Лимит по осаго в 2023 году
Перейти к содержимому

Лимит по осаго в 2023 году

  • автор:

Изменения в ОСАГО в 2023 году: краткий обзор

осаго 2023

Наступил Новый 2023 год, а вместе с ним и грядут изменения в сфере страхования для автовладельцев. Ранее рассказали об общих изменениях для водителей в наступившем году, а в данной статье поговорим конкретно об ОСАГО.

Штраф за отсутствие ОСАГО вырастет

Одной из главных тем обсуждения в сфере ОСАГО в последние месяцы стало увеличение штрафа за езду без полиса. Многие эксперты и страховщики настаивают на увеличении штрафа, поскольку долгие годы он не менялся несмотря на частое повышение тарифов.

Разница между стоимостью страховки и штрафом очень большая. Поэтому многие водители не задумываясь выбирают заплатить штраф, чем оформлять полис.

В 2023 году штраф за отсутствие ОСАГО может составить до 5 000 рублей. На данный момент нет точных сроков нововведения и итоговой суммы штрафа.

В среднем страховка на легковой автомобиль стоит 5-7 тыс. рублей, в то время как штраф 800 рублей. Помимо этого оплатить штраф можно со скидкой 50% (в течение 20 дней).

Таким образом, 400 рублей за отсутствие полиса против долгих поисков страховой и сложностей с оформлением полиса. Для многих выбор очевиден, поскольку мало кто оформляет страховку исключительно в целях безопасности.

Отсутствие ОСАГО вычислят дорожные камеры

Еще одно ужесточение для водителей — фиксирование отсутствия полиса ОСАГО по дорожным камерам. Водители будут автоматически получать штраф. Это станет возможным благодаря объединению базы данных ГИБДД и РСА.

На данный момент есть множество технических проблем, в связи с которыми систему до сих пор не запустили. Однако проект в доработке и главные недочеты в виде ошибочных штрафов планируют устранить уже в 2023 году и запустить систему в работу.

Выплаты по ОСАГО станут больше в 2023 году

Выплаты также планируют увеличить. На данный момент за ущерб имуществу максимальная компенсация по ОСАГО — 400 тыс. рублей, а вред жизни и здоровью — 500 тыс. рублей.

По результатам исследования и опросу автовладельцев, в нынешней экономической ситуации этих сумм недостаточно для возмещения ущерба.

Поэтому наряду с повышением штрафа будут увеличены и лимиты компенсации.

Начнет действовать единое ОСАГО для России и Беларуси

У россиян появится возможность оформить ОСАГО с расширением на Беларусь (а у белорусских водителей с расширением на Россию). Таким образом, при выезде в соседнюю страну российский полис с дополнительной опцией будет работать по принципу зеленой карты.

В случае аварии в Беларуси страховая компания будет возмещать все убытки, точно также, как и на территории РФ.

Новый вид страховки могут запустить уже в первом квартале 2023 года.

По ОСАГО отменят учет износа запчастей

Большим плюсом для водителей может стать отмена учета износа транспортного средства при расчете компенсации по ОСАГО.

Сейчас большинство водителей получают компенсацию не в виде ремонта, а денежными средствами. А при таком способе компенсации выплата получается гораздо меньше.

При учете износа деталей размер компенсации может уменьшиться в два раза.

Оформить выплаты по ОСАГО можно будет удаленно

Главный тренд последних лет — цифровизация ОСАГО. Так, основная часть продажи полисов приходится на онлайн-площадки.

Также у водителей появилась возможность регистрации ДТП с помощью мобильного приложения Помощник ОСАГО. В нем в скором времени появится опция рисования схемы аварии.

Также с 1 июля 2023 года водители смогут без визита в страховую решить вопросы по выплатам. Но сообщается, что сначала компании могут вводить такую возможность на добровольной основе.

Цены на ОСАГО вырастут в 2023 году

Стоимость ОСАГО уже была повышена в 2022 году. Но, по мнению экспертов, 2023 год не станет исключением, поскольку предпосылок для повышения тарифов существует немало.

  • Во-первых, цены на автомобили и запчасти стали выше, что обязательно отразиться на стоимости полиса. Это связано с дефицитом комплектующих и сложностями с поставками.
  • Во-вторых, реализация вышеперечисленных инициатив также затронет тарифы на страхование. Ведь увеличение лимитов по компенсации и отмена учета износа обязательно отразится на цене.

Однако в РСА заявляют, что несмотря на такой большой перечень нововведений в ОСАГО, все они будут вводиться постепенно, чтобы водители не ощутили резкого подъема цен.

Тарифы ОСАГО в 2024 году

Тарифы ОСАГО в 2024 году

Несколько лет назад в России запустили реформу ОСАГО. Ее цель — сделать цену полиса более справедливой. Авторы инициативы постоянно пытаются нащупать баланс факторов, влияющих на стоимость: в зависимости от региона регистрации, мощности двигателя, возраста водителя, его стажа за рулем и как часто он попадает в аварии. А еще ощутимо выросла стоимость содержания авто, запчасти и ремонт. Поэтому тарифы «автогражданки» приходится еще и подгонять под актуальные реалии.

К 2024 году страховщики накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. То есть привязать стоимость полиса к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.

В нашем материале расскажем о самых актуальных изменениях в тарифах ОСАГО в 2024 году.

Основные изменения в тарифах ОСАГО

Взять и сразу поменять всю систему было бы неправильно. Тогда стоимость полиса стала бы резко меняться. Поэтому в ЦБ все делают постепенно. В частности, пошагово расширяют коридор тарифных ставок. За последние годы он расширился и вверх, и вниз.

— Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения, — говорится в сообщении ЦБ 1 .

С сентября 2022 года 2 минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц — 1646 рублей, а максимальная — 7535 рублей. Для легковушек, оформленных на юрлиц, ставка от 852 до 5 722 рублей, для таксистов с лицензией — от 1490 до 15 756 рублей. На 2023 год эти ставки продолжают действовать. Обращаем внимание, что страховщики берут базовую ставку в указанном диапазоне на свое усмотрение, добавляют к ней коэффиценты (о них расскажем ниже) и таким образом складывается цена полиса. Средняя цена услуги по России выше базовой ставки. Так, среднестатистический размер страховой премии по ОСАГО (так грамотно называть цену полиса уже со всеми надбавками) — около 7,5 — 8 тыс. рублей (по данным РСА 3 ).

— В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям, — пояснили в пресс-службе Центробанка.

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2024 году (руб.)*:

Легковые (категории B и BE) ТС юрлиц 852 – 5722
Легковые (категории B и BE) ТС физлиц и ИП 1646 – 7535
Легковые (категории B и BE) такси 1490 – 15 756
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (категории А и М) физлиц и юрлиц 324 — 2536

* Ставку нужно умножить на региональный коэффициент от 0,64 до 1,99. Полный перечень региональных коэффициентов в приложении к Указанию ЦБ 2 . Обращаем внимание, что часть населенных пунктов с сентября 2022 году нужно смотреть в еще одном Указании ЦБ 2 .

Тарифный коридор ОСАГО с учетом регионального коэффициента в Москве в 2024 году (руб.):

Легковые ТС юрлиц 1533,6 – 10 299,6
Легковые ТС физлиц и ИП 2962,8 – 13 563
Легковые такси 2682 – 28 360,8
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц 583,2 — 4564,8

Изменения в системе ОСАГО к 2023 году

С 1 апреля 2023 года ввели новые коэффициенты «бонус-малус» — КБМ. Они нужны, чтобы поощрять водителей за безаварийную езду. И наоборот: для частых участников ДТП (по их вине) полисы выйдут дороже. В 2023 году минимальный коэффициент, по которому рассчитывается размер страховой премии (то есть цены ОСАГО) составляет 0,46. Значит, максимальная скидка за полис — 54%. Ее получат те, кто не допускал аварий десять и более лет. Не повезло тем, кто был виновником автотранспортных происшествий. Для них максимальный коэффициент повышен — 3,92 (ранее он был 2,45). Базовый коэффициент (для новичков) — 1,17. Новые коэффициенты действуют до 31 марта 2024 года.

В июне 2023 года обновили справочники средней стоимости автозапчастей по стране. Его выпускает Российский союз автостраховщиков (РСА). Этот документ используют страховые компании, когда подсчитывают выплаты по ОСАГО. Подобные справочники публикуют раз в несколько месяцев и учитывают актуальные колебания рынка в плюс или минус от средней цены.

С 15 июля 2023 года стало возможно отправить в страховую компанию данные об аварии через приложение «Госуслуги Авто». Также все документы по ДТП и информация, связанная с компенсацией, будет храниться в электронном виде на этом портале. Это необходимо, чтобы избегать разногласий по срокам компенсации, прохождения ремонта и прочих формальностей.

Какие нововведения добавляли ранее

В 2021 году. Сняли запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее нужно было ждать 72 часа). Продажа полисов не зависит от прохождения техосмотра — действует только для физлиц.

В 2022 году. С 11 сентября 4 , в справочники автозапчастей включили аналоги деталей. То есть выпускаемые не оригинальными автоконцернами, а другими компаниями. Страховщики будут учитывать цены аналогов, если оригинальная деталь отсутствует на рынке. Также аналогами разрешили пользоваться в случаях, когда владелец авто выбрал «натуральное урегулирование» — то есть взял не деньги страховой, а согласился отремонтировать машину в сервисе за счет компании.

С 1 октября 2022 года об изменении госномера авто больше не нужно 5 уведомлять страховую. Компания сама получит данные из специальной системы. Если обнаружат смену номера, то уведомят об этом владельца (хотя он и так об этом должен знать), чтобы внести изменения в действующий полис ОСАГО. До этого автовладельцы сами должны были уведомлять страховые.

Если продали автомобиль, обязаны уведомить об этом страховую письменно. Раньше это делали только в том случае, если хотели вернуть деньги за оплаченный страховой полис.

В извещении о ДТП (этот бланк выдают при оформлении полиса ОСАГО) не нужно указывать данные очевидцев. Раньше участники аварии должны были фиксировать ФИО и контакты свидетелей, чтобы их можно было вызвать в ГИБДД или в суд в случае спорных ситуаций. Однако прохожие и другие водители не горят желанием тратить личное время. Поэтому часто отказывают.

Страховые компании начали выдавать по просьбе пострадавшего участника аварии результаты независимой технической экспертизы или оценки автомобиля.

Краткосрочный полис ОСАГО

В июле 2023 года в Госдуме в третьем чтении приняли закон о краткосрочных полисах ОСАГО 6 . Документ вступит в силу через 210 дней после его публикации.

Краткосрочный полис можно будет получить на срок от 1 дней до трех месяцев. Его действие начинается на 3 день после предоставления полного пакета документов в страховую, если в договоре не прописаны более сжатые сроки. Законопроект поможет повысить доступность полисов ОСАГО для автолюбителей, которые время от времени используют личный автомобиль (в том числе в качестве такси). Но обычным гражданам он вряд ли будет выгоден, так как его стоимость на день будет заметно выше, чем 1/365 стоимости годового полиса.

Какие факторы влияют на цену ОСАГО

Их довольно много. Они четкие и понятные. Есть целые таблицы коэффициентов 7 . Например, по региону регистрации, мощности автомобиля или возрасту водителя. При этом часть персональных факторов для определения базовой ставки отдали на откуп самим страховым компаниям. Им запретили только откровенно дискриминационные: например, по национальности или религии.

— Говорить о точном перечне факторов, который будет использоваться, нет смысла. Но на ум приходят те примеры, которые мы видели у иностранных коллег. Это время эксплуатации автомобиля и частота использования. При использовании телематики можно посмотреть стиль вождения автомобилиста. Косвенные факторы — наличие семьи у автовладельца и других объектов собственности. Это обычно говорит о более сдержанном стиле вождения, — пояснил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Подорожают ли полисы ОСАГО

В Центробанке считают, что актуальные тарифы сбалансированные. Сейчас на них влияет не только обозначенный коридор, но и страховые компании. Тем не менее завышать цены вряд ли будут. Рынок очень конкурентный. За хороших водителей идет борьба.

Тем не менее, чтобы избежать завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса. По этим правилам цена ОСАГО не может превышать базовый тариф с учетом региона более чем в три раза. К примеру, если вы живете в Москве (где региональный коэффициент — 1,8) и страховщик рассчитал базовый тариф для вас в 5000 рублей, то максимальная стоимость полиса для вас составит 4140 рублей (5000 х 1,8 х 0,46). А если вы напротив частый виновник ДТП с максимальный КБМ (3,92), то расчет будет таким 5000 х 1,8 х 3,92 = 35 280 руб.

Обращаем внимание, что страховщики учитывают также возраст водителя и стаж за рулем, поэтому в вашем случае расчеты могут быть иными.

С учетом непростой ситуации с импортом запчастей в 2023 году средняя стоимость полиса регулярно меняется. Дефицита деталей нет, но изменилась логистика поставок. Российский союз автостраховщиков регулярно публикует статистику среза цен по стране. И ее уместно называть динамичной: «качели» то идут вверх, то снижаются. На размер премии страховых компаний (цены ОСАГО) влияет ситуация на рынке. Так что если случится очередной подорожание, оно, наверняка, будет связано с изменением на рынке комплектующих.

Какие еще коэффициенты изменятся

Ранее в Центробанке внесли изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, были по всем возрастам. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.

При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планировали отменить на следующем этапе реформы, но на 2023 год он продолжает действовать. Хотя есть здравый контраргумент на основе многолетней статистики: место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно.

— Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.

По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 1,88; минимальный — 0,68.

Новые правила техосмотра в 2024 году

Чтобы купить ОСАГО теперь не нужно показывать диагностическую карту. Но это касается только частного транспорта — физлиц. Связано это с тем, что не везде в России исправно работают пункты техосмотров. К тому же аварий по причине неисправного состояния машин в общем числе ДТП мизерный процент (0,1% по данным ГИБДД).

Однако теперь страховые вправе продавать полисы дороже тем автовладельцам, которые не прошли техосмотр. При этом послабления в законе не освобождают от обязательства все равно проходить процедуру. С 1 марта 2022 года штраф за управление авто, которое не прошло осмотр, составит 2000 рублей (до этого максимум 800 рублей). К тому же его смогут выписывать камеры.

Популярные вопросы и ответы

Отвечаем на популярные вопросы об ОСАГО.

Какая минимальная премия по полису ОСАГО?

Премия — это размер страхового взноса или еще проще, цена полиса. Страховая премия складывается из множества коэффициентов о которых мы писали выше. Все они перемножаются с базовой ставкой. В 2024 году минимальная премия не может быть ниже 2224 рублей.

Какие документы нужны для оформления полиса в В 2024 году?

Чтобы купить ОСАГО приготовьте:

• заявление (пишут в страховой);
• паспорт;
• документы на автомобиль;
• водительские права;
• договор купли-продажи (для тех, кто только приобрел машину).

Как рассчитать размер полиса ОСАГО?

БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = цена полиса ОСАГО.

Базовый тариф для легковых машин физлиц и ИП: 1646 – 7535 рублей.

Коэффициент территории: от 0,68 до 1,88.

Коэффициент бонус-малус: от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, а при получении прав он равен 1).

Коэффициент возраста и стажа: от 0,83 до 2,27 (полный список в приложении к указу ЦБ).

Количество водителей авто: 1 или 2,32 (если указан четкий перечень лиц или страховка открытая).

Коэффициент мощности двигателя: от 0,6 до 1,6 (чем больше л.с., тем выше, максимум начинается со 151 л.с.)

Коэффициент сезонности: от 0,5 до 1 (сколько месяцев в году используется авто, если более 10, то 1).

Также встречается редкий коэффициент КП (0,2 — 1) — нужен для машин, которые зарегистрированы за рубежом, но используются в РФ, а также когда купили машину в одном регионе и погнали ее на регистрацию в другой. К тому же страховые вправе использовать свои коэффициенты, например, для семейных людей или тех, кто не предоставил диагностическую карту техосмотра.

Источники

  1. Страховщики смогут снижать тарифы по ОСАГО для аккуратных водителей. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=6894
  2. Указание Банка России от 8 декабря 2021 г. № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403224566/
  3. В мае средняя премия по ОСАГО продолжила снижение, средняя выплата — рост. URL: https://autoins.ru/press-tsentr/press-relizy/?ELEMENT_ID=1268406
  4. Указание Банка России от 31 мая 2022 г. N 6144-У “О внесении изменений в пункт 6.2 Положения Банка России от 4 марта 2021 года N 755-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405120951/
  5. Указание Банка России от 24.12.2021 N 6039-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2022 N 67785). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412505/
  6. Законопроект№ 143281-8 О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (об изменении срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/143281-8
  7. Указание Банка России от 08.12.2021 N 6007-У (ред. от 28.07.2022) «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (вместе с «Требованиями к структуре страховых тарифов», «Порядком применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств») (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2021 N 66609). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405183/

ОСАГО 2023: какие изменения стоит ждать водителям

Вот и наступил Новый год, а вместе с ним нас ожидает ряд изменений в отрасли страхования. Некоторые изменения точно состоятся, другие пока находятся на стадии обсуждения. В рамках сегодняшней статьи мы рассмотрим как в 2023 году поменяется обязательное страхование автогражданской ответственности и расскажем, чего стоит ожидать российским водителям.

ОСАГО 2023: какие изменения стоит ждать водителям

Ужесточение штрафа за езду без страховки

В последние месяцы 2022 года многие эксперты страхового рынка заявили о необходимости увеличить штрафы за езду без действующего полиса ОСАГО. Они объясняют это тем, что цены на страховку продолжают расти из года в год, а размеры штрафов не пересматривались более 10 лет. Следовательно эти суммы более неактуальны. Участники рынка предлагают ужесточить наказание, увеличив штрафы до 3-5 тыс. рублей.

Напомним, если инспектор ГИБДД остановит водителя и обнаружит, что у того нет действующей страховки, он выпишет штраф в размере 800 рублей. Если же водитель просто забыл полис дома, размер штрафа составит 500 рублей. У автомобилиста также остается возможность оплатить штраф в течение 20 дней, чтобы получить скидку в размере 50%. Подробнее об актуальных штрафах, связанных с обязательной “автогражданкой”, читайте в нашей статье ОСАГО: штрафы, о которых должен знать каждый водитель .

Обращаем ваше внимание, что стоимость страховки зачастую превышает сумму в 5 тыс. рублей. В связи с этим многие автолюбители отказываются от приобретения полиса, так как оплатить штраф будет дешевле.

Водителей без ОСАГО будут искать камеры

В следующем году водителей без действующего полиса ОСАГО могут начать искать через дорожные камеры. Нарушителям автоматически будут выписывать штрафы. Данную систему планируют запустить уже не первый год, однако пока что ее техническая реализация все еще далека от идеала. Ранее сообщалось, что на текущий момент камеры нередко могут выписывать ошибочные штрафы. Сейчас систему продолжают усовершенствовать, а полностью запустить ее могут уже в 2023 году.

Calmins Telegram Телеграм Тг

Российское ОСАГО заработает в Белоруссии

В 2023 году у российских водителей появится возможность оформить полис ОСАГО с расширением на Белоруссию . Это позволит автомобилистам выезжать на территорию соседнего государства на своём автомобиле. Если же водитель попадёт за границей в аварию, страховая компания обязуется возместить все убытки. Новая страховка будет работать по принципу грин-карты. В то же время аналогичная возможность появится и у водителей из Белоруссии, которые захотят поехать в Россию.

Ранее президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА) и Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Евгений Уфимцев сообщил, что новый полис может появиться на российском рынке страхования уже по итогам первого квартала 2023 года. Позже эту инициативу хотят распространить на ряд других дружественных стран.

Повышение лимитов выплат

Разговоры о повышении лимитов выплат по ОСАГО идут уже долгое время. Сейчас лимит выплат за ущерб имуществу в ДТП составляет 400 тыс. рублей, за ущерб жизни и здоровью – 500 тыс. рублей. Недавно Финуниверситет провел исследование “ ОСАГО в жизни автовладельцев “. В рамках этой работы автомобилистов спрашивали: достаточно ли нынешних лимитов для полноценной компенсации после ДТП? 68% респондентов ответили, что в нынешних реалиях этих сумм недостаточно. Различные эксперты также считают эти суммы неактуальными и говорят о необходимости их повышения.

ОСАГО калькулятор

На эту тему также высказывался глава РСА Евгений Уфимцев. Он заявил, что повышение лимитов выплат по ОСАГО – это одно из ключевых направлений , над которым работают в союзе. Данная тема стала актуальной в связи с существенным подорожанием автомобилей и комплектующих для машин. Данный вопрос планируют активно обсуждать в следующем году.

Отмена учета износа по ОСАГО

Ещё одно важное направление, над которым работает РСА – это компенсация по ОСАГО без учёта износа транспортного средства. Ранее “Интерфакс” проводил опрос автостраховщиков и выяснил, что сейчас практически 98% выплат по обязательной “автогражданке” осуществляется в денежной форме. Это означает, что практически все водители получают компенсацию по страховке не в полном объеме. Отметим, что из-за износа размер выплаты может сократиться вдвое.

Цифровизация ОСАГО

В последние годы идёт активная цифровизация ОСАГО. Это облегчает работу как для автомобилистов, так и для самих страховщиков. Одно из главных нововведений, которое появится 1 июля 2023 года – это возможность дистанционного урегулирования убытков по ОСАГО . Процесс получения выплаты для водителей сильно упростится. Однако такую возможность до 2025 года страховые компании будут добавлять на добровольной основе. Стоит ожидать, что в первую очередь её реализуют крупнейшие страховщики. А с 2025 года возможность дистанционного урегулирования убытков по ОСАГО станет обязательным для всех.

Также в следующем году начнется передача автоматизированной информационной системы ОСАГО от РСА к дочерней компании Центрального банка России. Это позволит страховщикам наладить систему обмена сведениями между собой. Кроме того, РСА продолжит развивать приложение “Помощник ОСАГО”, добавляя в него новый функционал. Например, не так давно в приложении появилась возможность нарисовать схему ДТП . Ранее водителям приходилось рисовать схему на бумаге, а после фотографировать ее и прикреплять к заявлению об аварии.

Подорожает ли страховка?

Один из главных вопросов, волнующих автомобилистов: подорожает ли ОСАГО в следующем году? Сказать наверняка мы не можем, однако на наш взгляд – да. На стоимость страховки будет влиять целый ряд факторов: цена на автомобили и комплектующие для них, а также реализация некоторых из вышеназванных инициатив.

Оценить компанию

Стоимость автомобилей и автозапчастей напрямую зависит от их поставок в Россию. В 2022 году многие автопроизводители ушли из РФ, из-за чего сильно пострадал импорт деталей. В связи с этим ремонт по ОСАГО осуществляется запчастями, которые оставались на складах до начала СВО, но их запасы уже подходят к концу. Постепенно ситуация начала меняться. Так, путем параллельного импорта в страну стали завозить некоторые детали, однако и этого недостаточно. Если стоимость комплектующих продолжит расти, вырастут и выплаты страховых компаний. В таком случае им потребуется увеличить тарифы, чтобы соблюсти баланс сборов и выплат.

Стоит понимать, что в случае увеличения лимитов выплат и отмены учета износа, объем выплат страховщиков также увеличится. В связи с этим цены на ОСАГО также непременно вырастут. Тем не менее президент РСА Евгений Уфимцев ранее заявлял, что эти изменения будут вводить постепенно, чтобы россияне не ощутили слишком резкого подорожания страховки.

Оставайтесь с нами и читайте больше о российском рынке страхования на информационно-аналитическом ресурсе Calmins.com

Страховое возмещение по осаго в 2023 году

Страховое возмещение по осаго в 2022 году

Лимит страховой ответственности по ОСАГО в 2022 году не может превышать 400 тыс руб за причинение имущественного ущерба и 500 тыс руб за нанесение вреда жизни и здоровью потерпевшего. Но все не так просто. Страховые компании не хотят расставаться с деньгами – это не секрет. Поэтому вам может понадобиться квалифицированный юрист по страховым спорам, который поможет получить деньги вместо ремонта и добиться максимальной выплаты. Причем не только от страховщиков, но и от виновников аварии.

Поговорим о методиках расчета причиненного ущерба, о порядке компенсаций, а также о том, что делать, если стоимость ремонта превышает выплату по ОСАГО.

Методика расчета ущерба по ОСАГО

В 2022 году страховые компании исчисляют компенсации, пользуясь Единой методикой расчета ущерба (ЕМРУ), разработанной Министерством транспорта РФ, Центробанком и Российским союзом автостраховщиков.

Страховщики проводят расчет ущерба по следующей формуле: стоимость ремонта + стоимость материалов + стоимость подлежащих замене деталей. При этом дополнительно учитывается множество факторов, в частности износ запчастей.

Что нужно знать о ЕМРУ:

  • В ходе расчета страховщик обязан учитывать среднюю рыночную стоимость работ и материалов, недопустимы отклонения более чем на 10% от показателей.
  • Подсчет проводится на основании нормативных актов, при нем учитываются только повреждения, полученные вследствие конкретного происшествия.
  • При расчете учитывается множество сопутствующих факторов, в частности регион, в котором произошло ДТП.
  • Сумма возмещения во многом зависит от износа деталей – его расчет проводится с применением поправочного коэффициента.

При этом лимит возмещения не зависит от проведенного расчета. По закону максимальная сумма покрытия при компенсации ущерба имущественного характера не может быть выше 400 тыс руб. Но даже эти деньги страховщики часто отказываются выплачивать, ссылаясь, в частности, на сильный износ деталей.

Что учитывается при расчете износа а/м?

Износ деталей, основных узлов и агрегатов транспортного средства рассчитывается по сложной формуле. Прямо или косвенно в ходе подсчета учитываются:

  • Срок эксплуатации
  • Пробег
  • Категория автомобиля

Ориентировочный износ в зависимости от срока эксплуатации деталей: 10% – 1 год, 20% – 2 года, 30% – 3 год, 40% – 4 года, 50% – 5 лет и так далее. Естественно, с поправками. Возможен и нулевой износ, если вы попали в аварию сразу после отъезда от автосалона. Каждый случай страховщики рассматривают индивидуально.

Обратите внимание: предел износа составляет 50%. Даже если фактический износ деталей выше, то он все равно будет округлен до указанного значения.

Как получить выплату без учета износа

В соответствии с действующим законодательством при расчете суммы компенсации не допускаются отклонения более чем на 10% в сравнении с рыночной стоимостью автомобиля, узлов и агрегатов.

Если страховая компания намеренно занижает цифры, то мы сравниваем результаты расчета и использованные при их формировании сведения с рыночными ценами, после чего готовим соответствующую претензию к страховщику.

Обычно спор удается урегулировать в досудебном порядке.

Однако в ситуации, когда страховщик настаивает на правильности проведенного расчета или ориентируется на лимит выплат, необходимо выйти с исковым заявлением в суд.

Ответчиком может стать как страховщик, так и виновник ДТП. Взыскать ущерб с последнего стоит в ситуации, когда реальный размер ущерба значительно превышает лимит ответственности по ОСАГО.

Страховое возмещение по осаго в 2022 году

Что лучше направление на ремонт или выплата деньгами?

В большинстве случаев мы рекомендуем клиентам получить деньги вместо ремонта транспортного средства. Причин тому несколько:

  • как правило, автовладельцев не устраивает качество работ сервиса, сотрудничающего со страховщиков;
  • часто приходится неделями ждать поступления деталей, а сами работы могут затянуться на месяцы, при этом вас каждый раз будут склонять к подписанию соответствующего соглашения;
  • при направлении на ремонт вы не можете самостоятельно выбирать сервис, в котором будет производиться восстановление транспортного средства.

Страховщик вправе отказать заявителю в выплате денежной компенсации вместо направления на ремонт при отсутствии установленных законом оснований.

Однако на практике вполне реально подвести компанию к нужному решению: в большинстве случаев они допускают нарушения – затягивают сроки, направляют потерпевшего в отдаленный сервис и так далее.

А это возможность заявить о несогласии и получить деньги вместо навязываемого ремонта.

Лимит страховой выплаты по Европротоколу в 2022 году

Лимит по европротоколу значительно отличается от максимальной выплаты по ОСАГО.

Он не может превышать 100 тыс руб за одним только исключением: если ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и было зафиксировано в соответствии с требованиями нормативов. В этом случае лимит составляет 400 тыс руб. Однако потребуется соблюсти все правила оформления:

  • ДТП произошло на территории указанных регионов;
  • информацию о происшествии участники передали в Российский союз автостраховщиков (РСА) в некорректируемом виде с мобильного устройства, поддерживающего систему навигации ГЛОНАСС через специальное приложение;
  • данные фото- и видеосъемки получены в течение часа с момента ДТП, в них отчетливо видны регистрационные знаки, повреждения и расположение автомобилей в окружении дорожной инфраструктуры.

Участники ДТП не обязательно должны быть зарегистрированы на территории указанных регионов. Определяющее значение имеет место происшествия.

Но загвоздка в том, что найти систему для некорректируемой передачи данных в РСА на данный момент не удастся. Даже если у вас под рукой случайно окажется телефон, поддерживающий ГЛОНАСС. Дело в том, что страховщики до сих пор не окончили разработку соответствующей системы, которая ведется с 2019-го года. Однако в ближайшее время она может появиться.

Пока и в дальнейшем на территории других регионов России размер компенсации по европротоколу составляет максимум 100 тыс руб.

Взыскание ущерба сверх лимита по европротоколу невозможно, так как по факту участники ДТП соглашаются с обстоятельствами происшествия и суммой компенсации. Поэтому при серьезных повреждениях обязательно вызывайте сотрудников ГИБДД и не верьте виновнику аварии, который обязуется все возместить «без протоколов».

Лимит ответственности при полной гибели ТС

При полной гибели транспортного средства максимальный размер ответственности по ОСАГО не меняется – он составляет 400 тыс рублей. Однако в соответствии с постановлением Верховного суда РФ выплата напрямую зависит от рыночной цены машины и стоимости годных остатков. Расчет проводится следующим образом:

  • Устанавливается средняя рыночная стоимость автомобиля в том состоянии, в котором он находился на момент ДТП.
  • Определяется стоимость годных остатков с учетом износа – они передаются потерпевшему.
  • Из цены стоимости авто вычитается стоимость годных остатков, разница выплачивается.

Но важно понять, какую сумму покрывает ОСАГО в этом случае. Как правило, неполную. Даже за вычетом годных остатков 400 тыс руб редко компенсируют потерю автомобиля. В этом случае у потерпевшей стороны остается только один выход – взыскать недостающую сумму с виновника аварии через суд или урегулировать проблему в досудебном порядке.

Страховой лимит за жизнь и здоровье

Страховое возмещение по осаго в 2022 году

Возмещение ущерба жизни и здоровью потерпевшего каждого потерпевшего тоже имеет лимиты в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО». Его положения говорят о том, что страхователь может возместить не более 500 тыс руб и только в двух случаях:

  • Нанесены травмы, причинен физический вред.
  • Утраченный заработок в результате причиненного ущерба.

При этом страховая компания не оплатит моральный вред. В дальнейшем его можно будет взыскать с виновника аварии. Однако судебная практика говорит о редкости вынесения решений с полным удовлетворением требований истца. В этом случае не стоит пренебрегать помощью компетентного юриста.

Если в ДТП есть погибшие, то лицам, признанным потерпевшими, полагается 2 выплаты:

  • Компенсация в размере 475 тыс руб.
  • 25 тыс руб в качестве компенсации расходов на погребение.

Первая выплата производится на общих основаниях, а вот расходы на погребение в пределах лимита в 25 тыс руб потерпевшей стороне компенсируют только после того, как она организует похороны и предоставит в страховую компанию подтверждающие расходы документы.

Кто может получить выплату?

В соответствии с законом «Об ОСАГО» и постановлениями Верховного суда РФ, получить выплату в результате гибели потерпевшего в ДТП могут:

  • Иждивенцы, которые находились на содержании погибшего.
  • Родственники погибшего, опекающие его иждивенцев в возрасте до 14 лет.
  • Дети погибших, родившиеся после их кончины.
  • Супруги, дети и родители, а также физические лица, на иждивении у которых на момент происшествия находился погибший.

Компенсация выплачивается один раз, порядок ее получения – приоритетный. Если у погибшего остались иждивенцы, не достигшие 14-летнего возраста, то выплату получат его новые опекуны, а, скажем, не родители пострадавшего.

Как взыскать с виновника ДТП ущерб, не покрытый страховкой?

Когда становится понятно, сколько расходов покрывает ОСАГО и обнаруживается значительная недостающая сумма для восстановления или покупки нового авто, возникает необходимость взыскания средств с виновника аварии. Получить деньги сверх установленного лимита со страховщика не удастся.

Взыскать превышающие лимит расходы с виновника аварии можно через суд. Эта возможность обозначена в разъяснениях Верховного суда РФ. Альтернативный вариант – прийти к мировому соглашению и обойтись без исков. Но на практике виновники ДТП редко идут навстречу, и потерпевшим все же приходится обращаться в суд.

Можно ли дополнительно взыскать УТС?

Страховое возмещение по осаго в 2022 году

Для начала разберемся, что такое УТС.

УТС – это утрата товарной стоимости автомобиля, произошедшая в результате дорожно-транспортного происшествия.

Любой, даже самый качественный ремонт, неизменно приводит к снижению рыночной цены автомобиля. Сам факт его попадания в ДТП может снизить стоимость на 30-40% и более. Поэтому пострадавший может инициировать взыскание УТС с виновника аварии.

С кого взыскивать со страховой или с виновника?

Со страховой компании. Но важно помнить, что утеря товарной стоимости входит все в тот же лимит, равный 400 тыс руб. Если расходы выше – необходимо обращаться в суд и взыскивать УТС с виновника ДТП.

Отметим также, что страховые компании крайне неохотно идут навстречу к клиентам и часто отказывают в выплатах. В этом случае утеря товарной стоимости может быть взыскана через суд. Если компенсация ее не покроет – необходимо начать взыскание ущерба с виновника ДТП.

Методика расчета УТС по ОСАГО

При расчете УТС страховщики используют метод Минюста. При нем устанавливается процентное отношение стоимости восстановленной после аварии машины к автомобилю с аналогичными характеристиками, который не участвовал в ДТП. Также применяется корректировочный коэффициент – их перечень определен нормативами.

Когда УТС не считают?

Когда потерпевший не может претендовать на него, а именно:

  • Возраст автомобиля – до 3 лет (отечественные машины) или до 5 лет (зарубежные авто).
  • Износ автомобили не более 35%.
  • Это первое ДТП, в котором участвует автомобиль.
  • Его владелец не признан виновником аварии.

При этом у потерпевшего должен быть действующий полис ОСАГО.

Как подать заявление?

Необходимо обратиться в страховую компанию и написать заявление по установленной форме, приложить к нему все документы, подтверждающие факт ДТП. Далее проводится экспертиза, ремонт и последующая оценка.

Часто требуется независимая экспертиза. После получения ее результатов вы можете обратиться за возмещением УТС или взыскать износ с виновника. Юридическая компания АПК в Казани готова помочь вам – мы предоставляем услуги опытных адвокатов, которые добьются максимальной компенсации в рамках досудебного урегулирования спора или в ходе судебных разбирательств.

Читайте также: Как оформить наследство после смерти матери

Резюме

Страховое возмещение по осаго в 2022 году

Главное о лимитах по ОСАГО:

  • Максимальный размер компенсации вреда имуществу – 400 тыс руб.
  • По европротоколу – 100 тыс руб за единственным исключением.
  • В случае причинения смерти или вреда здоровью лимит компенсации составляет 500 тыс руб.
  • Потерпевший имеет право взыскать утрату товарной стоимости.
  • Превышающие лимиты расходы можно взыскать с виновника аварии.

Также отметим, что в большинстве случаев стоит предпочесть деньги направлению на ремонт. Об этом мы подробно писали в предыдущих статьях.

Смотрите, какая тема — Какая сумма выплаты ОСАГО выплачивается страховой после ДТП: при европротоколе и максимальная?

  1. Выплаты ОСАГО не могут быть выше верхних пределов, установленных законом.
  2. Максимальная сумма при компенсации ущерба автомобилям и имуществу потерпевших в ДТП – 400 тысяч рублей.
  3. Однако при оформлении аварии по европротоколу суммы другие. По умолчанию здесь лимит составляет 100 тысяч рублей.Но его можно поднять, если выполняются два обязательных условия: нет разногласий по виновности и происшествие оформлено с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО».
  4. Если в ДТП есть пострадавшие или погибшие, максимальный размер страховых выплат увеличивается до 500 тысяч рублей. За погибших компенсацию могут получить родственники.
  5. Тотальная гибель машины предусматривает выплату деньгами, а не ремонтом. И здесь у вас есть высокие шансы получить близкую к максимальной сумме.
  6. Также полис ОСАГО покрывает утраченный заработок, если пострадавшие в ДТП утратили трудоспособность и лишились дохода.
  7. Но на практике 2022 года страховые выплачивают гораздо меньше лимита. Это связано с методикой расчёта возмещения, неактуальными ценами в справочниках РСА, износом до 50% и погрешностью при определении итоговой суммы.
  8. В итоге выплаченных страховщиком денег не хватает для качественного ремонта машины.Что делать дальше – зависит от ваших целей. Если страховая насчитала мало, можно довзыскать с неё оставшуюся сумму. Но, с другой стороны, можно потребовать разницу с виновника ДТП.
  9. Страховой полис покрывает не все риски. Исключений предостаточно, мы их перечислили в статье.

С появлением ФЗ Об ОСАГО обязательства по возмещению ущерба пострадавшим в ДТП ложатся на страховые компании. Однако существуют максимальные суммы, сверх которых страховщик не заплатит. Для возмещения ущерба транспортным средствам – 400 000 рублей, жизни и здоровья пострадавших в ДТП людей – 500 000 рублей.

Существует также отдельный лимит на выплаты, если авария оформлялась по европротоколу. В зависимости от условий эти суммы могут составлять от 100 до 400 тысяч рублей. Вот только максимум получают лишь единицы – страховые любят урезать выплаты по ОСАГО. А на фоне подорожания запчастей это уже является настоящей проблемой.

Ещё могут отказать в возмещении, ссылаясь на не страховой случай. Что делать в этих случаях потерпевшим, какую сумму вреда покрывает полис ОСАГО, сколько реально можно получить, а также есть ли шанс довзыскать выплаты с виновника ДТП – традиционно обсудим в сегодняшней статье.

Какой размер максимальной выплаты по ОСАГО в 2022 году?

Верхний предел страховой суммы зависит от того, какой вред покрывает страховая компания потерпевшей стороне.

Если ДТП оформлялось при участии сотрудников ГИБДД, то максимальные выплаты определяются статьёй 7 ФЗ-40 Об ОСАГО:

  • 400 тысяч рублей – если возмещается вред автомобилю и иному имуществу,
  • 500 тысяч – за вред здоровью и жизни пострадавших в ДТП людей.

Обратите внимание, что это максимум. Даже если ремонт вашей машины превышает 400 тысяч рублей, страховщик в любом случае не сможет выплатить сверх лимита.

Но при этом число страховых случаев не ограничено. Если в течение года вы трижды попадали в ДТП в качестве потерпевшего, страховая обязана возместить ущерб по каждой аварии в пределах лимитов – 400 тысяч за вред имуществу и/или 500 тысяч за ущерб здоровью и жизни.

Страховое возмещение по осаго в 2022 году

Значит я могу рассчитывать на 400 тысяч рублей?

Установленная законом предельная сумма по ОСАГО не означает, что вы получите её целиком. На практике все 400 000 рублей ущерба автомобилю получают единицы среди водителей.

Это связано с тем, что для калькуляции возмещения страховые используют Единую методику расчета (ЕМР), а стоимость запчастей берут из справочников Российского союза автостраховщиков (РСА).

Такую схему обязаны применять все страховые компании. И она не лишена недостатков…

В 2022 году страховое возмещение производится одним из двух способов:

Однако при расчёте страховой суммы учитывается амортизация автомобиля. Максимальная степень износа узлов, деталей и агрегатов может достигать 50%. То есть, если первоначальный ущерб насчитан в размере 180 тысяч, то с учётом амортизации эта сумма может быть снижена наполовину – до 90 тысяч рублей.

Также по закону допускается 10% погрешности. Страховые используют её в свою пользу, так что в итоге компенсация почти всегда получается меньше. И это не говоря о том, что цены по справочникам РСА в корне отличаются от рыночных…

Иногда встречается обоюдная вина или отсутствие вины участников ДТП. Тогда общая сумма будет ещё меньше. Если степень вины двух водителей не определена в суде, то выплата по ОСАГО будет 50/50 (абзац 4 пункта 22 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО). К примеру, при ущербе 100 000 рублей, страховщик заплатит вам только 50 тысяч.

До какой суммы страховая возмещает по европротоколу?

Стандартно – 100 тысяч, но возможно и 400 тысяч рублей.

Откуда такой сильный разброс в цифрах? Дело здесь в оформлении ДТП по упрощённому порядку. Чтобы получить максимально возможную сумму возмещения водители должны соблюсти ряд требований. Эти требования прописаны в пункте 6 ст. 11.1 Федерального закона Об ОСАГО:

При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования

Проще говоря, чтобы получить возмещение ущерба от ДТП в пределах максимальных 400 тысяч рублей, должны выполняться оба условия (одновременно):

  • нет разногласий по поводу того, кто виноват, а кто нет,
  • данные о ДТП зафиксированы в автоматическом режиме – с помощью приложения «Помощник ОСАГО» или средствами с навигацией ГЛОНАСС,

Если оба этих условия не соблюдаются и ДТП оформлено по европротоколу, то страховая компенсирует ущерб в пределах 100 тысяч рублей. Сверх этой суммы требовать со страховщика бессмысленно – на это указывает пункт 8 ст. 11.1 ФЗ Об ОСАГО. С виновника аварии, кстати, тоже.

Страховое возмещение по осаго в 2022 году

Какую сумму выплатит страховая по ОСАГО после ДТП?

Теперь разберём за что и сколько компенсирует страховщик после ДТП. Тонкости расчётов и предельных сумм различаются.

За ущерб транспортному средству

В 2022 году максимальный размер страхового возмещения по ОСАГО за повреждённые в ДТП автомобили составляет 400 тысяч рублей. Впрочем, страховщик обязан оплатить ущерб любого другого имущества, если вред был причинён вследствие аварии.

  • В отличие от потерпевших, виновник ДТП не имеет права на выплаты по ОСАГО – договором страхуется только его ответственность перед третьими лицами (для всего остального есть Каско),
  • По общему правилу, ущерб автомобилям возмещается в «натуральном» виде – путём выдачи направления на восстановительный ремонт. Лишь в исключительных случаях страховщик обязан выплатить деньгами (в том числе, если вы сами дадите на это согласие),
  • Если СК выдаст направление на ремонт, то его стоимость считают без учёта износа по Единой методике. Однако на СТО производят свою дефектовку – почти всегда насчитанных страховой денег не хватает на восстановление ТС в доаварийное состояние,
  • При выплате деньгами учитывается амортизация.

И ещё один важный момент. Если в аварии, к примеру, 4 потерпевших и один виновник, то выплаты по ОСАГО полагаются каждому из потерпевших. И точно так же в пределах максимальных лимитов.

За тотальную гибель машины

Лимит – 400 тысяч рублей.

Тотал – это экономическое понятие. Тотальной гибелью считают не фактическое уничтожение ТС, а когда стоимость ремонта машины превышает или равна стоимости автомобиля на момент ДТП. Особенность в том, что при наступлении тотала страховая обязана выплатить владельцу машины исключительно деньгами. Ни о каком ремонте речи не идёт – он нерентабелен.

Как считается выплата по ОСАГО при тотале? Есть специальная формула и разъяснения Верховного Суда РФ в пункте 42 ППВС №58.

  • определяется стоимость повреждённой машины на момент наступления страхового случая (ДТП),
  • затем устанавливаются годные остатки (запчасти, узлы, агрегаты), а также их цена,
  • из стоимости машины вычитается стоимость этих годников (с учётом их износа),
  • получившуюся сумму, но не более лимита в 400 тысяч рублей, страховая перечисляет владельцу автомобиля.

В итоге потерпевший получает деньги и годные остатки. И если суммой компенсации можно сразу распорядиться, то с запчастями уже сложнее. Реализовывать их придётся самостоятельно, например – на тех же рынках б/у запчастей. Есть и второй вариант – довзыскать непокрытую ОСАГО сумму с виновника аварии. Правда, и здесь стоимость годных остатков также не учитывается.

Страховое возмещение по осаго в 2022 году

За вред здоровью

Максимальная выплата – 500 000 рублей.

Статья 7 ФЗ Об ОСАГО устанавливает предельную сумму за вред здоровью пострадавших в ДТП людей. Это могут быть сами водители, их пассажиры, пешеходы и прочие участники дорожного движения. Если ответственность виновника ДТП застрахована, то в 2022 году все пострадавшие в аварии смогут получить компенсационные выплаты.

О том, какие документы собирать пострадавшим в ДТП и куда обращаться, мы разбирали в отдельной статье.

За смерть в результате ДТП

Аналогично – 500 тысяч рублей.

Однако существует тонкость с разделением этой суммы. Страховая выплата за ДТП с летальным исходом условно делится на 2 части в рамках указанного лимита. Основополагающим здесь является целевое назначение.

В соответствии с пунктом 7 ст. 12 ФЗ-40:

  • максимальная сумма за жизнь потерпевшего – 475 тысяч,
  • лимит выплат на погребение умершего – 25 тысяч рублей.

Первая сумма, в пределах 475 тысяч рублей, выплачивается на основании паспорта, свидетельства о смерти и документа, подтверждающего права заявителя на получение выплат в связи со смертью потерпевшего в ДТП (например, свидетельство о браке или об инвалидности). А вот погребальные выплаты СК перечисляет не сразу. Чтобы их получить, родственники или иные лица должны предоставить документ о тратах на похороны. И уже на этом основании страховщик возмещает расходы, опять же в пределах лимита 25 000 рублей.

Получить деньги от страховой могут представители погибшего человека. Их круг также определяет Федеральный закон об ОСАГО:

В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц — супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (выгодоприобретатели).

За утраченный заработок

Нередко пострадавшие в ДТП люди временно утрачивают трудоспособность. В результате они не могут исполнять трудовые обязанности и лишаются дохода. Пункт 4 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО даёт возможность таким лицам обратиться в страховую компанию виновника ДТП за компенсацией утраченного заработка.

Читайте также: Зачет дней в сизо

Из документов потребуются:

  • лист нетрудоспособности, где указан период, в течение которого потерпевший не мог исполнять привычные трудовые обязанности,
  • справка 2-НДФЛ о доходах.

На основании этих документов определяется среднемесячная заработная плата или иной доход, недополученный ввиду лечения полученных в ДТП травм. Вот пример решения суда, где СК «Росгосстрах» обязали выплатить потерпевшему его утраченный заработок и другие расходы.

Лимит выплат за жизнь и здоровье увеличат – это правда?

Это один из этапов реформы сферы ОСАГО.

Сейчас лимит выплат за вред жизни и здоровью составляет 500 тысяч рублей. Если законопроект будет принят, то эта сумма увеличится с полумиллиона до 2 000 000 рублей. И это обосновано, поскольку серьёзные увечья требуют дорогостоящего лечения. Текущего страхового лимита хватает не всегда.

Консультации о поправках в статью 7 ФЗ Об ОСАГО уже идут между Минфином, ЦБ и РСА. Однако законопроект ещё не готов и не обсуждался в Госдуме. Поэтому говорить об увеличении максимальной суммы выплат за жизнь и здоровье в 2022 году ещё рано.

Страховая заплатила, но этих денег не хватает – что мне делать?

Если страховая выплатила недостаточную сумму, то у потерпевшего есть два варианта дальнейших действий:

В обоих случаях применяется досудебный и судебный порядок.

Если вы пытаетесь получить деньги со страховщика, то вначале подаётся заявление о разногласиях. Предварительно можно заказать независимую экспертизу или осмотр машины с разбором на СТО.

По итогу вы будете точно знать, сколько недоплатила страховая и уже довзыскивать с неё эту сумму. При отсутствии ответа или отказе в выплате придётся привлекать финансового уполномоченного (финупа).

Плюс в том, что он проводит свою экспертизу и может сразу решить вопрос в вашу пользу. А если не решит, то остаётся последний вариант с судом.

В случае с взысканием недостающей суммы с виновника ДТП требуется также подать ему досудебную претензию. Желательно опираться в своих требованиях на заключение эксперта о стоимости ремонта автомобиля или на документы страховой. Если причинитель вреда не заплатит добровольно, то вопрос также придётся решать в суде.

На что не распространяются выплаты по ОСАГО?

Не каждое событие можно признать страховым случаем. Соответственно, и ОСАГО покрывает далеко не все дорожные инциденты с участием транспортных средств.

Исключения, которые не оплачиваются в рамках ОСАГО перечислены в ст. 6 ФЗ-40:

  • моральный ущерб – не является риском при потере здоровья,
  • упущенная выгода,
  • происшествие, не подпадающее под критерии ДТП (например, открытие двери в стоящую во дворе машину, упавший снег на припаркованный автомобиль, разбитое окно хулиганами),
  • транспортное средство не вписано в полис ОСАГО,
  • имущественный вред причинен в ходе соревнований или учебной езды, если они проводились в специально отведённых для этого местах,
  • вред причинён грузом, а ответственность была застрахована отдельно,
  • если пострадали пассажиры или их вещи, а ущерб подлежит возмещению в рамках отдельного договора страхования (не ОСАГО).

В большинстве подобных случаев потерпевшие могут получить компенсацию с виновного в ДТП только в гражданском порядке. Страховая тут не при чём.

Пленум Верховного суда подготовил уточнения правил выплат по ОСАГО — Российская газета

Новое постановление Пленума должно заменить собой действующее, принятое еще в декабре 2017 года. В большинстве пунктов оно практически ему соответствует. Но есть в нем важные моменты, которые до сих пор не были учтены. Хотя страховщики с этими моментами и не согласны.

Верховный суд напомнил, какие выплаты положены при оформлении ДТП по Европротоколу. То есть без участия ГИБДД. У участников аварии есть возможность зафиксировать обстоятельства ДТП, сфотографировать и направить фото в автоматизированную информационную систему ОСАГО.

Это позволяют сделать такие мобильные приложения, как «Помощник ОСАГО», «Госуслуги Авто», а также приложения самих страховых компаний. Если автовладельцы этим не воспользовались, они могут рассчитывать на выплату до 100 тысяч рублей.

Но если они это сделали, то даже при наличии разногласий в обстоятельствах ДТП, а также в характере и перечне повреждений они могут рассчитывать на максимальную выплату до 400 тысяч рублей.

Фотографии с места ДТП, направленные в АИС ОСАГО с помощью специальных мобильных приложений, увеличивают лимит выплаты до 400 тысяч рублей

Это, кстати, мало кто знает. Большинство автовладельцев, да и некоторые страховщики уверены, что если разногласия есть, то выплата составит до 100 тысяч рублей и не более.

Страховое возмещение производится путем организации и оплаты ремонта автомобиля (возмещение вреда в натуре). Перечень случаев, когда ремонт заменяется выплатой, установлен законом об ОСАГО.

Заменить ремонт выплатой, кроме перечисленных законом случаев, страховщик в одностороннем порядке не может. Напомним, что при выплате деньгами учитывается износ деталей.

А при возмещении натурой, то есть ремонтом, — нет.

Но в случае если страховщик не направил на ремонт или ремонт был произведен не в полном объеме или некачественно, пострадавший вправе требовать у страховой компании возмещения деньгами уже без учета износа и в полном объеме. Даже если сумма превышает предельные по ОСАГО 400 тысяч рублей.

Вот именно с этой позицией страховщики и не согласны. Как говорится в комментарии Российского союза автостраховщиков, «мы неоднократно направляли мнение, состоящее в том, что если возмещение в натуральной форме невозможно, то выплата деньгами производится без учета износа. Порядок определения размера выплаты не зависит от способа его осуществления.

Но закон об ОСАГО не содержит норм, позволяющих не учитывать износ при расчете размера страхового возмещения в деньгах.

Полагаем, что в целях исключения споров относительно возмещения износа необходимо вернуться к обсуждению совершенствования законодательства относительно наличия такого фактора, как износ в возмещении максимальной суммы выплаты по спору, подлежащей возмещению страховщиком».

Правовые аспекты ОСАГО эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Что же касается выплаты сверх 400 тысяч, то позиция РСА такая же: необходимы поправки в законодательство об ОСАГО. Если возмещение в натуральной форме невозможно, то выплата деньгами должна производиться без учета износа.

Есть еще интересные позиции в проекте постановления Пленума ВС. Например, согласно этому документу повреждение дверью припаркованного рядом автомобиля, так же как и опорно-поворотным устройством автокрана, бетономешалкой, разгрузочными механизмами, стрелой манипулятора, рекламной конструкцией на автомобиле, — это не страховой случай по ОСАГО.

Напомним также, что с 1 октября вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, согласно которым застрахованный обязан уведомить компанию в случае смены собственника автомобиля. В проекте Пленума категорически говорится, что новый собственник обязан заключить новый договор ОСАГО.

Ответственность нового владельца не может быть признана застрахованной по договору предыдущего владельца. Хотя с согласия страховщика это возможно. Вероятно, что вступившие в силу поправки в закон и обязанность информировать о смене собственника относятся именно к таким случаям.

Выплату деньгами без учета износа, если ремонт невозможен, нужно внести в закон. Без таких поправок только суд может обязать износ не учитывать

Как пояснили в РСА, не допускается менять страхователя в договоре. В соответствии с правилами ОСАГО страхователь вправе расторгнуть договор, если продал ТС другому лицу, в этом случае он должен получить часть страховой премии за неистекший период действия договора.

При этом страхователь может и не воспользоваться своим правом на расторжение договора, но тогда он должен инициировать внесение изменений в договор ОСАГО.

То есть сообщить страховщику о смене собственника, изменить список водителей, допущенных к управлению, иначе договор не будет распространяться на нового владельца и новых водителей машины. При этом надо иметь в виду, что страховая премия по договору может измениться в зависимости от новых условий.

В случае если необходимые изменения были внесены страхователем в договор, то ответственность нового владельца транспорта будет считаться застрахованной. Но любые изменения в договор ОСАГО можно вносить только с участием страхователя, поскольку именно он является стороной по договору.

Кроме того, в проекте разъясняется еще и такой тонкий момент. За выплатой автовладелец, если в аварии не пострадали люди и все участники ДТП застрахованы по ОСАГО, должен обращаться к своем страховщику.

А если он обанкротился? На это Верховный суд говорит, что ничто не мешает пострадавшему обратиться за выплатой к страховой компании виновника ДТП.

Ведь именно на ней лежит обязанность по возмещению вреда за виновника.

ОСАГО: ремонт или выплата. Срок ремонта, выплаты при ДТП

Проблема ОСАГО 2022 года заключается в том, что полис не покрывает все расходы на восстановление машины. В чём причина и что делать? Разберёмся в этой публикации

Возможно ли получить деньги вместо ремонта по ОСАГО

Получить выплату по ОСАГО вместо восстановления автомобиля после аварии возможно, если соблюдены несколько условий. Их мы озвучим чуть позже. Однако такая выплата не позволяет полностью покрыть расходы на восстановление автомобиля после аварии.

Всё началось с введения единой методики расчёта ущерба. До внедрения этой методики сумма рассчитывалась на основе цен региона, в котором произошла авария.

Сотрудник страховой компании, производивший расчёт, звонил в магазин и выяснял, сколько стоят те или иные детали. Суммировал необходимые позиции, из чего формировалось понимание о размере выплаты за восстановление пострадавшего авто.

Изменения 2022 года в расчёте суммы страховой премии

В 2021 году Центральный Банк ввёл единую методику расчёта суммы страховой выплаты. И сейчас цены берутся не из магазина, а из справочника. Данный справочник разработан Российским союзом автостраховщиков. Стоимость в нём запасных частей серьёзно занижена.

Например, если ваш бампер стоит 30 000 рублей, то в справочнике его цена будет 15 000 рублей. Практика показывает, что занижение стоимости в справочнике Российского союза автостраховщиков в среднем составляет 50% от стоимости новой детали.

Причина такого занижения состоит в износе автомобиля. Поскольку запчасть, бывшая в употреблении, не может иметь стоимость, равную новой, и оплачиваться в 100% объёме.

Выходит, что автолюбитель не может получить компенсацию в том размере, в котором она ему нужна. И это законно. Как же быть? Допустим, вы пострадали в аварии. И суммы, возмещённой страховой компанией, не достаточно для ремонта вашего автомобиля. Разницу между возмещённой и реальной суммой по закону должен будет вернуть виновник происшествия.

При каких условиях положена страховая выплата по ОСАГО

Перечислим несколько условий, при которых возможно получить денежную компенсацию вместо ремонта:

  • Автомобиль уже не подлежит восстановлению – произошла полная гибель транспортного средства. Либо нанесённый ущерб превышает 400 000 рублей;
  • В аварии пострадали люди (нанесён вред здоровью или жизни);
  • Пострадавший в аварии является инвалидом I или II группы. В этом случае пострадавший имеет право выбрать: получить денежную выплату или ремонт автомобиля.

Расскажем о важных правилах, которые помогут без проблем получить компенсацию:

Фиксируйте все обстоятельства произошедшего и соблюдайте правила поведения после аварийной ситуации. Забудьте об эмоциях и скрупулёзно соберите все детали происшествия, снимите всё на телефон.

Составьте европротокол в случае, когда оба участника ДТП согласны с тем, кто виноват в аварии, и сумма ущерба не превышает 400 000 рублей. Либо, если европротокол вам не подходит, вызовите ГИБДД.

Читайте также: Можно ли вернуть в магазин подарочный сертификат

Прежде, чем обратиться в страховую компанию, проверьте, все ли документы, необходимые для страховой выплаты по ОСАГО, у вас есть. К таким документам относятся:

  • Документы, фиксирующие объёмы и характер повреждения автомобиля;
  • Медицинские документы, если в аварии пострадали люди. Обязательно собирайте все выписки, назначения, чеки на лечение. Важно сохранить документы, связанные с затратами как на лечение, и в период восстановления.

Откажитесь от самодеятельности. Например, не ремонтируйте автомобиль самостоятельно. Иначе ни о каком возмещении или ремонте по страховому полису не может идти и речи.

Сроки обращения в страховую компанию после ДТП

Важно как можно скорее посетить страховую компанию виновника аварии. Сделать это нужно не позднее 5-ти дней с момента регистрации вашего ДТП. Если срок упущен, вы рискуете остаться без возмещения ущерба.

Размер выплаты по страховому полису ОСАГО в 2022 году

Законодательство в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности указывает нам следующий размер максимальной страховой выплаты:

  • 500 000 рублей – за здоровье и жизнь пострадавших в автокатастрофе;
  • 400 000 рублей – за причинение вреда имуществу.

В Москве и Петербурге, по сообщению РСА, средний размер страховой выплаты по ОСАГО снизился на 5%. Сейчас такая премия равняется 7 855 рублям и 7 359 рублям соответственно.

При каких условиях возможен ремонт по ОСАГО

Выплаченной суммой не всегда получается покрыть сумму на ремонт. Вместо привычной компенсации владелец может получить отремонтированную машину. В дополнение к федеральному закону №8. Все владельцы, застрахованные после 28 апреля 2017 года, отправляются на станцию технического обслуживания.

Для ремонта машины по ОСАГО после аварии пострадавший автовладелец обращается в страховую компанию виновника. А страховщик направляет потерпевшего на ремонт в тот техцентр, с которым у компании заключён договор.

Срок ремонта по ОСАГО

Техцентр ремонтирует пострадавший автомобиль в течение 30-ти дней. СТО даже дают гарантию качества на свои работы, действующую в течение года.

Для автовладельцев, желающих скорее устранить причинённый автомобилю ущерб, подобные условия могут быть, безусловно, выгодны.

Как получить направление на ремонт по ОСАГО

Процедура обращения за возмещением ущерба стандартна. Автовладелец, попавший в аварию, должен позвонить страховщику, в которой он приобрёл ОСАГО. А страховщик в свою очередь обязан выдать ему направление на ремонт.

Первичный осмотр автомобиля проводится в страховой компании. Далее вместе с представителем страховщика необходимо приехать в автосервис. Здесь автомобиль вновь осматривают, выявляют скрытые дефекты и приступают к ремонту.

Возможно ли отказаться от ремонта по ОСАГО

Закон об ОСАГО предусматривает преимущественный способ возмещения вреда путём направления на ремонт в ту СТО, с которой у страховщика заключён договор. Подавляющее большинство водителей интересуется тем, как получить деньги.

На что указывает закон? Выплата деньгами производится в 3х, уже перечисленных нами случаях. Средства можно получить лишь в этих ситуациях при согласовании такой замены со страховой компанией.

Однако существуют варианты, когда компенсацию получить всё же возможно:

  1. Договориться, чтобы автосервис самостоятельно отказался от проведения работ;
  2. Указать на затянутые сроки проведения работ (если машину ремонтируют более 30-ти дней).

В этих случаях вы можете написать заявление на замену ремонта автомобиля денежной компенсацией.

Оформите полис ОСАГО онлайн в надёжной страховой компании

У разных страховщиков стоимость полиса ОСАГО отличается. Поскольку базовые тарифы в разных страховых разные. Поэтому при покупке полиса можно серьёзно сэкономить.

Коэффициент вашей безаварийной езды с каждым годом улучшается. И страховка при езде без аварий для вас с каждым годом становится всё дешевле.

Как проверить, где дешевле? На нашем сервисе собраны страховые компании, находящиеся на самых высоких местах клиентских рейтингов. Это крупнейшие страховщики России.

Для предварительного расчёта стоимости страховки автомобиля необходимо всего лишь ввести государственный номер транспортного средства. И если вы хотя бы раз в жизни были застрахованы, увидите основные данные вашей машины: марку, модель, год выпуска и мощность двигателя.

Удобно это тем, что все предложения собраны в одном месте. Вы экономите время на поездках по страховым и выяснении стоимости страховки.

Как получить ремонт или выплату по ОСАГО после ДТП в 2022 году

В текущем, 2022 году ОСАГО ждет масса изменений. Коснутся ли они порядка возмещения ущерба при ДТП? Mafin Media разбирается в последних нововведениях и систематизирует все правила получения ремонта и денежной компенсации.

Изменения ОСАГО — 2022

Банк России расширил тарифный коридор по ОСАГО.

Это означает, что для легковых автомобилей, общественного транспорта и такси диапазоны цен (как вниз, так и вверх) были расширены на 10, 5 и 30% соответственно.

Дороже всего инициатива ЦБ обойдется таксистам: стоимость годового полиса ОСАГО для таксистов может достигать 60 000–70 000 руб.

Однако повышение цены, в теории, ждет лишь неаккуратных водителей. Для тех, кто не попадает в аварии, стоимость полиса сократится. Кроме того, ЦБ изменит коэффициенты за аварийность.

Как отмечает регулятор, для взрослых и опытных водителей дополнительная скидка составит до 8%, а если они водят аккуратно и без аварий — еще 8%.

Молодые и неопытные водители и лихачи будут платить больше.

Минфин, в свою очередь, судя по информации источников газеты «Ведомости», в этом году готовит законопроект о повышении лимита выплат за ущерб жизни и здоровью по ОСАГО в четыре разас 500 000 до 2 000 000 руб. Еще одна инициатива властей — запретить страховым компаниям учитывать износ автомобиля, попавшего в ДТП. Сейчас сумма денежной компенсации зависит от года выпуска авто.

По подсчетам экспертов, с принятием нововведений средняя выплата по ОСАГО может вырасти на 20–50%. Полисы ОСАГО в свете новаций также ждет подорожание, предупреждают аналитики.

Как оформляют ремонт

Изменений здесь немного. Приоритетная форма возмещения ущерба по закону об ОСАГО — восстановительный ремонт. Это касается легковых автомобилей физлиц.

Водители остальных категорий транспортных средств, включая такси и общественный транспорт, могут сразу выбрать — получить деньги или ремонт.

Автомобили отправляют в ремонт на партнерские станции техобслуживания автомобилей (СТОА). Если машине меньше двух лет, страховщик обязан направить авто в официальный дилерский центр, а если его нет в списке страховой компании — выплатить денежную компенсацию.

Все об ОСАГО 2022: правила, нюансы, лайфхаки и подводные камни :

Разбираемся, как сейчас работают полисы ОСАГО, сколько можно получить на ремонт и нужно ли возить с собой полис.

Что такое ОСАГО?

ОСАГО — это договор обязательного страхования автогражданской ответственности водителей. После заключения договора ОСАГО страховщик обязуется за обусловленную договором плату (ее еще называют страховой премией) при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие события вред их жизни, здоровью или имуществу.

Согласно закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [1] оформление полиса ОСАГО обязательно для каждого автовладельца.

Зачем нужен полис ОСАГО?

Полис ОСАГО нужен, чтобы застраховать ответственность каждого автомобилиста перед окружающими. Не всегда у граждан есть возможность компенсировать вред пострадавшим участникам дорожного движения. Именно по этой причине полис ОСАГО считается обязательным документом для каждого водителя и выезжать без него на дороги запрещено.

Что покроет ОСАГО?

Выплаты по ОСАГО положены за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автомобиля, на который оформлен документ и только в ситуации, когда ДТП произошло на территории России.

Если застрахованный автомобилист станет виновником ДТП, то его страховая компания выплатит денежную компенсацию стоимости ремонта поврежденных автомобилей потерпевших или же проведет ремонт в пределах определенной договором страховой суммы. Максимальная сумма выплаты по ОСАГО по «железу» чужому имуществу — 400 тыс. руб.

Если потерпевшим понадобится лечение, то по ОСАГО за причинении вреда жизни или здоровью можно получить до 500 тыс. руб. — такая выплата будет распространяться на каждого потерпевшего.

Принцип работы ОСАГО такой: если в ДТП по вине застрахованного водителя будет поврежден чужой автомобиль и пострадает человек, то разбитую машину можно будет отремонтировать по ОСАГО на сумму до 400 тыс. руб. Одновременно можно будет и покрыть расходы на лечение — на сумму до 500 тыс. руб.

Если разбито два и больше автомобиля, то каждый можно отремонтировать на сумму до 400 тыс. руб. Соответственно, если проблемы со здоровьем из-за ДТП возникли у двух (или более) человек, то лечение каждого также компенсируют на сумму до 500 тыс. руб.

Мобильный репортер / АГН «Москва»

Ущерб имуществу можно получить в следующих ситуациях:

  • застрахованный разбил один или несколько автомобилей или мотоциклов;
  • автомобилист повредил светофор, дорожные знаки и дорожные конструкции;
  • автомобилист повредил здание;
  • автомобилист наехал на пешехода и тот получил вред жизни или здоровью.

При причинении вреда здоровью потерпевшего возмещению подлежат:

  • утраченный заработок/доход;
  • расходы на лечение и приобретение лекарств, на бесплатное получение которых потерпевший не имеет право (в том числе сверх базовой программы обязательного медицинского страхования).
  • дополнительно понесенные потерпевшим расходы:
  • на дополнительное питание;
  • на протезирование;
  • на посторонний уход;
  • на санаторно-курортное лечение;
  • на приобретение специального транспортного средства;
  • расходы, связанные с необходимостью профессиональной подготовки/переподготовки потерпевшего;
  • расходы, связанные с погребением потерпевшего;
  • возмещение вреда в связи со смертью кормильца.

Важно, что виновник ДТП поправлять здоровье и чинить свою машину будет за свой счет.

Что не покрывает полис ОСАГО

  • причинение вреда при использовании другого автомобиля, который не указан в договоре обязательного страхования;
  • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • загрязнения окружающей среды;
  • причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию;
  • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
  • обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
  • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
  • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
  • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
  • причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Существует ли ОСАГО без ограничений

Нет, но можно дополнительно застраховать некоторые риски при помощи полиса ДСАГО: доплатить за страховку и получить возможность повысить возможные выплаты потерпевшему в случае ДТП.

Например, если водитель устроит ДТП и ремонт автомобиля потерпевшего будет стоить не 400 тыс. руб., а 1 млн руб., то остальную сумму потерпевший может взыскать с виновника в рамках гражданского кодекса. Если у виновника будет оформлено ДСАГО на выплату до 1 млн руб., то полис покроет все убытки.

Похожие записи:

  1. Плата за мусор в частном доме
  2. Как перенести сроки капитального ремонта дома
  3. Размещение рекламы управляющей компанией мкд
  4. До какого возраста выплачиваются алименты на ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *