Сужение дороги кто уступает
Перейти к содержимому

Сужение дороги кто уступает

  • автор:

Знак «Сужение дороги»

Дорожный знак «Сужение дороги» (1.20.1 — 1.20.3) относится к категории предупреждающих и сообщает водителю, что вскоре ширина дорожного полотна уменьшится. Внешне он представляет собой красный треугольник со схематичным изображением двух дорог в виде черных линий, одна или обе из которых указывают на сужение дорожного полотна на данном участке. Чаще всего устанавливается в городе перед остановками общественного транспорта или на трассе при приближении к более узкому участку пути.

Знак также используется при частичном перекрытии дорожного полотна в процессе выполнения ремонтных мероприятий. В этом случае он имеет желтый фон и обычно дополнен знаком «Дорожные работы».

  • Сужение дороги с обеих сторон (1.20.1).
  • Сужение дороги справа (1.20.2).
  • Сужение дороги слева (1.20.3).

Знаки сужения дороги

Зона действия

Устанавливается на следующем расстоянии от места изменения ширины дорожного полотна:

  • В населенном пункте: за 50-100 метров до начала сужения пути.
  • За пределами населенного пункта: за 150-300 метров до места начала сужения.

Зона действия длится до начала дороги с изменяющейся шириной. На этом отрезке автомобилист должен перестроиться в другой ряд, руководствуясь изображением на указателе.

Кто кому должен уступить дорогу?

При перестроении в зоне действия знака необходимо пропустить транспортные средства, движущиеся без изменения направления движения (п. 8.4 ПДД).

Штрафы

За нарушение правил перестроения в пределах действия рекомендаций указателя на водителя может быть наложен административный штраф. Причины применения штрафных санкций указаны в статье 12.14 КоАП:

  • Водитель не подал сигнал перед началом перестроения (ч.1 ст. 12.14).
  • Не выполнено требование пропустить транспортные средства, пользующиеся преимущественным правом движения (ч.3 с.12.14).

Размер штрафа за подобные нарушения составляет 500 рублей.

Знак «Сужение дороги» в сочетании с сопутствующими указателями или разметкой помогает участникам движения сориентироваться перед участком пути с изменившейся шириной. Чтобы успеть вовремя среагировать на его требования, следует соблюдать скоростной режим в соответствии с рекомендациями ПДД.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Сужение дороги: кто должен уступать

Знак 1.20.1 «Сужение дороги» — а также его разновидности 1.20.2 и 1.20.3. — можно встретить и в городе, и за городом. Его устанавливают в том месте, где временно или постоянно количество полос на дороге уменьшается. И для того, чтобы продолжить движение в месте сужения дороги, автомобилисты должны знать, как правильно перестроиться и безопасно преодолеть этот участок пути.

Зачастую именно в месте, где происходит сужение, возникает много опасных ситуаций, главным образом, из-за того, что водители точно не знают, кто кому должен уступить дорогу и пропустить вперед.

Обратимся к Правилам дорожного движения. В пункте 8.4 правил говорится, что «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения». Там же уточняется, что при одновременном перестроении автомобилей, движущихся плотно, водитель должен уступить дорогу машине, которая находится справа.

Однако в статье ПДД (8.9) говорится, что «в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

На первый взгляд, одно правило противоречит другому, и из-за этого есть риск того, что две машины так и не смогут безопасно преодолеть место на дороге, где количество полос уменьшается. И поэтому нужно обратить внимание на то, с какой стороны происходит сужение. Если сужение слева, то действует правило «правой руки»: автомобиль в левом ряду должен пропустить помеху справа. Другое дело, если сужение происходит по правой полосе, то движущемуся по ней водителю придется самому «вливаться» в левый ряд, пропуская автомобили в ожидании своего «окошка».

Бывают случаи, когда в месте, где есть сужение дороги справа, образуется затор и накапливается большое количество автомобилей. В этом случае по правилам дорожного движения автомобилисты из левой полосы должны в безопасном режиме пропускать «вливающиеся» в полосу машины.

В ГИБДД рекомендуют автомобилистам при появлении на трассе знака «Сужения дороги» позаботиться о том, чтобы перестроиться в свободный ряд заранее. Правила предписывают устанавливать такой знак минимум за 50-100 метров до сужения на городских дорогах и за 150-300 метров — на загородных трассах. И если вовремя съехать на нужную полосу, никаких проблем впереди не возникнет.

Если водитель нарушил правила знака «Сужение дороги», то, согласно части 12.14 КоАП РФ, ему грозит штраф в размере 500 рублей.

Кто кому уступает при сужении дороги

Продолжаем тему приоритета (кто должен уступить) на сужении дороги.

В общих случаях, когда мы по отношению к движению транспортных средств говорим о сужении дороги, то подразумеваем сужение ее проезжей части.

В рамках данной статьи будет уместна и та, и другая формулировка, потому что речь пойдет о случаях, когда сужение обозначено предупреждающими знаками «Сужение дороги».

В общем, на вопрос кто должен уступить при сужении дороги нет однозначного ответа по той причине, что ответ на него зависит от многих обстоятельств.

Такими обстоятельствами может, например, быть фактическая расстановка дорожных знаков на данном участке дороги, и еще, каким образом нанесена разметка (в т.ч. временная) на проезжую часть.

В предыдущих статьях данной серии было дано определение тому, что такое сужение дороги, и рассмотрена общая проблема приоритета на разного рода сужениях дороги в целом.

Приоритет при сужениях на встречном разъезде коротко описан в статье Кто уступает при сужении дороги и в статье Знаки приоритета встречного разъезда 2.6, 2.7.

В этой статье более детально рассмотрим вопрос «кто должен уступить при сужении дороги» в попутном направлении в случаях, если установлены знаки, обозначающие сужение дороги, и если сужение не обозначено.

Далее, по тексту:

Кто должен уступить при знаках «Сужение дороги»

Когда сужение проезжей части дороги обозначено одним из предупреждающих знаков 1.20.1-1.20.3 «Сужение дороги», то общая «картина» сужения визуально понятна.

Знаки сужения

Каждый знак однозначно показывает на то, с какой стороны сужается дорога, соответственно, в том числе сужается и ее проезжая часть.

Вы движетесь по той стороне дороги, которая сужается, но после сужения по своему ряду продолжить движение больше не можете, вы вынуждены перестроиться в смежный попутный ряд.

А поскольку вы перестраиваетесь, то в соответствии с пунктом 8.4 ПДД вы обязаны уступить дорогу попутчикам, которые движутся в смежной полосе без изменения направления своего движения.

Сужение слева и справа

Если сужение по вашему направлению происходит с двух сторон, и слева и справа (знак 1.20.1), то вы должны руководствоваться пунктом 8.9 ПДД: преимущество у того, кто едет справа. Соответственно, уступает тот, кто едет слева.

Однако, если сужение происходит на вашей половине проезжей части (предположим, что до сужения помещалось два авто, а после сужения — один авто), то уступает тот, кто справа, потому что он перестраивается.

В бутыл горло

Таким образом, с предупреждающими знаками «Сужение дороги» приоритет на обозначенном участке (кто кому уступает при сужении дороги) понятен.

Кто должен уступить, если сужение дороги не обозначено

Возьмем другой случай, когда вы видите, что дорога впереди по движению по каким-то причинам сужается, но данное сужение никак не обозначено.

Возможно, что его обозначат в недалеком будущем, но в данный момент вы видите, что сужение есть, а знаков сужения нет. Возникает вопрос: если нет знака Сужение дороги, кто уступает?

ПДД не дают на этот вопрос однозначного ответа, его приходится «доставать» из разных разделов, и «примерять» к конкретной дорожной обстановке.

А поскольку нет четкого правила по вопросу «кто уступает, если нет знака Сужения дороги», то возникают разные интерпретации приоритета, часто противоречащие уже утвержденным правилам.

Примером такой интерпретации приоритета на сужении дороги является так называемое правило «помеха справа».

В ПДД есть пункт 8.9, который обязывает уступить «помехе справа» в случае, если пути ТС пересекаются, а очередность проезда ПДД не оговаривают. См. статью Помеха справа в ПДД.

Т.е. существует убеждение, что независимо от формы сужения дороги, преимущество у того, кто едет справа.

Люди склонны применять пункт 8.9 ПДД в любых случаях, когда отсутствуют дорожные знаки и разметка, совершенно забывая о том, что выезд из занимаемого ряда с сохранением направления движения именуется перестроением.

А, вот, порядок перестроения в ПДД оговорен в пункте 8.4: уступает тот, кто перестраивается; если перестраиваются оба автомобиля, то преимущество у того, кто движется справа.

Возьмем условный пример. Выше по тексту есть картинки, на которых сужение дороги обозначено знаками 1.20.1-1.20.3. Представим эти же самые участки дороги, но только без знаков сужения.

Сужение не обозначено

Рисунки далеки от реальной обстановки, но общая схема должна быть понятна. Горизонтальными стрелками обозначено с какой стороны дорога сужается.

На обоих рисунках (левом и правом) порядок перестроения (пункт 8.4) и правило «помеха справа (пункт 8.9)» совпадают:

— на левом рисунке у «левого» препятствие, «левый» перестраивается (уступает), поэтому преимущество у «правого» («правый» едет не меняя траекторию);
— на правом рисунке перестраиваются оба автомобиля, поэтому преимущество у «правого».

Споры вызывает случай, изображенный на следующем рисунке (он — ниже), на котором визуально видно, что дорога сужается справа.

Сужение справа не обозначено

В этой ситуации если за основу приоритета взять правило перестроения (пункт 8.4), то уступить должен тот, кто перестраивается — автомобиль, едущий справа.

А, вот, если рассуждать о преимуществе по правилу «помеха справа» (пункт 8.9), то уступить должен автомобиль, едущий слева.

Мы видим два абсолютно противоположных ответа. Какой из них будет верным? Изложу свою точку зрения. Но сначала вернемся к ситуации, рассмотренным вначале статьи.

Допустим, на участке отчетливо видно, что дорога сужается с правой стороны. Есть знак 1.20.2 «Сужение дороги» справа. Т.е. перед узким местом «правый» должен уступить «левому», потому что «правый» вынужден перестроиться.

Теперь, тот же самый участок, но убираем знак 1.20.2 «Сужение дороги». Кто проедет первым с учетом того, что «правый» по-прежнему вынужден перестроиться? Приоритет должен остаться как и в случае со знаком.

В ситуации не должно быть разночтений (если знак установлен, то едем так, а если знака нет, то едем наоборот). Иначе, возникает возможность (а иногда и желание) интерпретировать ПДД по-своему.

Кто должен уступить, когда есть разногласия

В спорных ситуациях было бы уместно выделять дорожной разметкой приоритетную полосу, т.е. чтобы стало видно кто и откуда вынужден перестроиться. Но такого нет. И что делать?

Есть смысл понять, что в этом конкретном вопросе (кто кому уступает на сужении дороги) у ваших «соседей» по проезжей части может быть другое мнение, отличающееся от вашего.

И если каждый из вас начнет на дороге упорствовать на своем мнении, то можно легко «вляпаться» самому, ну или в вас кто-нибудь «вляпается».

Интересен факт, что по ситуации «если нет знака сужение дороги, кто уступает» у судов нет общей точки зрения. В одних случаях побеждает правило перестроения (пункт 8.4), в других — помеха справа (пункт 8.9).

И эту реальность нужно учитывать. Наверное, это правильно, что есть разногласия, потому что мы сейчас рассуждаем о неких общих случаях в плане того, каким образом должны действовать автомобилисты при сужении дороги.

Но каждый случай всегда конкретен: конкретный участок дороги и его особенность, конкретная расстановка дорожных знаков, конкретное взаимодействие транспортных средств и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос «кто кому уступает при сужении дороги» будет зависеть от того, с какой стороны дорога (проезжая часть) сужается, какие на этом участке установлены дорожные знаки, и еще от того, как нанесена дорожная разметка полос движения в данном направлении.

Преимущество в движении фактически определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП. Нет ДТП, — значит, было сделано все правильно.

По этой причине есть смысл использовать свое преимущество в движении только тогда, когда вы видите и убеждаетесь в том, что вам уступают дорогу.

На этом, ответ на вопрос, кто должен уступить при сужении дороги, можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «кто кому уступает при сужении дороги», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 14.12.2023

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Кто уступает при сужении проезжей части

В предыдущих статьях данной серии было дано определение тому, что такое сужение дороги, и рассмотрена общая проблема приоритета на разного рода сужениях дороги в целом.

О том, кто должен уступить при сужении дороги, обозначенной знаками сужения дороги, можно прочесть в статье Кто кому уступает при сужении дороги.

Но всем понятно, что дорога по ширине может оставаться неизменной (см. термин «дорога»), зато проезжая часть в одном (например, в попутном) направлении может и расширяться, и сужаться.

В этой статье более детально рассмотрим вопрос кто «должен уступить при сужении проезжей части дороги» в попутном направлении.

Если интересует приоритет на встречном разъезде на узких участках, то к вашим услугам две статьи: Кто уступает при сужении дороги и Знаки приоритета встречного разъезда 2.6, 2.7.

Далее, по тексту:

Кто должен уступить при знаках «Конец полосы»

Переходим к ситуациям, когда общее сужение проезжей части дороги обозначается дорожными знаками 5.15.5 или 5.15.6 «Конец полосы». Знак 5.15.5 устанавливают справа, знак 5.15.6 может быть установлен и справа, и слева.

Открываем приложение ПДД «Дорожные знаки» и находим:

  • Знак 5.15.5 «Конец полосы». Конец дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона.

Этому знаку предшествует знак 5.15.3 «Начало полосы», обозначающий начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения. «Новые» полосы располагаются справа.

Формулировка знака 5.15.5 дает понять, что заканчивается крайняя правая полоса. И этой полосой может быть либо дополнительная полоса (не обязательно на подъеме), либо полоса разгона.

Чтобы вы смогли продолжить движение после того, как полоса закончилась, необходимо перестроиться левее, на смежный попутный ряд.

В это время те транспортные средства, которые едут в попутном ряду, продолжают ехать параллельно, не меняя направление своего движения. Следовательно, у них преимущество.

Таким образом, если вы перестраиваетесь с полосы, которая заканчивается, то обязаны уступить дорогу своим попутчикам, едущим по смежной полосе, в которую вы «переезжаете» (пункт 8.4 ПДД).

Конец полосы

Переходим к знаку 5.15.6 «Конец полосы». Открываем приложение ПДД «Дорожные знаки» и находим:

  • Знак 5.15.6 «Конец полосы». Конец участка средней полосы на трехполосной дороге, предназначенного для движения в данном направлении.

Обратите внимание: конец участка средней полосы на трехполосной дороге. Заканчивается не крайняя левая полоса, а средняя! полоса.

С одной стороны логика формулировки знака 5.15.6 «Конец полосы» понятна, а с другой стороны она может поставить водителей в тупик.

Логика понятна в том плане, что знаку 5.15.6 «Конец полосы» предшествует знак 5.15.4 «Начало полосы», обозначающий начало средней! полосы трехполосной дороги.

Визуально это выглядит так, что дорога стала шире: было две полосы, а стало три. Правая полоса осталась «прямой», левая полоса «пошла» по краю левее, и посередине появилась третья полоса. Логично.

Соответственно, именно средняя полоса после знака 5.15.6 должна закончиться.

Теперь вдумайтесь. Вы едете по средней полосе, она продолжается «прямо», вы это видите. Вы также видите, что проезжая часть сужается слева, т.е. левая полоса постепенно «исчезает».

Вы способны осознать этот факт (что заканчивается левая полоса), но формулировка знака 5.15.6 указывает вам на то, что заканчивается не левая, а средняя полоса, т.е. ваша полоса, по которой вы едете.

По этой логике, если ваша средняя полоса закончилась, то вы вынуждены перестроиться. А если вы перестраиваетесь, то по пункту 8.4 ПДД вы обязаны уступить тем, кто едет слева! от вас по левой полосе.

Такой вариант перестроения противоречит нормальной логике, но на это указывают ПДД.

На самом деле, эта формулировка может поставить в тупик только в том случае, если на дороге отсутствует разметка полос движения, и не нанесена разметка 1.19, предупреждающая о приближении к сужению.

Картинка ниже — как пример понятного обозначения.

Знаки и разметка

Если мы заглянем в ГОСТ Р 52289-2019, то увидим там следующее:

Знак 5.15.6 «Конец полосы» применяют для обозначения конца полосы, предназначенной для движения в данном направлении или конца участка средней полосы на трехполосных дорогах, обозначенного знаком 5.15.4.

Здесь мы видим более расширенную формулировку: знак 5.15.6 обозначает или конец полосы данного направления (чаще всего — левой полосы), или конец средней полосы на трехполосной дороге.

Соответственно, если вы видите, что ваша полоса заканчивается, то вам следует перестроиться на смежную полосу. При перестроении ПДД обязывают вас уступить дорогу попутчикам, едущим в смежной полосе, не меняя своего направления.

Под понятие «конец полосы» еще попадает дорожный знак 5.15.2, обозначающий направление движения по полосе как-бы «наискосок» слева-направо, когда левая полоса до перекрестка после него как бы исчезает.

Сужение за перекрестком

В этом случае, если вы едете через перекресток по полосе, над которой расположен такой знак, то вынуждены перестроиться на перекрестке, чтобы въехать в «свою» полосу после перекрестка.

Совершая перестроение, вы обязаны уступить дорогу попутчикам, едущим в том ряду по своему направлению. Подробнее об этом — в статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке.

Как вариант, можно перестроиться с опережением попутчика. И если ему не будет создано помех в движении, то ваш маневр не будет считаться нарушением.

Более подробно о способах перестроения см. в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

Кто должен уступить, если нет знаков сужения полос

Теперь, кто должен уступить, если проезжая часть сужается, но нет ни знаков сужения полос, ни дорожной разметки, указывающей на сужения полосы или ее окончание?

Визуально это может выглядеть просто: там, где вы едете, ваша (попутная) проезжая часть шире, чем ее ширина впереди по движению.

На картинке ниже одностороннее движение по всей ширине заканчивается (знак 5.6 «Конец дороги с односторонним движением»), и за перекрестком начинается дорога в две стороны (виден встречный автомобиль).

Знаков сужения проезжей части нет, но фактически на этом перекрестке закончился левый попутный ряд. Если вы до перекрестка ехали по левому ряду (в левой полосе), но вам нужно дальше «прямо», то вам необходимо перестроиться правее.

В таком случае, пункт 8.4 ПДД требует уступить дорогу вашим попутчикам, движущимся справа от вас по правому ряду (в правой полосе). Ну, или еще можно успеть перестроиться с опережением попутчиков, как изложено выше.

Впереди встречка

Еще может оказаться так, что впереди правая сторона будет занята стоящими машинами. Этот случай не относится к нашей теме, но место для проезда сужается, и между попутчиками также возникает вопрос приоритета.

Вполне возможен и такой случай, когда впереди по движению и ширина проезжей части сужается, и машины стоят у ее края, таким образом сужая проезд до одного ряда.

На картинке ниже — очень спорный в плане взаимоотношений участок. До изгиба дороги две полосы, после изгиба — одна, но широкая полоса. Какая сторона сужается — непонятно.

Впереди остановка

Смысл в следующем. Когда есть необозначенное сужение проезжей части, то у вас нет возможности продолжить движение по своему ряду по причине того, что он либо сужается, либо он занят припаркованными машинами.

А поскольку вы не можете дальше ехать по своему ряду, то вы вынуждены перестроиться в соседний ряд.

В соответствии с пунктом 8.4 ПДД уступить должен тот участник движения, который перестраивается. Если перестраиваются оба водителя, едущие рядом, то уступает тот, кто слева (пункт 8.9 ПДД, помеха справа).

Здесь возникает ситуация, аналогичная той, как если бы это было необозначенное сужение дороги, а не проезжей части. И точно также возникают разногласия в расстановке приоритетов на сужении проезжей части дороги.

Одни автомобилисты едут, руководствуясь пунктом 8.4 (перестроение), другие руководствуются пунктом 8.9 (помеха справа).

Подробное описание разногласий есть в статье Кто кому уступает при сужении дороги, повторять их в этом месте нет необходимости.

Выход будет следующий. Если сужение проезжей части не обозначено ни знаками, ни дорожной разметкой, то действовать целесообразно таким образом, как будто знаки сужения установлены.

Проблема в том, что восприятие пространства у людей неодинаковое. Там, где один человек точно видит сужение дороги, другой увидит ровный край.

Поэтому, есть смысл помнить, что на вопрос «кто должен уступить при сужении проезжей части», когда такое сужение не обозначено, у ваших «соседей» по дороге может быть противоположная вашей точка зрения.

Т.е. вы, предположим, посчитаете, что приоритет у вас, а ваш оппонент сочтет наоборот, что приоритет у него, т.е. вы должны ему уступить дорогу. И если вы друг друга не проконтролируете, то можете столкнуться.

Смысл в том, что если вы уверены, что преимущество в движении у вас, то еще следует убедиться, что вам уступают или готовы уступить дорогу.

Примерно такие же обстоятельства образуются на несимметричных перекрестках, когда на выезде с него число полос становится меньше, чем на въезде.

И рождается тот же вопрос: если нет знаков сужения проезжей части, то кто уступает на сужении проезжей части перед выездом с перекрестка?

Возникает та же самая проблема: одни едут по пункту 8.4 (перестроение), другие руководствуются пунктом 8.9 (помеха справа).

Некоторые автомобилисты даже могут двигаться, и одновременно спорить между собой до тех пор, пока их машины не столкнутся. Так бывает.

Разногласия в процессе «переезда» в другой ряд проезжей части рассмотрены в статьях Перестроение (смена полосы) на перекрестке и Кто кому уступает при сужении дороги.

Таким образом, ответ на вопрос «кто кому уступает при сужении проезжей части дороги» будет зависеть от того, с какой стороны проезжая часть сужается, какие на этом участке установлены дорожные знаки, и как нанесена разметка на проезжую часть.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «кто уступает при сужении проезжей части дороги», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 17.12.2023

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *