Где можно ездить на моноколесе
Перейти к содержимому

Где можно ездить на моноколесе

  • автор:

Моноколесо: что это, как пользоваться, рейтинг 2023

Моноколесо — электрический уницикл, небольшое средство передвижения с двумя педалями и одним колесом. На первый взгляд кажется, что управлять им очень сложно. Но это не так. В этом материале рассказали о правилах управления унициклом и собрали топ лучших моноколёс.

Цены действительны на момент написания статьи.

Моноколесо — необычный способ передвижения по городу. Фото: kstore.ru

Как кататься на моноколесе

Управлять можно четырьмя движениями:

  • наклон вперёд — ускорение;
  • наклон назад — торможение (снижение скорости);
  • наклон влево или вправо — поворот в эту сторону.

Как начать ездить на моноколесе?

  • Шаг первый — надеть экипировку (шлем, налокотники, наколенники).
  • Шаг второй — найти опору. Моноколесо нужно поставить на подножку рядом с тренером, стеной, забором.
  • Шаг третий — определить свою основную ногу. Для этого нужно ровно встать и начать наклоняться вперёд. Та нога, которой автоматически сделаете первый шаг — основная.

Обучение работе с моноколесом состоит из нескольких этапов:

  • привыкнуть к положению ног. Одну стопу нужно поставить на педаль, прислонить голень к корпусу уницикла. Вторая нога стоит на земле. Немного «покатайте» его вперед-назад одной, второй ногой. Тело должно привыкнуть к такому новому ощущению;
  • крепко взяться за опору. Основной ногой встать на педаль. И поставить вторую ногу также на моноколесо. Это движение нужно сделать аккуратно, без рывков (иначе уницикл может поехать). Вес при этом нужно держать на основной ноге. Цель такого упражнения — научиться вставать на конструкцию и держать баланс;
  • начать движение. Сначала важно держаться за опору. Чтобы поехать, нужно немного наклонить корпус вперед. Моноколесо — очень «отзывчивое» средство передвижения, сразу реагирует на движение корпуса. Как затормозить? Немного наклонить корпус назад. Главное на этом этапе — научиться ездить по прямой и тормозить;
  • последний шаг — научиться поворачивать. Для этого достаточно немного наклонить корпус. Чем выше скорость, тем сильнее нужно наклонить тело. Наклон должен быть мягким, без рывков.

Важно: в СНГ не везде есть специальные дорожки для велосипедов, унициклов и самокатов, а правила передвижения на этом транспорте постоянно меняются.

На данный момент на моноколёсах можно ездить:

  • в специально отведенных зонах (парки со спортивными дорожками), на обочинах пешеходных дорог;
  • на скорости не более 15 км/ч в зонах с пешеходным движением;
  • в специальной экипировке: шлем, налокотники, наколенники;
  • детям до 14 только в сопровождении взрослых.

Во время езды важно соблюдать правила безопасности: не развивать скорость выше 15 км/ч в людном месте, надевать шлем, наколенники. Фото: smartworld.it

Как выбрать моноколесо

1. Диаметр колеса (см). Чем размер меньше, чем колесо легче. Маленькими моделями легко управлять людям с невысоким ростом, детям, подросткам. Обычно рекомендуют выбирать так: для детей — до 30 см; для подростков (обучение и езда) и взрослых (обучение) — 30–40 см; для взрослых (езда) — 35+ см.

2. Максимальная нагрузка (кг) — обычно моноколеса выдерживают до 120 кг. Но есть более грузоподъёмные модели.

3. Максимальная скорость (км/ч) — если планируете кататься только в городе, нет смысла покупать модель, которая разгоняется до 60 км/ч. Для города достаточно моноколёс со скоростью до 20 км/ч. А если планируете ездить по пересечённой местности и нужен уницикл для загородного экстрима, можно выбрать более мощную модель.

4. Максимальный пробег на 1 заряде (км) — всё зависит от ваших желаний. Если нужна игрушка для редких катаний, можно взять модель до 50 км. Если для регулярных и долгих заездов, стоит обратить внимание на варианты, которые могут проехать от 75 км на 1 заряде.

5. Количество колёс. Бывают конструкции с двумя колёсами, расположенными рядом. Сдвоенная конструкция более устойчивая. Поэтому её рекомендуют для обучения.

6. Дополнительно. Наличие разноцветной подсветки со всех сторон, выдвижной ручки, сменных цветных боковых панелей. Это не самые важные, но приятные мелочи.

Моноколесо — удобный способ передвижения для подростков и взрослых. Фото: ebay.com

Топ моноколёс 2023

А теперь перейдём к нашему топу.

Ninebot by Segway One S2

Наш топ начинается с этого недорогого моноколеса. Оно подойдёт для подростков и взрослых, обучения:

  • имеет небольшой диаметр колеса (36 дюймов);
  • выдерживает до 120 кг веса;
  • не развивает большую скорость (только до 24 км/ч);
  • на 1 заряде можно проехать до 30 км.

Кататься на уницикле можно по гладким дорогам, плитке. Не рекомендовано ехать по песку или глине — для преодоления таких зон ему не хватит мощности.

Уровень влагозащиты моноколеса Ninebot by Segway One S2 — IP54. Это значит, что кататься можно в туман, во время повышенной влажности. Корпус защищён от брызг и пыли, можно проехать по неглубокой луже. Но под сильным дождём ездить не стоит. Вода попадёт в корпус и приведёт к поломке.

Стильное и удобное моноколесо с подсветкой. Фото: life-garage.mozello.lv

Airwheel Q5

Это особенная модель нашего рейтинга — у неё 2 колеса. Они делают конструкцию более устойчивой. Из-за этого управлять моноколесом проще, а риск упасть — меньше. Благодаря этому Airwheel Q5 — лучший вариант для новичков. Этот уницикл:

  • развивает невысокую максимальную скорость — до 18 км/ч. Есть режим ограничения скорости. Можно установить максимальную — это особенно важно при обучении, чтобы не упасть;
  • мало весит (11,5 кг). Есть ручка — моноколесо можно поднять, как сумку;
  • имеет защиту от глубокого разряда батареи. Когда ёмкость аккумулятора снижается до 15%, раздаётся звуковой сигнал и срабатывает индикатор. Airwheel Q5 начинает немного наклоняться вперёд. Из-за этого водитель наклоняется назад. В результате скорость снижается, а колесо постепенно останавливается;
  • выдерживает до 120 кг и имеет диаметр колеса 36 см (как предыдущая модель);
  • на одном заряде может проехать до 23 км;
  • умеет выравниваться. При отклонении на более чем 45 градусов, активируется защита от опрокидываний и корпус устройства начинает выравниваться;
  • имеет специальную подножку. Устройство можно поставить вертикально. И встать на него из-за этого проще.

Модель предназначена для подростков и взрослых. На передней и задней части корпуса есть яркие светодиоды, которые освещают дорогу.

Airwheel Q5 — уникальная модель нашего топа с двумя колёсами. Фото: ar.pinterest.com

KingSong 16S SPORTS

Моноколесо Kingsong — более крупная модель нашего топа (40,6 см в диаметре). Она предназначена для тех, кто уже умеет кататься. Т. к. это моноколесо развивает скорость до 35 км/ч, имеет большую мощность (1200 Вт против 500 и 450 у предыдущих моделей).

Достоинства KingSong 16S SPORTS:

  • есть LED-фара с датчиком освещённости — автоматически включается, когда на улице становится темно. Подсветкой можно управлять через приложение на смартфоне;
  • педали сделаны из алюминия. Они тонкие, прочные, имеют специальное шероховатое покрытие. Это повышает сцепление между педалью и обувью;
  • есть выдвижная алюминиевая ручка — моноколесо можно катить, как чемодан;
  • в это электрическое моноколесо встроены динамики. Можно через смартфон (Bluetooth) включать музыку на уницикле.

Удобная модель для подростков и взрослых. Фото: ewheels.com

Ninebot by Segway One Z10

Стильная, крупная модель (45,7 см в диаметре) для профессионалов. Развивает высокую скорость (до 45 км/ч), мощная (1800 Вт) — для новичка и обучения лучше выбрать вариант проще.

Моноколесо Ninebot by Segway One Z10 ориентировано на езду как в городе, так и по бездорожью. Важный плюс — ширина колеса. У этой модели она целых 10 см. Чем шире колесо, тем:

  • устойчивей уницикл;
  • проще научиться на нём кататься;
  • больше поверхностей, на которых можно ехать (не только асфальт, но и земля, плитка, трава).
  • педали с ребристым покрытием из резины — обеспечивают хорошее сцепление с обувью;
  • много подсветки: светодиоды в передней части для освещения дороги и стоп-сигнал сзади;
  • есть крепление для экшн-камеры.

Стильное и мощное моноколесо Ninebot by Segway One Z10. Фото: allegro.pl

InMotion V11

Стильная модель из металла и пластика чёрного цвета. Имеет большой диаметр колеса (45,7 см), откидную ручку для удобной транспортировки. Моноколесо InMotion V11 — самое мощное (2200 Вт) и быстрое из нашего топа. Оно развивавшие скорость до 55 км/ч. А на одном заряде батареи моноколеса можно проехать до 120 км.

Главная особенность этой модели — наличие подвески и встроенных амортизаторов. Это делает ход плавным. Движение будет комфортным не только на ровной дороге, но и ухабистой местности. На передней панели установлена большая фара для лучшего освещения дороги.

InMotion V11 — самое мощное колесо нашего рейтинга. Фото: scooterzmalaysia.com

Собрали характеристики всех моноколёс из топа в одной таблице.

Характеристика/Модель Ninebot by Segway One S2 Airwheel Q5 KingSong 16S SPORTS Ninebot by Segway One Z10 InMotion V11
Диаметр колеса (см) 36 36 40,6 45,7 45,7
Максимальная нагрузка (кг) 120 120 150 150 120
Мощность (Вт) 500 450 1200 1800 2200
Максимальный пробег на 1 заряде (км) 30 23 75 90 120
Максимальная скорость (км/ч) 24 18 35 45 55
Количество колёс 1 2 1 1 1
Ручка нет Нет Да Нет Да
Складной Да Да Да Да Да
Подсветка Да Да Да Да Да
Вес (кг) 11 11,5 17,6 24 28
Цена (рубли) от 44 000 от 50 000 от 80 000 от 137 000 от 150 000

Надеемся, что наши советы помогут научиться кататься на моноколесе, и выбрать подходящую модель для езды.

Как научиться управлять моноколесом: 7 простых советов и упражнений

Моноколесо – это одно из самых удобных средств передвижения: быстрое, легкое и компактное. Многие, видя рассекающего по улицам молодого парня или девушку, удивляются, как вообще можно ездить на этом моноколесе? Со стороны это кажется почти нереальным, но на самом деле все не так уж и сложно. С чего начать, и как правильно управлять моноциклом, можно узнать ниже.

 Примеры моноциклов

Начало движения

Первое и самое важное в начале обучения езды на моноцикле – это надеть защиту. Если есть страх разбить колени, локти и т.п., то лучше надеть полную экипировку, как для езды на роликах. Но обычно до такого не доходит, поэтому все, что нужно – это:

  • защита на голени;
  • высокая обувь;
  • ремень безопасности.

Первый элемент можно купить в магазине или самостоятельно сделать из эластичного бинта, закрепив его на икроножной мышце и голени там, где нога соприкасается с моноциклом. Высокая обувь защитит щиколотки, по которым часто и болезненно «прилетает» подножкой, особенно в первые разы. Ремнем удерживается от падений само колесо. Так ездить на моноколесе будет куда приятней и безопасней.

Ремень для страховки на моноколесо

Надев специальную защиту, можно начинать двигаться. Для этого нужно поставить ведущую ногу на подножку, плотно прижав ее к корпусу, и начать отталкиваться второй ногой, не ставя ее на вторую подножку. При этом нужно немного наклоняться в противоположную сторону от ведущей ноги (для правой – влево, для левой – вправо). Начиная с маленьких шагов, следует увеличивать их длину, делая упражнение «длинный шаг». Получается что-то похожее на езду на самокате. Когда упражнение будет уже уверенно получаться, можно ставить вторую ногу и пробовать ездить на моноколесе по прямой траектории и на небольшой скорости.

Также есть несколько советов, которые помогут научиться ездить быстрее:

  1. Нужно очень плотно прижимать ноги к корпусу, чтобы полностью контролировать движение.
  2. Ноги должны быть немного согнуты в коленях.
  3. Первые несколько раз стоит проехаться с чьей-то поддержкой, чтобы понять, как в принципе управлять моноциклом.
  4. Не нужно сильно напрягаться: чем расслабленнее тело, тем проще держать равновесие.
  5. Когда ездить станет немного легче, лучше не сильно натягивать ремень безопасности и держать его в одной руке, чтобы была возможность нормально выровняться в полный рост.
  6. Не стоит поднимать моноколесо ремнем в воздух – оно станет вращаться и может поранить.
  7. Нужно отдыхать: тренировка в несколько часов не только изнурит, но и не принесет никакой пользы, так как мышцы будут не в лучшей форме.

Совершение маневров

Как управлять моноколесом, подскажет само тело. Гидравлическая система в устройстве с высокой точностью улавливает малейшее перемещение центра тяжести и реагирует на него, посылая сигналы двигателю. Так, наклон вперед добавляет моноциклу скорости, назад – замедляет его, а перемещение в сторону заставляет развернуться.

 принцип управления моноциклом

Ездить на моноколесе и делать маневры несложно после того, как появилось умение кататься по прямой траектории. Сначала стоит научиться базовым элементам, используя поддержку: стены, столбы. Следует выполнить серию упражнений за несколько тренировок, чтобы хорошо овладеть техникой.

Упражнение

Нужно иметь в виду, что с первого раза может ничего не получиться — обучение езде на моноцикле занимает от нескольких часов до нескольких дней. Это то же самое, что кататься на велосипеде – сразу не получается ни у кого.

 простые упражнения на моноколесе

Как делать все движения и управлять моноколесом, становится понятно, когда становишься на него. Нужно только смещать центр тяжести туда, куда нужно развернуться, не спешить и не перетруждаться. После пары дней тренировок, а для кого-то – и раньше, ездить на моноколесе будет очень легко. Тогда можно переходить к более сложным упражнениям. Для езды в городе важно научиться:

  • плавно останавливаться и спрыгивать;
  • прыгать с/на ступеньку или бордюр;
  • перепрыгивать небольшие объекты.

Эти упражнения также нужно начинать с опорой, постепенно и на месте. Затем можно развивать небольшую скорость, и вскоре будет не страшно делать это даже на полном ходу. При этом, если первые два маневра придется совершать каждый день, передвигаясь по городу, то последнего рекомендуется, по возможности, избегать. Дело в том, что колесо при отрыве от земли продолжает вращаться, и можно легко потерять контроль над аппаратом. Но, если хочется удивить кого-то своими умениями, или все-таки знать этот маневр, чтобы перепрыгнуть внезапно появившуюся преграду, то можно включить элемент в обучение езде на моноцикле. К этому можно еще добавить езду в полуприседе и полностью на корточках. Позже можно подключить трюки похожие на те, которые выполняют на роликах.
Читайте также: Как выбрать детские ролики для удобной и безопасной езды

Трюки на моноцикле

Как можно понять по этой короткой инструкции, научиться ездить на моноколесе не очень просто, но все же возможно. Здесь те же правила, что и с велосипедом, скейтбордом или гиробордом: главное – тренироваться и не сдаваться. Если взять с собой друга, то учиться будет легче как морально, так и физически. К тому же, моноцикл – это очень удобная штука: руки ничем не заняты, размер у него небольшой, и даже если нет желания возвращаться домой своим ходом, то его легко закинуть в большой рюкзак, или просто зайти с ним в автобус. Немного упорства, и уже через пару дней можно рассекать по улицам города, обгоняя пешеходов и объезжая вечные пробки.

Где можно и нельзя передвигаться на моноколесе по новым ПДД?

WhatsApp

На моноколесе можно быстро доехать до нужной точки, зайти с гаджетом в общественный транспорт и вообще получить удовольствие от перемещения по городу. Однако с точки зрения ПДД моноколесо находится в подвешенном состоянии. В том плане, что Минтранс, ГИБДД и прочие ведомства так и не добились установления чётких правовых критериев для таких одноколёсных электроустройств. Тем не менее, по сложившейся практике в 2024 году моноколесо считается средством индивидуальной мобильности (СИМ), а тот, кто им управляет – пешеходом. Но при этом передвигаться на электрогаджете можно в строго ограниченных для этого местах. В статье расскажем, почему моноколесо не является ТС, что за новая категория СИМ, где можно ездить, а где нельзя. Также обсудим, нужно ли получать водительские права на моноколесо, какие штрафы за нарушения, а также как трактуются ДТП с одноколёсными устройствами.

Моноколесо с точки зрения новых ПДД – это транспортное средство?

Моноколесо – это самобалансирующееся мотор-колесо, имеющее подножные педали, аккумулятор и блок управления электроникой. Казалось бы, перед нами классическое транспортное средство. Но нет!

Чтобы выяснить, относится моноколесо к ТС или нет, нужно знать определение понятия. А для этого следует заглянуть в п. 1.2 ПДД или в статью 2 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения». И в обоих НПА мы найдём идентичное по содержанию определение:

«Транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Ну и что? Моноколесо как раз используется для передвижения людей, которые в процессе езды могут перевозить небольшие по габаритам грузы. Но ставить в точку в этом вопросе еще рано!

Существует более расширенное толкование определения «транспортное средство» – его можно найти в Примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за управление незарегистрированным ТС:

Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,

Однако главная тонкость в том, что моноколесо, в отличие от электросамоката, сигвея и гироскутера имеет всего одно колесо. Соответственно, с точки зрения ПДД моноколесо нельзя отнести ни к велосипедам, ни к мопедам, ни тем более к мотоциклам или автомобилям. По состоянию на сегодняшний день это механическое средство передвижения.

Между тем, в июле 2022 года в ГИБДД анонсировали новые меры регулирования электросамокатов и других не включённых в ПДД средств мобильности. На самом деле этот вопрос требует урегулирования еще с 2017 года. Минтранс и другие ведомства неоднократно просили власти ускорить принятие изменений об электросамокатах, однако дело так и не сдвинулось с мёртвой точки.

Вас также заинтересует:

На текущий момент уже готова финальная редакция поправок в ПДД от Минтранса. Официальный текст и возможные изменения мы публиковали в отдельной статье. К примеру, законодатели хотят ограничить скорость перемещения электросамокатов, гироскутеров, моноколёс и прочих устройств до 25 км/ч, запретить им выезжать на магистрали, регистрировать такие гаджеты электронной RFID-меткой и т.д.

Сложность в том, что ПДД попали под механизм регуляторной гильотины. Это означает, что для внесения поправок требуется полностью переиздавать Правила дорожного движения – а этот процесс не очень-то и быстрый. Мы держим руку на пульсе и обновим статью, как только изменения вступят в силу.

Статус моноколеса по действующим ПДД

Почему это СИМ?

Моноколесо, равно как электросамокат, гироскутер, сигвей, роликовые коньки и другие средства передвижения сейчас относят к средствам индивидуальной мобильности (СИМ). Но если вы полезли искать это определение в ПДД, то спешим расстроить – его вы там не найдёте, потому что официально поправки еще не утвердили. Это тот случай, когда российские законы не успевают за техническим прогрессом.

Однако определение СИМ уже есть и активно используется на практике ГИБДД и судами. Вот как оно звучит:

Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Как видно, средства индивидуальной мобильности – это отдельная категория транспорта. По задумке, в неё войдут все те устройства передвижения, которые ввиду своих характеристик не относятся ни к велосипедам, ни мопедам, ни к мотоциклам – в нашем случае таковым как раз является моноколесо.

К слову, суды также активно оперируют терминологией СИМ при рассмотрении дел. Вот одно из свежих решений Верховного Суда от 30 марта 2022 года:

В течение последних лет участились случаи использования лицами для передвижения средств индивидуальной мобильности (электросамокаты, моноколеса и тому подобные устройства), технические характеристики которых находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла. Конструктивные и технические особенности таких средств предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Таким образом, на практике моноколесо приравнивается к средствам индивидуальной мобильности. Однако до сих пор термин «СИМ» официально не закреплён ни в одном нормативно-правовом акте. Вот такой парадокс!

Значит управляющий моноколесом является пешеходом?

Да, человек, управляющий моноколесом, юридически имеет статус пешехода и должен соблюдать соответствующие правила.

С точки зрения ПДД, пешеходом считается лицо, которое находится вне транспортного средства, но при этом может использовать для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Отсюда получаем, что моноколесист не может быть водителем ТС (поскольку его одноколёсный гаджет – это не транспортное средство). Велосипедистом такой участник дорожного движения, согласно ПДД, также не является. Единственный правовой статус такого наездника – пешеход.

Со скольки лет можно ездить на моноколесе?

Сейчас ограничений по возрасту на управление моноколесом нет.

Однако анонсируемые, но ещё не принятые в 2024 году поправки в ПДД по части электросамокатов, скорее всего, ограничат возраст едущего на моноколесе, сигвее, гироскутере и других устройствах – с 14 лет. То есть детям младше этого возраста нельзя будет использовать гаджеты с электрическим двигателем.

Нужны ли водительские права?

В настоящее время правовой статус моноколеса в качестве категории участников дорожного движения не определён. Но, как мы выяснили выше, на практике данное устройство относится к СИМ.

Между тем, пункт 4 ст. 25 ФЗ О БДД регламентирует, что водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством. Однако в нашем случае моноколесо – это не ТС, поэтому для езды на таком гаджете не требуется подтверждать право управления. И, соответственно, не нужно учиться в автошколе, сдавать теорию и практику ПДД, проходить медкомиссию и оплачивать госпошлину за получение ВУ.

Водительские права на управление одноколёсным гаджетом с электротягой

Где можно ездить на моноколесе по ПДД в 2024 году?

Особенность городской инфраструктуры в том, что в ней есть зоны для транспортных средств, пешеходов и велосипедистов. А вот для езды на средствах индивидуальной мобильности такие места не предусмотрены. И с законодательной точки зрения это порождает некоторые трудности. Однако на практике всё просто!

Несмотря на то, что моноколесо приводится в движение электродвигателем, само устройство относится к СИМ, и, как мы выяснили ранее, управляющий мотор-колесом не кто иной, как пешеход. Соответственно, правила езды на моноколесе точно такие же, как при движении пешеходов – и регулируются пунктами 4.1 – 4.8 ПДД.

Итак, где же можно ездить на моноколесе:

  • по тротуарам,
  • по пешеходным дорожкам,
  • по вело-пешеходным дорожкам (если таковые есть в вашем городе),
  • если ничего из списка выше нет – разрешается передвигаться по обочинам дорог,
  • по велосипедной дорожке или краю проезжей части – если отсутствует всё вышеперечисленное, включая обочины,
  • а также в тех местах, где запрещается движение транспортных средств (парки, скверы).

Если монорайдер вынужденно двигается по проезжей части, он обязан делать это навстречу к потоку едущих автомобилей. При этом запрещается обгонять других участников дорожного движения – будь то пешеходы, велосипедисты, управляющие любыми СИМ и другие, если они также передвигаются по краю проезжей части.

Таким образом, действующие в 2024 году ПДД не допускают свободную езду на моноколесе по велосипедной дорожке. Прибегнуть к такому варианту монорайдер может лишь при невозможности движения по тротуару, пешеходной или вело-пешеходной дорожке. На практике это требование соблюдается не всегда. Но и штрафы почти не выписывают.

Обязан ли я надевать шлем?

Такой обязанности по действующим ПДД у вас нет.

Пункт 4.1 Правил рекомендует пешеходам в тёмное время суток или при ограниченной видимости на дороге иметь при себе/на себе предметы со светоотражающими элементами. К примеру, значки или наклеенные на одежду полоски. А вне населённых пунктах, например – на трассе, это прямая обязанность пеших участников дорожного движения.

Что касается наличия шлема, налокотников, наколенников, защиты запястий и прочей экипировки при езде на моноколесе – такого требования ПДД не предъявляет. Инспекторы ГИБДД также не штрафуют за отсутствие данных элементов у наездника одноколёсного гаджета. Однако с точки зрения безопасности экипировка при езде на моноколесе всё же нужна.

Обязанность ездить со шлемом на моноколесе по ПДД

А спешиваться перед пешеходным переходом?

Обязанность спешиваться перед «зеброй» есть у велосипедистов и водителей мопедов (п. 24.8 Правил). А вот управляющие моноколесом – это на сегодняшний день пешеходы, и для них нет отдельных требований сходить с электроустройства. Поэтому проезд пешеходного перехода на электроколесе не считается нарушением ПДД.

Но, с другой стороны, никто не отменял требования безопасности. Езда на моноколесе через проезжую часть чревата наездом на других пешеходов, которые в этот момент тоже пересекают проезжую часть по «зебре». Если такие лица получат травмы, то виновнику на моноколесе придётся отвечать за ущерб их здоровью. Поэтому, крайне желательно спешиваться и переходить по пешеходному переходу, везя или неся одноколёсный гаджет.

Можно ли двигаться на моноколесе по проезжей части?

Нет, но в ряде случаев это допускается.

Мы указали, что на СИМ можно передвигаться в тех местах, которые предназначены для пешеходов – тротуары, пешеходные дорожки, вело-пешеходные трассы, парки, скверы и другие зоны, где нельзя ездить на автомобилях. И только если таких мест нет, закон разрешает либо съехать на велосипедную дорожку, либо двигаться на моноколесе по краю проезжей части. При этом обязательное условие – движение навстречу транспорту.

Какие штрафы для лиц на моноколесе?

Неопределённость с правовым статусом моноколёс не сильно сказывается на ситуации с вынесением наказаний для управляющих гаджетами с электротягой. Сейчас основные штрафы приходятся за езду по проезжей части.

Согласно действующему КоАП, наказания следующие:

  • если монорайдер допустил любое нарушение ПДД – штраф составляет 500 рублей (часть 1 ст. 12.29 Кодекса),
  • если управляющий моноколесом создал помеху движению другим транспортным средствам – штраф для него 1 000 рублей (ч. 1 ст. 12.30 КоАП),
  • если нарушены ПДД, и это привело к причинению лёгкого или среднего вреда здоровью других людей – штраф от 1 000 до 1 500 рублей (часть 2 той же статьи).

Однако если в результате неаккуратного вождения наездник моноколеса причинил тяжкий вред здоровью людей или, не дай Бог, кто-то погиб – это образует состав преступления по ст. 118 или ст. 109 УК РФ. Наказание зависит от тяжести последствий, а максимум по этой статье можно получить до 4 лет лишения свободы (за смерть двух и более лиц).

Что грозит за езду пьяным?

Тонкость в том, что в действующих УК РФ и КоАП нет отдельного наказания для наездника моноколеса, если тот нарушил ПДД или нанёс ущерб здоровью, будучи в нетрезвом состоянии.

Однако в готовящихся поправках к ПДД будет прямой запрет управлять СИМ в пьяном виде. Соответственно, уже скоро в КоАП может появиться отдельная норма, которая ужесточит ответственность за нарушения на моноколесе в состоянии «подшофе».

Штрафы за нарушения ПДД при езде на моноколесе

Кто будет виноват в ДТП с участием моноколеса?

Ключевым здесь является отнесение одноколёсного электроустройства к источнику повышенной опасности (ИПО). На сегодняшний день таковым признаётся, к примеру, транспортное средство. И даже если в ДТП будет виноват пешеход, то владелец ИПО обязан возместить ущерб жизни и здоровью сбитого им человека – это диктует ст. 1079 ГК РФ. Точнее, при наличии ОСАГО за водителя это сделает страховая компания.

Но что с СИМ и моноколёсами в частности? Учитывая, что это не транспортные средства, а катающиеся на гаджете лица признаются пешеходами, статус источника повышенной опасности к моноколёсам в 2024 году не применим. Соответственно, ДТП с участием мобильного устройства и пешехода нужно рассматривать как столкновение двух людей. Более того, это даже не ДТП, ведь отсутствует один из главных составляющих аварии – движущееся транспортное средство.

Другое дело, если в происшествии участвовали машина и моноколесо. Это уже отвечает критериям ДТП, при условии, что ТС находилось в движении. На практике виновным в таких авариях чаще признают водителей. Однако если едущий на автомобиле не уступил дорогу монорайдеру, когда последний не имел права двигаться по проезжей части (к примеру, если рядом был тротуар), то суд может признать и обоюдную вину в ДТП.

Третий случай, когда из машины резко открылась дверь и в неё врезался едущий на моноколесе. Виновником аварии признают того, кто эту дверь распахнул – либо самого водителя, либо пассажира его машины. Ответственность для них разная, и зависит от последствий столкновения. Подробнее об этом вы можете почитать в нашей статье о виновности в ДТП с открытой дверью.

Моноколесо: что происходит во время обучения, и как ускорить этот процесс

Материалов на тему обучения езде на моноколесе в сети достаточно много, включая и хабр. С моей точки зрения, им недостаёт структурированности и фокусировки на важных вещах.

Сам я научился ездить за 2,5 часа и после этого поехал с работы домой через весь город — полтора десятка километров. С того момента я обучил ещё 17 человек — и лишь немногим из них потребовалось больше полутора часов, чтобы поехать самостоятельно.

Почему мне не потребовалось «неделя трудных и упорных попыток, чтобы поехать»?

Я выработал теорию, по которой теперь обучаю людей. Я рассказываю эту теорию перед тем, как выдать человеку колесо — чтобы ученик понимал, что именно и в каком порядке он пытается добиться. Понимание сильно ускоряет процесс. Данная статья — попытка изложить эту теорию, с конкретным алгоритмом — что и в каком порядке нужно делать, чтобы максимально эффективно научиться ездить.

Теория

В первую очередь, что представляет из себя процесс езды? Это постоянная потеря и ловля равновесия. Мы всё время падаем, влево или вправо. Что мы делаем, чтобы не упасть? Мы направляем колесо в сторону падения и жмём «газ», чтобы оно подъехало под центр тяжести, и тело снова встало вертикально. Задача — чтобы тело делало это рефлекторно. Вот эти рефлексы мы и будем вырабатывать.

Повторю ещё раз, поскольку это очень важно. Мы учимся ездить не потому, что получили из книжки новые знания и они магически позволили нам ездить. Это не таблица умножения. Мы учимся ездить, потому что в мозгу выработались новые нейронные связи, которые позволяют мгновенно и бессознательно отреагировать на потерю равновесия. Мы, со своей стороны, можем использовать более эффективную методику, чтобы связи вырабатывались быстрее — несколько часов вместо нескольких дней, например.

Что представляет из себя процесс обучения? Допустим, вы встаете на колесо с помощью другого человека, и медленно начинаете ехать. Мозг в панике посылает всему телу противоречивые сигналы, а тело пытается ловить равновесие, но не знает как это делать. В течение первых же секунд вы заваливаетесь на плечо своего товарища всем своим весом, а он пытается удержать вас от падения. И так — снова и снова. В какой-то момент впервые, при очередной потере равновесия, ноги судорожно выделывают какое-то странное движение, и вам удается восстановить равновесие самостоятельно. Этот момент очень примечателен — он означает, что обучение началось. Мозг впервые смог подобрать ключик — как бы так извернуться, чтобы не упасть — и успел сделать это до полной потери равновесия. Чем дольше мы учимся — тем быстрее мы реагируем на отклонение от вертикали, и тем меньшее усилие требуется, чтобы вернуться в неё. В конечном итоге тело начинает реагировать даже до того, как начнется отклонение от вертикали, полностью убирая из процесса езды понятие «потеря равновесия». С этого момента ездить на колесе становится так же просто и естественно, как дышать или ходить.

Эффективность

Обучение происходит в результате повторения одного и того же процесса. Потеря равновесия, успешная реакция тела, формирование нейронных связей. Эффективное обучение — это когда в единицу времени происходит как можно больше повторений. Грубо говоря, сколько раз вы потеряли равновесие, но не упали.

Самое сложное тут — первые шаги, потому что между повторениям проходит очень много времени, и тратится много усилий. Вы пытаетесь встать на колесо, сразу спрыгивате, ловите колесо чтобы не грохнулось, и так — раз за разом. Через пять минут вы мокрый как мышь от усилий, но успешно проехать пару метров и не потерять равновесие не получилось ни разу. За этим прекрасным занятием можно провести и неделю, но это неэффективно.

Идея моей методики обучения заключается в том, чтобы сперва (с помощью другого человека) научиться ехать и не спрыгивать, и только потом учиться самостоятельно вставать на колесо. Проще говоря, мы проходим первые шаги без потерь на спрыгивания и ловлю колеса. Проходит от 10 минут до получаса — и ваши первичные нейронные связи сформированы и позволяют вам ехать какое-то время самостоятельно. С этого момента процесс обучения становится «самоподдерживающимся» — вы катаетесь, а тело учится реагировать на разные ситуации.

Обратите внимание, что разница между обучением с помощником или обучением «у стеночки» — значительная. Помощник может идти рядом с вами, пока вы в процессе удержания равновесия непроизвольно разворачиваетесь и едете в абсолютно произвольном направлении. Кроме того, помощник может аккуратно отбирать у вас опору, провоцируя искать баланс.

Алгоритм обучения

  1. Находите большую площадку с ровным покрытием. Главное, чтобы можно было достаточно долго ехать по прямой, без необходимости поворачивать. Подойдет пустая парковка. Выходите на центр этой площадки.
  2. С помощью помощника встаете на колесо. Держась за него, выставляет ноги максимально симметрично. Это очень важно!
  3. Полностью выпрямляете ноги. Полностью выпрямляете спину. Наклоняетесь вперед и да поможет вам бог и пробуете ехать и держать равновесие. Роль помощника — идти рядом и подставлять локоть, когда вы будете заваливаться на него или от него. Ваша первоначальная задача — любой ценой удержать равновесие. Тело будет не слушаться, колесо будет брыкаться и ехать куда оно само хочет — не пытайтесь на данном этапе активно рулить или удерживать какое-то определенное направление движения (для этого и нужно начинать в центре большой площадки) Мозг начинает выстраивать нейронные связи, чтобы не падать. Через какое-то время должно получаться ехать какое-то время ровно, не заваливаясь. Окончательная задача на этом этапе — полностью разгрузить помощника, то есть ехать без опоры на него. В идеале — просто касаться его руки, самостоятельно удерживая равновесие. Обычно на это уходит минут 15-20, но бывают отклонения в обе стороны — вестибулярный аппарат у всех разный.
  4. Необязательный этап — но очень эффективный — если предыдущий пункт повторить на неровных грунтовых дорожках где-нибудь в парке. Неровности заставляют учиться быстрее, намного быстрее!
  5. Помощник уходит и садится невдалеке пить пиво и наблюдать за вашими дальнейшими мучениями. Вы выходите в центр площадки. Важно — рядом не должно быть ничего, что можно использовать как опору! Наличие опоры заставит вас пытаться рефлекторно за неё хвататься — а это не тот рефлекс, который вам нужен. Становите ведущую ногу на колесо, аккуратно переносите на неё вес, одновременно чуть отталкиваясь второй ногой и да поможет вам богВ этот момент важно вспомнить про прямые ноги и спину! Без шуток, это очень страшный момент в обучении — но если до этого вы все делали верно, то ваше тело уже знает то самое чувство, когда ты едешь сам и ловишь равновесие. Оно знает, к чему надо прийти — и это лишь вопрос времени. Продолжайте попытки — это может занять от 10 минут до полутора часов. В среднем на моей практике у учеников уходило 20-40 минут.
  6. Следующий этап — повороты. Частая ошибка новичков (и моя в том числе) — пытаться поворачивать наклоном корпуса. Используйте следующий способ: в процессе езды по прямой, когда вы едете ровно и держите равновесие — начинайте медленно, по мм/час сгибать одну ногу, не шевеля вторую и продолжая при этом удерживать равновесие вертикально. Колесо начнёт очень плавно входить в поворот. Катайтесь так, пока не начнете поворачивать более уверенно.
  7. Время идти на грунтовые дорожки в парке! Час езды по грунту по выработке навыка соответствует нескольким часам на ровном асфальте ))

Защита для ног

Обучение езде на колесе обладает особенностью — в процессе приходится много раз на колесо запрыгивать и спрыгивать. Десятков раз. Сотен. И каждый раз при отрыве второй ноги от земли весь вес вашего тела оказывается приложен к вашей голени сбоку.В зависимости от модели колеса, это может быть в разной степени больно. Можно заработать синяк за полчаса и прихрамывая отправиться домой, и ближайшие пару дней вы не сможете продолжать обучение. Для решения этой проблемы используются «подушки» из мягкого материала. Когда я учился — я приматывал изолентой к ноге сложенную во много слоев пупырчатую пленку, и всё это пряталось под штаниной. Для тех, кого учил я — прихватывал из дома небольшую поролоновую подушку.

Вторая проблема — иногда, при неудачном спрыгивании, колесо догоняет вас и острым ребром алюминиевой педали, с инерцией 15-килограммового снаряда, бьет по лодыжке. Лучше, чтобы обувь для обучения хоть немного её прикрывала.

Другие руководства и упражения

Я не пытался запихать в эту статью всю существующую в мире информацию про моноколёса и рассчитываю, что моя статья не будет единственным источником информации. Если человек хочет научиться чему-либо — он пробует разные подходы, пока не найдет эффективный. Мой способ отлично сработал почти для двух десятков человек — но если вы бьетесь полтора часа и у вас ничего не выходит — пробуйте менять подход. Поделайте «циркуль» и «длинный шаг», вреда от этого не будет)

Бонус для желающих научиться ездить в СПб

Могу дать возможность поучиться на колесе ks14d, за пиво или небольшую сумму (колесо во время обучения склонно ушатываться). Район — Свердловская набережная либо Полюстровский парк. Время — вечерами в будни.

По поводу публикации этой статьи на других ресурсах

Я, как автор, прямо запрещаю публиковать этот текст или его части на других ресурсах без предварительного согласования со мной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *