Чем отличается дорога от проезжей части
Перейти к содержимому

Чем отличается дорога от проезжей части

  • автор:

Проезжая часть и полоса движения — в чем разница?

Дороги, как правило, разделены на несколько частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Одна из основных частей дороги — проезжая часть. Она предназначена для движения транспортных средств и обозначена разметкой.

Полоса движения, или полоса дороги, является одним из элементов проезжей части. Это обозначенная разметкой часть дороги, на которой разрешено движение транспорта. Ширина полосы движения может быть разной и зависит от нормативов и правил дорожного движения.

Главное отличие проезжей части от полосы движения в том, что проезжая часть является более общим понятием. Она включает в себя все полосы дороги, в то время как полоса движения представляет собой только одну из этих полос, обозначенную своей разметкой.

Таким образом, проезжая часть является составной частью дороги, которая включает не только полосы движения, но и другие элементы, такие как тротуары, обочины и прочие. Полосы движения же — это те части проезжей части, на которых и осуществляется движение транспорта.

Дорога и ее основные элементы

Дорога и ее основные элементы

Дорога — это составные части, образующие полотно проезжей части. Она является основным элементом инфраструктуры для движения транспортных средств.

Проезжая часть представляет собой участок дороги, предназначенный для движения автомобилей и других транспортных средств. Она может быть различной ширины и обозначается разметкой на дорожном покрытии.

Полоса движения — это одна из основных частей проезжей части дороги, предназначенная для движения автомобилей по одному направлению. Полосы движения обозначаются горизонтальной разметкой, которая разделяет их и позволяет водителям соблюдать правила дорожного движения.

Дорога, ее проезжая часть и полосы движения бывают различной ширины в зависимости от класса и назначения дороги. На магистральных дорогах обычно есть несколько полос движения в каждом направлении, а на узких дорогах может быть только одна полоса в каждом направлении.

Читайте также: Дорожные пробки Москвы: реальное время и прогноз

Основные элементы дороги, такие как ее проезжая часть и полосы движения, важны для обеспечения безопасности дорожного движения. Их правильное обозначение и соответствие нормам способствует плавному и безопасному перемещению транспортных средств по дороге.

Дорога и её составные части

Дорога – это обозначенная область на земле, предназначенная для движения транспортных средств. Её составные части, такие как проезжая часть и полоса движения, играют важную роль в организации и безопасности дорожного движения.

Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств. Она обычно обозначается специальной разметкой и имеет определенную ширину. Основные элементы проезжей части – это дорожное покрытие и разметка.

Дорожное покрытие – это поверхность проезжей части, на которой движется транспорт. Оно может быть асфальтовым, бетонным или гравийным. Качество дорожного покрытия влияет на комфортность и безопасность движения.

Разметка – это специальные знаки и линии, наносимые на дорожное покрытие. Она служит для ориентации водителей и указывает им правила движения. Разметка включает в себя различные знаки, стрелки, полосы и другие элементы.

Полоса движения – это узкий участок проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства. Полосы движения разделяются разметкой и обычно имеют определенную ширину. Они служат для регулирования движения и предотвращения конфликтов между транспортными средствами.

Дороги бывают различных типов и размеров. Некоторые дороги имеют несколько полос движения в одном направлении, другие – только одну. Ширина полосы движения может варьироваться в зависимости от скоростного режима и наличия парковочных мест. Важно соблюдать правила дорожного движения и уважать других участников дорожного движения.

Обозначенная или не обозначенная разметкой

При движении по дорогам мы обычно сталкиваемся с такими понятиями, как проезжая часть и полоса движения. Проезжая часть — это одна из основных составных частей дороги, которая предназначена для движения транспортных средств. Её ширина может быть различной и зависит от типа дороги. Проезжая часть может быть обозначена разметкой, что упрощает ориентацию и безопасность на дороге.

Читайте также: Как работает Trade-In: выгодное и удобное решение для сдачи старого смартфона

Полоса движения — это элемент проезжей части, который разделяет движение транспортных средств. Она может быть обозначена разметкой, которая указывает на количество полос и направление движения. Необозначенная полоса движения приравнивается к общей проезжей части, где транспортные средства могут перемещаться свободно в любом направлении.

Обозначенная разметкой проезжая часть и полосы движения обеспечивают более безопасное движение транспортных средств. Они позволяют водителям ясно устанавливать своё место на дороге, правильно выполнять маневры и предотвращать столкновения. Кроме того, обозначенная разметкой проезжая часть помогает пешеходам более безопасно переходить дорогу, следуя правилам остановки на тротуаре, перед краем проезжей части.

Ширина полосы движения

Ширина полосы движения на дороге определяет количество места, которое предоставляется для движения автотранспортных средств. Она может быть разной в зависимости от типа дороги и ее назначения.

На проезжей части обозначенной разметкой между полосами движения, ширина полос может быть одинаковой или разной. Некоторые дороги имеют только одну полосу, в то время как другие могут иметь несколько параллельных полос. Какие-либо элементы дороги, такие как ограждения или тротуары, также могут влиять на ширину полосы движения.

Полоса движения может состоять из нескольких составных или частей, которые обозначаются различными элементами дорожной разметки. Например, на двухполосных дорогах каждая полоса может быть обозначена отдельной разметкой, чтобы водители могли понять, где находится их полоса движения.

Ширина полосы движения важна для безопасности дорожного движения. Правильная ширина полосы позволяет водителям маневрировать и обгонять другие транспортные средства безопасно и без ограничений. Слишком узкая полоса может привести к авариям и непредсказуемому поведению водителей, а слишком широкая полоса может увеличить скорость движения и создать дополнительные опасности на дороге.

Полоса проезжей части

Полоса проезжей части — это часть дороги, обозначенная специальной разметкой и предназначенная для движения автотранспорта. Ширина полосы может быть разной в зависимости от категории дороги и ее назначения. На автомагистралях, например, ширина полосы может составлять около 3.5 метра, а на городских улицах — около 2.5 метра.

Читайте также: Новый Vuling Mini EV 2021: кузов, цены, комплектации, фото, видео тест-драйв

Полосы проезжей части могут быть как составные, так и основные элементы дороги. Составные полосы проезжей части используются для разделения движения в разные направления или для создания дополнительных полос. Основные полосы проезжей части предназначены для движения в одном направлении и разделены разделительной полосой или препятствием.

Ширина полосы проезжей части и ее обозначение с помощью разметки очень важны для безопасности дорожного движения. Чем шире полоса, тем легче маневрировать и управлять автомобилем. Также, соответствующая разметка позволяет водителям различать, какие полосы предназначены для каких движений и какое место занимает их автомобиль на дороге.

Какие бывают дороги

Дорога – это проезжая часть, предназначенная для движения транспортных средств. Она может состоять из нескольких полос, которые разделены специальной разметкой. Ширина дороги может варьироваться в зависимости от ее класса и назначения.

Основными элементами дороги являются полосы движения. Полоса – это отдельная обозначенная часть дороги, предназначенная для движения одного ряда автомобилей. Каждая полоса имеет свою задачу и может либо направлять движение в определенном направлении, либо быть общей для движения в разных направлениях.

Дороги могут быть как составные, так и основные. Составные дороги – это комбинация двух или более основных дорог, объединенных в одну систему. Они обычно имеют сложную разметку, включающую дополнительные полосы и развязки. Основные дороги – это основной транспортный коридор, по которому осуществляется наиболее интенсивное движение.

Каждая дорога имеет свою уникальную разметку и отличается по характеру движения, своими правилами и особенностями. Важно соблюдать правила дорожного движения и быть внимательным на всех участках дороги.

Другие статьи:

  1. Модельный ряд Kia 2024-2024 года: комплектации и цены на новые автомобили
  2. Круговое движение в 2024 году: новые перспективы и тенденции
  3. Четыре способа безопасной перевозки велосипедов автомобилем
  4. Купить б/у авто с пробегом в Республике Чувашия – частные объявления на

Что нужно знать о проезжей части

проезжая часть

Водители часто путают понятия «проезжая часть» и «дорога», а это не одно и то же.

В материале дадим определение проезжей части по ПДД, расскажем, как ее распознать, и какие штрафы назначат за нарушение правил расположения машины на ней.

Что такое проезжая часть

По пункту 1.2 правил дорожного движения, проезжая часть – это элемент, входящий в состав дороги, по которому может ездить механическая безрельсовая техника: мотоциклы, автомобили, грузовики и т. д.

Дорога – это искусственно созданное дорожное полотно либо участок земли, который оборудовали или приспособили под передвижение транспорта. Дорога может состоять из нескольких проезжих частей, путей трамваев, обочин, тротуаров, разделительных полос и проч.

У проезжей части есть полосы движения – зоны, выделенные или невыделенные разметкой, ширина которых позволяет транспорту ехать в один ряд. Движение по полосам регулируется табличками 5.15.1 и 5.15.2.

таблички регулирования движения

Проезжая часть может быть:

  • асфальтированной;
  • бетонной;
  • щебеночной;
  • грунтовой;
  • брусчатой.

Правила не определяют конкретный тип покрытия для проезжей части.

Как распознать проезжую часть

Отличие проезжей части от дороги в том, что по ней могут ездить только механические безрельсовые машины. Дорога же имеет зоны и для рельсовых ТС, например, трамваев.

элементы проезжей части

Края проезжей части обозначаются обочинами и тротуарами. Обочина – составляющая дороги, которая располагается на ее уровне и отделяется линией разметки 1.2 либо другим типом покрытия. Например, на асфальтированной дороге обочины грунтовые.

Тротуар – зона дороги, обустроенная для безопасного передвижения пешеходов. Может соседствовать с проезжей частью, дорожкой для велосипедов либо отделяться от них газоном.

Элементы проезжей части

Проезжая часть может иметь следующие элементы дороги.

Элемент 1 – полоса движения. Представляет собой продольную полосу проезжей части, которая может обозначаться разметкой и иметь ширину, достаточную для движения ТС в один ряд.

полоса движения

Элемент 2 – горизонтальная разметка. Вводит режимы и порядок езды для транспорта, информирует водителей о правилах движения. У постоянной разметки белый или желтый цвета, а у временной – оранжевый.

горизонтальная разметка

Элемент 3 – пешеходный переход. Часть проезжей части, предназначенная для перехода дороги людьми. Обозначается табличками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2.

пешеходный переход

Элемент 4 – разделительная полоса. Элемент, обозначенный разметкой 1.2 и (или) конструкцией. Полосы могут разделять смежные проезжие части между собой и от путей трамваев. По ним нельзя двигаться ни людям, ни транспорту.

разделительная полоса

Элемент 5 – островки безопасности. Предназначены для разделения полос движения друг от друга и трамвайных полос. Выделяются конструкцией – бордюрным камнем или другими техническими средствами. На них могут останавливаться пешеходы при переходе проезжей части.

островок безопасности

Элемент 6 – дорожки для велосипедов. Компонент проезжей части, отделенный от дороги, либо отдельная дорожка для езды велосипедистов. Обозначается знаком 4.4.1.

велосипедная дорожка

Элемент 7 – велопешеходные дорожки. Отдельная дорога или ее элемент, отделенный конструкцией, по которому могут передвигаться пешеходы и велосипедисты. Обозначаются знаками 4.5.2-4.5.7.

велопешеходная дорожка

Как видите, какие-то элементы дороги созданы для езды транспорта, а какие-то нет.

Ширина проезжей части

Единый параметр, установленный для ширины проезжей части – однополосных, двухполосных или многополосных дорог, отсутствует.

ГОСТ Р52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» не действует на:

  • внутрихозяйственные дороги;
  • автозимники;
  • временные дороги (которые строятся менее чем на 5 лет);
  • городские улицы.

Остальные дороги должны иметь полосы шириной 0,3-4,5 м.

внутрихозяйственная дорога

Для улиц города пункт 11.5 «Свода правил. Градостроительство» СП42.13330 2016 устанавливает ширину полос 0,3-3,75 м, а в селах – 2,75-3,5 м. Районы с историческими застройками могут отойти от этой нормы.

Как узнать, сколько проезжих частей у дороги

Чтобы определить количество проезжих частей у дороги, нужно обратиться к ее элементам. Наличие на дороге одной разделительной полосы, по бокам которой имеется по одной и более полос движения, свидетельствует о двух проезжих частях. Чем больше разделяющих полос, тем больше проезжих частей. При отсутствии разделяющих полос у дороги одна проезжая часть.

Разделяющую полосу легко распознать на дороге – она широкая, ее часто засаживают газоном, кустами. Транспорт и пешеходы не вправе по ней передвигаться.

Пересечение проезжих частей – это дорожные развилки, перекрестки, обозначенные знаками 2.3.1-2.3.7.

Штрафы за нарушение правил расположения ТС на проезжей части

деньги

За нарушение ПДД, касающихся расположения транспортных средств на проезжей части, наказывают по ст. 12.15 КоАП.

Водитель заплатит следующие штрафы:

  • 1 500 рублей, если проехал по обочине.
  • 2 000 рублей, если двигался на авто по велосипедной или пешеходной дорожке, тротуару.
  • 1000-1500 рублей, если двигался навстречу потоку транспорта или путям трамваев, чтобы объехать препятствие.
  • 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев, если ехал по встречке или встречным путям трамваев. Повторный проступок наказывается взысканием в 5 000 рублей и изъятием в/у на 1 год.

Если езду по встречке сняла дорожная камера, удостоверение не забирают – просто выписывают штраф.

Эти санкции можно оплатить со льготой 50% в 20-дневный срок с момента наложения, за исключением взысканий за повторные проступки. Напоминаем, что проверка и оплата штрафов ГИБДД по госномеру, номеру СТС или водительских прав возможна через наш сервис «Автокод Штрафы».

оплатить штраф

Здесь не нужно регистрироваться. Сразу после оплаты данные уйдут в ГИБДД, а на е-мейл придет квитанция.

Что необходимо знать о проезжей части

Фото: Autonews.ru

Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (ТС) согласно пункту 1.2 ПДД. Там же находим расшифровку куда более широкого понятия «Дорога».

Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

ПДД не содержат указаний на тип покрытия проезжей части. Это может быть:

  1. Асфальт.
  2. Бетон.
  3. Брусчатка.
  4. Щебень.
  5. Грунт.

Границами проезжей части являются:

  1. Обочина. Это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с ПДД». Читайте цикл наших материалов о движении по обочине по ссылке.
  2. Тротуар. Это «элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном». О том, в каких случаях движение ТС по тротуару разрешено, читайте в нашем материале «Тротуар по ПДД: что можно и чего нельзя водителям».

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, выделенный с помощью разметки или конструктивно (ПДД 1.2)

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, выделенный с помощью разметки или конструктивно (ПДД 1.2) (Фото: Autonews.ru)

Элементы проезжей части

Элементами собственно проезжей части являются:

  1. Полоса движения. Это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Таким образом, проезжая часть может включать одну или несколько полос движения.
  2. Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части), которая устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения. Постоянная разметка наносится белым или желтым цветом, временная — оранжевым.
  3. Пешеходный переход. Это участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Пешеходный переход

Пешеходный переход (Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы)

У проезжей части могут иметься и не предназначенные для движения ТС «спутники». К ним относятся:

  1. Разделительная полоса. Это элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки ТС.
  2. Островки безопасности. Это элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
  3. Велосипедная дорожка. Это конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
  4. Велопешеходная дорожка. Это конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.

Веломаршрут на Петроградской набережной в Санкт-Петербурге

Веломаршрут на Петроградской набережной в Санкт-Петербурге (Фото: Александр Демьянчук / ТАСС)

Ширина проезжей части

Единой нормы, регламентирующей ширину проезжей части с учетом количества полос движения, не существует. Так, действие ГОСТа Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» не распространяется на:

  1. Городские улицы (но не дороги в населенных пунктах другого типа!).
  2. Автозимники.
  3. Внутрихозяйственные дороги.
  4. Временные (сооружаемые на срок до 5 лет) дороги.

Для остальных категорий дорог данный документ устанавливает ширину полосы движения от 3,0 до 4,5 м.

Тот же параметр в городах определяет СП 42. 13330. 2016 «Свод правил. Градостроительство». Согласно пункту 11.5 этого документа, в зависимости от категории улиц и внутригородских дорог ширина полосы движения на них составляет от 3,0 до 3,75 м, а для сельских улиц и дорог — от 2,75 до 3,5 м. Однако в районах исторической застройки могут встречаться примеры отклонения от этих параметров.

В зависимости от категории улиц и внутригородских дорог ширина полосы движения на них составляет от 3,0 до 3,75 м

В зависимости от категории улиц и внутригородских дорог ширина полосы движения на них составляет от 3,0 до 3,75 м (Фото: Autonews.ru)

Штрафы за нарушение правил расположения ТС на проезжей части

Статья 12.15 КоАП РФ устанавливает следующие виды наказаний за нарушение правил расположения ТС на проезжей части:

  1. Штраф 1 500 руб. за… движение по обочинам… (часть 1).
  2. Штраф 2000 руб. за движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам (часть 2).
  3. Штраф от 1000 до 1 500 руб. за выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия (часть 3).
  4. Штраф 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев за выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи КоАП РФ (часть 4).
  5. Лишение права управления ТС на срок 1 год или штраф 5000 руб., если нарушение зафиксировано дорожными камерами, за повторное нарушение, предусмотренное частью 4 данной статьи КоАП РФ (часть 5).

Что такое проезжая часть дороги

В справочнике ПДД можно найти множество определений понятий, с которым автомобилисты сталкиваются ежедневно. Проезжая часть — это один из главных элементов в системе дорожного движения, который предназначен для движения транспортных средств. Поезжая часть дороги может быть разделена на несколько частей, чаще всего их две или четыре, но в крупных мегаполисах их количество может быть существенно увеличено. Сегодня команда издания «АвтоФемида» ближе познакомит вас с этим понятием. Читайте следующую статью, и вы узнаете определение проезжей части по ПДД.

Проезжая часть: понятие

Проезжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Кроме механических транспортных средств, по проезжей части могут двигаться также велосипеды и мопеды (в случае отсутствия велосипедных дорожек), а также пешеходы (в случае отсутствия тротуаров и обочин или невозможности движения по ним). С проезжей частью может быть совмещён рельсовый путь для движения железнодорожного транспорта. При отсутствии обочин проезжая часть предназначена и для остановки/стоянки транспортных средств.

Дорога может иметь одну или несколько проезжих частей, между которыми располагаются разделительные полосы. Часто устраивают две проезжие части — по одной для каждого направления, что повышает безопасность движения.

Иногда устраивают четыре проезжих части — две центральные для основного движения и две боковые для местного движения и для остановки/стоянки. Как правило, каждая из проезжих частей имеет по крайней мере две полосы движения, чтобы можно было произвести опережение и разъезд.

Проезжая часть в ПДД

Проезжая часть предназначена для движения безрельсовых ТС. На ней могут размещаться трамвайные пути. Они, как правило, автомобилями не могут использоваться. В ПДД есть пункт 9.6. Он позволяет выезд на трамвайные пути при развороте, повороте налево, но при условии выполнения пункта 8.5 Правил.

Проезжая часть

Проезжая часть предназначена для движения безрельсовых ТС. На ней могут размещаться трамвайные пути

Дорога должна проектироваться и содержаться в условиях, обеспечивающих выполнение требования правил градостроительства СП 42.13330.2011. Расстояние от края проезжей части скоростной трассы до границы жилой застройки не должно быть меньше 100 м.

Стандарт обязывает застройщиков устраивать озеленительные полосы шириной не менее 10 метров. Много полезной информации есть и в документе СНиП 2.07.01-89, раздел 11 «Транспорт и улично-дорожная сеть», пункты 11.1-11.4. В стандарте есть условие — высокоскоростные дороги должны иметь подземные и надземные пешеходные переходы. Устраивать на автомагистралях наземные переходы запрещено.

Границы проезжая части дороги определяют полосы движения. Они выделяются разметкой и знаками (пункт 9.1 ПДД). Пересекать прерывистую разметку разрешено только при перестроении.

Если разметки нет, ширина полосы выбирается водителем самостоятельно с учетом габаритных размеров автомобиля и ТС, проезжающих рядом. Обязательно должен приниматься во внимание и интервал между ними.

На проезжей части выделяются дополнительные полосы в местах подъема на эстакады и специальные для общественного транспорта. Водитель не должен занимать крайнюю левую полосу, если свободна полоса, расположенная справа.

Транспортные потоки на проезжей части по ПДД

Разделительные полосы устанавливают для обеспечения безопасного движения по многополосным дорогам противоположного направления. На федеральных и межгосударственных автомагистралях они могут разделять транспортные потоки попутного направления. Ширина определяется ГОСТом Р 52399-2005.

Допустимая ширина — шесть метров, внутри может располагаться газон. Если установлены ограждения (бетонные или металлические), тогда ее ширина — 2 метра. На двухполосные дороги второй категории разделительные ограждения не устанавливают. Проезжие части разделяют двойной сплошной разметкой 1.3. Расстояние между сплошными 1.3 равно ширине каждой из линий.

На некоторых городских трассах проезжая часть имеет широкие разделительные полосы, выделенные визуально горизонтальной сплошной разметкой 1.2.1.

Дорога и её составные части

пешеходы на тротуаре

Пешеходы должны ходить по улице только по тротуарам

Итак, дорога — это искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Дороги, проходящие в городах, могут называться по-разному: улица, проспект, переулок, линия. Все они состоят из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра). Если проезжую часть разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром.

Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. И называется она так потому, что по ней ездят автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства.

Проезжая часть предназначена только для транспортных средств. Пешеходы не имеют права ходить по ней.

Все они дороги из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра). Если проезжую часть разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром. Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. И называется она так потому, что по ней ездят автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства. Проезжая часть предназначена только для транспортных средств.

Зато для пешеходов предназначается тротуар. Слово это — французское, и в переводе оно обозначает «дорога для пешеходов». В городах тротуары, как правило, покрыты асфальтом.

Тротуары немного приподняты над проезжей частью дороги. Делается это для того, чтобы любой пешеход мог чётко определить границу между проезжей частью и тротуаром. Обозначают эту границу специальными камнями, которые образуют поребрик. На тех улицах, где особенно много пешеходов и машин, тротуары от проезжей части отделяются не поребриком, а металлическими ограждениями.

Пешеходы должны ходить по улице только по тротуарам.

Проезжая часть дороги

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Главное назначение дороги — обеспечить движение транспортных средств и пешеходов. В ПДД используется обобщенный термин «дорога», который включает в себя все типы улиц и дорог, независимо от мест их расположения.

Дорога

Дорога как техническое сооружение состоит из целого ряда элементов, однако не все они применительно к ПДД объединяются термином «дорога».

При этом понятием «дорога» охватываются:

  • специально построенные сооружения (искусственные поверхности);
  • приспособленные и используемые для движения участки земли (полевые, лесные дороги, просеки, ледовые переправы, «зимники» и т.п.), имеющие необходимое обустройство, включая дорожные знаки.

Дорога как техническое сооружение состоит из целого ряда элементов, однако не все они применительно к ПДД объединяются термином «дорога».

Из всех элементов в понятие «дорога» применительно к Правилам входят:

  • тротуары и обочины;
  • проезжая часть;
  • разделительная полоса.

Дорога может также включать в себя трамвайные пути. На дорогах, где для движения в одном направлении существуют две и более полосы, выезжать на крайнюю левую допускается только в том случае, если все остальные полосы заняты. Так обычно происходит при интенсивном потоке транспорта.

Кроме того, автомобили, не способные развивать большую скорость, должны двигаться только по крайней, правой полосе проезжей части. Иное расположение транспортных средств допустимо при обгоне, перестроении, объезде.

Какие бывают дороги

движение называется односторонним

Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним

Знаешь ли ты, что дороги бывают очень разными, в зависимости от того, как организовано по ним движение машин? Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним. Нельзя сказать, что таких улиц очень много, но они есть. И ты должен знать, как вести себя на улице с односторонним движением.

На большинстве улиц машины едут как в одну, так и в другую сторону. Такое движение транспортных средств называется двусторонним. Чтобы машины не сталкивались и не мешали друг другу, такие улицы делят сплошной белой линией (одной или двумя). Эта линия разделяет проезжую часть дороги и нужна, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном.

Ещё одна особенность дорог состоит в том, в каком направлении движется по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам — правостороннее. Это значит, что все машины в России движутся вперёд по правой стороне проезжей части. Правостороннее движение принято и в таких странах, как США, Франция, Китай и Германия.

В некоторых странах (например, в Великобритании, Австралии, Индии) принято другое движение транспорта по дорогам — левостороннее. Это значит, что все машины в этих странах движутся вперёд по левой стороне проезжей части.

В зависимости от того, какое движение в стране — правостороннее или левостороннее, — по-разному конструируют и общественный транспорт. В тех странах, где движение правостороннее, двери в автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси для входа и выхода пассажиров всегда находятся справа.

ПДД дорога

Разделительная полоса дороги

Элемент дороги, выделяемый либо конструктивно и/или при помощи разметки 1.2.1 , которой обозначается край проезжей части. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки транспортных средств.

При этом на разделительной полосе иногда прокладывают рельсы для движения трамваев. Опять же, надо обратить внимание на следующий важный момент. Если трамвайные линии расположены на разделительной полосе (конструктивно выделенном участке дороги), то, конечно же, двигаться по ним безрельсовым ТС запрещено. Но, если трамвайные линии проложены посредине дороги на одном уровне с проезжей частью, то движение ТС по ним может допускаться.

Полоса движения дороги

Полоса движения дороги

Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой

Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой. Если полоса движения не обозначена разметкой, то ее ширина принимается достаточной для движения автомобилей в один ряд.

По этой причине по одной полосе движения могут двигаться мотоциклы в несколько рядов, и это не будет считаться нарушением ПДД, если мотоциклисты будут соблюдать безопасный интервал между собой и другими участниками дорожного движения.

Тротуар и обочина дороги

Элемент дороги тротуар который предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части, велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном. Обычно тротуары приподнимают над проезжей частью и отделяют от них бордюрным камнем.

Элемент дороги обочина который примыкает непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней. При этом обочина от проезжей части отличается типом покрытия, либо выделяется при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2 .

Дорога и ее основные элементы

Центральным понятием ПДД является дорога. «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога. Искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.

Дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС.

Она включает в себя следующие основные элементы:

  • проезжую часть: элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств;
  • полоса движения: любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд;
  • разделительная полоса: элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств;
  • обочина: элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами;
  • тротуар: элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Количество полос на проезжей части для движения не рельсовых транспортных средств определяется дорожной разметкой или дорожными знаками 5.16, 5.17.1, 5.17.2, а при их отсутствии – самими водителями с учетом ширины проезжей части соответствующего направления движения, габаритов транспортных средств и безопасных интервалов между ними.

Назначение элементов дорог

Городская дорога

Городская дорога — это дорога, проложенная в пределах населённого пункта; загородная дорога, соответственно, та, которая прокладывается вне пределов населённого пункта

По дороге с двусторонним движением водители должны двигаться только по правой стороне проезжей части.Пешеходы на городской дороге должны двигаться только по правой стороне тротуара спокойным шагом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *