городскому транспорту (общественному транспорту) перед остальными участниками движения.

Как уже было сказано выше, в связи с прокатившейся по всему миру волной всеобщей автомобилизации, в больших городах образовываются огромные автомобильные «пробки». И в этих «пробках», состоящих в большинстве своем из частных автомобилей, «вязнет» и городской общественный транспорт – автобусы, троллейбусы и даже трамваи. А, как известно, именно этими видами транспорта ежедневно пользуются сотни тысяч горожан.

И, как следствие – срываются графики работы ОТ, резко увеличиваются интервалы движения. Люди не могут вовремя попасть на работу, на учебу, по каким-то другим своим делам.

Специалисты решили, что в такой ситуации именно выделенная полоса должна исправить это ненормальное положение. Именно благодаря ей городской маршрутный транспорт должен двигаться быстрее, чем остальные участники движения. И не зависеть от заторов на дороге.

Но есть еще одна, не менее важная функция, которую предназначена выполнять автобусная полоса. Она должна мотивировать водителей, сидящих за рулем частных машин, пересесть в общественный транспорт.

Ведь чем больше владельцев частных автомобилей предпочтут передвигаться в общественном транспорте, тем меньше машин будет на дорогах. И, соответственно, вероятность образования «пробок» значительно уменьшится. Да и экологическая обстановка от этого только улучшится.

О том, как решить эту трудновыполнимую задачу, пойдет речь ниже.

Однако, прежде давайте определимся, кто может пользоваться выделенной полосой, а кто нет.

Кому можно, а кому нельзя передвигаться по «выделенке»

Сразу оговорюсь, что я не буду один в один копировать Правила дорожного движения. Изложу их в своей интерпретации, максимально близкой к ним.

И еще. За основу я взял ПДД Российской Федерации, т. к. в Правилах Республики Узбекистан эта тема освещена слишком скудно.

Для начала разберемся с тем, как обозначается выделенная полоса на дороге.

1) Дорожная разметка и дорожные знаки

Автобусная полоса обособлена от остальной проезжей части дороги специальной разметкой на всем ее протяжении. Кроме того, эту полосу обозначают буквой A на самом полотне дороге.

А места для остановок общественного транспорта выделяются зигзагом желтого цвета.

На наличие «выделенки» указывает также знак 5.14 над дорожным полотном. Его действие заканчивается или на пересечении с ближайшим перекрестком или при наличии знака 5.14.1, который обозначает конец выделенной полосы.

2) Разрешения и запреты движения по выделенной полосе

По выделенной полосе могут передвигаться следующие транспортные средства:

  • Маршрутные автобусы и электробусы;
  • Троллейбусы;
  • Маршрутные такси;
  • Легковые такси, но при наличии лицензии, соответствующей раскраски и счетчика-таксометра.

Кроме того, автобусной полосой при необходимости могут пользоваться экстренные службы: скорая медицинская помощь, полиция (милиция), пожарная охрана. Но в этом случае транспортные средства, принадлежащие этим службам, должны включить звуковой сигнал и проблесковые маяки.

Всем остальным видам транспорта заезд на выделенную полосу и, тем более, парковка на ней запрещены.

Но есть и исключение.

Выезжать на автобусную полосу могут все без исключения только тогда, когда она отделена от остальной проезжей части прерывистой линией дорожной разметки. Но и то ненадолго. Только для того, чтобы перестроиться для поворота направо или для высадки пассажира. И только с условием, что этот маневр не будет помехой для движения общественного транспорта.

При наличии же сплошной полосы или, тем более, знака «Въезд запрещен» (3.1.) пользоваться «выделенкой» имеют право только маршрутные транспортные средства.

И еще. Общественный транспорт может двигаться не только по «своей» полосе, но и пользоваться без ограничений и соседними полосами, предназначенных для остальных участников движения.

Условия, при которых выделенная полоса будет «работать»

Как уже было сказано выше, «выделенка» должна выполнять две основные функции:

  1. Обеспечение быстрого и беспрепятственного передвижение общественного транспорта по городу вне зависимости от дорожной обстановки.
  2. Мотивация водителей частных автомобилей пересесть в общественный транспорт.

Что касается первого пункта, то в Ташкенте уже были попытки организовать выделенные полосы. Но все оно оказались безуспешными. И главным препятствием явилось игнорирование водителями автомобилей требования не выезжать на выделенную полосу. По ней передвигались все, кому не лень, а на ее правой стороне были припаркованы сотни машин. И никому не было до этого дела – никакого видеонаблюдения, никаких штрафов, никаких эвакуаторов! Все было пущено на самотек.

Сейчас же за это дело решили взяться более серьезно, даже временно физически отделили «выделенку» лентой, натянутой между конусами.

Кроме того, обязали снабдить маршрутные автобусы видеорегистраторами для фиксации нарушений запрета выезда на полосу для других видов транспорта, определились со штрафами. Кстати, штраф за выезд на выделенную полосу предусмотрен в размере 150 000 сум (1/2 БРВ). А за нарушение правил остановки на ней – 600 000 сум (2 БРВ). Не знаю, получится ли что-то на этот раз.

Что касается второго пункта, то здесь раскладка такая.

Для того, чтобы автолюбители предпочитали бы передвигаться по городу не на своих авто, а на общественном транспорте, необходимо, чтобы он обладал следующими качествами:

  1. Скорость. Человек должен быть уверен, что он доедет до места назначения так же, а может быть и быстрее, чем на своей машине.
  2. Предсказуемость. Люди должны наверняка знать, что нужный им транспорт обязательно должен прибыть на остановку в строго определенное время.
  3. Комфорт. Салон транспортного средства должен быть чистым, хорошо освещенным, теплым в зимний мороз и прохладным в летнюю жару, без посторонних запахов. И, желательно, чтобы имелись USB-разъемы для зарядки смартфонов и бесплатный Wi-Fi.
  4. Экономическая выгода. Поездка человека на общественном транспорте должна обходиться заметно дешевле, чем на собственном автомобиле.

Так нужна ли выделенная полоса?

Ответ на вопрос, обозначенный в заголовке этой главы однозначный – «выделенка» нужна обязательно! И чем эффективнее она будет «работать», тем большее количество людей будет пользоваться услугами общественного транспорта. И это пойдет только на пользу нашему городу!

И поменьше слушать тех, кто занимается популизмом, кто вечно чем-то недоволен, кто постоянно все ругает, не предлагая взамен ничего дельного!

Выделенные полосы обязательны в мегаполисе

Чтобы качественно перевозить пассажиров, автобусы и троллейбусы в городе должны двигаться быстро. Для этого создают специальные выделенные полосы для общественного транспорта, которые водители обычно называют «автобусной».

По выделенке нельзя ездить на личном автомобиле, поэтому автобусы и троллейбусы не стоят в пробке даже в час пик.

Общественный транспорт — самый важный в городе

Основная цель создания выделенных полос — сделать так, чтобы автобусы всегда вовремя приходили на остановку и не толкались в пробке.

С выделенками время поезки на общественном транспорте становится предсказуемым и короткими, что повышает его привлекательность. Выделенные полосы позволяют быстро перевезти большое количество горожан из одной точки города в другую, не отставая от расписания.

Почему общественному транспорту нужно отдавать приоритет

Приоритет отдается по одной простой причине: он может перевезти наибольшее количество человек за наименьший отрезок времени и с наименьшими затратами на содержание инфраструктуры.

Один автомобиль перевозит в среднем 1,4 человека, когда автобус везет сотню, занимая место пары автомобилей. Именно развитие общественного транспорта снижает пробки, а не расширение дорог ради автомобилей.

Выделенка — хороший способ помочь общественному транспорту выполнять свою задачу гораздо эффективнее.

Сколько людей в час перевозит транспорт. Данные американской NACTO

Какие еще возможности дает выделенная полоса

Выделенные полосы и грамотная транспортная политика уменьшат пробки. Помимо борьбы с пробками и перевозки людей, выделенные полосы помогают машинам экстренных служб быстрее выполнять свою работу. Пока все стоят в пробке, пожарные и «скорые» машины беспрепятственно проедут по выделенкам и успеют спасти людей.

Выделенная полоса в Окленде, по которой могут ездить велосипедисты

Как рассказать автомобилистам о новых выделенках

В городе, где выделенные полосы будут в новинку, водители не будут первое время знать, как себя вести рядом с новой разметкой.

Чтобы на дороге не происходило неприятных ситуаций и машины не мешали общественному транспорту, ГИБДД и администрация заранее должны обучить жителей и проводить пропаганду приоритета общественного транспорта: газеты должны писать статьи, журналисты — брать интервью у экспертов, показывать наглядную графику, на заправках должны раздавать буклеты о выделенках, а на стендах должна появится социальная реклама с понятными образами, которые объяснят, что такое правильная транспортная политика и забота о горожанах.

В первые месяцы после появления выделенок, сотрудники ДПС могут проводить профилактические беседы с теми, кто выезжает на выделенку в неположенном месте, не выписывая штрафы.

Где нужно обустраивать выделенные полосы

Кратко:
Только там, где они нужны, а не где попало. Выделенки делают там, где действительно необходимо повысить провозную способность улиц — где есть маршруты общественного транспорта и машины задерживают его пробками.

Подробно:
Выделенные полосы не должны быть хаотично разбросаны по городу на улицах с большим количеством полос.

Выделенки — лишь часть комплексной работы по организации движения общественного транспорта в городе. Нужна системная работа по разработке сети выделенок вместе с реконструкцией перекрестков, сменой фаз светофоров и установкой знаков.

Выделенные полосы делают там, где:

  1. Ходят центральные маршруты общественного транспорта на основных улицах
  2. Пересекается большое количество маршрутов и видов трафика
  3. Расположены центры притяжения пассажиров — транспортно-пересадочные узлы, торговые центры, концентрации жилых и рабочих мест, инфраструктурные объекты
  4. Есть высокая интенсивность движения общественного транспорта и автомобилей, создающих заторы.

Проспект Ленина в Челябинске — отличный кандидат для обустройства выделенок

Чтобы получить максимальный эффект от выделенных полос, нужно чтобы они заполнялись транспортом полно и равномерно — выработать четкое расписание и график движения, переработать схемы маршутов. Автобусы и троллейбусы должны идти с равными промежутками времени без лишних задержек, на пересечениях с автомобилями у них должен быть приоритет.

При введении выделенных полос систему маршрутов общественного транспорта придется скорректировать. На выделенках главными должны стать троллейбусы и большие автобусы. Маршрутным такси придется уйти на окраины города и в пригороды — дублировать полноценный общественный транспорт ими нельзя.

Не достаточно просто сделать выделенные полосы

Если просто нарисовать выделенки на дороге, это не решит основные городские проблемы общественного транспорта.

Создание выделенных полос — это лишь одна мера из комплекса действий по развитию транспорта.

Вместе с разметкой выделеннок, властям необходимо постоянно обновлять подвижной состав и его инфраструктуру, модернизировать маршруты, дать приоритет наиболее вместительному транспорту на основных маршрутах, а маршрутки вынести на окраины.

Необходимо повышать комфорт пользования общественным транспортом — ставить современные остановки с Wi-Fi, закупать низкопольный транспорт для комфорта маломобильных жителей, вводить билеты с оплатой за время, чтобы пересадки были бесплатными, развивать безналичный расчет за проезд.

Остановка в Москве

Низкопольный автобус с пандусом в Англии. Источник

Важно создать перехватывающие парковки для автомобилистов и велосипедистов, чтобы люди могли пользоваться разными видами транспорта в одной поездке — развивать интермодальность перевозок.

Перехватывающая парковка в Амстердаме. Фото: Илья Варламов

Чтобы выделенки работали и автомобилисты не ездили по ним, необходимо установить сеть камер видеонаблюдения, отработать систему штрафования нарушителей.

Знак, предупреждающий о камере на выделенной полосе, Англия. Источник

Если просто нарисовать выделенные полосы и поставить знаки, ничего не изменится. Все будут ездить по выделенкам, как по обычным полосам, а оставленный без денег и внимания общественный транспорт будет деградировать и дальше. Всё нужно делать в комплексе.

Где в Челябинске требуются выделенные полосы

В Челябинске выделенки нужны на всех основных транспортных артериях города, где сосредоточено максимальное количество маршрутов, а улицы загружены пробками.

Уже есть разработанная схема выделенок для Челябинска. Ее сделал Александр Егоров, специалист по выделенкам из дептранса Москвы.

Для Челябинска не будет проблемой сделать целых 134 километра выделеннок — дороги широкие. Если это сделать, Челябинск встанет на второе место среди российских городов по протяженности выделенных полос.

Не ищите Челябинск в этом рейтинге, его тут нет

Может в Челябинске уже есть выделенные полосы?

Да, есть одна полукилометровая. Она находится на ул. Тимирязева: от ул. Свободы и до Администрации г. Челябинска.

Однако, ПДД на этой выделенке не соблюдают, о ней почти никто не знает, да и разметка давно стерлась. Кроме того, выделенка там уже не нужна. В советское время ее сделали из-за большого потока троллейбусов, которые шли в обход Площади Революции, но сейчас общественный транспорт там не ходит.

Что говорят правила дорожного движения о выделенках

Движение по выделенным полосам регулирует пункт 18.2 ПДД.

Выделенные полосы бываю двух видов в зависимости от направления движения общественного транспорта — встречные и попутные. Полоса всегда выделяется прерывистой или сплошной разметкой и может распологаться где угодно на проезжей части, не обязательно около обочины. Выделенка обозначается нанесенной горизонтальной разметкой 1.23 в виде буквы «А» по середине полосы и знаками 5.11-5.14.

Иллюстрация: Гарант

Какие ограничения несет выделенка для водителей

На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств движение и остановка других транспортных средств на этой полосе запрещены.

Если выделенка отделена от остальной проезжей части прерывистой разметкой, то при поворотах машины должны перестраиваться на нее. Также в прерывистой разметке можно заезжать на выделенку при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части, но только если это не создает помех общественному транспорту.

Что делать водителю при пересечении с выделенной полосой

По выделенной полосе может двигаться только общественный транспорт, но есть особенности движения и маневров для остальных участников дорожного движения.

1 . Поворот направо

Автомобили при поворотах должны перестраиваться на выделенную полосу, а затем совершать поворот, если знаки и разметка не велят поступить иначе.

Если выделенная полоса отделена сплошной разметкой, то при повороте водитель должен поворачивать без перестроения на выделенку.

2 . Съезд и выезд на прилегающую территорию

При съезде с дороги на прилегающую территорию, водитель должен сначала перестроится на выделенную полосу, а затем повернуть на прилегающую территорию.

При выезде с прилегающей территории, водитель должен сначала выехать на выделенку, а затем съехать с нее и продолжить движение.

3 . Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Если у перекрестка стоит знак 5.13.2, то можно ехать прямо, развернуться или повернуть налево. Этот знак говорит, что вы выезжаете на перекресток с дорогой одностороннего движения в левую сторону и выделенной полосой в правую сторону, и запрещает движение в обратном направлении по этим полосам.

При знаке 5.13.1 всё наборот: направо — одностороннее движение, налево — выделенка. Можно ехать прямо, сделать разворот или повернуть направо.

Основные проблемы при создании выделенок и пути их решения

Источник материала: ПробокНет
Системная проблема выделенок — их несвязность
Если власти начали делать выделенки без тщательной подготовки, их сеть, как правило, будет состоять из разрозненных участков, не связанных между собой. Однако, общественный транспорт ходит не только по выделенкам, но и вне их. Если на выделенной полосе скорость движения автобусов увеличивается, то на прилегающих дорогах она вновь снижается и эффект от выделенок теряется. Общественный транспорт снова смешивается с машинами и попадает в пробки.

Чтобы избавиться от этой проблемы, необходимо хорошо подготовиться перед введением выделенок — заказать исследования трафика и пассажирских потоков, переработать схему маршрутов общественного транспорта, разработать цельную схему выделенных линий, максимально связанных между собой. Нужно стремится, чтобы общественный транспорт максимальную часть маршрута ехал по выделенкам, по минимуму передвигаясь по обычным дорогам.

Специфические проблемы:
1 . Не рекомендуется вводить выделенные полосы без проведения реконструкции магистралей (или хотя бы проведения работ по устройству локальных лево- и правоповоротных карманов). Если просто отдать крайнюю правую полосу для автобусов/троллейбусов, то для проезда прямо остается всего одна полоса:

2 . Еще одна проблема — светофоры. Они также тормозят движения общественного транспорта и приводят к скоплению на перекрестке нескольких автобусов (троллейбусов).

Задержки в движении на светофорах в некоторых случаях могут достигать 50 % от суммарной задержки транспорта на маршруте. Для решения этой проблемы требуется ввести приоритетное движение автобусов путем светофорного регулирования.

3 . Из-за того, что выделенки располагаются на правой крайней полосе дорог, автомобилистам приходится выезжать на них, например, для съезда направо. Это тормозит движение автобусов, особенно если на ближайших дорогах имеются заторы.

Другой случай: машина ждет зеленую стрелку, блокируя движение автобусов по выделенной полосе.

Решение проблемы в данном случае — обустройство дополнительных полос для съездов направо:

4 . Противоположная ситуация: выезд машин с боковой дороги на магистраль с полосой для общественного транспорта. На перестроение машины в соответствии с правилами дорожного движения дается 20-40 метров. Этого явно недостаточно для того, чтобы вклиниться в сплошной поток автомобилей, движущихся со скоростью 60-80 км/ч.

Если же водители не успеют перестроиться, то они будут тормозить движение транспорта по выделенке до тех пор, пока не завершат маневр.

5 . Следующий пример, как нельзя обустраивать выделенки. В данном случае выделенная полоса блокирует въезд на парковку. Таким образом, попасть на парковку можно только нарушив правила. Здесь есть два выхода: либо сделать прерывистой линию выделенки вдоль парковок, либо убрать парковку в данном месте улицы (при повышенном приоритете общественного транспорта).

6 . Троллейбусы тоже тормозят движение по выделенным полосам. Дело в том, что по ГОСТу ширина остановочного кармана для троллейбуса не может быть более 2 метров из-за контактной сети (для автобусов 3 метра). В тоже время ширина самого троллейбуса 2,5 метра, а значит, что в карман троллейбус не влезает.

Эту проблему в российских городах решают следующим неправильным способом. Ширину выделенных полос делают около 4-5 метров (при ширине автобусов 2,5 метра). Раньше широкая правая полоса была оправдана наличием парковки на ней. Однако теперь, когда стоянка машин на полосе для общественного транспорта запрещена, можно наблюдать такую картину:

Таким образом, там, где сейчас всего три полосы, легко можно было бы сделать все четыре. Но из-за того, что проектировщики не смогли сделать адекватный проект для выделенных полос, пространство используется неэффективно.

Что со всем этим делать

Чтобы общественный транспорт развивался, был комфортным и ходил по расписанию, для этого нужно сформировать общественный запрос среди жителей и политическую волю у чиновников. Если горожане не будут требовать введения выделенных полос и направления бюджетных денег на общественный транспорт, ничего не изменится. Город будет продолжать стоять в пробках, а жители будут вынуждены пересаживаться на автомобили.

Мы собираемся исправить положение Челябинска и вернуть ему звание города с отличной транспортной системой. Мы знаем, какие нужно предпринять меры для развития транспорта в Челябинске.

Эти меры можно воплотить в жизнь только если общество будет требовать у городских властей заниматься транспортной системой. Поэтому, самое главное, что вы можете прямо сейчас сделать для развития общественного транпорта — рассказать друзьям об этой статье и объяснить им, зачем городу нужны выделенные линии, а маршрутки — это плохо. Следите за нами, делитесь с друзьями и помогайте.

Выделенная полоса для общественного транспорта — особенности и правила движения

Выделенные полосы для общественного транспорта — неотъемлемая часть транспортной инфраструктуры крупных городов. Они позволяют ускорить движение автобусов и троллейбусов в часы пик, сделав городской транспорт более привлекательным для пассажиров. Однако правила движения по таким полосам вызывают много вопросов у водителей. Давайте разберемся в нюансах!

Типы выделенных полос и их обозначение

Существует два основных типа выделенных полос для общественного транспорта:

  • Попутные — располагаются по ходу общего потока транспортных средств. Например, крайняя правая полоса на многополосной дороге может быть выделена для движения автобусов.
  • Встречные — идут навстречу общему потоку. Часто встречаются на дорогах с односторонним движением, где выделенная полоса предназначена для движения маршруток и автобусов во встречном направлении.

Для обозначения выделенных полос используются следующие дорожные знаки:

  • 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» — предупреждает о наличии встречной выделенной полосы впереди;
  • 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств» — обозначает начало и конец выделенной полосы;
  • 3.1 «Въезд запрещен» с табличкой 8.14 «Полоса движения» — запрещает выезд на выделенную полосу.

Также выделенные полосы обозначаются разметкой 1.23.1 в виде буквы «А» на полосе. Однако для запрета движения по ней требуются знаки.

Кто имеет право двигаться по выделенным полосам

Согласно пункту 18.2 ПДД по выделенным полосам разрешено движение:

  • Маршрутных транспортных средств (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси);
  • Школьных автобусов;
  • Легковых такси;
  • Велосипедистов;
  • Автомобилей, указанных в специальных перечнях для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Однако школьные автобусы, такси и велосипедисты могут двигаться по выделенным полосам не всегда. Например, если установлен знак 3.1 «Въезд запрещен», то им запрещен выезд на такую полосу.

Случаи выезда на выделенную полосу

Для других транспортных средств движение по выделенной полосе запрещено. Однако согласно пункту 18.2 ПДД они могут выезжать на нее в таких ситуациях:

  • При повороте направо или налево — если выделенная полоса отделена прерывистой разметкой;
  • Для посадки и высадки пассажиров — тоже при условии прерывистой разметки;
  • Для объезда препятствия — при условии, что создаются препятствия движению по основной полосе.

Также разрешен выезд на выделенную полосу при въезде на дорогу. При этом нельзя создавать помехи движению маршрутного транспорта.

С 1 сентября 2023 года на экзамене в ГИБДД применяются новые экзаменационные билеты. Информация о новых вопросах приведена в следующей серии статей. 26 сентября 2023 Новые тарифы ОСАГО С 12 сентября 2023 года вводятся новые тарифы ОСАГО. Рассчитать стоимость страховки можно с помощью обновленного калькулятора ОСАГО 7 сентября 2023 Новая редакция ПДД Новая редакция ПДД, вступающая в силу 1 сентября 2023 года, доступна для скачивания здесь. Также рекомендуем изучить серию статей, посвященную изменениям ПДД. 30 августа 2023

Как видно из цитаты, правила движения по выделенным полосам регулярно обновляются. Важно следить за изменениями в ПДД и помнить основные моменты.

Водитель автобуса

Особенности движения в выходные и праздничные дни

В некоторых городах выделенные полосы работают только по расписанию — в рабочие дни. Это обозначается сочетанием знаков:

  • 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств»;
  • 8.5.2 «Рабочие дни».

В выходные и праздники движение по таким полосам разрешено для всех. Однако пересекать сплошную разметку по-прежнему нельзя.

Также в России практикуется перенос выходных дней. Например, в 2023 году выходные 1 и 8 января перенесены на 24 февраля и 8 мая соответственно. Такие дни считаются рабочими.

Поэтому перед поездкой в выходной день водителю следует убедиться, что этот день действительно является нерабочим.

Велосипедисты и выделенные полосы

Согласно пункту 24.2 ПДД, велосипедистам разрешено движение по выделенным полосам для маршрутных ТС, которые расположены на крайней правой полосе.

Однако при этом для велосипедистов действуют некоторые ограничения:

  • Нельзя выезжать на выделенную полосу, если это запрещено знаком (например, «кирпич»);
  • Можно только двигаться, но не останавливаться;
  • Нужно уступать дорогу общественному транспорту.

Таким образом, при движении по выделенной полосе велосипедист должен быть предельно внимателен и осторожен.

Такси на выделенной полосе

Выделенные полосы на перекрестках

На перекрестках действуют следующие особенности движения по выделенным полосам:

  • Маршрутный транспорт имеет преимущество перед другими ТС, кроме спецтранспорта;
  • Для поворота следует заблаговременно перестраиваться на выделенную полосу через прерывистую разметку;
  • При запрете на поворот знаком 5.14.1 нельзя выполнять поворот с выделенной полосы.

Особое внимание нужно обращать на встречные выделенные полосы, выезд на которые категорически запрещен.

Автоматическая фиксация нарушений

Среди наиболее частых нарушений на выделенных полосах:

  • Выезд без разрешения;
  • Движение по полосе;
  • Остановка и стоянка.

Такие нарушения фиксируются с помощью камер фотовидеофиксации, установленных на опасных участках дорог.

Чтобы избежать необоснованных штрафов, водителю следует:

  • Внимательно смотреть знаки и разметку;
  • Знать правила движения по выделенным полосам;
  • Не совершать опасных маневров в зонах контроля.

Штрафы за нарушения на выделенных полосах

Штрафы за нарушения на выделенных полосах значительно варьируются в зависимости от:

  • Региона (Москва/Санкт-Петербург или другие регионы);
  • Типа выделенной полосы (попутная или встречная);
  • Количества нарушений (первое или повторное).

Например, за движение по встречной выделенной полосе в Москве штраф составляет 5000 рублей, а в других регионах — от 1500 до 5000 рублей.

Подробную информацию о штрафах можно найти в статье «Штраф за движение по полосе для автобусов в 2023 году».

Оспаривание штрафов

Типичными причинами для обжалования штрафов за нарушения на выделенных полосах являются:

  • Отсутствие необходимых знаков или разметки;
  • Неверная работа камеры;
  • Наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Для оспаривания штрафа необходимо подать жалобу в ГИБДД в течение 10 дней со дня вынесения постановления. К жалобе следует приложить доказательства.

С учетом особенностей фиксации нарушений на выделенных полосах вероятность успешного обжалования довольно высока.

Практические советы по движению рядом с выделенными полосами

Для безопасного вождения рядом с выделенными полосами водителям стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Заблаговременно перестраиваться к выделенной полосе для поворота, чтобы не создавать аварийной ситуации;
  • Не выполнять опасных маневров (обгона, резкого торможения) в непосредственной близости от выделенной полосы;
  • Увеличивать дистанцию до общественного транспорта, движущегося по выделенной полосе, так как он имеет преимущество.

Взаимодействие с общественным транспортом на выделенных полосах

При движении рядом с выделенными полосами особое внимание стоит уделять общественному транспорту:

  • Уступать дорогу общественному транспорту, выезжающему с остановок, расположенных на выделенной полосе;
  • Не перестраиваться на выделенную полосу непосредственно перед большим автобусом или троллейбусом;
  • Быть готовым к резкому выезду маршруток с выделенной полосы.

Типичные ошибки водителей на дорогах с выделенными полосами

Распространенными ошибками водителей на дорогах с выделенными полосами являются:

  • Невнимательность к знакам, запрещающим движение по выделенной полосе;
  • Неправильный выезд на выделенную полосу через сплошную разметку;
  • Нарушение правил поворота с выделенной полосы.

Такие ошибки часто приводят к серьезным ДТП и значительным штрафам. Водителю следует быть предельно бдительным.

Современные технологии контроля выделенных полос

Для предотвращения нарушений правил на выделенных полосах используются современные технические средства:

  • Видеокамеры с функцией распознавания номеров;
  • Датчики движения, фиксирующие наезд на разметку;
  • Комплексы автоматической фиксации нарушений.

Такие технологии позволяют значительно снизить аварийность на выделенных полосах.

Перспективы развития выделенных полос

В перспективе ожидается дальнейшее развитие сети выделенных полос и ужесточение контроля за их использованием, в том числе:

  • Увеличение протяженности выделенных полос, особенно встречных;
  • Расширение списка транспортных средств, которым разрешена езда по ним;
  • Внедрение новых технологий контроля, включая видеоаналитику и искусственный интеллект.

Эти меры призваны сделать выделенные полосы максимально эффективным элементом транспортной инфраструктуры городов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *