Как проверить люфт рулевого колеса
Перейти к содержимому

Как проверить люфт рулевого колеса

  • автор:

Что такое люфт руля, его причины и устранение

like

0 28 Ноября 2019

Что такое люфт руля, его причины и устранение

  • Что такое люфт руля, его причины и устранение
  • Что такое люфт рулевого управления
  • Допустимый люфт рулевого колеса
  • Каким инструментом проверяется
  • Как проверить
  • Возможные причины люфта и их диагностика
  • При выключенном двигателе
  • При движении
  • При торможении
  • Как устранить люфт
  • В рулевой колонке
  • Видео: Устранение люфта руля
  • Рулевого колеса

star star star star star star star star star

—>Автомобиль — это не только средство передвижения, но и механизм, который может подвергать опасности человеческую жизнь. Частое использование изнашивает детали авто и вызывает их неисправность. Из этой статьи вы узнаете о люфте руля и как его убрать, причинах возникновения и о том, как его замерить. Также станет понятно, какое значение люфта может допускаться.

  • Что такое люфт рулевого управления
  • Допустимый люфт рулевого колеса
  • Каким инструментом проверяется
    • Как проверить
    • При выключенном двигателе
    • При движении
    • При торможении
    • В рулевой колонке
      • Видео: Устранение люфта руля

      Что такое люфт рулевого управления

      Люфт в переводе с немецкого означает «воздух». Это выражение используется для обозначения свободного хода. На практике в деталях и элементах образуется щель между сопряжёнными частями рулевой системы, которая со временем может увеличиваться. Определить люфт можно градусом поворота в определённых элементах управления. В идеально исправном состоянии степень действия не должна сопровождаться изменениями.

      Допустимый люфт рулевого колеса

      Опытный водитель знает, что уровень воздействия на механизм рулевого управления напрямую зависит от амплитуды люфта. Чем выше его градус, тем больше усилий необходимо приложить.

      Знаете ли вы? Камилла дю Гас — первая женщина-гонщица. В 1901 году она приняла участие в автогонке на скорость по маршруту Париж-Берлин.

      В сумме люфт не должен переходить отметку в 10° у легковых машин, у автобусов — 20°, у грузовых автомобилей — 25°.

      Каким инструментом проверяется

      Люфтомер — инструмент, который определяет величину люфта. Существует электронный и механический. Выбирать, каким лучше пользоваться, только вам, ведь всё зависит от удобства в использовании, хотя предназначение у них одно. Работа прибора заключается в измерении максимального суммарного люфта датчиком угла с отсечкой начала и конца отсчёта по его сигналам о начале поворота рулевого колеса.

      Люфтомер

      Как проверить

      Когда управление автомобилем даёт явные признаки неполадок, то причину стоит искать в свободном движении руля, оно может превышать допустимые нормы. Машина перестаёт работать с вами в тандеме, либо реагирует, но поздно. Важно отметить, что если регулируя рулевой механизм, устранить увеличившийся ход не удаётся, то авто нельзя использовать.

      Возможно, истёк срок эксплуатации крепления механизма руля, маятникового рычага или же рулевых тяг. Предельной нормой люфта для руля, наружный диаметр которого равен 400 мм, будет 17 мм — превышение этого значения считается отклонением.

      • Как определить и устранить люфт в рулевой рейке
      • Неисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
      • Проверка рулевого управления на наличие дефектов
      • Что делать с проблемой возвращения руля в исходное состояние
      • Основные неисправности рулевого управления и способы их устранения

      Возможные причины люфта и их диагностика

      Выделяют следующие причины появления люфта:

      1. Из-за ослабевания гайки крепление руля стало более свободным.
      2. Ослабились регулировочные тяги, которые предназначены для регулировки схождения колёс автомобиля.
      3. Механизм, который соединяет рулевую систему и присоединяется к кузову, ослабляется, либо происходит просадка прокладок между конструкцией и кузовом.
      4. Наружные наконечники тяг сильно износились, увеличивая амортизацию средства передвижения.

      Люфт руля

      Практически каждый автолюбитель может самостоятельно выяснить причины возникновения люфта, придерживаясь определённого алгоритма. Для этого достаточно обладать некоторыми знаниями или обратиться в специализированный автосервис

      При выключенном двигателе

      С целью определения неисправности при выключенном двигателе, необходимо провести диагностику:

      1. Автомобиль следует разместить на ровной местности, чтобы колёса были направлены прямо.
      2. Поворачивая рулевое колесо постепенно в разные стороны, следует проверять все узлы данной системы. Для этого рекомендуется пригласить помощника. Вы почувствуете вибрацию в неисправных узлах во время движений рулём.

      Важно! Если колёса установлены прямо, а спицы руля расположены не горизонтально, это является признаком нарушения регулировки колёс. Также это может говорить о наличии дефектов в рулевом управлении или подвеске.

      При движении

      Во время движения необходимо прислушаться к работе деталей рулевого управления и оценить наличие посторонних вибраций. Наличие характерного звука свидетельствует о том, что узел неисправен. При этом стук усиливается во время езды по неровной дороге или во время преодоления препятствий, например, переезде через рельсы ж/д.

      При торможении

      Во время торможения авто не должно происходить никаких лишних движений. Если будет слышен посторонний звук, возможны неисправности с тормозными колодками. Также машина может не своевременно среагировать на нажатую педаль тормоза или тормозить рывками — всё дело в тормозных дисках.

      Люфт руля

      Как устранить люфт

      Отрегулировать управление не сложно, для этого не требуется большая разновидность инструментов. Потребуется лишь простой набор принадлежностей, которые помогут выполнить настройку элементов крепления.

      В рулевой колонке

      Когда люфтомер показывает в колонке нежелательный результат, рекомендуется попробовать отрегулировать винты на карданных шарнирах. Всё это расположено на рулевом валу. Найдите винт регулировки и установите предельное значение. После выполните повторную проверку, и если свободный ход всё ещё высокий, то проблема не в этом.

      Знаете ли вы? Ещё в 1920-х годах большинство автомобилей в США (около 40%) ездило на электричестве. Но поскольку устранение их основных недостатков, таких как невысокая мощность, в те времена оказалось невыполнимой задачей, бензиновые автомашины быстро вытеснили электрические.

      Высокие параметры люфтомера свидетельствуют о том, что необходимо отрегулировать шарниры тяг. Эта процедура не из лёгких, так как потребуется домкрат, смотровая яма или эстакада. Если окажется, что шарниры расхлёстаны, следует подтянуть их крепления. Также проверьте натяжение рулевых тяг.

      Видео: Устранение люфта руля

      Рулевого колеса

      Ниже рассмотрен алгоритм действий, предназначенных для повышения безопасности вождения.

      Важно! Запрещается сильно затягивать регулировочный болт. При повышенном трении самостабилизация передних колёс во время движения практически отсутствует и автомобиль постоянно отклоняется от траектории движения.

      Инструкция, как устранять неисправность:

      1. Колёса необходимо установить в положении прямо и проверить уровень масла в редукторе.
      2. Снять винт регулировки рулевого колеса от защитного колпачка.
      3. Ослабить гайку, пока не получится поднять стопорную шайбу.
      4. Быстро повернуть руль влево и вправо под углом около 10°, одновременно регулируя винт шлицевой отвёрткой, пока люфт не примет допустимые параметры. При этом важно сильно не перетянуть его.
      5. После этого следует затянуть гайку, придерживая винт от прокручивания.

      Устранение люфта рулевого колеса

      Теперь вы знаете об основных причинах, которые могут привести к возникновению люфта. Достаточно важно приложить усилие и оперативно исправить неполадку, т. к. она напрямую влияет на безопасность во время движения. Чтобы разрешить эту проблему, следует провести диагностику и обратиться за помощью в специализированное СТО.

      Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

      Какой люфт должен быть в рулевом управлении, суммарное и допустимое значение

      Люфтом принято называть зазоры в любых сочленениях, которые предоставляют свободу перемещения одной детали относительно другой. Они могут быть полезными, заложенными конструктивно или вредными, возникающими от износов в процессе эксплуатации.

      Возможно появление нежелательных зазоров из-за неграмотной регулировки там, где это предусмотрено.

      Что значит люфт в рулевом управлении авто

      В рулевом управлении люфт проявляется при попытке водителя повернуть руль. Он может свободно вращаться в определённых угловых пределах, не оказывая при этом никакого влияния на управляемые колёса.

      На месте это хорошо заметно по изменению усилия. Даже в автомобилях с ГУР или ЭУР имеется определённая обратная связь (за исключением некоторых моделей машин американской школы, где рулевое управление полностью «невесомо»), а если двигатель и зажигание выключено, то это тем более прекрасно заметно без маскировки со стороны сервомеханизмов.

      При движении, особенно на высоких скоростях, зазоры в системе особенно хорошо проявляются. Автомобиль становится сложнее удерживать на траектории, рулём приходится действовать «с размахом», который тем больше по амплитуде, чем выше угловое значение люфта.

      Это опасное явление, которого надо избегать как на этапе проектирования и изготовления автомобиля, так и при его техническом обслуживании и ремонте.

      Понятие суммарного и допустимого люфта рулевого колеса

      Водителя не должно интересовать, где и какие люфты заложены изготовителем, а где они появились в процессе эксплуатации. Данная информация важна для диагностов и ремонтников.

      Человек во время управления автомобилем оценивает только реакции последнего на управляющее воздействие. Это и заставляет ввести понятие суммарного люфта.

      Суммарное значение должно быть определено с заданной точностью, то есть стандартизирована терминология и способы определения нужной величины.

      Указывается минимальный угол, на который надо повернуть руль, чтобы это считалось началом воздействия, после чего начинается отсчёт люфта в угловых величинах, обычно градусах.

      Минимальный угол находится на пределе чувствительности водителя и составляет несколько сотых долей градуса. Далее идёт нормированный люфт. Его значение индивидуально для каждого автомобиля, поскольку зависит от конкретного конструктива.

      Нулевым его никто не делает, в этом нет необходимости, зато есть совершенно обоснованные технические соображения, почему небольшой люфт полезен и необходим.

      Связано это с особенностями работы зубчатых передач, имеющихся в каждом типе рулевого механизма. Они нужны для нормальной работы смазывающей плёнки, а также для долговечности шестерёнчатых передач, неважно каких, реечных или червячно-винтовых и типа винт-шариковая гайка.

      Помимо технических соображений, всегда имеются законодательные ограничения. Автомобили с большими люфтами в рулевом управлении опасны на дорогах. Но лимитируются значения значительно большие относительно заводской документации.

      Например, если взять одно из самых «люфтящих» из-за особенностей рулевого механизма и возраста разработки семейство вазовской «классики», то технические условия завода ограничивают суммарный люфт в 5 градусов, а по техническому регламенту властей страны он может быть не более 10 градусов для всех легковых автомобилей.

      Поэтому при оценке исправности следует ориентироваться на заводские цифры, ну а допуск на дороги даётся тем, у кого они не выше установленных законом. И то и другое – допустимый люфт.

      Причины возникновения люфта

      От руля до управляемого колеса располагается несколько сочленений, в каждом из которых может быть штатный или увеличенный зазор.

      Где-то он имеет исходно нулевое значение, в других случаях отличное от нуля, и всё это может меняться по мере выработки трущегося металла:

      • главный источник люфта – зазор в зацеплении ведущей и ведомой шестерней рулевого механизма, определённая его величина может быть конструктивной, но именно она постоянно возрастает из-за износа зубьев, иногда её частично можно устранить регулировкой;
      • зазор может появиться в шлицах, на которых ступица рулевого колеса закреплена на валу рулевой колонки;
      • сам вал выполняется составным по требованиям компоновки и травмобезопасности, между частями располагаются карданные и телескопические шлицевые соединения, детали постепенно меняют геометрию, зазоры увеличиваются;
      • на выходе из рулевого механизма имеются тяги с шарнирами шарового типа, по мере деградации смазки относительные перемещения шаров и обойм растут;
      • поворотные рычаги управляемых колёс соединены с тягами шаровыми рулевыми наконечниками, они подпружинены, в исходном состоянии там зазоров нет, но они появляются по мере истирания вкладышей и шаровых пальцев;
      • между колесом и поворотным кулаком располагается ступица с подшипником, который также склонен к износу;
      • вся конструкция обладает некоторой упругостью, это не относится непосредственно к люфту, но также замедляет реакцию на поворот руля.

      Свобода соединения нарастает постепенно, в одних местах это происходит быстрее, в других медленнее, но суммарный люфт растёт непрерывно, критическое значение и необходимость ремонта определяются во время диагностики ходовой части.

      Способы диагностики неисправности

      Типовой способ – покачивание руля с контролем величины относительно перемещения всех соединяемых деталей. Зазоры хорошо различимы по стукам и ощущением руки проверяющего.

      Суммарный же люфт можно определить инструментально с помощью устройства, соединяемого с рулевым колесом и показывающего на экране угол свободного хода до начала поворота передних колёс.

      Если норма превышена, то принимается решение о поиске конкретных источников и ремонте.

      Как устранить люфт

      Зазоры в соединениях, в зависимости от места их нахождения, подлежат полному устранению или приведению к нормальным расчётным значениям.

      Чаще это ремонт и замена деталей, реже помогает регулировка.

      В рулевой колонке

      Вал подлежит демонтажу, после чего, в зависимости от заводской ремонтной технологии, производится замена в сборе или отдельных его составляющих – шлицевых соединений и карданных шарниров.

      В некоторых случаях будет достаточно подтянуть крепёж зажимов цангового типа до номинального значения с последующей контровкой.

      В рулевом колесе

      Ступица руля сидит на шлицах и затянута центральной гайкой. При ослаблении шлицы начинают изнашиваться, появляется зазор, изначально там не предусмотренный.

      Затяжка гайки помогает только на начальных стадиях, в остальных случаях меняется рулевое колесо и вал колонки. Существуют также технологии восстановления шлицов до изначального размера.

      В рулевой рейке

      Рейка предусматривает регулировку прижима в месте сопряжения ведущей шестерни, что далеко не всегда помогает из-за неравномерного износа по всей длине зубчатого сектора. Можно заменить опорные подшипники и втулки.

      Полный ремонт реечного механизма выполняется на предприятиях, которые берут их в качестве обменного фонда, предлагая взамен уже отремонтированные. Механизмы в сборе по цене значительно ниже оригинала предлагаются и сторонними изготовителями, качество сильно зависит от стоимости.

      Что произойдет если ездить с большим люфтом

      Машина с большими люфтами руля плохо управляется, нестабильна на большой скорости и сильно утомляет водителя.

      При критических величинах возможны заклинивания рулевого управления и разрушения шарниров. Это крайне опасно, поэтому движение с увеличенным люфтом возможно только к месту ремонта.

      Причины люфта в рулевом управлении и его устранение

      Термин «люфт» в механике означает наличие свободного хода у составной части механического устройства. Представляет собой показатель, говорящий о величине смещения или движения управляемого узла, не приводящее к изменениям в механизме. Неисправность в виде люфта в рулевом управлении может привести к серьезным поломкам.

      Понятие люфта в рулевом механизме

      В отношении рулевого управления автомобиля, люфт – это амплитуда поворота рулевого колеса, при котором авто продолжает движение в прежнем направлении.

      Специальный шток, один из элементов рулевого управления, неплотно прилегает к другим деталям, образуя зазор. За счет этого элементы механизма не изнашиваются во время трения. Правилами дорожного движения максимальная величина промежутка установлена не более 10 градусов. Превышение этого значения делает эксплуатацию авто невозможным и требует немедленного устранения.

      Причины появления люфта

      Спустя длительное время эксплуатации, приходят в негодность рабочие поверхности ролика, подшипника, втулки, шайбы, вала сошки и его Т – образного паза, головки регулировочного винта. Таким образом, зазоры в рулевом устройстве увеличиваются, во время движения автомобиля появляются посторонние стуки и вибрация, колеса становятся неустойчивыми и шатаются. Изначально зазор появляется в месте сцепления ролика и червяка, впоследствии, одновременно с валом руля происходит осевое смещение червяка.

      При передвижении на высокой скорости машина становится неуправляемой, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до аварии.

      Основной причиной появления люфта – это отвратительное состояние дорог. Подвеска автомобиля берет на себя основную часть нагрузки, которая направлена на колеса, но все же часть из нее приходится на детали рулевого управления. Усугубляет ситуацию использование низкокачественной резины, что значительно сокращает срок эксплуатации рулевой тяги и подвески.

      Ослабление затяжки гайки

      «Невинной» причиной возникновения неисправности является ослабление гайки крепления рулевого колеса. Регулировка выполняется методом подтягивания винта в торцевой крышке рулевого механизма. Сначала снимается декоративный элемент обшивки крепления, затем гайка протягивается торцовым ключом необходимого диаметра.

      Подтяжка гайки рулевого управления

      Если в обшивке автомобиля (это относится к современным авто) вмонтирован узел подушки безопасности, его предварительно демонтируют, чтобы обеспечить доступ к гайке. Работа проводится при отключенных аккумуляторных клеммах в целях соблюдения техники безопасности.

      Важно! Если не выполнить своевременную затяжку гайки крепления, это приведет к износу шлицов в месте крепления руля, повлечет за собой проворачивание руля, потерю управления транспортным средством.

      Износ наконечников тяг

      Более опасной причиной люфта в рулевом управлении является износ наконечников тяг. В связи с тем, что эти элементы работают в непростых условиях, подвергаясь постоянному воздействию грязи и воды, они приходят в негодность быстрее. В результате увеличиваются осевые и радиальные зазоры в шаровом соединении наконечника, он разваливается и управление автомобилем становится невозможным. Чтобы избежать последствий такой неисправности, следует немедленно обратиться в сервис для замены деталей.

      Также, выделяют несколько причин образования свободного хода, кроющихся в конструкции системы рулевого управления.

      • развалившийся подшипник ступицы;
      • послабление или ненадлежащее протягивание гайки крепления рулевого колеса, регулировочных тяг;
      • износ шаровой опоры;
      • амортизация или поломка шарниров, шлицов, соединений карданного вала;
      • завышенный зазор между зубчатой планкой и шестерней, или их износ;
      • непригодное гидравлическое масло.

      Как диагностировать неисправность?

      Люфт руля особенно ярко выражается при передвижении по прямой дороге на высокой скорости. Признаком поломки является стук при резком повороте руля. Нарастающий стук во время движения по неровной местности указывает на поломку рулевых наконечников и тяг. Отдающий в руль – о неисправности рулевой планки.

      Если руль «бьет» при движении, это говорит о выходе из строя шаровой или рулевых наконечников. Причиной также может быть износ втулки, подшипника, крестовины.

      Биение руля при движении

      Шум неизвестного происхождения во время поворота руля указывает на необходимость проверки уровня жидкости.

      Изменение заданного направления движения авто при прямом положении руля, ощущение, что авто «уводит» в сторону, говорит о несбалансированном развале – схождении колес.

      Руль проворачивается отрывисто в случае заклинивания рулевой планки. Если он поворачивается с усилием, требуется проверить работу усилителя.

      Чтобы выяснить, есть ли проблемы с рулевым управлением, следует провести небольшую проверку:

      1. Завести двигатель и оставить работать на холостом ходу.
      2. Одновременно проверить работу гидравлического усилителя.
      3. Передние колеса выставить параллельно продольной оси авто.
      4. Поворачивая руль в одну и в другую сторону, фиксировать момент, когда передние колеса начинают движение. Люфтом (свободным ходом) будет промежуток, который руль проходит до движения колес.

      Для более точного определения зазора используют специальный прибор люфтомер.

      Измерение люфта

      Устранение люфта в рулевом управлении

      Для регулировки рулевого управления понадобится обычный набор простых инструментов, позволяющих выполнить настройку креплений. Все работы по устранению неполадок проводятся в гараже со смотровой ямой, эстакадой, или с наличием подъемника.

      Если люфтомер или ручная диагностика показали неудовлетворительные результаты, переходят к следующим действиям (потребуется помощь напарника):

      1. Определить источник стука и проверить работу подвесок.
      2. Попытаться подтянуть рулевую планку.
      3. Взявшись за руль, поворачивать его из стороны в сторону в пределах свободного хода, одновременно наблюдая работу карданного вала около рейки, шаровых наконечников тяги. А также отслеживать уплотненность сопряжения штанг, которые должны точно входить одна в другую.
      4. Если рулевая планка не повреждена, поворачивая регулировочный винт, устранить люфт в рейке.
      5. Свободный ход в карданном вале возникает чаще всего по причине отсутствия смазки. Устранить его можно, только заменив деталь.
      6. Люфт в месте сопряжения штанг устраняется точечной сваркой, которая сдерживает детали во время работы.
      7. Отремонтировать или заменить шаровые наконечники, если есть необходимость.
      8. Особое внимание уделить исправности наконечников и целостности резиновых пыльников.
      9. Проверить, устранен ли люфт рулевого колеса.

      Если все действия не привели к желаемому результату, остается только полностью разобрать рулевой механизм, чтобы определить, какие детали вышли со строя и заменить их.

      Безопасность водителя и пассажиров напрямую зависит от исправной работы рулевого механизма. Исправление поломок и регулировку механизмов лучше возложить на профессионалов.

      Заключение

      Таким образом, появление люфта рулевого колеса может привести к плачевным последствиям. Для предупреждения его появления необходима своевременная диагностика узлов и механизмов рулевого управления, а также своевременное устранение проблемы.

      Что такое люфт руля, его причины и устранение

      Lyft_Rulja (1)

      Люфт – это свободный ход на соединении двух и более деталей автомобиля. Допустимый люфт – это максимальная величина смещения, которая не имеет критического значения для управляемого элемента.

      Это явление может возникать в:

      • рулевом управлении;
      • карданах трансмиссии;
      • элементах ходовой части;
      • узлах подвески.

      Разберемся с причинами возникновения свободного хода в рулевой колонке. Затем – как его устранить.

      Что такое люфт рулевого управления

      Lyft_Rulja1 (1)

      Рулевая колонка – первый узел, в котором может появляться увеличенный свободный ход. Основная ее часть это шток, фиксирующийся на валу с шарнирами.

      Соединение этих элементов обеспечивается зубчатой передачей. Еще с завода в ней присутствует незначительный зазор. Он необходим для того, чтобы края зубцов преждевременно не изнашивались из-за силы трения.

      Lyft_Rulja6 (1)

      Водитель может заметить это явление, поворачивая руль влево и вправо, так чтобы при этом направление колес не менялось. Во время эксплуатации машины свободный ход на соединениях увеличивается. Чаще всего это происходит из-за естественного износа деталей.

      Как работает рулевое управление автомобиля – смотрите в видео обзоре:

      Lyft_Rulja2 (1)

      Когда же во время движения автомобиль замедлил отклик на поворот рулевого колеса, водителю необходимо остановиться и проверить, в чем причина. Это явный признак поломки.

      Любые скрипы, стуки, вибрации произвольное отклонение машины от заданной траектории – все это признаки неисправности рулевого управления. Из-за этого в экстренной ситуации водитель может не справиться с управлением транспортного средства и создать ДТП.

      Допустимый люфт рулевого колеса

      Боясь этого, некоторые автомобилисты вообще стараются устранить свободный ход рулевого колеса. Однако это ускорит износ деталей и их нужно будет менять на новые чаще обычного.

      Lyft_Rulja3 (1)

      В руководстве по эксплуатации и ремонта автомобиля завод-изготовитель указывает разрешенный люфт рулевого управления. Если эти данные отсутствуют, следует отталкиваться от основных требований, прописанных в ПДД.

      Машина должна соответствовать следующим требованиям:

      Тип автомобиля: Максимально допустимый люфт (в градусах)
      Легковой 10
      Грузовой 25
      Автобус 20

      Как видно, чем больше габариты автомобиля, тем выше величина свободного хода рулевого управления.

      Как проверить люфт руля

      Lyft_Rulja5 (1)

      Проверить люфт руля нужно следующим образом.

      • Поставить автомобиль на твердую ровную поверхность – бетонное или асфальтированное покрытие. Колеса авто – сухие, чистые и поставлены в направлении продольной оси кузова.
      • Перед замерами руль поворачивают влево и вправо, чтобы почувствовать тот момент, когда колеса начинают менять свое направление.
      • На рулевое колесо устанавливают прибор, который показывает градус отклонения от центральной точки.
      • Показатели свободного поворота влево и вправо суммируются.

      Каким инструментом проверяется

      Самый простой способ замера люфта руля выполняется при помощи обычной линейки. На рулевом колесе наносится отметка. Затем его поворачивают вправо, подставляют линейку шкалой к отметке, а одним краем упирают ее в левую стойку. При свободном повороте влево отметка пройдет несколько делений на шкале. Стоит отметить, что для прохождения техосмотра автомобиля этот метод не является точным.

      Вот еще один способ определения суммарного люфта:

      Lyft_Rulja4 (1)

      При выключенном двигателе

      Если увеличенный показатель свободного хода ощущается при выключенном двигателе, необходимо проверить всю схему рулевого управления. Вот основные проблемы, которые может выявить диагностика:

      • износились рулевые наконечники;
      • поломка крестовины вала рулевой стойки;
      • выработка на зубьях шестерни рейки;
      • если автомобиль оснащен рулевым редуктором (старые автомобили, в которых он выполняет роль усилителя руля), то люфт может появляться в его механизме;
      • износ верхней или нижней шаровой опоры.

      При движении

      Lyft_Rulja7 (1)

      Если руль люфтит во время движения, необходимо обратить внимание на сопутствующие проблемы.

      • Автомобиль уводит в сторону. Причина – не отрегулированный развал-схождение.
      • При повороте рулевого колеса возникают посторонние шумы. Причина – недостаточный уровень жидкости гидроусилителя.
      • Стук в передней части при езде по неровной дороге. Причина – выход из строя рулевых тяг и их наконечников. Если этот стук отдает в руль – нужно проверить рулевую рейку.
      • Вибрация руля. Она возникает при разбалансировке колесных дисков. Помимо этого причиной биения руля может быть поломка шаровых опор или рулевых наконечников.
      • Потеря плавности хода. Поворот руля с рывками свидетельствует об износе рулевой рейки.

      При торможении

      Lyft_Rulja8 (1)

      Свободный ход рулевого колеса, возникающий при торможении, может свидетельствовать о таких проблемах:

      • выход из строя подшипника ступицы. Выявить эту поломку можно, подняв на домкрате авто, и пошатав колесо. Если оно люфтит – значит проблема в ступичном подшипнике.
      • после недавнего ремонта ходовой механики плохо затянули крепление ступицы;
      • плохо затянуты крепежные болты рулевого управления;
      • износ тормозных дисков или колодок.

      Любые изменения в поведении автомобиля на дороге достойны пристального внимания автомобилиста. Игнорирование тревожных сигналов чревато не только выходом из строя деталей, но и созданием аварийной ситуации.

      Как устранить люфт

      Во многих случаях люфт руля можно устранить, выполнив правильную регулировку системы управления автомобиля. Стоит проверить затяжку всех крепежных болтов, а также обратить внимание на регулировочные винты. Как убрать рулевой люфт в сложных ситуациях?

      В рулевой колонке

      Lyft_Rulja9 (1)

      На валу рулевого управления закреплены карданные шарниры. В стандартных колонках их два. Они фиксируются болтами. Еще одна причина свободного хода в рулевой колонке – выработка в гнездах, куда установлены эти элементы.

      Чтобы выполнить ремонт, потребуется поставить автомобиль на эстакаду или загнать в гараж со смотровой ямой. При замене крестовины руль следует зафиксировать. Если после замены шарнира водитель слышит дребезжание, необходимо подтянуть крепежные болты.

      Устранение люфта в рулевом редукторе (если в автомобиле он присутствует) производится за счет регулировки зазора между валом сошки и червячным валом.

      Рулевого колеса

      Lyft_Rulja10 (1)

      Редко, но случается так, что полная замена всех износившихся деталей не устраняет увеличенный свободный ход. В этом случае следует проверить монтаж самого руля. В некоторых автомобилях зубчатое крепление этой детали выходит из строя из-за некачественного материала, из которого она изготавливается.

      Итак, устранение люфта в системе управления автомобиля – не просто вопрос комфорта. От исправности ее элементов зависит безопасность всех, кто находится в машине.

      Вот еще один полезный совет о настройке рулевого управления:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *