Штраф за отсутствие бумаги в тахографе для распечатки
Перейти к содержимому

Штраф за отсутствие бумаги в тахографе для распечатки

  • автор:

Какие штрафы предусмотрены за нарушения, связанные с использованием тахографов?

Нарушения, связанные с использованием тахографа, делятся на два типа:

1. Отсутствие тахографа или нарушение правил его использования (части 1, 2 статьи 11.23 КоАП РФ).
2. Несоблюдение режима труда и отдыха (часть 3 статьи 11.23 КоАП РФ).

Таблица с актуальными на 2023 год суммами штрафов:
Вид нарушения / Штраф Водитель Должностное лицо ИП Юрлицо
Отсутствие, неисправность или неправильное использование тахографа 3-5 тыс. руб. 7-10 тыс. руб. 15-25 тыс. руб. 20-50 тыс. руб.
Нарушение режима труда и отдыха 1,5-2 тыс. руб. 7-10 тыс. руб. 15-25 тыс. руб. 20-50 тыс. руб.

Рассмотрим каждый вид нарушения по отдельности:

Правила использования тахографа указаны в Приложении №3 к приказу Минтранса России от 28.10.2020 №440. Согласно этим правилам, инспектор будет вправе выписать штраф, если:

  • тахограф не установлен на транспортном средстве, хотя это предусмотрено законодательством РФ
  • тахограф или блок СКЗИ отсутствует в перечне ФБУ «Росавтотранс»;
  • тахограф заблокирован или неисправен;
  • срок эксплуатации тахографа или блока СКЗИ закончился;
  • данные, которые зарегистрировал тахограф, изменены, заблокированы, сфальсифицированы, уничтожены;
  • карта водителя не вставлена или извлекалась во время движения;
  • у карты водителя истек срок действия или она повреждена;
  • водитель не может предоставить распечатку с тахографа по требованию сотрудника контрольных органов.

Обратите внимание на то, что штрафы за неисправность или неправильное использование, выписанные водителю в ходе проверки, автоматически ведут к возбуждению административного дела в отношении должностного лица и юридического лица или ИП. То есть, если нарушение произошло по вине водителя, вместе с ним отвечать будет и должностное лицо, и организация (ИП). То же самое справедливо и для обратной ситуации: если виноват владелец, водитель все равно будет оштрафован.

Заметим, что оштрафовать водителя за неисправности в тахографе, которые появились уже после выхода на маршрут, инспектор по закону не может, – но только если водитель докажет, что в начале пути прибор был исправен. Доказать это он может с помощью распечатки, которую должен делать в начале пути.

Особенности режима рабочего времени и отдыха регулируются Приказом Минтранса России от 16.10.2020 №424. Среди главных требований:

  • водитель не может управлять автомобилем более 12 часов в течение рабочей смены, более 56 часов в течение календарной недели и более 90 часов в течение двух последовательных календарных недель;
  • продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха не может быть меньше 11 часов (или 9 часов, но не более 3 раз от конца одного еженедельного отдыха до начала другого);
  • продолжительность еженедельного отдыха не может быть менее 45 часов (или 24 часов не более одного раза в течение двух календарных недель);
  • водитель обязан сделать специальный перерыв после 5 часов 30 минут управления автомобилем.

В случае несоблюдения режима труда и отдыха юридическое и должностное лица будут оштрафованы лишь при наличии доказательств, что они заставляли водителя работать сверх положенной нормы. В противном случае штраф будет наложен только на водителя.

  • Чтобы проверить водителя и транспортное средство на соответствие перечисленным требованиям, сотрудник контрольных органов может затребовать распечатку данных с тахографа. В таком случае водитель обязан ее предоставить. По данным на распечатке инспектор поймет, исправен ли тахограф, правильно ли он используется и соблюдает ли водитель режим рабочего времени и отдыха.
Конкретные примеры нарушений и их последствий

Водитель грузовика перед началом маршрута забыл вставить карту в тахограф и проехал без нее полкилометра. Остановился, вставил карту и продолжил поездку. Через некоторое время его остановил инспектор и запросил распечатку, по которой обнаружил, что время начала маршрута не совпадает со временем, когда в тахограф была вставлена карта.

Водитель получит штраф от 3 до 5 тыс. рублей. При этом на более крупные суммы также будут оштрафованы должностное лицо и индивидуальный предприниматель или юрлицо, потому что формально нарушение произошло по их недосмотру.

Водитель, спеша доставить груз, пренебрег отдыхом и непрерывно управлял автомобилем 14 часов. В конце маршрута его остановил инспектор ГИБДД и при проверке распечатки увидел, что водитель не только не сделал специальный перерыв после 5,5 часов управления автомобилем, но и превысил его максимальную разрешенную длительность – 12 часов в течение одной смены.

Инспектор направит материалы о нарушении в Трудовую инспекцию, после чего в адрес водителя будет возбуждено административное дело за нарушение режима труда и отдыха. Водитель получит штраф от 1,5 до 2 тыс. руб. Должностное лицо, юридическое лицо или ИП оштрафованы не будут, поскольку водитель нарушил правила по своей инициативе.

Организация-перевозчик не провела для водителей инструктаж по использованию тахографов и назначила им рабочий график, не отвечающий требованиям законодательства РФ. Один из водителей, чтобы успеть вовремя доставить груз, провел за рулем более 16 часов. Во время короткого отдыха он не выключил зажигание и не перевел тахограф в режим «отдых» вручную. Помимо этого, на требование сотрудника ГИБДД сделать распечатку с тахографа водитель ответил, что не умеет этого делать.

Водитель будет оштрафован на 1,5-2 тыс. рублей за несоблюдение режима труда и отдыха и на 3-5 тыс. рублей за неправильное использование тахографа. Поскольку вина за несоблюдение режима рабочего времени лежит на организации, должностное лицо и юридические лицо или ИП тоже получат крупные штрафы за оба пункта: дважды по 7-10 и 20-50 тыс. рублей соответственно.

Рекомендации

Чтобы не получить штраф, разумеется, следует строго следовать всем требованиям закона. Дополнительно обезопасить себя от штрафа можно, если:

  • удостовериться, что вы умеете пользоваться конкретным тахографом, переключать режимы;
  • всегда делать предрейсовую распечатку из тахографа, чтобы при случае доказать, что в начале маршрута тахограф был исправен;
  • контролировать, вставлена ли карта;
  • строго контролировать режим труда и отдыха

Штраф за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха водителя в 2024 году

В последние несколько лет в российское законодательство были внесены изменения, связанные с использованием тахографов в сфере пассажирских и грузоперевозок. Нововведения регламентируют установку и использование этих технических средств, а также устанавливают ответственность за несоблюдение требований по их эксплуатации и нарушение режима труда и отдыха водителей. Расскажем подробно об этих новшествах.

Штраф за тахограф в машине

Что такое тахограф

Определение тахографа даётся в ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии с её положениями тахограф – прибор, который обеспечивает непрерывную и некорректируемую фиксацию данных о скорости и маршруте движения транспортного средства (ТС), о времени управления ТС. Тахограф нужен на автомобили, чтобы контролировать режим работы и отдыха водителей ТС, управление которыми входит в их трудовые обязанности.

На какие автомобили нужно устанавливать

Приведём разъяснение закона о том, на какие ТС нужно устанавливать тахографы. Установка тахографов на автобусы и другие виды ТС регламентируется ст. 20 196-ФЗ. Согласно её положениям юрлица и ИП, осуществляющие в рамках своей деятельности эксплуатацию ТС, обязаны установить на них тахографы (ч. 1). Кроме того, такая обязанность вменена и физлицам, эксплуатирующим автобусы и ТС, максимальная масса которых превышает 3500 кг (ч. 3). Таким образом, физлицо должно устанавливать тахограф на личный микроавтобус или грузовик, даже если ТС используется исключительно для личных нужд владельца.

Езда без тахографа на ТС, на котором этот прибор должен быть установлен – нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность. О штрафах за управление автомобилем без тахографа – в следующем разделе.

Штраф за отсутствие тахографа в 2024 году

Юридические лица, ИП и физлица, эксплуатирующие ТС, на которые должны быть установлены приборы контроля, несут ответственность за несоблюдение требований нормативных актов. Согласно положениям ст. 11.23 КоАП РФ они могут быть подвергнуты штрафу:

  • за езду без тахографа;
  • за просроченную карту тахографа;
  • за неоткалиброванный тахограф;
  • за отсутствие бумаги в тахографе;
  • за езду без карты водителя

и другие нарушения правил использования тахографов.

Тахограф имеют право проверять представители органов федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (ч. 2 ст. 30 196-ФЗ), а именно ГИБДД, военной автоинспекции и Росгвардии (ч. 2 Постановления Правительства РФ от 19.08.2013 № 716). Кроме того, таким правом наделены сотрудники Федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс», Приложение № 3 к Приказу Минтранса от 28.10.2020 № 440).

Тахограф

Ст. 11.23 КоАП РФ предусматривает следующие штрафы ГИБДД за тахограф для физических лиц, владельцев ТС и должностных лиц:

  • штраф для водителя за отсутствие тахографа в 2024 году или управление ТС с нарушением установленных требований по его использованию от 3 тыс до 5 тыс руб (ч. 1);
  • за выпуск на линию ТС без тахографа или с нарушением установленных требований по его использованию – штраф от 7 тыс до 10 тыс руб для должностных лиц, от 15 тыс до 25 тыс руб для ИП, от 20 тыс до 50 тыс руб для юрлиц (ч. 2).

Скидка на штраф за тахограф в размере 50% при условии его оплаты в 20-дневный срок со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа не предусмотрена (ст. 32.2 КоАП РФ).

Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя

Ст. 11.23 КоАП РФ также предусматривает штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя. Наказание за превышение времени вождения по тахографу грозит владельцу ТС, его представителю по должности и самому водителю. Размер штрафа за переработку по тахографу грузовых машин и других ТС – от 1500 до 2 тыс руб для водителя, от 7 тыс до 10 тыс руб для должностных лиц; от 15 тыс до 25 тыс руб для ИП; от 20 тыс до 50 тыс руб для юрлиц.

Правила установки тахографа

Требования к тахографам, порядок оснащения ими транспортных средств, правила использования устанавливаются Минтрансом РФ по согласованию с МВД России (п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213). Приведём выдержки из соответствующих нормативных документов.

Приказ Минтранса от 28.10.2020 № 440 (Приложение № 1, Общие положения, требования к тахографам, которые устанавливаются на ТС):

  • в состав прибора должны входить бортовое устройство, карты, датчик движения, антенны для приёма сигналов от ГЛОНАСС и GPS приёма/передачи сигналов GSM/GPRS, монтажные компоненты;
  • бортовое устройство должно иметь защиту от вскрытия (опломбированный корпус), содержать программное обеспечение для обработки данных о движении ТС, криптографическое обеспечение, другие программно-аппаратные блоки;
  • тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в его памяти, обеспечивать внесение установочных данных с использованием карты мастерской;
  • прибор должен поддерживать режимы «рабочий» (активируется картой водителя), «контроль» (активируется картой контролёра), «корректировка установочных данных» (активируется картой мастерской) и «предприятие» (активируется картой предприятия).

Приказ Минтранса от 26.10.2020 № 438 определяет, как нужно устанавливать тахограф на ТС:

  • оснащение ТС тахографом обеспечивает его владелец, а производит мастерская, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в информационном ресурсе, содержащем сведения о мастерских;
  • мастерская осуществляет установку тахографа (сведения о его модели должны быть учтены ФБУ «Росавтотранс» в информационном ресурсе, содержащем сведения о моделях тахографов), активацию тахографа и программно-аппаратных средств, настройку;
  • тахограф устанавливается на ТС так, чтобы водитель мог иметь доступ к его функциям со своего рабочего места;
  • настройка тахографа должна обеспечивать возможность распечатки контрольных данных, в том числе наименование мастерской, её номер и номер тахографа, параметры ТС;
  • оснащение ТС тахографом завершается его опломбированием.

Приказ Минтранса от 28.10.2020 № 440 (Приложение № 3) устанавливает правила пользования тахографом для водителей и других лиц. Приведём некоторые из них:

  • использование тахографов производится водителями, владельцами ТС, сотрудниками ГИБДД и ФБУ «Росавтотранс»;
  • в тахографе должны использоваться карты водителя, мастерской, предприятия и контролёра;
  • водитель ТС обязан перед началом движения вставить карту в слот тахографа и ввести ПИН-код, а вынуть карту после завершения управления ТС;
  • водитель обязан предоставлять доступ контролёрам к тахометру и своей карте, распечатывать запрашиваемые сведения;
  • запрещается использовать неисправный тахограф или с истекшим сроком эксплуатации, использовать карту с истекшим сроком действия, вынимать карту до завершения управления ТС, уничтожать или корректировать (фальсифицировать) данные тахографа и карты.

Что делать, если тахограф сломался в пути

Штраф за неработающий тахограф на организацию, ИП, должностное лицо или водителя налагается не во всех случаях. Если ТС было выпущено на линию с работающим тахографом, а неисправность возникла в пути, можно продолжать движение. И даже если контролёры обнаружат, что у ТС не работает тахограф, они не вправе штрафовать водителя или владельца. Наказание за неисправный тахограф не накладывается, если поломка произошла после выпуска ТС на линию (ч. 1 и 2 ст. 11.23 КоАП РФ).

Антон Шаров, автоюрист, независимый журналист, главный редактор

В 2007 году окончил СПбГУП («Журналистика» 42.04.02), в 2012 – выпускник магистратуры ИПиНБ РАНХиГС по профилю «Магистр частного права» («Юриспруденция», 40.04.01). Практикующий юрист, создатель и основной автор портала AvtoPravil.net.

Штраф за тахограф

Какой выписывают штраф за тахограф в 2024 году – мера ответственности, которую несет водитель при отсутствии у него соответствующего прибора. Размеры санкций варьируются и зависят от обстоятельств нарушения. Какие штрафы назначают за отсутствие тахографов, зачем нужен такой прибор – объясняют специалисты Европейской Юридической Службы.

Штраф за тахограф

Главное о тахографах

Тахографы – специальные устройства, которые устанавливаются в кабинах грузовых машин. Их основная функция – контроль состояния водителя, а именно – соблюдение правил отдыха и труда, и штраф за отсутствие тахографа считается одной из распространенных санкций.

Получали ли вы когда-нибудь штраф за тахограф?
Да, приходилось
Нет такого опыта
Проголосовало: 0
Получали ли вы когда-нибудь штраф за тахограф?

Да, приходилось 73
Нет такого опыта 53

Проголосовало: 0
Тахографы по своим функциям и устройству делятся на две обширные категории. Категории тахографов

Категория Использование
Тахографы с блоками СКЗИ (устройствами, кодирующими информацию и защищающими от взлома) Такие тахографы официально разрешены в России. За рубеж вывозить нельзя: блок криптозащиты защищен законом «О государственной тайне», предусмотрена уголовная ответственность. Внутри РФ предусмотрено использование такого оборудования (Приказ Минтранса N 440)
Тахографы ЕСТР Соответствуют европейскому соглашению, касающегося работы экипажей ТС, подходят для работы за границей. Если у перевозчика есть лицензия «международника», он имеет право ставить тахограф ЕСТР в том числе и на рейсах внутри РФ.

Тахографы, оборудованные блоками СКЗИ, имеют более высокую стоимость, чем устройства, которые соответствуют ЕСТР. Кроме того, эксплуатация этих моделей предусматривает регулярное обслуживание. К примеру, СКЗИ-блоки требуется менять с определенной периодичностью – один раз в три года. И именно по этой причине перевозчики стараются получить лицензию международного типа на физическое и юридическое лицо для того чтобы применять такие устройства в рамках перевозок внутри страны.

Мацала Орест Александрович
Юрист по автотематике • Стаж 11 лет
Задать вопрос

Если вы не знаете, нужен ли для вашего транспортного средства тахограф, какие меры предусмотрены за его отсутствие, обратитесь за консультацией к нашим автоюристам. Они подробно расскажут о правовой стороне эксплуатации и обслуживания такого оборудования, помогут решить уже возникшие спорные ситуации, связанные с тахографами.

Транспортные средства и тахографы

Согласно закону, тахографы в обязательном порядке устанавливаются на все ТС, относящиеся к категории С, у которых разрешенная масса превышает 3,5 тонн. Обязательство распространяется на юридические и физические лица.

Пример из практики: Гр-н Иванов занимался грузоперевозками, в его автопарке было несколько коммерческих автомобилей. Считая, что тахографы для таких видов ТС не нужны, он решил их не устанавливать. Однако сотрудники ГИБДД, остановив одну из машин, среднетоннажный грузовик, выписали штраф за отсутствие тахографа. Оспорить штраф, выписанный ГИБДД, Иванов не мог, так как отсутствие тахографов для таких машин считается обязательным, в отличие от «Газелей», относящихся к легким коммерческим автомобилям.

Однако есть и исключения: на некоторые транспортные средства не распространяется требование, касающееся наличия тахографа. Таким образом, езда без тахографа для таких ТС штрафом не облагается. Транспортные средства, на которые не нужно устанавливать тахографы

Вид ТС
1 Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами «Европейского образца» (внесенные в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, — с 1 сентября 2022 года)
2 Военные транспортные средства
3 Транспортные средства, используемые в границах предприятия и не выезжающие на дороги общего пользования (с 1 января 2021 года)
4 Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д)
5 Автомобили, зарегистрированные в Гостехнадзоре (трактора и самоходные машины)
6 Автомобили старше 50 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (до 1 января 2021 года — старше 30 лет, в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор)
7 Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок
8 Автомобили, проходящие дорожные испытания
9 Автомобили Государственной фельдъегерской службы (с 1 сентября 2022 года)

Тахографы, как устройства для контроля, в обязательном порядке устанавливаются на грузовые машины вне зависимости от того, в чьем владении находится автомобиль – это может быть и ИП (индивидуальный предприниматель), и физическое лицо, и компания. Владелец будет платить также штраф за неработающий тахограф.

Принцип работы устройства

  • водитель садится за руль и включает оборудование;
  • в тахограф помещается личная карта водителя, вводится пин-код;
  • в автоматическом режиме включается опция «Управление», когда ТС в движении;
  • когда машина стоит, запускается режим «Отдых».

Некоторые модели современных тахографов переходят в режим «Отдых» даже тогда, когда двигатель ТС глушится.

Современные тахографы

Практически любая модель современного тахографа дополняется термопринтером, как правило, небольшим. В случае, если водителя грузовой машины остановят инспекторы Ространснадзора или УГАДН, они могут на месте попросить его предоставить распечатку и по ней проверить соблюдение установленного режима отдыха и работы.

Обратите внимание! Перед тем, как отправиться в рейс, водителю желательно убедиться в наличии бумаге в тахографе. За отсутствие бумаги в используемом тахографе также полагается штраф.

Установка и обслуживание

Большая часть грузовых транспортных средств оснащаются тахографами еще на этапе производства. В продажу они поступают в комплекте с таким оборудованием, и все, что остается сделать собственнику – это оформить водительские карты.

Если транспортное средство не оснащено тахографом, либо на нем установлен тахограф устаревшей модели, необходимо обратиться в специализированную и сертифицированную мастерскую. При неисправности оборудования предусмотрены штрафы за допущенные нарушения правил их эксплуатации.

Что касается ремонта тахографов, то право осуществлять его есть только у специализированных мастерских. Они должны иметь лицензию, выданную ФСБ. В случае, если проблема возникла не в самом блоке, тахограф можно сдавать в ремонт в любой официальный сервис. Своевременное обслуживание позволит избежать штрафа за выпуск транспорта на линию без тахографа.

Техническое обслуживание оборудование – это калибровка. Рекомендованная периодичность ее проведения – один раз в три года. С аналогичным интервалом рекомендуется также осуществлять замену СКЗИ-блоков. Что касается устройств, которые работают без проблем, то в их отношении такие манипуляции не обязательны. Просроченный тахограф использовать нельзя.

Заказ карты

Водительские карты следует заказывать, обращаясь в те организации, которые взаимодействуют с предприятиями-изготовителями. Без помощи посредника сделать это не получится.

К примеру, можно оформить заказ на карту в офисе или через интернет. На изготовление, как правило, уходит от 15 до 25 дней, стоимость работ – максимум 4 000 рублей, но это зависит от конкретного типа карты. Стоит учесть, что полагается также и штраф за отсутствие карты.

Важно! Для тахографов СКЗИ и ЕСТР используются разные виды карт. Друг с другом они не совместимы, а, значит, устройство не будет работать.

Если тахограф вышел из строя

В случае, если тахограф вышел из строя еще до того, как начался рейс, отправляться в дорогу не следует – для начала необходимо устранить дефект. Если оборудование сломалось непосредственно во время поездки, водитель должен отправиться к расположенной рядом СТО, либо к месту, по которому оформлен грузовик. На это отводится определенный срок – семь дней. Если его не соблюсти, последует наказание за тахограф, который был вовремя не отремонтирован.

Специалисты органов, осуществляющих контроль, могут потребовать от водителя подтверждения того факта, что тахограф вышел из строя уже после начала рейса. В качестве доказательства подойдет распечатка, сделанная ранее, либо аудиозапись общения с СТО, с которой переговаривался водитель после того, как определил, что использует неисправный тахограф.

Если вы не согласны с штрафом, который вам выписали за отсутствие тахографа или при его неисправности, вы имеете право обжаловать постановление, однако в нем необходимо максимально четко выразить свою позицию и обосновать ее доказательствами. За помощью в составлении обжалования обратитесь к специалистам ЕЮС.

Образец заявления
Образец жалобы на постановление по делу об административном нарушении в 2024 году

Скачать Образец жалобы на постановление по делу об административном нарушении

Штрафы

Отсутствие тахографа, равно как и нарушение регламента его использования, влечет за собой штраф. Это может быть либо штраф за езду без тахографа, либо за эксплуатацию неисправного оборудования. Размеры санкций для физического лица и для коммерческой организации варьируются.

изображение

Фото: Таблица штрафов за отсутствие и неисправность тахографов

Аналогичные штрафы предусмотрены за нарушение РТО. Вышеперечисленные санкции регламентированы в соответствии со ст. 11.23 КоАП, сюда же входит и ответственность за отсутствие тахографа на автомобиле.

Судебная практика: штраф за отсутствие тахографа

Верховный суд поставил точку в бесчисленных кассациях, которые подавал истец пытаясь отменить наказание, назначенное ему инспектором, за управление транспортным средством без тахографа или с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.

Водитель подал жалобу на действия инспектора с обоснованием своей позиции тем, что Приказ Минтранса, устанавливающий требования к тахографу, носит рекомендательный характер, а наличие сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного Союза является единственным обязательным требованием, которое установлено законом в отношении тахографа.

Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11 августа 2021 г. № 2-АД21-3-К3 дал надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонил доводы водителя как несостоятельные. Вопреки доводам жалобы водителя при рассмотрении дела было установлено, что тахограф, которым был оснащен автомобиль, требованиям нормативных правовых актов не соответствовал, в нем отсутствовало программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство — блок СКЗИ тахографа.

Виды наказаний за тахограф в 2024 году

Тахограф является техническим приспособлением, позволяющим осуществлять контроль параметров движения транспортного средства. С его помощью работодатель может проверять, по какому маршруту едет водитель, с какой скоростью, достаточно ли отдыхает и т. д. Вся информация сохраняется во внутренней памяти устройства, что дает возможность изучить ее в будущем. Законы предусматривают штраф за отсутствие тахографа и его строго обязательную установку в определенные виды транспорта.

Законодательная база

Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено . Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.

Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.

Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.

  • Федеральные законы № 184 и 196;
  • Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
  • Приказ Минтранса № 36 и 277.

Законодательные акты описывают то, для какого транспорта необходимо устанавливать тахографы, процесс получения электронной карты для водителя и организации, а также требования к приборам. Статья 11.23 часть 1 КоАП РФ содержит подробную информацию о назначаемых штрафах за определенные нарушения, связанные с использованием тахографов. Они расписаны по категориям и разделяют виды ответственности для разных категорий лиц.

Из видео вы узнаете о штрафах за нарушение пользования тахографом :

Важно! Управление автомобилем без электронной карты запрещено, но ее выпуск может затянуться на несколько недель.

Основные требования

Закон предписывает строгое соблюдение требований к параметрам тахографов. Первым, на что обращают внимание при проверке, является легальность установки оборудования. Встраивать в транспортное средство тахограф самостоятельно категорически запрещено. Установить оборудование можно только в специализированных сервисах, получивших разрешение на соответствующую деятельность от ФБУ «Росавтотранс».

Требования к тахографу

Если тахограф не соответствует требованиям, то владелец авто понесет ответственность, а оборудование придется демонтировать.

Важно соблюдать следующие пункты :

  1. Наличие у водителя личной электронной карточки.
  2. Исправный считыватель карточек в тахографе.
  3. Датчик передвижения автомобиля.
  4. Модули приема GPS и ГЛОНАСС, антенны для приема и отправки сигнала по GSM и GPRS.
  5. Программное обеспечение, криптографические средства для шифрования информации.
  6. Работающие датчики, карты, средства звукового и визуального предупреждения и т. д.
  7. Защита корпуса от взлома, установленные и неповрежденные пломбы.

Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Несоответствия запрещают использование тахографа, как и управление транспортным средством. Поэтому важно убедиться в выполнении требований до отправки в рейс. Позаботиться об этом должен водитель, а также компания, где он работает.

Какие виды будут заменены в 2024 году

Тахографы предыдущего поколения относятся к аналоговым и работают от шайб. С 2024 года их использование в автомобилях запрещено. Соответствующий закон приняли еще в 2014 году, но само требование вступило в силу лишь спустя 4 года.

С января 2024 года используемые тахографы должны быть цифровыми . В качестве исключения допускается использовать аналоговые приборы, соответствующие стандартам ЕСТР. Новые же модели должны оснащаться блоком цифровой криптозащиты информации.

На какие транспортные средства ставится прибор?

При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.

  • M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
  • M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
  • N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
  • N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.

Соответственно, тахограф должен быть на грузовике, который используется для коммерческих грузоперевозок и весит более 3,5 тонн . Автобусы, имеющие более 8 мест для пассажиров, раньше оснащались таким оборудованием только при использовании для разовых перевозок или работе на отдельные компании. С 1 июля 2018 года были введены изменения. Они требуют установку тахографов также в автобусы и маршрутные такси, осуществляющие пригородные перевозки.

Важно! С 1 июля 2019 года тахографы должны быть установлены во все городские автобусы и маршрутки.

Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации

Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.

Как правильно ездить на автомобиле с тахографом :

  1. Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
  2. При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
  3. Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
  4. При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
  5. По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.

Проезд с тахографом

Информация о передвижении и параметрах транспортного средства хранится на карте водителя 28 дней . Выгрузка должна осуществляться в каждый последний день хранения. С карты предприятия и самого тахографа производить сбор данных следует каждые 90 и 365 дней соответственно. Записывается информация в современных тахографах на специальную ленту. Отсутствие бумаги для ее заправки считается нарушением.

Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Хранить информацию нужно в течение года. Для этого можно воспользоваться услугами сторонней компании или записать данные на свой защищенный сервер с помощью карт-ридера. Во втором случае потребуется покупка специального ПО.

Использовать автомобиль с тахографом, с истекшим сроком эксплуатации, запрещается . Замену СКЗИ нужно производить каждые 3 года. Менять устройство требуется и при изменении регистрационных данных организации или корректировке информации о ТС.

Проверять тахограф

Проверять тахограф имеет право любой сотрудник ГИБДД. Процедура проводится при помощи его специальной именной карты, которая вставляется в прибор. Таким образом выявляется не только явно неработающий тахограф, но и другие показатели :

  • Состояние защитных пломб;
  • Корректность работы оборудования;
  • Информация с карты водителя;
  • Соблюдение маршрутных норм.

Проверка тахографа

Инспектор может потребовать распечатать информацию с тахографа. Если водитель откажется это делать либо сошлется на неумение или отсутствие ленты, то ему будет выписан штраф. Его размер будет зависеть от типа нарушений.

Достоинства и недостатки

В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.

  • Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
  • Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.

Раньше большим минусом была система штрафов, которая предполагала применение мер наказания только на физических лицах. Теперь же отвечают за нарушения и юрлица. Главным минусом осталась сложность установки тахографа – высокая стоимость и необходимость посещения специальной мастерской.

Важно! Многие производители устанавливают тахографы сразу на заводе, что значительно облегчает жизнь владельцам грузовиков и автобусов.

Можно ли обмануть прибор?

Попытки обмануть устройство завершаются безуспешно, т. к. оно оборудовано продвинутой системой защиты от любого вмешательства извне. Действия, влияющие на его работу, автоматически фиксируются. Некоторые водители отключают тахограф на время незарегистрированных перевозок, скрывая информацию о своих перемещениях. Однако сам факт выключения запишется и отразится в отчете, о чем узнает работодатель.

Прибор тахограф

Действия, влияющие на работу устройства или отключающие его, приведут к наказанию в 100% случаев . Первое воздействие будет со стороны работодателя – за то, что автобус или грузовой автомобиль используется для сторонних перевозок, водителя могут уволить, а при повреждении деталей оборудования с него потребуют оплаты ремонта или покупки нового тахографа. Со стороны ГИБДД же водителю выпишут штраф за езду с выключенным прибором.

Штрафы за тахограф

Размеры штрафов и типы нарушений расписаны в статье 11.23 КоАП. Они применяются к физическим, должностным и юридическим лицам. Наиболее крупные взыскания ждут именно последних. В некоторых случаях ответственными за нарушения они не становятся, а вся вина перекладывается на водителя.

Получить скидку 50% на погашение штрафа в первые 20 дней после его получения при нарушениях, связанных с тахографом, не получится . Придется оплачивать полную стоимость. Если учесть размер взысканий, то намного проще потратить деньги на оборудование автомобиля нужным прибором, чем выплачивать штрафы. Однако многие нарушения могут подразумевать не меньшие выплаты даже при наличии тахографа.

Сумма штрафа

За отсутствие

За езду без тахографа можно получить довольно крупный штраф. Причем он коснется не только водителя, но и других лиц.

Размеры штрафов для разных категорий лиц :

  • От 1 тыс. до 3 тыс. руб. – физические лица;
  • От 5 тыс. до 10 тыс. руб. – должностные лица;
  • От 15 тыс. до 30 тыс. руб. – юридические лица.

Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Следует учесть, что привлечь к ответственности может только то должностное лицо, которое выпустило транспортное средство в рейс. Другие же работники аналогичной должности отвечать за это не будут. Это касается перевозок как груза, так и людей.

За неисправный прибор

Использование неработающего прибора приравнивается к его отсутствию. Поэтому отвечать придется точно так же. Штрафы будут аналогичными: от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, в зависимости от категории лица.

Неисправный тахограф

Иногда прибор ломается во время рейса. В таких случаях продолжать выполнение перевозки не стоит. Неисправный тахограф следует показать работникам ближайшей станции ТО. При выявлении поломки желательно сразу же произвести ремонт или замену.

За просроченный

Получить штраф можно и за использование прибора старого образца или его просрочку . Размер взыскания будет соответствовать отсутствию тахографа. Ответят физические, должностные и юридические лица.

Ответственностью карается также просрочка карточки водителя или ее отсутствие в нужном слоте. Меры наказания не изменятся. Однако водитель также должен будет ответить перед своим начальством.

За превышение времени

Мнение эксперта
Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Несоблюдение режима работы тоже наказывается по закону. Однако касается это только самого водителя. Должностные и юридические лица никакой ответственности не понесут.

Водитель, который нарушает режим, будет оштрафован . Размер взыскания составит от 1 тыс. до 3 тыс. руб. При этом также могут последовать другие наказания со стороны работодателя.

За калибровку

Прибор проходит калибровку сразу после установки в мастерской. В дальнейшем делать это самостоятельно нельзя. Закон не запрещает калибровку напрямую, но предусматривает наказание за самовольное изменение оборудования.

Калибровка тахографа

Штрафы будут стандартными и составят от 1 тыс. до 30 тыс. рублей . Поэтому калибровать устройство могут только в специализированном сервисе. Именно туда и стоит обращаться при первой необходимости.

На физическое лицо

Физлицо будет отвечать за любые нарушения, связанные с тахографом. При этом он может быть наказан не только ГИБДД, но и со стороны своего начальства. Последнее актуально для случаев, когда проблемы с оборудованием возникли по вине водителя.

Размер штрафов варьируется от 1 тыс. до 3 тыс. рублей . При поломке тахографа также придется выплатить компенсацию за его ремонт или замену. Стоимость нового оборудования составляет более 50 тыс. руб.

Проверка прибора

На юридическое

Все юридические лица, в чьих интересах осуществляются перевозки, будут ответственными за работу тахографа. Это касается тех автомобилей, которые являются собственностью компании или водителя, работающего в ней. Юрлицо обязано контролировать соблюдение регламента перевозок, проверять транспорт и технические средства, а также следить за режимом работы водителя.

Размер выплат у юридических лиц самый большой . С них могут взыскать от 15 до 30 тыс. руб. При этом следует учитывать финансовые затраты на устранение выявленных нарушений.

Из видео вы узнаете все о пользовании прибором и как вести себя в случае остановки инспектором ГИБДД :

Частнику

Для частника, использующего транспорт в личных целях штрафов не предусмотрено. Однако это касается только тех случаев, когда лицо не получает при перевозке финансовой выгоды. Тахограф при таких обстоятельствах вообще не нужен.

Установка прибора

Оказание услуг по перевозке для третьих лиц на платной основе или с подписанием договора уже будет требовать выполнения закона. Если тахограф не установить, то придется выплатить штраф. Его размер будет равен взысканию с водителя.

Важно! В ближайшем будущем планируется ужесточение наказаний. Если законопроекты будут приняты, то размер штрафов для юрлиц может вырасти до 100 тыс. руб., при этом их смогут привлекать к уголовной ответственности.

Где оплачивать?

Физлицо может оплатить выписанный штраф в Сбербанке или любом другом финансовом учреждении. Также возможна оплата на портале «Госуслуги». Но в этом случае потребуется пройти регистрацию.

Юрлица же воспользоваться описанными вариантами не могут. Закон обязывает их производить оплату в виде денежного перевода с расчетного счета напрямую в ГИБДД. Их нужно будет отразить в бухгалтерии в разделе прочих текущих расходов.

Как избежать?

Для всех юридических лиц назначение штрафа неизбежно. Выплатить его придется при любых обстоятельствах. Попытки отказаться от ответственности за водителя не принесут результата даже при явных нарушениях с его стороны.

Работа прибора

Физлицо может избежать ответственности в том случае, если устройство вышло из строя или водительская карта была утеряна во время рейса . Однако тогда потребуется доказать произошедшее, что может быть крайне нелегко. При этом водитель обязуется вести все записи, касающиеся поездки, вручную на лист бумаги.

Как обстоят дела в Европе?

При выполнении международных рейсов следует учитывать законодательство других стран. В Европе есть свои правила работы водителей грузовых авто.

  1. Рабочий день – максимум 8 часов. Превышение нормы на 2 часа допускается не чаще двух раз в неделю.
  2. Общий ежесуточный отдых – от 11 часов. Во время вождения каждые 4,5 часа водитель должен останавливаться и отдыхать.
  3. Продолжительность выходного – 36-45 часов. Еженедельно водитель должен обязательно отдыхать.

Тахограф в грузовике

Перечень нарушений, которые могут быть совершены в ЕС и касаются тахографа, включает в себя более ста пунктов. А сумма штрафа может значительно варьироваться. Наименьшую сумму придется заплатить в Литве (30 евро), а самый крупный штраф выпишут в Германии (15 тыс. евро).

Тахограф – удобное и полезное устройство, приносящее пользу всем лицам, которые заинтересованы в успешности и безопасности перевозок . Штрафные взыскания за нарушения, связанные с таким оборудованием, относительно невелики, но вскоре могут возрасти до очень высоких показателей. Поэтому гораздо правильнее придерживаться законов и позаботиться о правильной эксплуатации тахографа для своей же пользы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *